Муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 12
Исследовательская работа
«Наш школьный дендропарк»
Ф.И.О. участников:
Калиновская Анастасия
Спиридонова Марина
Прокова Марина,
учащиеся 7 «А» класса , МБОУ ОШ № 12
Ф.И.О. руководителя:
Учитель истории и обществознания
Шумилова Екатерина Владимировна
Тел. 66-484
2015 г.
Содержание
I. Теоретический этап
1. Роль древесных растений в нашей местности и на пришкольном дворе
2. Характеристика вклада разных типов насаждений в снижение уровня загрязнения.
3. Флора школьного дендропарка
4. Экологический состав флоры школьного дендропарка
5. Нормы озеленения
II. Мониторинг древесных насаждений
III.Результат инвентаризации зелёных насаждений в школьном дендропарке
IV. Предложения по улучшению существующих насаждений.
V. Список литературы
1. Роль древесных растений в нашей местности и на пришкольном дворе
В современное время, в связи с расширением городской среды, строительством автомобильных дорог, развитием промышленности, все более актуальной становиться проблемы охраны окружающей среды.
Историческая справка: еще в 1960-х гг. борчане подхватили почин жителей Омска, решивших превратить свой город в цветущий сад. На улицах Бора были высажены сотни яблонь и вишен. В эти же годы были заложены во многих местах города березовые рощи. Сейчас одна из них радует всех проезжающих по нижегородской трассе в районе нашего п. Дружба. Озеленением в те годы занимались пионеры, комсомольцы, научно-технические общества, вся страна.
Какую же роль играют древесные растения в жизни нашего поселка и пришкольного сада?
1. Насаждения защищают территорию от пыли, вредных для человека газообразных соединений. ( Значительная часть пыли оседает на листьях, ветках, стволах. Во время дождя эта пыль смывается на землю. Даже зимой деревья снижают запыленность воздуха примерно на 37% по сравнению с открытым пространством. )
2. Древесные насаждения увеличивают турбулентность воздуха, усиливают смещение воздушных масс и течений, что приводит к более быстрому рассеиванию загрязнителей, а также влияют на ветровой режим, снижая скорость ветра.
3. Благотворно влияние насаждений на микроклимат: в летние дни в насаждениях температура на 4-6 градусов ниже – повышенная относительная влажность воздуха, связанная с испаряющей способностью растительного мира. Суммарная солнечная радиация под кронами деревьев почти в 9 раз меньше, чем на открытом пространстве. Биологически активные вещества, которые выделяют растения, в значительной степени оздоравливают среду обитания человека. Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трёх человек. За один теплый солнечный день гектар леса поглощает из воздуха 220-280 кг углекислого газа и выделяет 180-200 кг кислорода.
4. Красивый, ухоженный пришкольный участок с древесными растениями воспитывает в школьниках чувство прекрасного, любовь к родному краю, городу, школе. Школьный участок – место, где учащиеся проводят много времени на переменах, после уроков, отдыхая летом в пришкольном лагере. Древесные растения создают экологически благоприятную «зеленую» зону.
2. Характеристика вклада разных типов насаждений в снижение уровня загрязнения.
Типы зеленых насаждений подразделяются на:
Плоскостные - газоны и цветники; Вертикальное озеленение;
Альпинарии и сады на крышах; Объемные - деревья и кустарники;
Выводы:
1. Зеленые деревья и кустарники очищают воздух, помогая людям дышать свободнее. Например, концентрация окислов азота, выбрасываемых промышленными предприятиями, снижается на расстоянии 1 км от места выбросов до 0,7 мг/м3, а при наличии зеленых насаждений до 0,13 мг/м3. Вредные газы поглощаются растениями, а твердые частицы аэрозолей оседают на листьях, стволах и ветках растений. Дерево с большей лиственной массой выделяет больше кислорода. Влияние зеленых насаждений на снижение концентрации газов в воздухе зависит и от плотности их посадки. Наблюдения показали, что среди плотных непродуваемых насаждений деревьев и кустарников, расположенных вблизи источников выбросов в атмосферу пыли и газов, создается застои воздуха, в результате чего возникают очаги повышенной концентрации загрязнений атмосферы. Поэтому вблизи источников выбросов следует создавать хорошо продуваемые насаждения в групповых ажурных посадках.
