СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы по национально- региональному компоненту

Нажмите, чтобы узнать подробности

v

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективное планирование по национально-региональному компоненту

в старшей группе «Капельки»

 

 

 

Воспитатели: Шуракова О. Ю.

Савва Э.А.

 

Тазовский

2021г

 

 

"Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии,

творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия ,могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту"                                           В.А.Сухомлинский

 

 

Перспективное планирование в старшей группе  «Наш дом - Ямал!»

Месяц

Основная тема

Региональный компонент

НОД

Совместная деятельность

сентябрь

Здравствуй детский сад! Осторожно! Дорога

 

Беседа: «Как мы  живем в детском саду».

Цель: Воспитание уважения к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять им радость.

Экскурсия по территории детского сада.

Цель: Бережное отношение к детскому саду

Кто не ленится, тот урожаем гордится

 

Дидактическая игра «Угадай на вкус»

Цель: Учить различать по вкусу ягоды родного края (клюква, черника, брусника, морошка), уметь описывать вкусовые ощущения.  

Беседа: «Подарки осени»

Цель: Закрепить знания об осени; обратить внимание на красоту этого времени; знакомство с традиционным занятием коренных народов – сбор лекарственных растений. Сбор гербария «Растения севера»

Дидактическая игра с мячом «Съедобные и не съедобные растения?»

Цель: Обобщить и дополнить знания детей о растениях (грибах, ягодах, ) -клюква, черника, подосиновик, сыроежка, волнушка, травянистые растения (осока, хвощ), цветущие растения (лютик, ромашка, одуванчик), а так же лишайник

Перелётные и домашние птицы

Театрализованное занятие «Кукушка и гром»

Цель: Познакомить детей с народными ненецкими приметами, обычаями.

Продолжить знакомство с ненецким фольклором (сказками). Обогатить лексический словарный запас детей. Обобщить эмпатийный опыт способами проявления сочувствия, сострадания, сопереживания

Изготовление коллективного познавательного плаката «Перелётные и домашние птицы»  

Цель: Учит детей работать в коллективе, распределять работу между собой, закреплять названия домашних и перелётных птиц нашего края.

Упражнять в классификации птиц. Развивать аналитические способности.

Подвижная игра «Ястреб и утки»

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Беседа: «Какие птицы улетают в отпуск?»

Цель: Познакомить детей с перелётными птицами (кукушка, чайка (холей). Рассказать об особенностях этих птиц: обитанием, питанием, выведение птенцов.

В мире животных (Дикие животные наших лесов в сравнении с домашними животными)

Чтение художественной литературы

ТемаЧтение сказки «Песец и Олень»

Цель: Расширить представление о жизни животных севера зимой. Активизировать словарь детей. Учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы полными предложениями. Развивать логическое мышление. Воспитывать внимание, наблюдательность.

Чтение стихотворения Л. Лапцуй «Как собака стала другом человека» (Книга «Песни мои – детям» стр. 94)

Цель: Показать детям важность домашнего животного – собаки, для жизни ненцев, через стихотворение.  

Просмотр видеопрезентации «Голоса и звуки диких животных России» (см. приложение)

Цель: Познакомить детей с голосами животных нашей страны, рассказать о особо опасных животных для человека.  

Знакомство с трудом  охотника.

Цель: Продолжать знакомить детей с временем года «Осень». Развивать наблюдательность, внимательное и бережное отношение ко всему живому. Познакомить с трудом охотника.

Рассматривание и сравнение лисы и собаки. (см. О.А. Воронкевич «добро пожаловать в экологию» стр. 201)

Цель: Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида собаки и лисы. Развивать умение сравнивать объекты природы.        

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей

октябрь

Чудо – дерево

 

Беседа: «Северная кладовая» (лес)

Цель: Поговорить с детьми о том, что нам даёт лес. С каких деревьев можно собирать плоды (ель – шишки, рябина - ягоды)

Малоподвижная игра «Что мы делали не скажем…»

Цель: Учить детей с помощью пантомимы передавать особенности деревьев, отгадывать деревья, закреплять их названия, строение дерева.

Чтение «Лиственница» – Г. Лазарева (см. приложение)

Цель: Продолжать знакомить с поэзией поэтов севера, через стихотворение познакомить детей с красотой природы родного края. С деревом – лиственница, её пользе для человека.

Рисование «Осенняя Ива»

Цель: Продолжать учить работать детей с технологическими картами, закреплять название деревьев, их строение, передавать в рисунке приметы осени.

Осенний калейдоскоп

Познавательное развитие

Тема: «Дары природы севера»  

Цель: Обогащение знаний детей о флоре, фауне родного края. Расширять словарный запас детей; знакомить с родным краем, с его растительностью и обитателями; учить рассказывать о пользе для человека; Развивать любознательность, наблюдательность, мышление,   интерес к флоре, фауне родного края. Воспитывать чувства гордости, любви и уважения к своей «малой» Родине, Родному краю.  

