СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое сознание и экологическая мораль в техногенном мире

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок способствует раскрыть сущность и характерные черты экологического сознания; дать понятие экологической культуры; прививать качества экологической культуры и экологической морали; воспитывать гражданскую позицию, сознательное отношение к окружающему миру.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое сознание и экологическая мораль в техногенном мире»

Тема урока: Экологическое сознание и экологическая мораль в техногенном мире

Цель урока: Дать представление о причинах возникновения нового современного экологического сознания и морали.

Задачи: Раскрыть сущность и характерные черты экологического сознания; дать понятие экологической культуры; прививать качества экологической культуры и экологической морали; воспитывать гражданскую позицию, сознательное отношение к окружающему миру.

Дидактические средства обучения (Оформление урока): учебник, рабочая тетрадь, компьютер, демонстрационный экран, мультимедиапроектор.

Тип урока: Приобретение новых знаний.

Основные понятия: биосфера, экологическое сознание, экологическая мораль, экологически устойчивое развитие человечества.

Ход урока.

На прошлом уроке мы говорили с вами о русском ученом Владимире Ивановиче Вернадском. Давайте вспомним его основные научные позиции.

1Ученик - Как самостоятельная наука экология сформировалась к началу 20 столетия. Большой вклад в ее развитие внесли такие всемирно известные ученые, как Тимирязев К.А. , Докучаев В. В., и ряд других.

Русский ученый В.И. Вернадский родился в 1863 году в дворянской семье в С-Петербурге.

Он создал учение о биосфере. В дальнейшем он развивает учение и приходит к выводу, что биосфера тесно связана с деятельностью человека. От этой деятельности зависит сохранность равновесия состава биосферы.

Он вводит новое понятие – ноосфера, что в переводе с греческого означает мыслящая оболочка, т.е. сфера разума. Ноосфера, по мнению ученого, есть уже качественно иная высшая стадия биосферы. Новое состояние ноосферы является симбиозом живой природы и человеческого разума. Несмотря на значительный статус в науке, его труды не сразу нашли отклик. Умер Вернадский в 1945 г. в Москве.

Вспомните, какие составляющие можно выделить в структуре ноосферы?

2Ученик - Изучение биосферы наивысший по сложности раздел экологии. Совокупность всех экосистем земли образует самую крупную экологическую систему называемую биосферой. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих: человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, технологии в единстве с биосферой.

Гармоничная связь всех составляющих структуры - есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.

Природа не только более сложна, чем мы о ней думаем, она гораздо сложнее, чем мы можем себе это представить.

Современная экология – универсальная бурно развивающаяся, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты.

На уроках мы с вами неоднократно определяем экологические аспекты в различных изучаемых темах, в силу выбранной вами специальности –Рабочий зеленого хозяйства. Но мы будем не правы, если скажем, что с экологией связаны, в основном, естественные науки. В настоящее время любая дисциплина связана с понятиями экологии.

Сегодня определим понятие экологически устойчивое развитие человечества -это - улучшение жизни людей в условиях устойчивой биосферы т.е. в условиях, когда хозяйственная деятельность не влечет за собой необратимых последствий. (Слайд1)Запишите это понятие

Состояние устойчивой биосферы подразумевает сохранность такого объема естественной среды, который способен обеспечить ее самовосстановление с учетом издержек хозяйственной деятельности человека.

Чтобы не случилось экологической катастрофы, от человечества требуется разумных, сбалансированных действий.

Если 20-30 лет назад, экологические проблемы обсуждали только специалисты, то сейчас о том, что такое экология знают и дети.

Существует эгоцентрическое (антропоцентризм) отношение к окружающей среде (я царь природы и всего сущего на земле) и экоцентрическое (я частица большого прекрасного мира)(Слайд2) – запишите эти понятия

Вследствие неправильного хозяйствования – эгоцентрического, в нашей стране было потеряно колоссальное количество плодородных земель, загрязнены атмосфера и водные источники.

Сегодня все активнее формируется экоцентрическое мировоззрение, появляющееся в экологическом сознании и экологической морали.