2. Зеленые насаждения, расположенные на пути потока загрязненного воздуха, разбивают первоначальный концентрированный поток на различные направления. Таким образом, вредные выбросы разбавляются чистым воздухом, и их концентрация в воздухе уменьшается. К слабоповреждаемым породам относятся вяз (шершавый и гладкий), ель колючая, ива древовидная, клен ясенелистый, осина, тополь (берлинский, бальзамический, канадский и черный), яблоня сибирская, акация желтая, боярышник сибирский, вишня дикая, калина обыкновенная, смородина черная, сирень обыкновенная; к среднеповреждаемым— береза бородавчатая, лиственница сибирская, рябина обыкновенная, ива корзиночная, клен татарский и т. д.
3. Особенностью зеленых насаждений ( газонов и цветников) является также то, что они в результате фотосинтеза поглощают из воздуха углекислый газ и выделяют кислород. В среднем 1 га зеленых насаждений поглощает в 1 ч 8 л углекислоты (т. е. столько, сколько углекислоты выделяют за это время 200 человек). Разные породы древесно-кустарниковых растений обладают неодинаковой интенсивностью фотосинтеза и поэтому выделяют различное количество кислорода.
4. Большинство растений выделяет летучие и нелетучие вещества — фитонциды, обладающие способностью убивать вредные для человека болезнетворные бактерии или тормозить их развитие. Например, фитонциды дубовой листвы уничтожают возбудителя дизентерии. К числу ярко выраженных фитонцидных деревьев и кустарников относятся береза, дуб, тополь, черемуха. Известно более 500 видов деревьев, имеющих фитонцидные, свойства. Особенно много фитонцидов образуют хвойные породы. Благодаря способности растений выделять фитонциды воздух парков содержит в 200 раз меньше бактерий, чем воздух улиц.
5. Если принять относительную влажность на улице, равной 100%, то в жилом квартале с озеленением влажность будет составлять 116%, на бульваре —205%, в парке — 204%. Повышение влажности на 15% воспринимается организмом как понижение температуры на 3,5°С. Известно, что для испарения 1 л воды нужно 600 Мкал тепла. Следовательно, 1 га дубов поглощает 15600 ккал/сут. Этот процесс способствует уменьшению температуры в нижних слоях кроны на 3—5°С (по сравнению с температурой окружающего воздуха).Установлено, что влажность воздуха может повышаться на 30% в зоне, отстоящей от зеленого массива на расстоянии 500 м. Даже неширокие древесно-кустарниковые полосы (10,5 м) уже на расстоянии 600 м увеличивают влажность воздуха на 8% по сравнению с открытой площадью.
3. Флора школьного дендропарка
Рудеральные растения- крапива, лопух.
Интродуктивные (иноземные) виды (экзоты )- кактусы садовые, папоротник декоративный, лилии
Экологический состав флоры школьного дендропарка :
ксерофиты, галофиты, нитрофильные виды.
Ксерофиты- ива, облепиха.
Галофиты- полынь
Нитрофильные виды- малина, подсолнечник, иван-чай
5. Нормы озеленения
1. При проектировании озеленения следует учитывать нормы: минимальные расстояния посадок деревьев и кустарников до инженерных сетей, зданий и сооружений, размеры комов, ям и траншей для посадки насаждений. Рекомендуется соблюдать максимальное количество насаждений на различных территориях населенного, ориентировочный процент озеленяемых территорий на участках различного функционального назначения, параметры и требования для сортировки посадочного материала.
2. Проектирование озеленения и формирование системы зеленых насаждений на территории Поселения следует вести с учетом факторов потери (в той или иной степени) способности экосистем к саморегуляции.
3. При озеленении территории общественных пространств и объектов рекреации, в том числе с использованием крышного и вертикального озеленения, следует предусматривать устройство газонов, автоматических систем полива и орошения, цветочное оформление.
4. Обязательное цветочное оформление следует вводить только при условии комплексной оценки территории конкретного объекта с учетом его местоположения, рекреационной нагрузки, наличия иных близлежащих объектов озеленения и цветочного оформления.
5. При посадке деревьев в зонах действия теплотрасс рекомендуется учитывать фактор прогревания почвы в обе стороны от оси теплотрассы на расстояние: интенсивного прогревания - до2 м, среднего - 2 -6 м, слабого - 6 -10 м. У теплотрасс не рекомендуется размещать: липу, клен, сирень, жимолость - ближе2 м, тополь, боярышник, кизильник, дерен, лиственницу, березу - ближе 3 -4 м.
