СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический клуб и научное общество учащихся «Деметра» – как средства экологического воспитания старшеклассников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы   создать условия для  обучения  экологической грамотности подрастающего поколения  в  школе, в 1994 году был организован экологический клуб «Деметра»,  который объединил  школьников с шестого по одиннадцатый класс.. Деятельность клуба осуществляется по нескольким направлениям

Просмотр содержимого документа
«Экологический клуб»

Экологический клуб и научное общество учащихся «Деметра» – как средства экологического воспитания старшеклассников

Экологическая катастрофа, выживание цивилизации, защита окружающего нас мира могут оказаться лишь абстрактными понятиями, пока: воспитание экологической культуры учащихся не станет одной из важнейших задач общества и образования.

Уровень экологической культуры во многом определяется качеством экологического образования и воспитания. Каждый человек должен сознавать, что он несет ответственность за состояние естественного природного окружения, за свое здоровье и здоровье других людей, является частицей природы, которую необходимо сохранить от загрязнения и разрушения. Необходимо также формировать ответственное отношение к своему здоровью и понимание, что окружающая среда и наше здоровье – неотделимы. Несмотря на то, что в школьной программе нет курса экологии, школа может и должна осуществлять экологическое образование и воспитание учащихся.

Чтобы создать условия для обучения экологической грамотности подрастающего поколения в школе, в 1994 году был организован экологический клуб «Деметра», который объединил школьников с шестого по одиннадцатый класс.. Деятельность клуба осуществляется по нескольким направлениям. Приоритетными направлениями деятельности клуба являются:

  • общественно - просветительское,

  • творческое,

  • научно-исследовательское

  • экологический туризм,

Целью общественно - просветительской работы, в рамках школьных проектов «Береги природу сам, научи другого » , «Доктор Айболит» для учащихся1-6 классов, « Мы в ответе за все на Земле» для учащихся 6-11 класс, «Помоги себе сам», «Экологический калейдоскоп» для учащихся 8-11 классов, – формирование экологического мировоззрения, привлечение школьников и общественности к охране природы и решению экологических проблем. Для этого в школе создан экологический лекторий. Занятия в лектории проводят учителя, старшеклассники в рамках проекта «Учитель научи ученика». Лекторий посещают все без исключения члены клуба. В соответствии с возрастными особенностями определяется не только содержание занятий, но и их формы. Например, для младших школьников проводятся часы фантазии, релаксационные тренинги, тренинги воображения, уроки рисования, на которых дети в процессе творчества раскрывают свой внутренний мир. Для старших школьников – конференции, диспуты, сюжетно-ролевые и деловые игры, самостоятельные работы, инсценировки, занятия, на которых моделируются проблемные ситуации, и многое другое. Учащиеся сами или с помощью учителя выбирают проблему, которая их заинтересовала. Дети в школе не учатся жить, а живут, и им не безразлично то, что происходит в мире стране, городе. . Они не только созерцают мир, но и анализируют его, пытаясь найти выход из создавшегося положения. Вот одна из проблем, поставленных перед детьми: «Нашу голубую планету можно сравнить с гигантским космическим кораблем, летящим по просторам Вселенной. А человечество - это экипаж. Но у нашего "корабля" нет аварийного выхода. Возникает много проблем, главная из которых - спасти нашу планету, сберечь ее богатство: воздух, воду, землю». . В ходе обсуждения учащиеся пришли к следующему выводу: переселиться человеку некуда, мы потеряем нашу землю, если не оставим места для жизни животным и растениям, для всего, что делает Землю "прекрасным кораблем для прекрасного плавания". Выход один: надо беречь, что имеем, эту тонкую, хрупкую, уязвимую "корочку" жизни на нашем земном шаре. Актив нашего клуба предложил учащимся всей школы решать эту глобальную проблему с позиции всех научных направлений.

