СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС 

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Воспитатель Кочергина Н.А.


Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Формирование экологической культуры, является главной целью экологического образования, под которой понимается совокупность экологического создания, экологических чувств и экологической деятельности.


Можно выделить основные задачи экологического образования дошкольников:

  • Формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среды жизни человека.

  • Формирование экологического сознания и мышления, нравственно- этического восприятия природы.

  • Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.

  • Непрерывное воспитание у детей ответственного отношения к окружающей среде и формирование основ здорового образа жизни.

  • Пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.


Экологическое воспитание дошкольни­ков в нашем детском саду реализуется на основе программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая дополняет раздел «Ознакомление и миром природы» основной образовательной программы. Экологическое воспитание де­тей осуществляется в системе на протя­жении всего учебного года во всех образовательных областях, через различные формы работы.

Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ре­бенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллек­туальном и личностном развитии. Дости­жения в общении с природой сформулиро­ваны следующим образом: «Ребенок про­являет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется при­чинно-следственными связями, пытается са­мостоятельно придумывать объяснения яв­лениям природы... склонен наблюдать, экс­периментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными пред­ставлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.

Чтобы правильно относиться к приро­де, осознанно с ней взаимодействовать, не нарушать природного баланса, люди должны знать эти нехитрые законы. Эле­ментарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование этого знания легче начи­нать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природ­ного окружения.


ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


• экологизация предметно – развивающей среды;

• применение принципа интеграции во всех видах деятельности детей;

• экологизации различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни.


Интегрированный метод обучения направлен на развития личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции.

Форма проведения должна:

• вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта ребенка и активизировать его познавательные интересы, стремление к усвоению новых знаний;

• стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации);

• повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.

Это могут быть:

• учебно-игровая деятельность: исследования, путешествия, развлечения, которые формируются по принципам индивидуальных особенностей развития ребёнка и его возможностей;

• наглядно-практические методы: наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, игровые проблемные ситуации;

• игры: дидактические, словесные, подвижные.


Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции. Здесь важно учитывать, что знания должны расширять и обогащать имеющиеся представления детей, доступны ребенку, опираться на его личный опыт и быть связаны с его повседневной жизнью.

При проведении интегрированных занятий необходимо учитывать следующее:

- содержание программы ДОУ;

- положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми;

- выразительность и эмоциональность речи педагога;

- возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы;

- постановку проблемных задач, задач повышенной трудности;

- обязательное использование наглядности;

- постоянную смену методов и приемов работы с детьми, форм их организации;

- включение моментов самоконтроля и самооценки;

При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постоянно переходя в понятия, которые превращаются в знания.

Формируя основу экологической культуры в условиях ДОУ, необходимо осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях, через различные формы работы.

Образовательные области:

  • Художественно-эстетическое развитие

  • Речевое развитие

  • Физическое развитие

  • Познавательное развитие

  • Социально-коммуникативное развитие










Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области

«Познавательное развитие»


Как и всё живое на земле, человек дышит, питается, оставляет потомство, стареет и умирает. Но от всех живых существ человек отличается тем, что он обладает речью, трудиться и мыслит. Человек создаёт машины, строит заводы и города. А ещё человек вырубает леса, добывает полезные ископаемые. Но это он может делать только до тех пор, пока природа в состоянии восполнять утраченное. А если начнут гибнуть леса, высыхать реки, исчезать животные, в городах станет нечем дышать , перестанет хватать пресной воды? Для того, чтобы сохранить жизнь на Земле, человек не должен необдуманно изменять природу.

Главная роль экологического воспитания у дошкольников – это формирование экологической культуры, правильного отношения к природе. Экологические знания – сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания – являются необходимым условием выработки эмоционально действенного отношения к окружающему миру, выраженного в форме познавательного интереса, бережного отношения с природой.