Экологическое сознание и экологическая мораль – это система представлений о мире и отношения к природе.(Слайды 3)

Запишите что такое мораль

Ученики по очереди в слух читают основные положения биосферной этики и морали и принципы экологической морали (8 человек)

Сейчас мы с вами запишем, какие качества характерны для экологического мышления (Слайд 4 если его остановить)

  • Прогностичность – предвидеть последствия своей деятельности;

  • Глобальность – мыслить глобально;

  • Гуманизм – любая форма жизни достойна сохранения;

  • Конкретность – решать проблемы по мере их поступления.

Так же на первом месте стоит вопрос экономии ресурсов и энергии.

Необходимость этой экономии должен осознать каждый человек.

Экономия воды и энергии позволит (Слайд 5)читать(слайда нет может убрать?)

  • Уменьшить выделение углекислого газа в атмосферу.(для ослабления парникового эффекта)

  • Экономить топливо

  • Сократить число электростанций (для снижения опасности кислотных дождей и загрязнения воздуха)

  • Благодаря меньшей добыче полезных ископаемых сохранить дикую природу

По мнению специалистов, наибольшую тревогу за судьбу человечества вызывают: (Слайд) читать

  • Усиление парникового эффекта

  • Разрушение озонового слоя

  • Загрязнение воздуха

  • Накопление в почве ядовитых веществ

  • Кислотные дожди

  • Загрязнение грунтовых вод

  • Сокращения числа диких видов животных

  • Мусор.

Все выше перечисленное относится к глобальной экологии

Мы сейчас с вами поговорим об экологической этике, последней из этих позиций - мусоре.

Наш город один из самых чистых городов России, но тем не менее тему мусора обойти нельзя. Твердые бытовые отходы (ТБО) – один из важнейших параметров воздействия города на окружающую среду. Качественный и количественный состав ТБО постоянно меняется, это зависит от климатических условий и от развитости страны (Чем более развита страна, тем больше мусора)

В городах строятся полигоны, где захораняют отходы по принципу «слоеного пирога», пересыпают землей и эти полигоны занимают большие площади.

Во всех Европейских развитых странах сбор мусора раздельный- Это значит, что сами жители определенный вид отходов собирается в отдельный контейнер, и вывозится в определенные дни. Раздельный сбор мусора с его дальнейшей переработкой экономически более выгоден, чем захоронение на полигонах. Самое сложное убедить все слои населения подключится к программе раздельного сбора мусора. В Японии на это ушло несколько лет. И как информируют другие страны пришлось развернуть широкую просветительскую работу, начиная со школ, школьники несли информацию домой и обучали родителей и контролировали, выпускали плакаты и листовки.(21 сентября в Центральном округе Москвы поставили экобаки разного цвета, с наклеенными на них пояснениями, для раздельного сбора мусора. Население не поняло и использовали их как обычные.

Возможно, в ближайшие годы и у нас будет работать такая программа.

Мы с вами говорим об экологической морали в масштабе города, страны, мира, планеты. А начинать, прежде всего, надо с самого себя. А что я смогу сделать, какой должен внести вклад для сохранения природы и для улучшения экологической ситуации .А это ведь так просто: сохраняй в чистоте свое рабочее место , не сори , бросай мусор в урну. Не грызи семечки на улице, Закрывай потуже кран, экономь воду. Экономь электроэнергию, не живи по принципу, я не включал и не мне выключить. Не будь равнодушен. Экологическое образование получают, а экологическую культуру впитывают с пеленок, каждый в своей семье.

Аналитическая справка о состоянии утилизации твердых бытовых и медицинских отходов в регионах Центрального федерального округа

С каждым годом проблема отходов производства и потребления (мусора) становится все более серьезной. По данным Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в РФ ежегодно образуется около 4 млрд. тонн отходов производства и потребления, Средний ежегодный темп прироста отходов производства и потребления по официальным данным составляет 14%. Ежегодный прирост объема ТБО в регионах ЦФО по оценкам "Гринпис России" и Росстата  составляет около 10% . Ежегодное количество ТБО (в кг), приходящееся на каждого жителя, постоянно увеличивается.(Слайд)

Количество мусора (кг в год) на душу населения областных городов ЦФО.