Дидактическая игра «Узнай, что в корзинке» (по типу игры «Чудесный мешочек»)

Цель: Закреплять знания детей оживотных Крайнего севера, овощах, фруктах. Закреплять умение составлять описательный рассказ.

Подвижная игра «Зайцы и волки»

Цель:  проводится с целью научить детей прыгать на носочках на двух ногах, вперед.

Беседа: «Осень на Крайнем севере»

Цель: Дать детям представления об особенностях осени на Крайнем севере: дни становятся короче, ночи длиннее, осень длится до конца октября – начала ноября, начинается похолодание, часто идут моросящие холодные дожди, дуют ветры. Листья меняют окраску, опадают, вянет трава и цветы, исчезают насекомые. Погода чаще облачная, пасмурная, идет снег, но сразу тает, утренние заморозки.

 

Одежда, обувь, головные уборы

Познавательное развитие Тема: «Знакомство с ненецкой национальной одеждой»

Цель: Познакомить детей с ненецким национальным костюмом; Развивать наблюдательность и внимание; Активизировать словарный запас и расширить кругозор; Воспитывать любовь к родному краю, умение ценить культуру коренного народа – ненцев, культуру народов; Формировать чувства толерантности.

Беседа «Северная одежда» + просмотр презентации «Традиционная одежда народов севера»

Цель: Продолжать знакомить с одеждой ненцев в тундре – бурки, кисы, пимы,  малица, ягушка, т.д. называть её (внешний вид, материал, назначение, орнамент)

Дидактическая игра «Покажи и расскажи»

Цель: Закреплять с детьми названия ненецкой одеждыбурки, кисы, малица, ягушка и т.д.

Создание коллекции «Разнообразие тканей»

Цель: Познакомить детей с качествами и свойствами различных тканей; учить сравнивать качества и свойства разных материалов между собой, делать выводы. Побуждать детей собирать коллекцию из различных тканей.

ноябрь

Мой посёлок по особому мне дорог. Мой дом, моя улица.

 

Прослушивание песни «С чего начинается Родина»

Цель: Через песни воспитывать гордость и уважение к своей малой Родине. Учить понимать смысловой посыл исполнения.  

Беседа: «Где эта улица? Где этот дом?»

Цель: углубить представление детей о родном городе, его достопримечательностях и улицах. Учить находить и называть архитектурные строения по описанию. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать любовь к  г. Салехард.

Дидактическая игра «Найди флаг своего города»

Цель: Упражнять детей в нахождении среди других флагов флаг г. Салехарда. Познакомить с изображением, какую информацию это изображение несёт о нашем районе. Развивать внимание, интерес, любознательность.

 

Арктика

Познавательное развитие

Тема: «Промыслы коренных народов севера».

Цель: Познакомить детей  с   промыслами народов севера. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру; активное, небезразличное отношение к малой родине, ее истории, настоящему и будущему. Развитие творческих способностей, расширение словарного запаса;активизация словаря: оленевод, малица, чум, нарты. Воспитывать любознательность, взаимовыручку, любовь к родному краю.

Просмотр мультфильма «Умка»

Цель: Показать детям, чем заняты люди в Арктике, какие животные там обитают.  

Опыты со льдом «Почему не тонут айсберги»

Цель: Уточнить представления детей о свойствах льда (плавает в воде); дать представления об айсбергах в Северном Ледовитом океане, их опасности для судоходства и рыболовства.

Беседа: «Жизнь коренных народов севера».(см. приложение)

Цель: Познакомить детей с историей и культурой родного края; Формировать у детей старшего дошкольного возраста знания о родном крае, развивать эстетический вкус, творческую активность; воспитывать интерес к родному краю и искусству народов Севера, бережное отношение к природе.

Чтение стихотворения Ю. Шаталова «Северное сияние» (см. приложение)

Цель: Через стихотворение познакомить детей с явлением природы Севера – северным сиянием. Показать детям точность литературного слова, красоту данного природного явления.

 

Богатства земли

Познавательное развитие  

Тема: «Капелька нефти и пузырёк газа»

Цель: Дать детям знания о нефти и газе, о способах их добычи; о том, что изготавливают из нефти; познакомить с профессиями: буровик, геолог, нефтяник, газовик; воспитывать уважение к людям труда.

Беседа о народных промыслах «Охота. Рыбалка. Оленеводство»

Цель: Закрепить с детьми  типичные северные промыслы (охота, рыбалка, оленеводство) – богатствами северного края рыбой и пушниной, диетическим мясом.

Чтение стихотворения «За Уральскими горами» В. Волынюк(см. приложение)

Цель: Через стихотворение познакомить детей с Ямальскими богатствами (газ, нефть, грибы, ягоды). Рассказать  и показать на карте детям, что ЯНАО находится за Уральскими горами.