В соответствии с программой «Юный эко­лог» дошкольники получают разнооб­разные знания из области естествознания. Первый раздел программы - «Неживая при­рода - среда жизни растений, животных, че­ловека» - направлен на формирование эле­ментарных представлений о мироздании, о Солнечной системе и о том, что планета Земля уникальна по своим условиям, - толь­ко на ней живут растения, животные и че­ловек. Дети узнают свойства воды, воздуха, почвы и то, что они являются основными фак­торами жизни на Земле; получают знания о сезонных явлениях природы.

Второй раздел программы - «Многообразие растений и их связь со средой обитания» - это сведения о растениях, которые окружают ребенка с самого рождения в любом месте, где бы он ни проживал. Дети знакомятся с мно­гообразием комнатных растений и тех, что растут на территории детского сада и в бли­жайшем окружении. Получают представления об их внешнем строении (морфологии) и о функциях органов - узнают, для чего расте­ниям нужны корни, листья, цветы и пр.; как ра­стения приспособлены к жизни в самых раз­ных климатических условиях, как переносят смену времен года.

Третий раздел программы - «Многообра­зие животных и их связь со средой обита­ния» - аналогичен второму: дети наблю­дают тех животных, которые имеются в их жизненном пространстве, - обитателей угол­ка природы, домашних животных, птиц и на­секомых на участке. Знакомятся с различ­ными дикими животными по картинам и книгам, узнают о формах их приспособлен­ности к жизни в разных средах (на земле и в почве, в воде и воздухе, в лесу и в пусты­не, в Арктике и т.д.). Узнают, как дикие жи­вотные приспособлены к сезонным усло­виям жизни.

Четвертый раздел программы - «Рост и раз­витие растений и животных, их связь со сре­дой обитания» - посвящен той уникальной области, которая отличает все живое от не­живых объектов природы и искусственно соз­данных предметов. Дети через практическую деятельность и наблюдения узнают, как и в ка­ких меняющихся условиях растут растения, раз­виваясь от семени до семени, как птицы вы­водят птенцов и как звери выращивают своих новорожденных и беспомощных малюток. Дошкольники получают добротные элемен­тарные знания, значимые для становления бе­режного, доброго, истинно гуманного отно­шения к живому, к природе в целом.

Пятый раздел программы - «Жизнь ра­стений и животных в сообществе» - имеет целью показать связи, существующие в при­роде. О связи отдельно взятого организма со средой обитания они узнают из предыду­щих разделов, теперь же они должны понять, что в природе все живое живет не по от­дельности, а в сообществах (лес, луг и др.). Дети узнают о цепочках питания - кто что ест и кто кого ест, поймут, что в природе нет ниче­го лишнего. Эти представления помогут детям осмыслить правила поведения на природе: не стоит, например, собирать на лугу букеты ди­корастущих цветущих растений, так как на­секомые питаются их соком, а пчелы соби­рают нектар и перерабатывают его в мед; в местах, где много насекомых, птиц, яще­риц, ежей, лягушек и др.

Шестой раздел программы - «Взаимо­действие человека с природой» - раскрывает три важные позиции. Первая позиция: чело­век - живое существо, и все разнообразие живой и неживой природы является для него средой обитания, в которой он хорошо себя чувствует, не болеет, красиво выглядит. Дети узнают, что растения обогащают воз­дух кислородом, необходимым для здо­ровья; в лесу растут грибы, ягоды, орехи, ле­карственные травы; человеку нужна чистая вода для питья.

Вторая позиция этого раздела повеству­ет о том, что, взаимодействуя с природой, человек широко использует ее в своем хозяйстве: строит дома ив дерева, отапливает их дровами и углем, добывает нефть, минералы из недр Земли, на реках строит электростанции, которые вырабатывают электроэнергию для всей техники, в том числе домашней (телевизор, утюг, холодильник, компьютер и пр.).

Третья позиция - об охране природы: человек не только использует природные богатства Земли, но и охраняет их, восстанавливает. Дети узнают, что существуют «Красные книги», куда внесены исчезающие растения и животные, узнают об охраняемых заповедниках, национальных парках, лесхозах, задача которых - следить за бла­гополучием лесных обитателей, выращи­вать в питомниках молодые деревья (например, ели).