областной центр

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Владимир

227,7

248,5

258,8

308,8

272,2

338,7

Ярославль

203,1

185,2

223,9

303,2

319,7

349,0

Орел

218,3

197,5

259,7

282,0

285,9

292,9

Липецк

224,4

240,3

264,8

259,4

276,9

272,5

Тула

223,8

182,8

273,9

299,6

354,9

305,9

Рязань

210,0

224,5

275,6

316,2

337,3

347,3

Белгород

186,1

191,5

233,0

269,8

278,2

352,2

Тамбов

203,9

230,9

293,2

368,7

378,1

489,1

Курск

161,7

164,2

170,3

131,0

129,6

140,1

Иваново

232,2

253,7

252,9

257,9

277,9

311,1

Брянск

219,6

256,3

279,1

334,1

383,0

410,5

Смоленск

189,0

180,7

210,6

195,5

204,3

320,6

Тверь

255,3

263,4

331,4

357,8

447,9

448,6

Воронеж

273,5

253,5

329,5

336,4

372,8

377,1

Кострома

228,2

402,9

429,0

477,5

1033,0

633,4

Калуга

312,4

270,6

369,5

369,5

424,0

509,4








В России рынок ТБО сформирован исторически на технологиях сжигания и захоронения. По данным экспертов на данный момент  в регионах ЦФО основным способом утилизации отходов производства и потребления является захоронение. Главным недостатком данной технологии утилизации (главным образом за счет свалок) является то, что свалки – источник загрязнения почв, грунтовых вод, атмосферы токсичными химикатами, высок токсичными тяжелыми металлами, свалочными газами, а при возгорании мусора – диоксинами, фуранами и бифенилами; а также то, что ресурсы многих полигонов вблизи городов исчерпаны.

На сегодняшний день среди областных центров регионов ЦФО только в Ярославле и Белгороде существуют действующие мусороперерабатывающие заводы, и только в Белгороде есть четкая схема управления отходами с наложением на Генеральный план города. Однако, существующий  в Белгородской области мусоросортирующий завод характеризуется самым большим процентом производства вторичного сырья (стабильно на уровне 13-15%, максимально – 18%) среди существующих в РФ заводов.

ЗАО "Белгородский мусоросортировочный завод" (Белгород) – 600 тонн полезных фракций в месяц;

Основные операции, выполняемые предприятиями данной группы:

  • сбор и транспортировка нераздельно собираемых ТБО к месту сортировки;

  • сортировка отходов с отбором утильных компонентов;

  • прессование утильных компонентов для дальнейшей переработки;

  • вывоз неутилизируемой части отходов на захоронение.


Часто сортировка ТБО осуществляется вручную. Сортировочный стол оборудован определенным числом рабочих мест, где операторы отбирают сухие отходы: бумагу, картон, пластмассу, стеклобой, ПЭТ-бутылки.

Финальной продукцией процесса сортировки становится брикетированное вторсырье: макулатура, полиэтилен, ПЭТ бутылки, алюминиевые банки и др., поставляемое промышленным предприятиям для дальнейшего рециклинга, либо компост (биотопливо и органические удобрения). 

Опыт раздельного сбора мусора в России считается негативным по данным Росприроднадзора

Важность этапа сортировки обусловлена неразвитой в России практикой раздельного сбора мусора. 

Концепция переработки твердых бытовых отходов, предполагающая создание единой системы вывоза отходов, принята в Белгородской области на заседании правительства общие затраты могут составить около 5 миллиардов рублей.
В ближайшие 5 лет, за счет инвесторов, в Белгородской области будет построено 5 мусороперерабатывающих заводов. Доля перерабатываемого мусора в регионе с 3% должна вырасти до 85%, из переработанного мусора планируется, получить новый продукт.

Что делать, чтобы жить в чистоте ?

