Просмотр содержимого документа
««Экологические и морфологические особенности водорослей»»
Модульное занятие
«Экологические и морфологические особенности водорослей»
Цель: познакомиться с группой низших растений, называемых водорослями, как наиболее древнейшими представителями растительного мира.
Задачи:
Образовательные:
-Совершенствовать знания об особенностях приспособления водорослей к жизни в воде.
-Обеспечить свободный выбор деятельности для поиска нужной информации.
Развивающие:
-Развивать творческое мышление.
-Формировать навыки наблюдений и самостоятельной работы.
- Развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитывающие:
-Воспитывать умение учиться с увлечением.
-Вызывать у детей ощущение причастности к природе.
Тип занятия: изучение нового материала.
Педагогическая технология: модульное обучение.
Принципы обучения: учет возрастных особенностей и личностный подход, научность, наглядность, последовательность, доступность, сочетание индивидуальной работы и работы в парах.
Методы:
словесный; наглядный; иллюстративный; репродуктивный; проблемный.
Формы организации учебной деятельности: объяснение, беседа, рисунки, графический диктант, устный и письменный контроль, самостоятельная работа с учебным материалом.
Оборудование: аквариум, модули, технологические карты, листы учета контроля , критерии оценки, альбомы, карандаши и фломастеры, раздаточный учебный материал.
Ход занятия
1. Организационный момент.-5 мин.
Установление эмоционального контакта, мотивация на продуктивную деятельность.
Растительный мир — составная и важнейшая часть биосферы. Благодаря способности к фотосинтезу растения накапливают в своих органах громадное количество органических веществ, обогащают среду обитания (атмосферу, воду и почву) кислородом и тем самым создают необходимые условия для существования практически всех живых существ. Сегодня мы поговорим о таких представителях растительного мира, как водоросли. Водные растения включаются ботаниками в особую экологическую группу гигрофитов. Одни растения этой группы живут только в воде (гидрофиты), другие на суше, но в местах с высокой или избыточной влажностью почвы. Все гигрофиты имеют общие черты в строении и образе жизни.
Рассказ педагога о цветении воды в аквариуме (зеленый налет-водоросли улотрикс, причина появления которых - излишек солнечного света, прямые солнечные лучи, перегрев аквариума. Ночью при цветущей воде в акв. скапливается очень много углек. газа, и рыбы начинают задыхаться -им не хватает кислорода. Спирогира образует массу зеленой тины в пресных водах) .Альгология- наука о водорослях.
2. Модуль занятия.- 40 мин.
Номер учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала |
УЭ – 0 Общая цель и задачи | Цель: познакомиться с группой низших растений, называемых водорослями, как наиболее древнейшими представителями растительного мира. Задачи: - сформировать представление о водорослях как о наиболее древних представителях растений; - определить среду обитания водорослей; - изучить особенности строения и размножения водорослей; - продолжить формирование умений работы с литературой; - охарактеризовать значение водорослей в природе и в жизни человека. | Внимательно прочитайте и осмыслите цель. Ознакомьтесь с задачами. |
УЭ – 1 Изучение нового материала | Изучение нового материала.- 20 мин. Цель: познакомиться с низшими растениями – водорослями и средой их обитания. Задание 1. Ответьте на вопросы: 1. Вспомните, на основании каких признаков водоросли относят к растениям? 2. На основании каких признаков водоросли относят к низшим растениям? 3. Какова среда обитания водорослей? Презентация « Водоросли». Задание 2. Выберите правильные утверждения. 1.Водоросли – первичноводные (на Земле впервые возникли в водной среде) растения. 2.Одноклеточные водоросли - хлорелла и хламидомонада. 3.Вольвокс- колония одноклеточных водорослей. 4. Многоклеточные водоросли- ламинария, порфира, саргассум. Задание 3. Назовите водоросль, изображенную на рисунке. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/29/s_59a5184aab3db/679829_1.jpeg) | Запишите название темы. Прочитайте текст. Работайте в паре в тетради. Контроль педагога. Выставите свои баллы в лист учета контроля. Верный ответ – 1 балл. Запишите основных представителей водорослей, их особенности. Контроль педагога. Работайте самостоятельно. Правильные утверждения запишите в тетрадь. Верный ответ – 1 балл. Работайте индивидуально. Верный ответ – 1 балл. Выставите свои баллы в лист контроля. |