Таким образом, через образовательную область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» дети получают элементарные, но очень обстоя­тельные знания из области естествознания, которые становятся основой осознанного отношения к объектам природы, являющимся частью пространства жизнедеятельности дошкольников в детском саду и семье.


ПРИМЕР. Формирование представлений о домашних животных и их детенышах; воспитания бережного отношения к животным, трудолюбия; необходимость домашних животных для человека.

Дидактические игры«Подбери пару»«Что изменилось»«Чудесный мешочек»«Поможем козе с козлятами»«Найди маму»«Назови животное»«Весёлая ферма»«Помоги Незнайке», «Найди что покажу (назову)», лото «Животные».

Словесные игры: «Кто как кричит?»«Узнай по описанию»«Так бывает или нет»«угадай по голосу».

Формирование элементарных математических представлений.

Формирование сенсорных эталонов (форма, цвет, величина).

Дидактические игры: «Назови самое высокое (низкое) животное», «Кто больше?»«Кто какого цвета?»«Подбери по цвету»«Трафареты»«На что похоже»«Кого сколько?»«Больше – меньше».




Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области

«Речевое развитие»

Экологическое воспитание тесно связано с развитием речи, особенно дошкольников. Ребёнок познаёт окружающий мир, формируются знания, и развивается речь и все её компоненты – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и связная речь. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Только в процессе общения ребёнок овладевает речью.

Подбор дидактических игр и упражнений на тему экологии помогает развивать все компоненты речи детей, обогащать их словарный запас.

Игры на развитие речевого дыхания


  • Игра «Бабочка» (формирование направленной струи воздуха; обогащение знаний о бабочках; закрепление в речи глаголов «летает», «перелетает», «садится»).

  • Игра «Помоги колобку» (формирование длительного выдоха; закрепление знаний о диких животных).

  • Игра «Одуванчик» (формирование умения выдыхать направленной струёй воздуха; закрепление знаний об одуванчиках)


Игра на развитие фонематического слуха

«Послушай звук» -

формирование умений различать речевые и неречевые звуки, соотносить звуки с явлениями природы и звуками, издаваемыми животными. Ребёнку предлагается хлопнуть в ладоши, когда в произнесённом взрослым слове слышится звук с, з, ж или ш.


Игры на закрепление звукопроизношения

  • Игра «Волшебные кубики» (формирование умений выкладывать слоги и проговаривать чистоговорки; обогащение словарного запаса детей).

  • Игра «Послушай, повтори»(закрепление произношения гласных и согласных).

  • Игра «Назови картинки» (формировать умение правильно называть изображения на картинках с заданным звуком).


Известно, что познание окружающего мира осуществляется через наглядные образы (картины, книги, телевизор, театр, экскурсии) и практическую деятельность. Из­вестно также, что все эти формы познания сопровождаются речью (беседы, обсужде­ния, вопросы-ответы, чтение, рассказы), т.е. па­раллельно с познавательной и в полном единстве с ней реализуется образовательная область «Речевое развитие». Познавая при­роду, дети интенсивно расширяют словарный запас через обозначение объектов и явлений природы, различных их признаков и ка­честв. Например: традиционное для дет­ского сада сенсорное обследование овощей и фруктов побуждает детей не только за­поминать, но и активно употреблять в своей речи их названия и названия их признаков (зеленый, удлиненной формы, гладкий или с пупырышками, твердый, вкусный, с запахом свежести - огурец; оранжевый, круглый, большой, мягкий, тяжелый, с ароматом - апельсин и т.д.).