Экспериментальная деятельность «Глина и песок».

Цель: Дать детям знания о полезных ископаемых Ямала (глина, песок). Закрепить знания детей о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, прочность, проводимость воды) и глины (липкость, проводимость воды, прочность) путём сравнения; развивать интерес к исследовательской деятельности.

 

Наши добрые дела. Семья.

 

Дидактическая игра «Отгадай-ка».

Цель: обогатить словарь дошкольников ненецкими словами. Развивать память, мышление, восприятие. Воспитывать интерес к жизни и быту ненецкого народа.

Чтение художественных произведений: Драгунский В.«Сестра моя», Серова Е. «Стирка» «Папа дома»; Мошковская Э.  «Трудный день».

Беседа: «Доброе слово лечит, а худое калечит»

Цель: Формировать у детей потребность  в доброжелательном обращении к окружающим, воспитывать у детей доброе отношение к близким, уметь исправлять свои ошибки прося прошение.

декабрь

Зимушка – зима в гости к нам пришла

Познавательное развитие

Тема: «Путешествие со снежинкой»

Цель: Закрепление знаний детей о лесе (хвойный, смешанный), о деревьях (хвойное, лиственное); упражнение в различных способах обследования веток с помощью сенсорных эталонов. Развивать воображение детей через умение мысленно дорисовывать предмет. Расширить кругозор детей. Развивать познавательный интерес и интеллектуальное мышление. Воспитывать бережное отношение к природе.

Просмотр презентации «Зима» (см. приложение)

Цель: Закрепить с детьми признаки зимы. Дать детям представления о том, что зимой самые короткие дни и очень длинные, полярные  ночи, холодно, мороз, река покрывается льдом, а земля – снегом. Деревья и кусты стоят без листьев, не растут, ветки более хрупкие, чем весной и летом, так как нет тепла, влаги, мало света. Зима очень длинная: начинается в конце октября – начале ноября, а заканчивается в середине – конце апреля. Часто дуют ветры, сильные морозы; солнце поднимается не высоко, не греет.

Рассматривание картины И.Грабарь «Зимний пейзаж»

Цель: Прививать детям чувство прекрасного при рассматривании картины художника. Отметить какую зиму изобразил художник (суровую, тёплую, солнечную, снежную и т.д.). Какими средствами это передал художник.

 

Зимующие птицы

 

Чтение сказки «Снегирь и мышонок» – И.Г. Истомина (см. книга И.Г. Истомин «Ненецкие сказки» стр. 17)

Цель: Познакомить детей со сказкой, посредством фольклора народов севераобъяснить детям, что жадность к добру не приводит.

Подвижная игра «Куропатки и охотники»

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Наблюдение за птицами на прогулках

Цель: учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память; воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Цель: Учить детей отгадывать птиц по описанию (снегирь, пуночка, кедровка, куропатка, сорока, ворона, воробей, белая сова), развивать речь, умение точно составлять описание.

 

Новогодняя мастерская

Познавательное развитие

Тема: «Посох Ямал Ири»

Цель: Познакомить детей с северным Дедом Морозом – Ямал Ири. Закрепить знания детей о том, как называется наша страна, ее местоположении на глобусе. Уточнить представления о различии климатических условий Севера и Юга, животных, обитающих на Севере; о коренном населении (ненцы, ханты, селькупы), их образе жизни; об их жилище – чуме. Активизировать словарь, познакомить с приветствием на ненецком языке.

Беседа «Семейные традиции подготовки к Новому году»

Цель: побуждать детей к  рассказыванию о традициях подготовки к празднику, об обязанностях каждого члена семьи; привлекать детей к посильному участию в подготовке различных семейных праздников.

Дидактическая игра «Третий лишний»

Цель: Развивать внимательность, умение из трёх снежинок находить две одинаковые.

Подвижная игра «Успей поймать»

Цель: Развивать ловкость, внимание, умение действовать в команде.

Наблюдения за узорами на окнах «Новогодний узор»

Цель: расширять знания детей об окружающем; дать понятие об образовании узоров, развивать внимание, фантазию, наблюдательность, воспитывать эстетическое восприятие зимней природы.

 

Новогодняя мастерская

Новогодний утренник

Новогодние выходные

январь

Прощание с елкой. Рождество.

 

Беседа: «С кем дружит ель в лесу»

Цель: Дать знания детям о том, что вокруг нашего посёлка растет много елей. Это замечательное дерево. В зимнее время ель дает пищу многим лесным обитателям (животным, птицам). Перед новогодними праздниками много  молодых елочек губят браконьеры.

Рисование «Как мы встречали Новый год»

Цель: Учить детей по средствам рисунка передавать свои впечатления о новогоднем празднике, развивать воображение, чувство цвета.

Малые фольклорные формы народов Севера.

Цель: Развивать способность слушать малые формы поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержание. Уточнить представления детей о жанровых особенностях народов Севера, назначении загадок, пословиц, поговорок, примет. Активизировать словарь.

