Тема урока: Экологическое сознание и экологическая мораль в техногенном мире
Цель урока: Дать представление о причинах возникновения нового современного экологического сознания и морали.
Задачи: Раскрыть сущность и характерные черты экологического сознания; дать понятие экологической культуры; прививать качества экологической культуры и экологической морали; воспитывать гражданскую позицию, сознательное отношение к окружающему миру.
Дидактические средства обучения (Оформление урока): учебник, рабочая тетрадь, компьютер, демонстрационный экран, мультимедиапроектор.
Тип урока: Приобретение новых знаний.
Основные понятия: биосфера, экологическое сознание, экологическая мораль, экологически устойчивое развитие человечества.
Ход урока.
На прошлом уроке мы говорили с вами о русском ученом Владимире Ивановиче Вернадском. Давайте вспомним его основные научные позиции.
1Ученик - Как самостоятельная наука экология сформировалась к началу 20 столетия. Большой вклад в ее развитие внесли такие всемирно известные ученые, как Тимирязев К.А. , Докучаев В. В., и ряд других.
Русский ученый В.И. Вернадский родился в 1863 году в дворянской семье в С-Петербурге.
Он создал учение о биосфере. В дальнейшем он развивает учение и приходит к выводу, что биосфера тесно связана с деятельностью человека. От этой деятельности зависит сохранность равновесия состава биосферы.
Он вводит новое понятие – ноосфера, что в переводе с греческого означает мыслящая оболочка, т.е. сфера разума. Ноосфера, по мнению ученого, есть уже качественно иная высшая стадия биосферы. Новое состояние ноосферы является симбиозом живой природы и человеческого разума. Несмотря на значительный статус в науке, его труды не сразу нашли отклик. Умер Вернадский в 1945 г. в Москве.
Вспомните, какие составляющие можно выделить в структуре ноосферы?
2Ученик - Изучение биосферы наивысший по сложности раздел экологии. Совокупность всех экосистем земли образует самую крупную экологическую систему называемую биосферой. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих: человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, технологии в единстве с биосферой.
Гармоничная связь всех составляющих структуры - есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.
Природа не только более сложна, чем мы о ней думаем, она гораздо сложнее, чем мы можем себе это представить.
Современная экология – универсальная бурно развивающаяся, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты.
На уроках мы с вами неоднократно определяем экологические аспекты в различных изучаемых темах, в силу выбранной вами специальности –Рабочий зеленого хозяйства. Но мы будем не правы, если скажем, что с экологией связаны, в основном, естественные науки. В настоящее время любая дисциплина связана с понятиями экологии.
Сегодня определим понятие экологически устойчивое развитие человечества -это - улучшение жизни людей в условиях устойчивой биосферы т.е. в условиях, когда хозяйственная деятельность не влечет за собой необратимых последствий. (Слайд1)Запишите это понятие
Состояние устойчивой биосферы подразумевает сохранность такого объема естественной среды, который способен обеспечить ее самовосстановление с учетом издержек хозяйственной деятельности человека.
Чтобы не случилось экологической катастрофы, от человечества требуется разумных, сбалансированных действий.
Если 20-30 лет назад, экологические проблемы обсуждали только специалисты, то сейчас о том, что такое экология знают и дети.
Существует эгоцентрическое (антропоцентризм) отношение к окружающей среде (я царь природы и всего сущего на земле) и экоцентрическое (я частица большого прекрасного мира)(Слайд2) – запишите эти понятия
Вследствие неправильного хозяйствования – эгоцентрического, в нашей стране было потеряно колоссальное количество плодородных земель, загрязнены атмосфера и водные источники.
Сегодня все активнее формируется экоцентрическое мировоззрение, появляющееся в экологическом сознании и экологической морали.
Экологическое сознание и экологическая мораль – это система представлений о мире и отношения к природе.(Слайды 3)
Запишите что такое мораль
Ученики по очереди в слух читают основные положения биосферной этики и морали и принципы экологической морали (8 человек)
Сейчас мы с вами запишем, какие качества характерны для экологического мышления (Слайд 4 если его остановить)
Прогностичность – предвидеть последствия своей деятельности;
Глобальность – мыслить глобально;
Гуманизм – любая форма жизни достойна сохранения;
Конкретность – решать проблемы по мере их поступления.