Рассматривая картины, на которых изоб­ражены домашние или дикие животные, дети учатся повествованию, связной речи, упражняются в построении предложений и правильном использовании грамматиче­ских форм. Дети учатся понимать вопрос и точно отвечать на него, слышать ответы других ребят. Большое значение для раз­вития мышления, объяснительной речи имеют обсуждения фактов, отражающих взаимосвязи в природе. Отвечая на вопро­сы «зачем?», «почему?», дошкольники устанавливают причинно-следственные связи, учатся выстраивать логическую последо­вательность природных явлений и собы­тий. Например, наблюдая с детьми за пти­цами на кормушке во время зимней под­кормки, воспитатель задает вопросы: «Кто прилетел на кормушку? Зачем прилетели птицы? Почему их надо подкармливать зи­мой? Почему птицы могут летать? Зачем им крылья? Зачем хвост? Почему воробьев хо­рошо видно на снегу и плохо видно на зем­ле, в кустах, в жухлой траве?». Отвечая на та­кие вопросы, дошкольники отыскивают причины, строят предположения, устанав­ливают взаимозависимость явлений.





В группе подобрана библиотека художественных произведений, сказок, энциклопедий по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Воспитатели вместе с детьми читают художественную литературу, рассматривают иллюстрации в книгах о природе. Проводят беседы, обсуждают прочитанное. При знакомстве с поэзией детям легче и проще даётся возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, значение её в жизни человека, где они учатся сравнивать, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках. Это и народное творчество: загадки, пословицы, поговорки, легенды. Через литературу ребёнок учится правильно выражать своё мнение, озвучивать чувства.


Пример. Расширение словарного запаса детей (животное, ферма, корм, двор, подворье, детеныши); обучение рассказыванию (придумывание загадок, пересказ); развитие памяти (заучивание стихов, потешек, песенок); знакомство с художественной литературой (чтение «Три поросенка», слушание «Козленок» С. Буранбаева, заучивание Кисонька – Мурысенька); развитие мышления (разгадывание загадок о животных). Закреплять эмоционально - эстетические чувства при встрече с книгой; поощрять желания детей делиться впечатлениями.








Осуществление экологического воспитания дошкольников

в рамках образовательной области

«Социально – коммуникативное развитие»


Система экологического воспитания хо­рошо согласуется с образовательной областью «Социально-коммуникативное раз­витие». Выращивая растения, ухаживая вме­сте с взрослыми за обитателями уголка при­роды, дети на конкретном уровне усваивают моральные и нравственные ценности (цен­ность жизни, необходимость осторожно­го, бережного обращения с любыми живы­ми существами), учатся правилам поведения в природе, познают труд, направленный на поддержание условий жизни растений и жи­вотных, на сохранение природных экоси­стем. Коллективный труд на участке, ого­роде, клумбе т.е. в природном пространстве, в котором живут дети, способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, волевой са­морегуляции, готовности к совместной дея­тельности и коммуникации.

Осуществление экологического воспитания детей  в социально-коммуникативном развитии:

Одним из факторов, подчеркивающих необходимость формирования у дошкольников ценностей здорового образа жизни, является ухудшение современной экологической ситуации.

Человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой, поэтому очень важно сформировать у детей бережное отношение к природе и обитателям. А помогут в этом игры экологической направленности:

  • Игра «Аукцион» (уточнение правил поведения на природе).

  • Игра «Узнай и назови» (закрепление знаний о растениях и месте их произрастания).

  • Игра «Земля, вода, огонь, воздух» (закрепление знаний об обитателях суши и воды; уточнение правил безопасного поведения на природе).

  • Игра «Береги природу» (воспитание бережного отношения к природе).

В становлении экологического воспитания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней у детей формируются моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организована игровая деятельность, позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы. Полнее всего заданию формирования экологического сознания отвечает дидактическая игра. Обучение, активизация познания в значительной мере происходит в игровой форме. Экологизации дидактической игры способствует принцип парности. Реализация его достигается отбором таких знаний, которые подаются в иллюстрациях, картинках, в скрытом виде. В разработке игр экологической направленности также нужно уметь максимально использовать возможности творческих игр детей. «Лиса и журавль» (я предлагаю вам взять картинки с выпавшими фрагментами и вернуть их на свои места в картинке-лиса и журавль помирятся, ели вы сделаете всё правильно).