 

Северный край. Народы севера.

Музыкальное развитие

Тема: «Ямал мой необыкновенный!».  

Цель: Приобщение детей к важной части духовной культуры северных народов, привитие бережного отношения к национальной культуре и традициям, взаимообогащение с музыкальной культурой других народов, населяющих наш округ. Изучение музыкальной культуры народов Севера, традиций и обычаев. Знакомство с творчеством музыкантов, поэтов, напевными интонациями языка, мелодичностью и красотой песен, самобытностью творчества. Развивать умение видеть красоту природы: певческие и танцевальные способности и любви к родному краю.

Просмотр мультфильма «Кто самый сильный» (по мотивам ненецкой сказки)

Цель: Воспитывать интерес к ненецким легендам и сказкам. Через мультфильм показатьнравственную сторону человеческой жизни.

Дидактическая игра «План стойбища»

Цель: Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги, правильно прокладывать путь.

Беседа: «Коренные народы ЯНАО»

Цель: Закрепить с детьми знания о  коренном составе населения ЯНАО – ненцы, ханты, селькупы; воспитывать уважительные, дружелюбные чувства.

Просмотр презентации «Наш Тазовский»

Цель: Познакомить детально с культурой и бытом малочисленных народов севера – ханты. Найти отличия между бытом ненцев и хантов.

Знакомство с трудом оленевода.

Цель: Продолжать знакомить детей с трудом оленевода, воспитывать уважение к их нелегкому труду. Расширять словарный запас за счет слов и словосочетаний.

 

Мороз не велик, да стоять не велит

 

Знакомство с национальными ненецкими спортивными играми: «Тройной прыжок», «Перетягивание каната», «Бег в снегоступах»

Цель:  Развивать ловкость, сообразительность, внимание, координацию движений.

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Цель: Упражнять детей в составлении целой картинки из частей, закреплять зимние природные явления, занятия народов севера.

Рассматривание открыток, иллюстраций «Как в зимний период развлекаются дети»

Цель: Дать детям представление о безопасных развлечениях в зимний период, как оказать первую доврачебную помощь.

февраль

В здоровом теле – здоровый дух

 

Беседа: «Лечебный чай тундры»

Цель: Закрепить представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком; рассказать детям, из каких северных трав можно заварить лечебный чай и какими лечебными свойствами обладают еловые ветки (отвар еловых веток помогал морякам в дальних плаваниях спасаться от цынги).

Рассматривание иллюстраций лекарственных растений

Цель:  уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, их биологических особенностях, и их пользе для человека; учить детей узнавать самые распространенные  растения  и  правильно  их  называть.

 

Транспорт, профессии на транспорте. Азбука безопасности.

Интеллектуальная игра «Северный калейдоскоп»

Цели: Расширять знания детей о родном крае; развивать умение применять коллективное решение, сообразительность, внимательность.

Экологическая игра «Можно - нельзя»

Цель: Повторить с детьми правила поведения в природе и к чему это может привести (нельзя убивать насекомых, разрушать паутину, муравейники, нельзя разорять птичьи гнезда, нельзя брать в руки и уносить домой обитателей тундры, нельзя рвать грибы, бездумно и бесконтрольно вырубать деревья).

 

Защитники отечества. Лучше папы друга нет, военные профессии.

 

рррроо

ррррр

Беседа: «Защитники Отечества»

Цель: Продолжать знакомить с «военными» профессиями.

Сюжетно – ролевая игра «Российская Армия»

Цель. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Расширение представлений детей о типах военных кораблей: подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец, ракетный катер, танкодесантный корабль. Воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей

 

Комнатные растения

Рисование  

Тема: «Фиалка»

Цель: Закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними. Углубить знания о лекарственных свойствах комнатных растений. Создать композицию «Фиалка». Воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними.

Экспериментальная деятельность «В каком горшке цветы растут лучше: в глиняном или пластмассовом?»

Цель: Показать детям на примере эксперимента, что глиняный горшок хуже пластмассового: в нём почва быстро засаливается, корни в основном располагаются около стенок горшка, а пластмассовом горшке растение получает больше влажности.

Выставка рисунков в группе «Цветы в нашей семье»

Цель: Учить детей рисовать разные цветы, передавать характерные особенности цветущих растений, располагать  рисунок в центре листа. Развивать мелкую моторику, ориентировку на листе.

март

Мамин день. Весна.

вввввв

Беседа: «Секреты Мастерицы» ( экскурсия в музей детского сада).

Цель: Уточнить название одежды, обуви ненцев. Расширять знания детей о труде мамы – хозяйки, чума. Расширять представления детей о многообразии узоров, украшений сделанных руками мастериц.

Наблюдение на прогулке «Пришла ли весна к нам в гости?»

