СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое образование и воспитание на уроках технологии во внеклассной работе, как основа системно-деятельностного подхода в обучении школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития одной из серьезнейших проблем человечества является экологическая, которая за последние десятилетия приняла глобальный характер. Постоянно возрастающее давление на окружающую среду посредством потребительского, безнравственного отношения к природным богатствам и нерациональное их использование, экологическая безграмотность привели к сильному загрязнению всех природных сред отходами, основная опасность чего кроется в возможности полной деградации естественных экосистем.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое образование и воспитание на уроках технологии во внеклассной работе, как основа системно-деятельностного подхода в обучении школьников»

Экологическое образование и воспитание на уроках технологиии во внеклассной работе, как основа сиситемно деятельностного подхода в обучении школьников

В экологическом воспитании очень важно показать взаимодействие человека с природой. В этом плане нам помогает внеурочная деятельность. Мы используем разные разнообразные методические средства и приемы, например: « Экологическая лаборатория» « За экологию вместе». Работая в такой лаборатории, пробуждает интерес к процессу обучения,расширяют представления об окружающем мире, развивает логическое мышление, моторику внимание, фантазию, способствуют более осмысленному изучению материала на уроках, помогают развивать познавать интерес к предмету. В ходе занятий используют иллюстрации животных, растений, книги о фауне и флоре, аудиозаписи « голоса птиц » мультимедийные проекторы, телевизор.

На современном этапе развития одной из серьезнейших проблем человечества является экологическая, которая за последние десятилетия приняла глобальный характер. Постоянно возрастающее давление на окружающую среду посредством потребительского, безнравственного отношения к природным богатствам и нерациональное их использование, экологическая безграмотность привели к сильному загрязнению всех природных сред отходами, основная опасность чего кроется в возможности полной деградации естественных экосистем.

Мировое научное сообщество для решения экологических проблем выделяет две главные задачи [3]:

  • принятие практических первоочередных мер по выходу из кризиса;

  • воспитание экологической культуры подрастающего поколения с целью предотвращения повторения сложившейся ситуации.

Научная организация социальной, производственно-экономической структуры общества, организации труда, отдыха, условий духовно-нравственного и физического воспитания и образа жизни зависят от всех членов общества, в частности от экологического образования, экологической грамотности, экологической культуры обучаемого.

Термин «Экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли. В связи с актуализацией  идей экологического воспитания особое значение приобретают сегодня  прошедшие красной нитью через педагогические учения нескольких столетий идеи  природо- и культуроспособности воспитания, выражающие стремление рассматривать процесс образования и воспитания с позиций целостности человеческой личности, единства человека и природы, общества и космоса. (Я.А. Коменский,  Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие).

Экологическое образование и воспитание получило начало в 1970 году с принятием программы «Человек и биосфера» (ЮНЕСКО) организованной ООН. Впервые была подготовлена международная программа об охране природных ресурсов и их рациональном использовании.

Экологическое образование было выдвинуто ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы [4]. Сегодня международное экологическое движение педагогов признает образование в области окружающей среды приоритетным направлением модернизации система образования в целом. Исходя из этого, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 03.11.94 № 1208, в котором экологическое воспитание школьников определялось как приоритетное направление работы школы. Это обстоятельство особенно закономерно сейчас, поскольку в условиях значительного законодательного вакуума в экологии, отсутствия необходимой экономической поддержки ее со стороны государства, массовое распространение экологических знаний в сочетании с проблемами общего воспитания приобретает особое значение в системе мер, позволяющих воспитывать в человеке духовность – фактор, гарантирующий, что экологические знания получат наиболее эффективную реализацию и применение [5].

Как известно, человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет воспитание. Особенностью экологического воспитания было то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете.

Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Термин «экология» (от греческого оikоs - дом, жилище, ро­дина и 1оgоs - наука) был предложен в 1866 году Э. Геккелем для обозначения «общей науки об отношениях организмов к окружающей среде». Позже появилось обозначение: экология – наука, которая исследует закономерности жизнедеятельности организмов (в лю­бых её проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естествен­ном окружении с учетом тех изменений, которые вызываются деятельностью человека (согласно В. А. Радкевичу, 1983 г.). В настоящее время экологию все чаще именуют синергетической областью знаний о природе, которая синтезирует в себе естественнонаучные, социальные, технические сведения о вза­имодействии сложных живых систем, включая человека, обес­печении и развитии жизни, благополучии человечества [6].