Так же на первом месте стоит вопрос экономии ресурсов и энергии.
Необходимость этой экономии должен осознать каждый человек.
Экономия воды и энергии позволит (Слайд 5)читать(слайда нет может убрать?)
Уменьшить выделение углекислого газа в атмосферу.(для ослабления парникового эффекта)
Экономить топливо
Сократить число электростанций (для снижения опасности кислотных дождей и загрязнения воздуха)
Благодаря меньшей добыче полезных ископаемых сохранить дикую природу
По мнению специалистов, наибольшую тревогу за судьбу человечества вызывают: (Слайд) читать
Усиление парникового эффекта
Разрушение озонового слоя
Загрязнение воздуха
Накопление в почве ядовитых веществ
Кислотные дожди
Загрязнение грунтовых вод
Сокращения числа диких видов животных
Мусор.
Все выше перечисленное относится к глобальной экологии
Мы сейчас с вами поговорим об экологической этике, последней из этих позиций - мусоре.
Наш город один из самых чистых городов России, но тем не менее тему мусора обойти нельзя. Твердые бытовые отходы (ТБО) – один из важнейших параметров воздействия города на окружающую среду. Качественный и количественный состав ТБО постоянно меняется, это зависит от климатических условий и от развитости страны (Чем более развита страна, тем больше мусора)
В городах строятся полигоны, где захораняют отходы по принципу «слоеного пирога», пересыпают землей и эти полигоны занимают большие площади.
Во всех Европейских развитых странах сбор мусора раздельный- Это значит, что сами жители определенный вид отходов собирается в отдельный контейнер, и вывозится в определенные дни. Раздельный сбор мусора с его дальнейшей переработкой экономически более выгоден, чем захоронение на полигонах. Самое сложное убедить все слои населения подключится к программе раздельного сбора мусора. В Японии на это ушло несколько лет. И как информируют другие страны пришлось развернуть широкую просветительскую работу, начиная со школ, школьники несли информацию домой и обучали родителей и контролировали, выпускали плакаты и листовки.(21 сентября в Центральном округе Москвы поставили экобаки разного цвета, с наклеенными на них пояснениями, для раздельного сбора мусора. Население не поняло и использовали их как обычные.
Возможно, в ближайшие годы и у нас будет работать такая программа.
Мы с вами говорим об экологической морали в масштабе города, страны, мира, планеты. А начинать, прежде всего, надо с самого себя. А что я смогу сделать, какой должен внести вклад для сохранения природы и для улучшения экологической ситуации .А это ведь так просто: сохраняй в чистоте свое рабочее место , не сори , бросай мусор в урну. Не грызи семечки на улице, Закрывай потуже кран, экономь воду. Экономь электроэнергию, не живи по принципу, я не включал и не мне выключить. Не будь равнодушен. Экологическое образование получают, а экологическую культуру впитывают с пеленок, каждый в своей семье.
Аналитическая справка о состоянии утилизации твердых бытовых и медицинских отходов в регионах Центрального федерального округа
С каждым годом проблема отходов производства и потребления (мусора) становится все более серьезной. По данным Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в РФ ежегодно образуется около 4 млрд. тонн отходов производства и потребления, Средний ежегодный темп прироста отходов производства и потребления по официальным данным составляет 14%. Ежегодный прирост объема ТБО в регионах ЦФО по оценкам "Гринпис России" и Росстата составляет около 10% . Ежегодное количество ТБО (в кг), приходящееся на каждого жителя, постоянно увеличивается.(Слайд)
Количество мусора (кг в год) на душу населения областных городов ЦФО.