Цель: Дать детям представления о весне на Крайнем севере, рассказать, что весна в наших краях начинается в апреле – мае, а заканчивается к середине июня. Дни удлиняются, а ночи становятся короче, так как солнце поднимается выше, греет сильнее. Тает снег, лед, начинается ледоход, оттаивает земля. Появляются почки, распускаются листья, начинает расти трава, зацветают цветы. Появляется больше птиц. Ветров меньше, чаще ясная погода. У животных и птиц происходит линька – смена мехового покрова.

 

Посуда. Бытовые приборы.

Развитие речи

Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами народов Севера».

Цель: Уточнить представления детей о жанровых особенностях народов Севера. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста. Упражнять в подборе слов, близких по смыслу. Развивать логическое мышление, воображение, творческие способности детей. Активизировать словарь (пословицы, поговорки, приметы)

Беседа «Предметы быта ненцев»

Цель: Дать понятие детям, что у ненцев в чуме нет бытовых приборов, и они пользуются орудиями труда (аркан, силки, гарпун, тынзян, сети и т.д.); воспитывать уважение к труду взрослых.

Аппликация « Ненецкая посуда  с орнаментом»

Цель: Познакомить детей с посудой народов севера. Учить вырезать силуэты посуды, способом симметричного вырезывания (складывая лист пополам). Закреплять названия орнамента – «заячьи уши», продолжать учить вырезать орнамент по контуру умело владеть ножницами.

 

Мебель.

 

Дидактическая игра «Предметы и вещи»

Цель: Познакомить детей с предметами, сделанными из различных материалов (из дерева, кости.), в каких целях используются эти предметы ненцами; развивать интерес к изучению окружающего мира малой Родины.

Свободное рисование «Дизайн в чуме»

Цель: предложить детям пофантазировать, как бы они распределили предметы домашнего обихода в чуме, уже с имеющими знаниями об устройстве национального чума, чем бы украсили.

 

Народное творчество. День смеха.

Аппликация

Тема:  «Ненецкий орнамент  в национальной одежде и утвари».  

Цели: Формировать навыки конструирования из цветной бумаги с элементами национального орнамента «Мэкаднямд» (Красивые рога оленя). Развивать у детей навыки работы с различными материалами. Воспитывать у детей чувства уважения  к культуре коренного народа.

Беседа с просмотром презентации: «Обрядовая, оберегавшая кукла разных народов. Ненецкая кукла»

Цель: Знакомить с русскими и ненецкими народными промыслами и традициями. Учить сравнивать кукол, находить отличия. Вызвать интерес к народному творчеству и рукоделию нашей страны.

Дидактическая игра «Выложи ненецкий узор»

Цель

Просмотр содержимого документа
«План работы по национально- региональному компоненту»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»















Перспективное планирование по национально-региональному компоненту

в старшей группе «Капельки»







Воспитатели: Шуракова О. Ю.

Савва Э.А.



Тазовский

2021г





"Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии,

творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия ,могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту" В.А.Сухомлинский




Перспективное планирование в старшей группе «Наш дом - Ямал!»

Месяц

Основная тема

Региональный компонент

НОД

Совместная деятельность

сентябрь

Здравствуй детский сад! Осторожно! Дорога


Беседа: «Как мы  живем в детском саду».

Цель: Воспитание уважения к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять им радость.

Экскурсия по территории детского сада.

Цель: Бережное отношение к детскому саду

Кто не ленится, тот урожаем гордится


Дидактическая игра «Угадай на вкус»

Цель: Учить различать по вкусу ягоды родного края (клюква, черника, брусника, морошка), уметь описывать вкусовые ощущения.  

Беседа: «Подарки осени»

Цель: Закрепить знания об осени; обратить внимание на красоту этого времени; знакомство с традиционным занятием коренных народов – сбор лекарственных растений. Сбор гербария «Растения севера»

Дидактическая игра с мячом «Съедобные и не съедобные растения?»

Цель: Обобщить и дополнить знания детей о растениях (грибах, ягодах, ) -клюква, черника, подосиновик, сыроежка, волнушка, травянистые растения (осока, хвощ), цветущие растения (лютик, ромашка, одуванчик), а так же лишайник

Перелётные и домашние птицы

Театрализованное занятие «Кукушка и гром»

Цель: Познакомить детей с народными ненецкими приметами, обычаями.

Продолжить знакомство с ненецким фольклором (сказками). Обогатить лексический словарный запас детей. Обобщить эмпатийный опыт способами проявления сочувствия, сострадания, сопереживания

Изготовление коллективного познавательного плаката «Перелётные и домашние птицы»  

Цель: Учит детей работать в коллективе, распределять работу между собой, закреплять названия домашних и перелётных птиц нашего края.

Упражнять в классификации птиц. Развивать аналитические способности.

Подвижная игра «Ястреб и утки»

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Беседа: «Какие птицы улетают в отпуск?»