«Теремок», формирует у детей правильные экологические оценки, создавая ситуации проявления заботы, сострадания, сочувствия, отзывчивости, а также зачатки экологического идеала русских народных сказок о животных, где добро побеждает зло, прекрасное над безобразным. Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в трудовой деятельности имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определять, чего ему не хватает в данный момент. Учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Общение педагогов сводится к доброжелательному пояснению, чёткому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. И обязательно при общении педагог должен найти возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия. Формировать у детей представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Дать детям представления о том, что в природе всё взаимосвязано (одно и тоже растение может быть ядовитым для человека, и лекарственным для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т. д.).

Примерное содержание знаний: по теме «Знакомство с домашними животными». Образовательная область: Социализация.

Знакомство детей со средой обитания домашних животных; экосистема города и деревни (сходство и различие); формирование представлений о влиянии человека на домашних животных (заботится о них, кормит, лечит);

Дидактические игры«Рассели животных»«Найди домик»«Кто, где живет?»«Кто, что любит?»«Накорми животное»«Построй домик»«Выбери нужное»«Береги природу»«Что лишнее»«Узнай и назови».

Словесные игры«Похожи – не похожи»«Цепочка»«Игра в слова»«Да – нет»«Что было бы, если…».









ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА







Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области

«Художественно – эстетическое развитие»


Формирование знаний детей на занятиях по изобразительной деятельности по экологии и культуре поведения в природе возможно при рассматривании репродукций картин, а игровые упражнения помогают закрепить знания об окружающем мире.

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства детей, помогает ребёнку в создании образов в процессе рисования.

Раскрыть ценность объектов природы, обогатить, окрасить их восприятие эмоционально положительным отношением – задачи, которые успешно решаются при:

  • прослушиваниидетьми музыки;

  • исполнении песен, музыкально – ритмических движений;

рассматриванием иллюстраций, картин, слайдов



Несомненно, что образовательная область «Художественно-эстетическое разви­тие» является очень важной. Эмоциональный отклик детей на прекрасное в окружаю­щем мире возникает, в частности, в том слу­чае, если они имеют возможность созерцать красоту природы, представленную в натуре и в произведениях искусства. Следует иметь в виду, что красота живой природы - это эко­логический феномен: красивыми являются объекты, находящиеся в экологически пол­ноценных условиях жизни, в которых они хо­рошо себя чувствуют, проявляют свою при­способленность, жизненную силу. Наблю­дение красивых явлений, объектов природы побуждает детей к художественно-творческой деятельности (рисованию, лепке и др.), в которой они осмысленно отражают свои переживания красоты.

В системе экологического воспитания в технологиях для детей дошколь­ного возраста предусмотрены комплекс­ные мероприятия, на которых дети осмыс­ливают красоту пейзажей, представленную на репродукциях картин знаменитых ху­дожников. Эти мероприятия проводятся в конце каждого сезона - они опираются на опыт восприятия детьми красоты природы, которую наблюдают ежемесячно в недели, посвященные наблюдениям за сезонными явлениями и работе с календарем природы. Таким образом, художественно-эстети­ческое развитие имеет глубинную связь с экологическим воспитанием - его хорошая постановка обеспечивает взаимно  обогащенное развитие личности ребенка.

Художественно-эстетическое развитие: Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребёнок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Он получает разного рода информацию, накапливает впечатления- цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором зарождается интерес к гармонии цветов, звуков и пластике предметов. На основе интереса появляется простейшая эстетическая избирательность, эстетическое чувство и эстетический вкус. Раскрыть само ценность объектов природы, обогатить, окрасить их восприятие эмоционально - положительным отношением-задачи, которые успешно решает музыкальное развитие. Достичь этого можно, воздействуя на эмоциональную сферу ребёнка. Экологическое воспитание реализуется в слушании музыки, пении, в музыкально-ритмических движениях, музыкальном творчестве. Отклик у ребёнка вызывают лишь те объекты, которые включены в поле его формирующихся ценностей. Слушая «жаворонка» М. И. Глинки, произведения из музыкального цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Исполняя песню воробышка, осенних листочков или мотыльков, ребёнок воспринимает себя частью природы. Познаёт её красоту, происходит становление его эстетических и нравственных чувств направленных на природу.