областной центр | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Владимир | 227,7 | 248,5 | 258,8 | 308,8 | 272,2 | 338,7 |
Ярославль | 203,1 | 185,2 | 223,9 | 303,2 | 319,7 | 349,0 |
Орел | 218,3 | 197,5 | 259,7 | 282,0 | 285,9 | 292,9 |
Липецк | 224,4 | 240,3 | 264,8 | 259,4 | 276,9 | 272,5 |
Тула | 223,8 | 182,8 | 273,9 | 299,6 | 354,9 | 305,9 |
Рязань | 210,0 | 224,5 | 275,6 | 316,2 | 337,3 | 347,3 |
Белгород | 186,1 | 191,5 | 233,0 | 269,8 | 278,2 | 352,2 |
Тамбов | 203,9 | 230,9 | 293,2 | 368,7 | 378,1 | 489,1 |
Курск | 161,7 | 164,2 | 170,3 | 131,0 | 129,6 | 140,1 |
Иваново | 232,2 | 253,7 | 252,9 | 257,9 | 277,9 | 311,1 |
Брянск | 219,6 | 256,3 | 279,1 | 334,1 | 383,0 | 410,5 |
Смоленск | 189,0 | 180,7 | 210,6 | 195,5 | 204,3 | 320,6 |
Тверь | 255,3 | 263,4 | 331,4 | 357,8 | 447,9 | 448,6 |
Воронеж | 273,5 | 253,5 | 329,5 | 336,4 | 372,8 | 377,1 |
Кострома | 228,2 | 402,9 | 429,0 | 477,5 | 1033,0 | 633,4 |
Калуга | 312,4 | 270,6 | 369,5 | 369,5 | 424,0 | 509,4 |
| | | | | | |
В России рынок ТБО сформирован исторически на технологиях сжигания и захоронения. По данным экспертов на данный момент в регионах ЦФО основным способом утилизации отходов производства и потребления является захоронение. Главным недостатком данной технологии утилизации (главным образом за счет свалок) является то, что свалки – источник загрязнения почв, грунтовых вод, атмосферы токсичными химикатами, высок токсичными тяжелыми металлами, свалочными газами, а при возгорании мусора – диоксинами, фуранами и бифенилами; а также то, что ресурсы многих полигонов вблизи городов исчерпаны.
На сегодняшний день среди областных центров регионов ЦФО только в Ярославле и Белгороде существуют действующие мусороперерабатывающие заводы, и только в Белгороде есть четкая схема управления отходами с наложением на Генеральный план города. Однако, существующий в Белгородской области мусоросортирующий завод характеризуется самым большим процентом производства вторичного сырья (стабильно на уровне 13-15%, максимально – 18%) среди существующих в РФ заводов.
ЗАО "Белгородский мусоросортировочный завод" (Белгород) – 600 тонн полезных фракций в месяц;
Основные операции, выполняемые предприятиями данной группы:
сбор и транспортировка нераздельно собираемых ТБО к месту сортировки;
сортировка отходов с отбором утильных компонентов;
прессование утильных компонентов для дальнейшей переработки;
вывоз неутилизируемой части отходов на захоронение.
Часто сортировка ТБО осуществляется вручную. Сортировочный стол оборудован определенным числом рабочих мест, где операторы отбирают сухие отходы: бумагу, картон, пластмассу, стеклобой, ПЭТ-бутылки.
Финальной продукцией процесса сортировки становится брикетированное вторсырье: макулатура, полиэтилен, ПЭТ бутылки, алюминиевые банки и др., поставляемое промышленным предприятиям для дальнейшего рециклинга, либо компост (биотопливо и органические удобрения).
Опыт раздельного сбора мусора в России считается негативным по данным Росприроднадзора
Важность этапа сортировки обусловлена неразвитой в России практикой раздельного сбора мусора.
Концепция переработки твердых бытовых отходов, предполагающая создание единой системы вывоза отходов, принята в Белгородской области на заседании правительства общие затраты могут составить около 5 миллиардов рублей.
В ближайшие 5 лет, за счет инвесторов, в Белгородской области будет построено 5 мусороперерабатывающих заводов. Доля перерабатываемого мусора в регионе с 3% должна вырасти до 85%, из переработанного мусора планируется, получить новый продукт.
Что делать, чтобы жить в чистоте ?