6. Шумозащитные насаждения рекомендуется проектировать в виде однорядных или многорядных рядовых посадок не ниже7 м, обеспечивая в ряду расстояния между стволами взрослых деревьев 8 -10 м(с широкой кроной), 5 -6 м(со средней кроной), 3 -4 м(с узкой кроной), подкроновое пространство следует заполнять рядами кустарника.
II. Мониторинг древесных насаждений
План -карта пришкольного двора
Школьный сад ( Весна 2014 г.)
В
Е
С
Н
А
-
Л
Е
Т
О
О
С
Е
Н
Ь
Расстояние между деревьями на учётном участке
Посадка слив и вишен.
При посадке сливы и вишни мы брали в расчет величину кроны дерева и оставляли необходимое пространство для ее роста и развития.
Чтобы деревья не затеняли ягодные кустарники и овощи, сажали их с расстоянием между деревьями 1,3 - 1,5 - 2 м.
Определить положение деревьев относительно друг друга, зданий, газонов, тротуаров, относительно сторон горизонта и нанести местоположение деревьев на план–карту участка (каждому дереву, кустарнику или группе кустарников присвоить порядковый номер)
Полевые и овощные культуры
К
У
С
Т
А
Р
НИ
К
И
«Бланк описания дерева или кустарника»
1. Дата обследования- 28.09.2014
2. Номер учетного участка- № 1
3. Вид насаждений - одиночный экземпляр
4. Порода (вид, род )- Слива (Prunus) род листопадных кустарников и деревьев семейства розовых, вид- домашняя
5. Число стволов - 1
6. Диаметр ствола на высоте 1,3 м (в сантиметрах) – 27 см.
7. Состояние дерева – «хорошее» , насаждение здоровое, с хорошо развитой кроной, без существенных повреждений.
III.Результат инвентаризации зелёных насаждений в школьном дендропарке
1. Отдел полевых культур:
В отделе размещаются полевые культуры, имеющие производственное значение:
горох, люпин;
клубнеплоды – тыква;
масличные – подсолнечник;
эфирно-масличные –мята перечная, мелисса лимонная;
Кормовые травы – клевер
2. Отдел овощных культур:
В отделе выращивают овощные растения открытого грунта учащиеся 6 класса это:
корнеплодные – петрушка, редька;
зеленые – укроп, щавель;
малораспространенные – ревень
3. Отдел плодово-ягодных культур:
Отдел плодово-ягодных культур включает:
Фруктовый сад: Сад расположен за зданием школы в юго-восточной стороне школьного комплекса. В основном представлен плодовыми деревьями: сливы и вишни.
Ягодник: Включает кусты смородины и малины.
4. Цветочно-декоративный отдел:
Данный отдел представлен разнообразными клумбами, расположенными по фасаду школы, по территории школьного двора и учебно-опытного участка.
Пополнили видовой состав многолетников: сортовые ирисы – 5 кустов, пионы – 2 куста. Произвели посадку летников: астра – 10 шт., цинния – 60 шт., георгины – 8 шт., бархатцы – 50 шт, бальзамин- 20 шт. . Цветы радуют глаз, поднимают настроение, украшают территорию школы. Наш школьный двор цветет 9 месяцев в году. Работая по озеленению территории школы и учебно-опытного участка, мы поставили перед собой задачу – превратить нашу школьную территорию в цветущий край.
IV. Предложения по улучшению существующих насаждений.
1. Расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной среды.
2. Создание списка растений наиболее приспособленных к погодным условиям.
3. Уход (побелка, полив, прополка, рыхление)
4. Очистка почвы от засоряющих ее посторонних предметов (камней, осколков стекла, обломков металла и т. Д.)
5. Осенняя обработка почвы
V. Список литературы
1. В.А. Поляков, А.Г.Соляник. Практическая экология и экологизация деятельности человека.
2. Г.В. Стадницкий, А.И. Родионов. Экология: учебное пособие.
3. В.С Холявко., Д.А. Глоба- Михайленко. Дендрология и основы зеленого строительства.
4. Нормы озеленения городских территорий ( http://yandex.ru/yandsearch?text= нормы%20озеленения%20городских%20территорий & )
5. Композиция древесно- кустарниковых растений
http ://www.greengo.ru/public/tree/composition /
6. Программа пришкольного учебно- опытного участка МБОУ ОШ № 12