Человек неразрывно связан с жизненными формами пла­неты, он не приспособлен к жизни в других мирах. Опромет­чиво предполагать, что разнообразие жизненных форм на Зем­ле может уменьшаться без ощутимого влияния на человече­ство.

Отношение человека к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора:

  • непосредственное познание природы;

  • школьное экологическое воспитание;

  • средства массовой информации.

Экологическое воспитание – это довольно сложный социально-педагогический процесс. Он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли подростков, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Такого рода учебно-воспитательная работа предполагает расширение педагогически организованных контактов школьников с природной средой, организацию целенаправленного общения учеников между собой и с взрослыми в условиях обучающих (игровых и реальных) ситуаций. Все это направлено на формирование социально активной жизненной позиции учащихся – потребности заботливо относиться к окружающей среде [7].

Ответственное отношение учащихся к природе является желаемым результатом экологического воспитания в школе. Экологическая ответственность включает в себя понимание человеком ценности своего правильного поведения в окружающей природной среде, осознание природы как национального общественного достояния, умения предвидеть последствия поведения, способности опираться на научные знания при выборе решения по отношению к природе.

Довольно долго экологическому воспитанию не уделялось должного внимания. В последние годы школа сделала решительный поворот к изменению сложившегося положения. Сегодня созданы предпосылки для развития системы непрерывного экологического образования и воспитания. Многие образовательные учреждения разных видов (школы, гимназии, лицеи и другие) уже включили в свои учебные планы учебные предметы экологического направления. Однако статус образовательной области «экология» еще не утвердился, в большинстве школ занятия по экологии проводятся в форме факультатива или предмета по выбору [8].

Принципиально важное значение для экологического воспитания учеников имеет положение Л. В. Выготского о том, что ребенок есть существо «максимально социальное» и вся­кое отношение ребенка к внешнему миру оказывается всегда отношением, преломленным через отношение к другому че­ловеку. Отношение ребенка к близкому человеку, к миру людей опосредует все другие отношения ребенка к внешнему миру, к окружающей природной среде. Отмеченное отноше­ние обосновывает объективную необходимость органическо­го соединения нравственного и экологического содержания в целостном процессе формирования ответственного отно­шения личности к природе.

В сентябре 1995 году состоялась вторая Республиканская конференция: «Экопедагогика: состояние, проблемы, перспективы», на которой обсуждались и определялись пути решения наиболее актуальных проблем экологического образования и воспитания детей. Учитывая то, что сегодня речь идет о создании непрерывного экологического образования, на конференции затрагивались проблемы экологического образования и воспитания всех уровней в системе подготовки кадров. Обсуждались научно-педагогические аспекты экологического образования и воспитания. Конференция выработала конструктивные предложения по решению проблем экологического образования и воспитания в адрес Министерства образования и науки, направленных на повышение их статуса.

Термин «экологическое образование и воспитание» был принят в нашей стране в результате расширения целей и задач педагогической деятельности. Ввел это понятие в 1980 году И. Д. Зверев. Являясь относительно новым аспектом воспитания, экологическое воспитание находится на этапе становления.

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в плане нравственного отношения к окружающей среде.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих  поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере  решения в единстве следующих задач: воспитательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).



Список использованных источников

 Назаренко, В. М. Будущее экологического образования: некоторые предположения // Экология и жизнь. – 1997. - № 3.- С. 22-29.

  1. Панкратов, А. В. Идея экологического образования // Философия экологического образования. – М.: Прогресс – Традиция, 2001. – С. 329-347.

  2. Попова, Т. А. Экология в школе: Мониторинг природной среды: методическое пособие / Т. А. Попова. – М.: Сфера, 2005. – С. 5-11.

  3. Мамедов, Н.М. Основания экологического образования / Н. М. Мамедов // Экологическое образование, 2001. - № 3. – С. 4-8.

  4. Перегудов, В.А. Современные проблемы непрерывного экологического образования / В. А. Перегудов, Ю. Д. Эдельштейн // Тульский экологический бюллетень, 2006. – Вып. 1. – С. 113-120.

  5. Глазачев, С. Н. Экология: учебная книга // Экология и жизнь. - 1997 - № 3. - С.22-29.

  6. Кучер, Т. В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990. – 67 с.