Мы с вами сейчас попробуем выработать свод простых правил
Как остановить эту лавину мусора? Я начну, вы продолжите:
Прежде всего, перестать сорить самому! Ведь это так просто кидать мусор в урну, а не рядом с ней.
Всегда забирать мусор из леса после пикника.
Не сжигать бытовые отходы.
Бережно относиться к старым вещам. Не спешить их выбрасывать, найдите им новое применение.
При выборе между обычной чашкой и одноразовым стаканчиком отдайте предпочтение чашке. Ведь пластмасса, из которой делается одноразовая посуда, не разлагается в природе.
Кстати, Для участников и гостей Олимпийских игр в Нагано было изготовлено1 миллион экологически чистых тарелок из жмыха яблок.
При покупке моющих средств отдайте предпочтение концентрированным и в больших упаковках, вы сбережете деньги и выбросите меньше мусора.
Внимательно относитесь не только к цене и качеству товаров, но и к экологической чистоте продуктов.
Отлично, даже если сидящие здесь будут придерживаться этих правил, то мусора будет значительно меньше.
Охрана природы одна из главных задач человечества
Природа – основа жизни для людей, в ней все взаимосвязано,
Природа облагораживает нас, воспитывает в нас добрые чувства.
Выдающийся писатель Пришвин М.М. сказал -…охранять природу, значит охранять Родину.
Какие есть по теме вопросы? Если вопросов нет, то
Попробуйте ответить на вопросы по тему урока:
Что нужно для достижения экологически устойчивого развития человечества?
Для достижения экологически устойчивого развития нужно чтобы хозяйственная деятельность человека не влекла за собой необратимых последствий. Человеку следует принять стратегию сохранения природы.
В чем суть экологического сознания?
Как она проявляется в повседневной жизни?- Экологическое сознание и экологическая мораль – это система представлений о мире и отношения к природе. Каждый человек должен начать с себя. Соблюдать чистоту дома, в классе, на улице. Не мусорить. Выключать за собой свет. Экономить воду ….
Какие идеи воплощает экологическая мораль?
Уважать все живое. Не загрязнять атмосферу. Создавать сберегающие технологии, не повышать радиационный уровень в атмосфере, не уничтожать растительный и животный мир…
Для чего необходимо экономить ресурсы и энергию? Экономия энергии позволит:
Уменьшить выделение углекислого газа в атмосферу.(для ослабления парникового эффекта)
Экономить топливо
Сократить число электростанций (для снижения опасности кислотных дождей и загрязнения воздуха)
Благодаря меньшей добыче полезных ископаемых сохранить дикую природу
Экономия воды позволит тратить меньше энергии на накачивание и нагревание воды.
Подведем итог урока.
Выводы: Что нового вы узнали на уроке:
О русском ученом Вернадском Владимире Ивановиче
О теории Вернадского
О ноосфере
Об экологической этике и морали.
Статистику по утилизации ТБО
Охрана природы одна из главных задач человечества
Природа – основа жизни для людей, в ней все взаимосвязано,
Природа облагораживает нас, воспитывает в нас добрые чувства.
Выдающийся писатель Пришвин М.М. сказал -…охранять природу, значит охранять Родину.
Вопрос на дом. (Слайд)
Поразмышляйте.
Раскройте значение природы в жизни и деятельности человеческого сообщества.
1.Ситуация: В городах Белгородской области не внедрена культура раздельного сбора бытовых отходов. Даже если администрации городов поставят отдельные контейнеры для раздельного сбора отходов в каждом дворе, не каждый житель согласиться сортировать мусор и поставить на своей кухне несколько контейнеров. Какими методами можно воздействовать, внедряя систему раздельного сбора бытовых отходов?
2.Ситуация: в городах Белгородской области накоплено огромное количество ТБО, объемы которых постоянно возрастают. Каждый житель ежегодно увеличивает объем образования отходов, увеличиваются упаковочные (не разлагаемые) материалы в общей массе отходов. Как уменьшить объем отходов, какие принципы должны быть заложены?
Урок окончен