Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №3»
города Майкопа Республики Адыгея
Методическая разработка экологического урока-игры «Берегите Землю!»
для обучающихся 3 «В» класса
Классный руководитель 3-в класса Лобкина Галина Александровна
Тема урока: Экологическая тропа «Берегите ЗЕМЛЮ!»
Форма урока: урок-игра.
Цель: повышение экологической культуры; воспитание экологического мышления и сознания; развитие любознательности, умения работать в группах, в паре; чувства товарищества, культуры речи; воспитание гуманного отношения к природе.
Оборудование: картинки с изображением животных и растений; плакат «Красная книга Адыгеи»; бумажные звёздочки; жетоны; презентация; мультимедиа – проектор, компьютер.
План проведения урока-игры «Берегите ЗЕМЛЮ!».
1. Оргмомент (просмотр песенки - мультфильма «Все-все на свете нужны…»).
2. Вступительное слово учителя.
3. Знакомство с правилами игры.
4. Викторина, игры, конкурсы.
5. Выступление приглашённых гостей.
6. Выступление детей.
7. Рефлексия. Подведение итогов.
8. Награждение победителей.
Приглашённые: Лимаренко Наталья Васильевна – библиотекарь городской библиотеки; Кузуб Светлана Васильевна – родитель 3 «В» класса, воспитатель ДОУ № 55.
Ход урока.
1.Оргмомент.
-Ребята, сегодня мы с вами поиграем в интересную игру, а что эта за игра – скажу позже. Сейчас вы просмотрите и прослушаете мультфильм-песенку «Все-все на свете нужны…». Пожалуйста, будьте очень внимательны и постарайтесь запомнить как можно больше слов из этого мультфильма - это вам пригодится в игре.
(просмотр песенки - мультфильма «Все-все на свете нужны…»).
2. Вступительное слово учителя.
- 2017 год в России объявлен годом экологии. Экология («экос» - дом, «логос» – наука, наука о нашем общем доме – планете Земля) – это наука о взаимосвязи живых существ между собой и окружающей их средой, между человеком и природой. Мы часто слышим это слово, так как экология учит нас беречь свою планету. Сегодня мы будем говорить о том, как быстро загрязняется наша планета, что можем сделать мы, чтобы предотвратить это загрязнение. Все наши мечты – о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь. И это замечательно. Но мы странно неправильно живем на земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, безлюдные места – нет. Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано, что на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда большая его часть – 97% – идет в отходы. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.
3. Знакомство с правилами игры.
1. Главное правило - в классе должно быть тихо.
2. Нужно внимательно слушать задания.
3. Когда кто- то отвечает - все остальные молчат, ответы на задания не надо выкрикивать.
4. После того как ваша группа или пара получила вопрос – вы обсуждаете
ответ, а потом один из вас озвучивает выбранный вариант.
5. За правильный ответ группа или пара будет получать жетончик, и складывать их в конверт.
6. Если кто-то нарушит правила – то жетон у команды я буду забирать.
-Итак, ребята, начнем игру.
4. Групповая работа.
Мы хотели бы обсудить вопросы, от которых зависит качество нашей жизни:
1. Что такое твердые бытовые отходы?
2. Что с ними делают в других странах?
3. Что мы должны делать с отходами?
Планета наша уже достаточно загрязнена и засорена, но мы еще не осознаем опасности жизни на огромной свалке. Мы пока на ней живем, но смогут ли жить на ней наши дети? Вопрос “куда деть мусор?” становится все актуальней, и мы попробуем сегодня ответить на него.
Владимир Солоухин в своей повести «Приговор» писал: «Я убежден, что если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы городской, вы будете чувствовать себя лучше и проживете дольше». Если же вы из своего окна каждое утро будете видеть мусорную кучу, грязный двор, унылые серые здания, – это и будут ваши отрицательные эмоции.
Викторина.
1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю составляют:
– Пластмассы
– Стекло
– Металл
2. Прежде чем начать переработку отходов их необходимо:
– Рассортировать
– Собрать в одно место
– Раскрошить
3. Для того чтобы переработать пластмассу ее необходимо:
– Компостировать
– Сжечь
– Переплавить
4. Появление свалок влечет за собой:
– Загрязнение почвы
– Изменение климата
– Уродство ландшафта
5. Оптимальное решение мусорной проблемы это:
– Экономия энергии
– Развитие атомной энергетики
– Развитие ветровой энергетики
6. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
– 10 лет
– 50 лет
– 100 и более лет
7. Выброшенную в лесу бумагу съедят микробы за:
– 1–2 года
– 5–8 лет
– 20 и более лет
Загадки.
1. - Его производит обыкновенная корова.
- В небольших количествах он очень полезен в качестве удобрения.
- Когда его слишком много это становится настоящим бедствием.
- Его необходимо компостировать.
(Навоз.)
2. - Она бывает разноцветной, ее очень трудно сломать.
-Предметы сделанные из нее весят мало.
-Если ее поджечь, то появится едкий черный дым.
-Ее нельзя выбрасывать так как она долго разлагается в природе.
(Пластмасса.)
3. -Его делают из песка.
-Чаще всего оно прозрачное.
-Когда падает, оно разбивается.
-Брошенное в лесу оно может стать причиной пожара.
(Стекло.)
4. - Ее изобрели китайцы.
- У нас ее получают из древесины.
- Она легко горит.
- Из нее получается очень много мусора.
(Бумага.)
Работа в паре.
- Что может сделать с отходами один (каждый)?
Старайся покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно …. (использовать много раз или сдать в магазин).
Одежду, которую ты уже не носишь … (можно отдать нуждающимся в детский дом, в церковь и т.д.).
Не выбрасывай старые игрушки и книги …. (они могут кому-то понадобиться).
Узнай, где поблизости есть пункт приема макулатуры….(и сдай туда ненужную бумагу).
Старайся не пользоваться пенопластом … (так как он практически не разлагается в природе).
Физминутка.
5. Выступление приглашённых гостей: Лимаренко Наталья Васильевна – библиотекарь городской библиотеки; Кузуб Светлана Васильевна –воспитатель ДОУ № 55.
6. Выступление детей.
Знаете ли вы, что:
- 80% мусора составляют твердые бытовые отходы, которые после переработки могут быть использованы вместо природных ресурсов.
- Жители города Майкопа за год выбрасывают 300 тысяч тонн мусора.
- Общая площадь, занятая под мусор в г. Майкопа более 100 га.
- Каждый житель города за год производит 300 кг мусора.
- Если в течение года вытряхивать содержимое мусорных ведер в товарные вагоны, наберется состав длиной 1,5 тысячи км.
- Полиэтиленовый пакет распадается в течение 200 лет, алюминиевая банка – 500 лет, а стеклянная бутылка более 1000 лет.
- Собрав 30 кг макулатуры, можно спасти от вырубки одно дерево.
7. Рефлексия. Подведение итогов.
- Когда в небе падает звезда, люди загадывают желание и верят в то, что оно исполнится. У нас в классе есть звёзды. Они лежат у вас на партах. О чём вы мечтаете? Напишите на ваших звёздочках. Мы сохраним звёзды до 11 класса. Наверное, вам будет очень интересно узнать, исполнится ли ваше желание.
8. Награждение победителей.