Цель: Познакомить детей с перелётными птицами (кукушка, чайка (холей). Рассказать об особенностях этих птиц: обитанием, питанием, выведение птенцов.

В мире животных (Дикие животные наших лесов в сравнении с домашними животными)

Чтение художественной литературы

ТемаЧтение сказки «Песец и Олень»

Цель: Расширить представление о жизни животных севера зимой. Активизировать словарь детей. Учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы полными предложениями. Развивать логическое мышление. Воспитывать внимание, наблюдательность.

Чтение стихотворения Л. Лапцуй «Как собака стала другом человека» (Книга «Песни мои – детям» стр. 94)

Цель: Показать детям важность домашнего животного – собаки, для жизни ненцев, через стихотворение.  

Просмотр видеопрезентации «Голоса и звуки диких животных России» (см. приложение)

Цель: Познакомить детей с голосами животных нашей страны, рассказать о особо опасных животных для человека.  

Знакомство с трудом  охотника.

Цель: Продолжать знакомить детей с временем года «Осень». Развивать наблюдательность, внимательное и бережное отношение ко всему живому. Познакомить с трудом охотника.

Рассматривание и сравнение лисы и собаки. (см. О.А. Воронкевич «добро пожаловать в экологию» стр. 201)

Цель: Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида собаки и лисы. Развивать умение сравнивать объекты природы.        

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей

октябрь

Чудо – дерево


Беседа: «Северная кладовая» (лес)

Цель: Поговорить с детьми о том, что нам даёт лес. С каких деревьев можно собирать плоды (ель – шишки, рябина - ягоды)

Малоподвижная игра «Что мы делали не скажем…»

Цель: Учить детей с помощью пантомимы передавать особенности деревьев, отгадывать деревья, закреплять их названия, строение дерева.

Чтение «Лиственница» – Г. Лазарева (см. приложение)

Цель: Продолжать знакомить с поэзией поэтов севера, через стихотворение познакомить детей с красотой природы родного края. С деревом – лиственница, её пользе для человека.

Рисование «Осенняя Ива»

Цель: Продолжать учить работать детей с технологическими картами, закреплять название деревьев, их строение, передавать в рисунке приметы осени.

Осенний калейдоскоп

Познавательное развитие

Тема: «Дары природы севера»  

Цель: Обогащение знаний детей о флоре, фауне родного края. Расширять словарный запас детей; знакомить с родным краем, с его растительностью и обитателями; учить рассказывать о пользе для человека; Развивать любознательность, наблюдательность, мышление,   интерес к флоре, фауне родного края. Воспитывать чувства гордости, любви и уважения к своей «малой» Родине, Родному краю.  

Дидактическая игра «Узнай, что в корзинке» (по типу игры «Чудесный мешочек»)

Цель: Закреплять знания детей оживотных Крайнего севера, овощах, фруктах. Закреплять умение составлять описательный рассказ.

Подвижная игра «Зайцы и волки»

Цель:  проводится с целью научить детей прыгать на носочках на двух ногах, вперед.

Беседа: «Осень на Крайнем севере»

Цель: Дать детям представления об особенностях осени на Крайнем севере: дни становятся короче, ночи длиннее, осень длится до конца октября – начала ноября, начинается похолодание, часто идут моросящие холодные дожди, дуют ветры. Листья меняют окраску, опадают, вянет трава и цветы, исчезают насекомые. Погода чаще облачная, пасмурная, идет снег, но сразу тает, утренние заморозки.


Одежда, обувь, головные уборы

Познавательное развитие Тема: «Знакомство с ненецкой национальной одеждой»

Цель: Познакомить детей с ненецким национальным костюмом; Развивать наблюдательность и внимание; Активизировать словарный запас и расширить кругозор; Воспитывать любовь к родному краю, умение ценить культуру коренного народа – ненцев, культуру народов; Формировать чувства толерантности.

Беседа «Северная одежда» + просмотр презентации «Традиционная одежда народов севера»

Цель: Продолжать знакомить с одеждой ненцев в тундре – бурки, кисы, пимы,  малица, ягушка, т.д. называть её (внешний вид, материал, назначение, орнамент)

Дидактическая игра «Покажи и расскажи»

Цель: Закреплять с детьми названия ненецкой одеждыбурки, кисы, малица, ягушка и т.д.

Создание коллекции «Разнообразие тканей»

Цель: Познакомить детей с качествами и свойствами различных тканей; учить сравнивать качества и свойства разных материалов между собой, делать выводы. Побуждать детей собирать коллекцию из различных тканей.

ноябрь

Мой посёлок по особому мне дорог. Мой дом, моя улица.


Прослушивание песни «С чего начинается Родина»

Цель: Через песни воспитывать гордость и уважение к своей малой Родине. Учить понимать смысловой посыл исполнения.  

Беседа: «Где эта улица? Где этот дом?»