Знания по экологии, полученные в образовательных областях – это важная интеллектуальная информация. Но когда эти знания преломляются через театрализованную деятельность, которая, по сути, является для ребёнка поведенческим опытом, когда ребёнок проживает конкретный образ какого-то зверя, насекомого, растения, он начинает осознавать и чувствовать что его персонаж боится. Чему-то радуется, как выживает, как развивается, как взаимодействует с человеком и окружающим миром. В театрализованной деятельности роли меняются, развивая способность быть другими понимать другого. В качестве примера хочу привести сказку «Сюрприз» по мотивам сказки В. Сутеева «Под грибом». Суть этой сказки: в трудный, опасной ситуации (в данном случае ливень в лесу) показаны поведения и мудрые взаимоотношения зверей и насекомых друг с другом и с окружающим миром. Через персонажей дети конкретно переживали эту опасную для животных ситуацию в природе. И как образец поведения для человека – в этой опасной ситуации животные не вредят друг другу.



Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области

«Физическое развитие»

Самая большая ценность, которую человек получает от природы – это здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому – всё здорово!» Жить долго, не болея, сохраняя интерес к жизни и полную мощь физических и духовных сил, - заветное желание каждого человека.

В связи с этим особенно актуальной становится проблема воспитания желания вести здоровый образ жизни. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

В дошкольном детстве следует воспитывать у детей ценностные представления о здоровье, потребность в его укреплении и сохранении.

Экологическое воспитание дошкольника в рамках образовательной области «Физическая культура» предусматривает согласование программ физического и экологического воспитания. Это может быть включение в содержание занятий :

  • сложных упражнений и подвижных игр;

  • формирование знаний, способствующих сохранению и укреплению здоровья;

  • организация и проведение походов, прогулок – экскурсий на природу;

  • спортивно – экологические праздники и развлечения;

  • обучение правилам безопасности во время прогулок – экскурсий и походов.


Виды детской деятельности

  • Игры – медитации («Я – солнце», «Я – дождь», «Я – ветер», «Я – облако»)

  • Подвижные экологические игры

  • Музыкальные подвижные игры

  • Танцевальные игры – превращения




Осуществление экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе образовательной области физическое развитие: проведение физкультуры в дошкольных образовательных учреждениях, сочетающие двигательную активность детей с формированием у них первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием экологической культуры.

Наряду с выполнением физических упражнений, дети, под руководством воспитателя, проводят наблюдения за природными явлениями и сезонными изменениями. В качестве физических упражнений обычно используются следующие их разновидности: упражнения дыхательной гимнастики«Одуванчик»«Морозко»«Радуга обними меня». Общеразвивающие упражнения«листопад»«поймай снежинку»,   «подснежник»«колокольчик».

Подвижные игры«перелёт птиц»«льдинки, ветер и мороз»«скворечники»,

«цветы и ветерки».

Эстафеты«Сбор картофеля»«бегущие ручейки»«эстафета пчёлок».

Одним из важнейших направлений в деятельности дошкольного образовательного учреждения является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Перед педагогическим коллективом стоит задача совершенствования физкультурно-оздоровительных мероприятий в системе работы дошкольного учреждения. Целью работы над здоровье сберегающей средой стало повышение готовности детей к ускорению умений и их применению для анализа простейших экологических связей: «Я - моё поведение-окружающий мир». Развитие экологического стиля мышления, способности детей управлять своими действиями, поведением в интересах внутреннего развития здоровья, экологической безопасности окружающей среды, экономного потребления.

Ножки, ножки бежали по дорожке, бежали лесочком, прыгали по кочкам!

«В гости к бабушке Маланье!»













