Актуальность
Я буду, так вводит малышей
в окружающий мир, чтобы они
каждый день открывали в нём
что – то новое, чтобы каждый
шаг был путешествием к истокам
мышления и речи, чтобы каждый
шаг познания облагораживал
сердце и закалял волю.
В. А. Сухомлинский.
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это, роль их в биосфере огромна. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественнонаучных знаний.
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве.
Дошкольный возраст является уникальным периодом становления и развития способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – это способность к познанию.
В соответствии с ФГОС ДО, одной из задач познавательного развития является развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Психолого – педагогическими исследованиями доказано, что именно младший возраст является наиболее благоприятным для развития у детей правильного взаимодействия с окружающим миром, естественной частью которого являются природа.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней! Особое место в нём отведено животным. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. На земле живут тысячи различных представителей животного мира.
В процессе наблюдений за детьми был замечен устойчивый интерес к животным – дети пытались рисовать зайчиков, ежей и других животных, обращали внимание на иллюстрации из книг, журналов. Так и появилась идея расширить кругозор детей знаниями о животных, проживающих в наших лесах. Беседуя с родителями детей, я поняла, что у наших детей почти нет знаний о мире диких животных, но интерес присутствует.
С целью выявления уровня знаний у детей дошкольного возраста, была проведена диагностика, в котором приняли участие 17 детей. Приложение№ 8
Диаграмма мониторинга на начало учебного года

Результаты диагностики показали, что необходимо расширять и углублять знания детей в этой области познания.
Дети в недостаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании животного мира. Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно.
Данные мониторинга убедили меня взять на реализацию опыта: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с миром диких животных».
Тема моей педагогической работы актуальна для детей дошкольного возраста, так как необходимо с самого раннего возраста предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам. По моему мнению, живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик.
Цель.
Создание условий для формирования познавательного интереса у младших дошкольников на основе ознакомления с миром диких животных.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- повысить профессиональную компетенцию в области экологического воспитания дошкольников, через активное применение современных ИКТ технологий;
- пополнить предметно – пространственную, развивающую среду в группе;
- дать возможность детям при помощи взрослого удовлетворить детскую любознательность, через вовлечение ребенка в активное освоение окружающего мира;
- стимулировать детей к формированию норм правильного поведения в природе;
- воспитывать бережное отношение к представителям животного мира.
В ходе реализации данного опыта работы предполагаю получить такие результаты:
1.повысится профессиональная компетенция в области экологического воспитания дошкольников через активное использование современных ИКТ технологий;
2. пополнится предметно – пространственная развивающая среда в группе;
3. улучшатся условия для повышения качества знаний у воспитанников;
У детей:
1.активизируется детская любознательность, через вовлечение ребенка в активное освоение окружающего мира;
2.сформируются нормы правильного поведения в природе, нормы бережного отношения к представителям животного мира.
К концу реализации опыта, на мой взгляд, дети будут хорошо знать, и отличать диких животных, их среду обитания, научатся относиться к ним бережно и внимательно.
Это необходимо для формирования правильного отношения к фауне, для развития высших нравственных чувств, предполагающих активную, действенную позицию ребёнка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться).
Мною продуманы и спланированы этапы реализации опыта:
Содержание
|
Сроки реализации
|
Характеристика деятельности
|
Подготовительный
(диагностический)
|
01.09.2018
01.09.2019
01.09.2020
|
Выявление первоначальных знаний детей о диких животных
Анализ и создание развивающей предметно-пространственной среды
Составление перспективного плана тематических занятий
Подбор и изучение познавательной литературы и информации по теме.
|
Основной
(деятельный)
|
01.10.2018
01.10.2019
01.10.2020
|
Реализация плана
Практические наработки
Формирование картотеки игр. Материалы по работе с родителями. Пополнение предметно – развивающей среды.
|
Заключительный
(Аналитический)
|
01.05.2021
|
Подведение итогов работы по теме, прогнозирование будущей деятельности
Отчёт по результатам работы
|
Реализацию данного опыта начала с изучения и повторения нормативной документации:
В основной образовательной программе ДОУ прописаны основные моменты, связанные с ознакомлением дошкольников с миром диких животных.
В ходе реализации основной образовательной программы дошкольного образования дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний у детей формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому.
Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, с животным миром, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний.
С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.
В ходе опыта работы, познакомилась с практическими исследованиями и наработками по теме разных педагогов новаторов.
Идея приобщения человека к природе, к ее познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие, как Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Проблеме формирования представлений о животных (в частности – о диких животных) посвящены исследования С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой, В.П. Арсентьевой, В.Г Грецкой.
Широко известно, что К.Д. Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Его мысли по этому вопросу, неоднократно высказанные им в различных трудах, не утратили актуальности и по сей день. К.Д. Ушинский обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, к миру диких животных, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные.
Ознакомление старших дошкольников с дикими животными в форме представлений – важная педагогическая задача, способствующая как умственному развитию ребенка, так и преследующая цель экологического воспитания личности.
На основании обобщения результатов исследований многих авторов можно сделать следующие вывод: у дошкольников начинают формироваться обобщенные представления о диких животных особенностях их строения и поведения. Положительное влияние на этот процесс оказывает речь, когда ребенок в повседневном общении со взрослыми и другими детьми усваивает слова-термины, накапливает знания о новых видах диких животных. Общие представления у дошкольников образуются также при просмотре презентаций, видео. Ведущую роль при этом выполняет наглядный образ дикого животного, в котором отражены его морфологические и функциональные (поведенческие) признаки.
Новизна и практическая значимость моего опыта работы заключается в том, что при реализации решила максимально использовать современные ИКТ технологии, в том числе интерактивную доску.
У детей младшего дошкольного возраста преобладает зрительно – слуховое восприятие и память. Дети быстрее усваивают увиденную и услышанную информацию.
Благодаря возможностям интерактивной доски, детям можно преподнести новые знания, закрепить полученные. Информирование ребенка проходит наиболее предметно и наглядно с использованием медиа и аудио ресурсов и интерактивных возможностей доски. Ребенок сможет увидеть животных и их детёнышей в их среде обитания, проникнуться атмосферой их жизни в лесу.
Для успешной реализации опыта и более эффективного усвоения детьми знаний мною созданы следующие условия.
Наглядные
карточки, пособия
|

С целью реализации опыта мною разработан перспективный план Приложение №1
Работа осуществляется в таких форах образовательной деятельности, как:
- организованная образовательная деятельность.
- образовательная деятельность в режимных моментах;
- самостоятельную деятельность детей;
- совместная деятельность детей и воспитателя;
- взаимодействие с семьями воспитанников;
- развлечения;
- консультации с родителями.
Формами организации деятельности детей при ознакомлении их миром диких животных я использую: занятия, виртуальные экскурсии, прогулки, художественную литературу.
Занятия - провожу в определенные часы, по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях не только сообщаю детям новые знания, но и уточняю, и закрепляю их. Главное в занятии - это усвоение детьми программного материала.
Готовя экскурсию, стараюсь внимательно и правильно подойти к выбору объекта для наблюдения (показываю детям тех животных, наблюдение, на котором наиболее доступно и увлекательно в определённый возраст дошкольника).
Посещая виртуально зоопарк, дети получают интересные впечатления, которые помогают ему лучше запомнить животное и его образ жизни в дикой природе.