Цель: углубить представление детей о родном городе, его достопримечательностях и улицах. Учить находить и называть архитектурные строения по описанию. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать любовь к  г. Салехард.

Дидактическая игра «Найди флаг своего города»

Цель: Упражнять детей в нахождении среди других флагов флаг г. Салехарда. Познакомить с изображением, какую информацию это изображение несёт о нашем районе. Развивать внимание, интерес, любознательность.


Арктика

Познавательное развитие

Тема: «Промыслы коренных народов севера».

Цель: Познакомить детей  с   промыслами народов севера. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру; активное, небезразличное отношение к малой родине, ее истории, настоящему и будущему. Развитие творческих способностей, расширение словарного запаса;активизация словаря: оленевод, малица, чум, нарты. Воспитывать любознательность, взаимовыручку, любовь к родному краю.

Просмотр мультфильма «Умка»

Цель: Показать детям, чем заняты люди в Арктике, какие животные там обитают.  

Опыты со льдом «Почему не тонут айсберги»

Цель: Уточнить представления детей о свойствах льда (плавает в воде); дать представления об айсбергах в Северном Ледовитом океане, их опасности для судоходства и рыболовства.

Беседа: «Жизнь коренных народов севера».(см. приложение)

Цель: Познакомить детей с историей и культурой родного края; Формировать у детей старшего дошкольного возраста знания о родном крае, развивать эстетический вкус, творческую активность; воспитывать интерес к родному краю и искусству народов Севера, бережное отношение к природе.

Чтение стихотворения Ю. Шаталова «Северное сияние» (см. приложение)

Цель: Через стихотворение познакомить детей с явлением природы Севера – северным сиянием. Показать детям точность литературного слова, красоту данного природного явления.


Богатства земли

Познавательное развитие  

Тема: «Капелька нефти и пузырёк газа»

Цель: Дать детям знания о нефти и газе, о способах их добычи; о том, что изготавливают из нефти; познакомить с профессиями: буровик, геолог, нефтяник, газовик; воспитывать уважение к людям труда.

Беседа о народных промыслах «Охота. Рыбалка. Оленеводство»

Цель: Закрепить с детьми  типичные северные промыслы (охота, рыбалка, оленеводство) – богатствами северного края рыбой и пушниной, диетическим мясом.

Чтение стихотворения «За Уральскими горами» В. Волынюк(см. приложение)

Цель: Через стихотворение познакомить детей с Ямальскими богатствами (газ, нефть, грибы, ягоды). Рассказать  и показать на карте детям, что ЯНАО находится за Уральскими горами.

Экспериментальная деятельность «Глина и песок».

Цель: Дать детям знания о полезных ископаемых Ямала (глина, песок). Закрепить знания детей о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, прочность, проводимость воды) и глины (липкость, проводимость воды, прочность) путём сравнения; развивать интерес к исследовательской деятельности.


Наши добрые дела. Семья.


Дидактическая игра «Отгадай-ка».

Цель: обогатить словарь дошкольников ненецкими словами. Развивать память, мышление, восприятие. Воспитывать интерес к жизни и быту ненецкого народа.

Чтение художественных произведений: Драгунский В.«Сестра моя», Серова Е. «Стирка» «Папа дома»; Мошковская Э.  «Трудный день».

Беседа: «Доброе слово лечит, а худое калечит»

Цель: Формировать у детей потребность  в доброжелательном обращении к окружающим, воспитывать у детей доброе отношение к близким, уметь исправлять свои ошибки прося прошение.

декабрь

Зимушка – зима в гости к нам пришла

Познавательное развитие

Тема: «Путешествие со снежинкой»

Цель: Закрепление знаний детей о лесе (хвойный, смешанный), о деревьях (хвойное, лиственное); упражнение в различных способах обследования веток с помощью сенсорных эталонов. Развивать воображение детей через умение мысленно дорисовывать предмет. Расширить кругозор детей. Развивать познавательный интерес и интеллектуальное мышление. Воспитывать бережное отношение к природе.

Просмотр презентации «Зима» (см. приложение)

Цель: Закрепить с детьми признаки зимы. Дать детям представления о том, что зимой самые короткие дни и очень длинные, полярные  ночи, холодно, мороз, река покрывается льдом, а земля – снегом. Деревья и кусты стоят без листьев, не растут, ветки более хрупкие, чем весной и летом, так как нет тепла, влаги, мало света. Зима очень длинная: начинается в конце октября – начале ноября, а заканчивается в середине – конце апреля. Часто дуют ветры, сильные морозы; солнце поднимается не высоко, не греет.

Рассматривание картины И.Грабарь «Зимний пейзаж»

Цель: Прививать детям чувство прекрасного при рассматривании картины художника. Отметить какую зиму изобразил художник (суровую, тёплую, солнечную, снежную и т.д.). Какими средствами это передал художник.