Творческое направление

Потребность выразить себя живет в душе каждого ребенка, и очень важно помочь ему в этом стремлении через разнообразные творческие задания. Очевидно, что всё негативное, хлынувшее с экрана телевизора, со страниц печати формирует сознание детей. И вот еще одна задача нашего общества, не только в покаянии, но и в умении найти выход из создавшегося положения. Мы предлагаем, через различные творческие конкурсы ученикам предложить свои варианты «Как можно помочь животным выжить в наших лесах?», «Как помочь нашему озеру?», «Каким ты бы хотел видеть наш парк?». Представляют интерес размышления детей, чтобы они сделали, если бы стали главными экологами города, страны. В своих проектах ученики предлагают построить приюты для бродячих животных; мечтают озеленить город, чтобы снежинцы жили в нем как в сказке; мечтают придумать такие машины, чтобы из труб выходили не ядовитые выхлопные газы, а ароматные запахи цветов и т.д. Творческие работы наших детей собраны в электронный сборник «Деметра» который представлен на сайте школы . Лучшие творческие работы детей неоднократно публиковались в городских ,областных СМИ. Сказка Лены Лешуковой «История крысенка Саид, рассказанная им самим» была удостоена Гран- при на международном экологическом фестивале «Экология и дети .21 век»

Научно-исследовательское направление является этапом непосредственной научно-исследовательской деятельности учащихся, в ходе которого ведется разработка как общешкольных тем, так и индивидуальных проектов ребят. Научно-исследовательская деятельность учащихся – это перспективная форма организации детей. Это и учеба, и работа одновременно. Максимум самостоятельности и творчества, полная возможность самореализации. Важнейшую роль в развитии интереса к исследовательской деятельности на данном этапе играет деятельность экологического клуба При завершения исследования ученик ориентировался на значимый практический результат. Результаты своих работ исследователи представляют на конференции и конкурсы различного уровня. Приведем примеры некоторых осуществленных ребятами проектов с выходом на практический результат.

Проект «Красная поляна Снежинска». Современные школьники не имеют достаточных знаний о флоре их региона, родного города. В условиях урбанизации встаёт проблема доступа к естественному растительному сообществу и как результат недостаточная осведомлённость школьников об окружающей природе. Основной целью данного проекта является создание исследовательской базы на территории нашей школы для изучения флоры региона, а так же для проведения ознакомительных экскурсий для жителей города. Были выполнены научно-исследовательские работы по изучению антропогенного воздействия на городской парк, на реку М.Вязовка, оз.Синара. Была изучена зараженность животных токсокарозом в г.Снежинске ,.проблема лудомании среди подростков. Различными методиками было был проведен мониторинг чистоты воздуха в городе .

Экологический туризм.

Этим направлением руководит учитель школы Рудь А.В. Огромное значение имеет туристская работа в школьном экологическом клубе, где мы развиваем экологический туризм, который имеет не только спортивную часть, но и воспи-тывает экологическую культуру учащихся. Ребята в клубе разного возраста, старшие опекают младших в походах, передают свой опыт. У юных туристов, развивается чувство ответственности за состояние природы, понимание необходимости бережного отношения ко всем видам и формам живой и неживой природы, возникает потребность быть активным ее защитником. Нашим туристам покорились вершины Сугомака. Красота родного Урала не перестаёт восхищать! Маршрут.Зюраткуль- хребет Нургуш- хр. Зюрат-куль- п.Зюраткуль. Остался в памяти туристов поход на Таганай, на хребет Юрмы,на Полярный Урал.

Клуб «Деметра» является организатором экологических мероприятий, акций проводимых в школе и городе. В течение учебного года проводятся самые разные мероприятия. Операция «Чистка» посвященная уборке территории школы, парка и улиц, прилегающих к школе. Традиционным стал месячник экологического воспитания. Он проходит под девизом «Думай глобально! Действуй локально!». Каждый ученик может проявить себя либо в конкурсе рисунков и плакатов «Природа в опасности!», «Здоровый образ жизни», либо в конкурсе чтецов «Как прекрасен этот мир!». Большой популярностью пользуются конкурсы поделок из природного материала и выставка кошек. Во всех классах проходят классные часы на экологические темы, которые проводят деметровцы.

Ученик в современной школе должен стать не потребителем знаний и ценностей, а их созидателем. Ведь лишь повсеместный переход к подлинному, творческому созиданию может избавить человечество от экологической катастрофы антропогенного характера и сделать ее невозможной.