Мы с вами сейчас попробуем выработать свод простых правил

Как остановить эту лавину мусора? Я начну, вы продолжите:

  • Прежде всего, перестать сорить самому! Ведь это так просто кидать мусор в урну, а не рядом с ней.

  • Всегда забирать мусор из леса после пикника.

  • Не сжигать бытовые отходы.

  • Бережно относиться к старым вещам. Не спешить их выбрасывать, найдите им новое применение.

  • При выборе между обычной чашкой и одноразовым стаканчиком отдайте предпочтение чашке. Ведь пластмасса, из которой делается одноразовая посуда, не разлагается в природе.

Кстати, Для участников и гостей Олимпийских игр в Нагано было изготовлено1 миллион экологически чистых тарелок из жмыха яблок.

  • При покупке моющих средств отдайте предпочтение концентрированным и в больших упаковках, вы сбережете деньги и выбросите меньше мусора.

  • Внимательно относитесь не только к цене и качеству товаров, но и к экологической чистоте продуктов.

Отлично, даже если сидящие здесь будут придерживаться этих правил, то мусора будет значительно меньше.

Охрана природы одна из главных задач человечества

Природа – основа жизни для людей, в ней все взаимосвязано,

Природа облагораживает нас, воспитывает в нас добрые чувства.

Выдающийся писатель Пришвин М.М. сказал -…охранять природу, значит охранять Родину.

Какие есть по теме вопросы? Если вопросов нет, то

Попробуйте ответить на вопросы по тему урока:

  1. Что нужно для достижения экологически устойчивого развития человечества?

Для достижения экологически устойчивого развития нужно чтобы хозяйственная деятельность человека не влекла за собой необратимых последствий. Человеку следует принять стратегию сохранения природы.

  1. В чем суть экологического сознания?

Как она проявляется в повседневной жизни?- Экологическое сознание и экологическая мораль – это система представлений о мире и отношения к природе. Каждый человек должен начать с себя. Соблюдать чистоту дома, в классе, на улице. Не мусорить. Выключать за собой свет. Экономить воду ….

  1. Какие идеи воплощает экологическая мораль?

Уважать все живое. Не загрязнять атмосферу. Создавать сберегающие технологии, не повышать радиационный уровень в атмосфере, не уничтожать растительный и животный мир…

  1. Для чего необходимо экономить ресурсы и энергию? Экономия энергии позволит:

  • Уменьшить выделение углекислого газа в атмосферу.(для ослабления парникового эффекта)

  • Экономить топливо

  • Сократить число электростанций (для снижения опасности кислотных дождей и загрязнения воздуха)

  • Благодаря меньшей добыче полезных ископаемых сохранить дикую природу

Экономия воды позволит тратить меньше энергии на накачивание и нагревание воды.

Подведем итог урока.

Выводы: Что нового вы узнали на уроке:

О русском ученом Вернадском Владимире Ивановиче

О теории Вернадского

О ноосфере

Об экологической этике и морали.

Статистику по утилизации ТБО


Охрана природы одна из главных задач человечества

Природа – основа жизни для людей, в ней все взаимосвязано,

Природа облагораживает нас, воспитывает в нас добрые чувства.

Выдающийся писатель Пришвин М.М. сказал -…охранять природу, значит охранять Родину.




Вопрос на дом. (Слайд)

Поразмышляйте.

Раскройте значение природы в жизни и деятельности человеческого сообщества.


1.Ситуация: В городах Белгородской области не внедрена культура раздельного сбора бытовых отходов. Даже если администрации городов поставят отдельные контейнеры для раздельного сбора отходов в каждом дворе, не каждый житель согласиться сортировать мусор и поставить на своей кухне несколько контейнеров. Какими методами можно воздействовать, внедряя систему раздельного сбора бытовых отходов?

2.Ситуация: в городах Белгородской области накоплено огромное количество ТБО, объемы которых постоянно возрастают. Каждый житель ежегодно увеличивает объем образования отходов, увеличиваются упаковочные (не разлагаемые) материалы в общей массе отходов. Как уменьшить объем отходов, какие принципы должны быть заложены?


Урок окончен


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!