ЭКО-СРЕДА

В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), согласно которому одной из форм экологического воспитания детей в ДОУ является ЭКО-СРЕДА

Экологическое воспитание должно осуществляться в специально созданных условиях – в экологической предметно-развивающей среде. В настоящее время ведется поиск путей оптимальной и эффективной организации эколого-развивающей среды, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний.

Экологизация развивающей природной среды создает условия для:

  1. Познавательно-речевого развития

  2. Эколого-эстетического развития

  3. Оздоровления ребенка

  4. Формирования нравственных качеств

  5. Формирование экологически правильного поведения

  6. Экологизации различных видов детской деятельности



Мы, в ДОУ создали своеобразную развивающую предметно- пространственную среду, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического образования дошкольников. В группе создан «Уголок природы», где дети могут выращивать, ухаживать и длительное время наблюдать за растениями. Минимальный состав уголка природы независимо от возраста детей включает комнатные растения и «Огород на подоконнике». Здесь есть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящиков с посадками. Воспитатель в уголке природы организует три вида деятельности: создание и поддержание необходимых условий для жизни растений, опытно-экспериментальная деятельность и фиксация наблюдений за происходящими изменениями



ЦЕНТР ПРИРОДЫ

ВЕДУЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ПРОГРАММЫ, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре ПРИРОДЫ»: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ИНТЕГРИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ПРОГРАММЫ, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре природы»: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ», «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

  • позволяет развивать наблюдательность, формирует трудовые навыки и умения. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок живой природы прививает эстетический вкус.

Его Компоненты:

п.п.

Содержание ППРС

(пособия, материалы, оборудование)

1

Календарь природы

2

Дидактическая кукла с набором одежды по временам года

3

Макет «У бабушки в деревне»

4

Картины «Времена года»

5

Иллюстрации зверей (домашние, дикие животные), птиц, насекомых

6

Иллюстрации «Животные и их детеныши»

7

Иллюстрации с изображением различных растений

8

Комнатные растения с крупными листьями: фикус, бегония

9

Комнатные растения с мелкими листьями: аспарагус, бальзамин

10

Реалистические животные (наборы домашних и диких животных)

11

Муляжи овощей и фруктов

12

Материал для развития трудовых навыков:


Лейка, , тазики для воды,


тряпочки для протирания листьев


лопаточки

13

Дидактические игры природоведческой тематики


«Времена года»

«Во саду ли в огороде»

«Офощи и фрукты»


«Мама и малыш»


Лото «угадай животных»

Лото «Забавные животные

14

«Кормушка для птиц»







ЦЕНТР ЭКПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ


ВЕДУЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ПРОГРАММЫ, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре экспериментирования»: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ


ИНТЕГРИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ПРОГРАММЫ, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре экспериментирования»: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ», «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ», «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ».


п.п.

Содержание ППРС

(пособия, материалы, оборудование)

1

Наборы для экспериментирования с водой, песком:

Стол-поддон.

емкости разных размеров и форм,


2

Предметы – оборудование для переливания и вылавливания:

Черпаки, сачки, плавающие и тонущие игрушки и предметы (губки, дощечки,

Различные рыбки, черепашки..


3

Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения

4

Подносы

5

Клеенчатые фартуки и нарукавники на подгруппу детей

6

Фотмочки (для изготовления цветных льдинок)

7

Материалы для пересыпния и переливания (пустые пластиковые бутылочки, фасоль, готох, макароны

8

Трубочки для продувания, просовывания

9

Волшебный мешочек

10

Мыльные пузыри

11

Маленькие зеркала

12

Магнитики

13

Емкость с дырочкой на дне

14

Поролоновые губки разных размеров, цветов и форм

















ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ










ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Уголок ИЗО деятельности


Обеспечение:


Демонстрационный материал, пейзаж, натюрморты, художественные картины».

Природные материалы для ИЗО деятельности (жолуди, шишки, семена, листочки деревьев и т.д.).