УЭ – 2 Изучение нового материала | Цель: изучить особенности строения и размножения водорослей; продолжить формирование умений работы с литературой. Задание 1. Ответьте на вопросы: 1.Появление зеленых и сине-зеленых водорослей –признак избыточного или недостаточного освещения? 2. Появление бурых водорослей –признак избыточного или недостаточного освещения? 3. Как размножаются водоросли? 4. При каких условиях у водорослей преобладает бесполое размножение? 5. При каких условиях у водорослей преобладает половой процесс? Задание 2. Водоросли в аквариуме - хорошо или плохо? Перечислите способы борьбы с аквариумными водорослями. Задание 3. Заполните таблицу по теме «Аквариумные водоросли». Название водлросли | Особенности | Зеленые | | Бурые | | Сине-зеленые | | | Прочитайте текст. Работайте в парах, выполняйте письменно в тетради. Верный ответ – 1 балл. Контроль педагога. Прочитайте текст. Работайте в парах. Верный ответ – 1 балл. Работайте индивидуально в тетради. Задание оценивается в 3балла. Выставите свои баллы в лист контроля. |
УЭ – 3 Изучение нового материала | Цель: охарактеризовать значение водорослей в природе и в жизни человека. Задание 1. Заполните таблицу по теме «Значение водорослей» Значение водорослей | в природе | в жизни человека | | | ФИЗМИНУТКА | Работайте индивидуально в тетради. Задание оценивается в 2 балла. Выставите свои баллы в лист контроля. |
УЭ – 4 Выходной контроль | Закрепление изученного материала.- 8 мин. Задание 1. Выполните тест: 1. Водоросли – самая древняя группа растений на Земле, существующая не менее: а) 1,5 млрд. лет; в) 3,5 млрд. лет; б) 2,5 млрд. лет;- 2. Среди водорослей организмы: а) одноклеточные или колониальные; б) колониальные или многоклеточные; в) многоклеточные или одноклеточные; г) одноклеточные, колониальные, многоклеточные.- 3. Пример колониальной водоросли: а) спирогира; в) вольвокс;- б) хламидомонада; г) улотрикс. 4.Водоросли-это: а) низшие растения;- в) высшие растения; б) голосеменные растения. Задание 2. Вставьте пропущенное слово. 1) В благоприятных условиях произрастания у водорослей хорошо выражено______ размножение. 2) Тело водоросли называется _______ . 3)_________водоросли образуют темно-бурый налет на грунте, стеклах аквариума. 4) При сильном освещении в аквариуме начинают размножаться_________водоросли, выделяющие обильную слизь. 5) Наличие водорослей в аквариуме-показатель________качества воды. 6) Для борьбы с водорослями в аквариуме нужно поддерживать____________. Задание 3. Биологический лабиринт по теме . Лист контроля Этапы работы | Количество баллов по заданиям | Итого | УЭ | № 1 | № 2 | № 3 | | | УЭ – 1 | | | | | | 8 | УЭ – 2 | | | | | | 9 | УЭ – 3 | | --------------- | ------------- | | | 2 | УЭ - 4 | | | | | | 11 | Итого | | | | | | 30 | | Работайте самостоятельно в тетради. Правильный ответ – 1 балл. Работа самостоятельно в тетрадях. Верный ответ – 1 балл. Контроль педагога Верный ответ – 1 балл. Контроль педагога. Выставите свои баллы в лист у контроля. Заполните лист контроля. Загляните в лист «Критерии оценки». Сделайте выводы. |
УЭ – 5 Подведение итогов. | Подведение итогов занятия. – 2 мин. 1. Прочитайте цель урока и оцените степень ее достижения. 2. Какой УЭ вызвал у Вас наибольшие затруднения при выполнении? 3. Оцените свою работу на занятии. Выберите домашнее задание: Задание 1. Поработайте с терминами по теме. Задание 2. Подготовьте сообщение по теме «Значение водорослей в жизни человека». Задание 3. Творческое задание. Составьте кроссворд по теме «Водоросли». | Ответь на вопросы. Выберите и запишите домашнее задание. |
3. Прощание с детьми. -1 мин.
Далее создается положительный эмоциональный настрой у детей, показываются перспективы деятельности в данном направлении, педагог прощается с детьми.
Биологический лабиринт по теме «Водоросли»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/29/s_59a5184aab3db/679829_2.png)
Технологическая карта. Раздел: Аквариумные растения (24 часа). Тема: «Экологические и морфологические особенности водорослей». Цель | Продолжить формирование понятия « Биология аквариумных растений». Развивать приёмы учебной деятельности. | Учащиеся должны знать | | уметь | Описывать среду обитания и особенности водорослей. Сравнивать особенности различных аквариумных водорослей. Определять значение водорослей в природе и жизни человека. | Формируемая область понимания | Водоросли - аквариумные растения. | Общеучебные и специальные умения и навыки | Рассуждение, сравнение, умение приводить примеры, анализировать и делать выводы. Умение узнавать на картинках биологические объекты. | Педагогическая технология | Модульное обучение. | Контроль | Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль педагога. | | | Критерии оценки Кол-во правильных ответов | Уровень | Оценка и комментарии | Более 30 | очень высокий | 5+ | Так держать! | 25-30 | высокий | 5 | Но ошибки, все-таки, были. | 20-25 | средний | 4 | Ещё чуть-чуть, и будет «5» | 15-20 | низкий | 3 | Будь внимателен на уроке! | 5-15 | очень низкий | 2 | И о чём думаешь на уроке? | 0-5 | нулевой | 1 | Без комментариев … | | |