Различные раскраски природы

Материал для рисования: альбом, гуашевые краски, простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, баночки для воды, трафареты для рисования, тряпочки;

Материал для лепки: пластилин, индивидуальные клеенки, салфетки.

Материал для ручного труда: клей ПВА, кисти для клея, розетки для клея, ножницы с тупыми концами, салфетки, цветная бумага, картон, подносы для форм и обрезков бумаги.

Образцы по аппликации и рисованию.




УЧАСТОК ДОУ.

Территория, на которой организуются наблюдения за растениями и животными в естественных условиях, выясняется значение агротехнических мероприятий и деятельности взрослых для улучшения условий жизни растений и животных, вырабатываются навыки ухода за ними.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА

  • Это специально оборудованный маршрут в природу, решающий многие педагогические и психологические задачи. К объектам экологической тропы относятся типичные и экзотичные древесные растения, фитоогород (огородные лекарственные травы), уголок нетронутой природы, птичий столб. Экологическая тропа оформляется информационными щитами, стендами, указателями.




ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ,

МОДЕЛИ И ПОСОБИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Способствуют развитию памяти, внимания, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, являются средством диагностики сформированности экологической культуры дошкольника. Создание моделей и пособий активизирует деятельность детей



БИБЛИОТЕКА ЮНОГО НАТУРАЛИСТА

В нее входит подборка книг и журналов, природоведческого характера. В эту подборку включены книги, помогающие расширить экологические знания и кругозор дошкольника.



МЕДИАТЕКА ЮНОГО НАТУРАЛИСТА




МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ













Заключение

На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, а также результатов проведенной работы по экологическому воспитанию дошкольников с учетом принципа интеграции образовательных областей, можно сформулировать следующие выводы:

Использование интегративно – тематических занятий, целевых прогулок, экспериментирования помогает в закреплении, систематизации и формировании знаний при участии взрослого (прямом или косвенном).

Разнообразная деятельность, задействованная в мероприятиях интегрированного характера, естественным путем связывает экологическое образование со всем процессом развития личности маленького ребенка.

Это также позволяет утверждать, что синтез разных видов искусств на одном занятии будет являться оптимальным и эффективным средством умственного развития и нравственно – эстетического воспитания детей, и , следовательно, подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

На основе проведенной работы можно сформулировать ряд рекомендаций воспитателям:

  1. Ознакомление с объектами и явлениями окружающей природы будет более результативным, если воспитатель будет отмечать все достижения и самостоятельность детей, хвалить за уверенность и инициативу.

  2. Необходимо систематически использовать в педагогической практике интегрированные занятия, в результате которых будет достигаться положительный эффект развития всех сторон познавательной деятельности ребенка- дошкольника.


  1. Работа по экологическому образованию дошкольников не должна проходить изолированно от той воспитательно-образовательной работы, которую осуществляет ДОУ

  2. Мероприятия интегрированного характера должны планироваться систематически, целенаправленно и охватывать все виды деятельности дошкольников.


Таким образом, можно подвести итог всему сказанному: интеграция образовательных областей с экологией, которая проходит через многообразие видов деятельности, будет накапливать знания как маленькие кирпичики огромного здания, под названием экологическая культура.











Список литературы

1.Гончарова Е.В Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. – Ростов – на – Дону: издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2001.-288 с.

2. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, учителей, воспитателей. М.: АрКТИ,2001.-128 с.

3. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Программа всеобщего экологического образования.( Под ред.Г.А. Ягодина.-М.,1993

4.Мир природы и ребенок: методика экологического воспитания дошкольников( Под ред. Л.М. Моневцовой,П.Г. Саморуковой. – Спб.,1998.

5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. –М.: Просвещение, 2001.-208 с.

6. Николаева С.Н. Наблюдая – познаем. (Дошкольное воспитание.-1991 1

7.Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа, литературными персонажами.-М., 2003.

8. Пугал Н.А., Лаврова В.Н., Зверев И.Д. Практикум по курсу «Основы экологии» Методические рекомендации.-М.,2002.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!