Зимующие птицы


Чтение сказки «Снегирь и мышонок» – И.Г. Истомина (см. книга И.Г. Истомин «Ненецкие сказки» стр. 17)

Цель: Познакомить детей со сказкой, посредством фольклора народов севераобъяснить детям, что жадность к добру не приводит.

Подвижная игра «Куропатки и охотники»

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Наблюдение за птицами на прогулках

Цель: учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память; воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Цель: Учить детей отгадывать птиц по описанию (снегирь, пуночка, кедровка, куропатка, сорока, ворона, воробей, белая сова), развивать речь, умение точно составлять описание.


Новогодняя мастерская

Познавательное развитие

Тема: «Посох Ямал Ири»

Цель: Познакомить детей с северным Дедом Морозом – Ямал Ири. Закрепить знания детей о том, как называется наша страна, ее местоположении на глобусе. Уточнить представления о различии климатических условий Севера и Юга, животных, обитающих на Севере; о коренном населении (ненцы, ханты, селькупы), их образе жизни; об их жилище – чуме. Активизировать словарь, познакомить с приветствием на ненецком языке.

Беседа «Семейные традиции подготовки к Новому году»

Цель: побуждать детей к  рассказыванию о традициях подготовки к празднику, об обязанностях каждого члена семьи; привлекать детей к посильному участию в подготовке различных семейных праздников.

Дидактическая игра «Третий лишний»

Цель: Развивать внимательность, умение из трёх снежинок находить две одинаковые.

Подвижная игра «Успей поймать»

Цель: Развивать ловкость, внимание, умение действовать в команде.

Наблюдения за узорами на окнах «Новогодний узор»

Цель: расширять знания детей об окружающем; дать понятие об образовании узоров, развивать внимание, фантазию, наблюдательность, воспитывать эстетическое восприятие зимней природы.


Новогодняя мастерская

Новогодний утренник

Новогодние выходные

январь

Прощание с елкой. Рождество.


Беседа: «С кем дружит ель в лесу»

Цель: Дать знания детям о том, что вокруг нашего посёлка растет много елей. Это замечательное дерево. В зимнее время ель дает пищу многим лесным обитателям (животным, птицам). Перед новогодними праздниками много  молодых елочек губят браконьеры.

Рисование «Как мы встречали Новый год»

Цель: Учить детей по средствам рисунка передавать свои впечатления о новогоднем празднике, развивать воображение, чувство цвета.

Малые фольклорные формы народов Севера.

Цель: Развивать способность слушать малые формы поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержание. Уточнить представления детей о жанровых особенностях народов Севера, назначении загадок, пословиц, поговорок, примет. Активизировать словарь.


Северный край. Народы севера.

Музыкальное развитие

Тема: «Ямал мой необыкновенный!».  

Цель: Приобщение детей к важной части духовной культуры северных народов, привитие бережного отношения к национальной культуре и традициям, взаимообогащение с музыкальной культурой других народов, населяющих наш округ. Изучение музыкальной культуры народов Севера, традиций и обычаев. Знакомство с творчеством музыкантов, поэтов, напевными интонациями языка, мелодичностью и красотой песен, самобытностью творчества. Развивать умение видеть красоту природы: певческие и танцевальные способности и любви к родному краю.

Просмотр мультфильма «Кто самый сильный» (по мотивам ненецкой сказки)

Цель: Воспитывать интерес к ненецким легендам и сказкам. Через мультфильм показатьнравственную сторону человеческой жизни.

Дидактическая игра «План стойбища»

Цель: Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги, правильно прокладывать путь.

Беседа: «Коренные народы ЯНАО»

Цель: Закрепить с детьми знания о  коренном составе населения ЯНАО – ненцы, ханты, селькупы; воспитывать уважительные, дружелюбные чувства.

Просмотр презентации «Наш Тазовский»

Цель: Познакомить детально с культурой и бытом малочисленных народов севера – ханты. Найти отличия между бытом ненцев и хантов.

Знакомство с трудом оленевода.

Цель: Продолжать знакомить детей с трудом оленевода, воспитывать уважение к их нелегкому труду. Расширять словарный запас за счет слов и словосочетаний.


Мороз не велик, да стоять не велит


Знакомство с национальными ненецкими спортивными играми: «Тройной прыжок», «Перетягивание каната», «Бег в снегоступах»

Цель:  Развивать ловкость, сообразительность, внимание, координацию движений.

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Цель: Упражнять детей в составлении целой картинки из частей, закреплять зимние природные явления, занятия народов севера.

Рассматривание открыток, иллюстраций «Как в зимний период развлекаются дети»

Цель: Дать детям представление о безопасных развлечениях в зимний период, как оказать первую доврачебную помощь.

февраль

В здоровом теле – здоровый дух


Беседа: «Лечебный чай тундры»

Цель: Закрепить представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком; рассказать детям, из каких северных трав можно заварить лечебный чай и какими лечебными свойствами обладают еловые ветки (отвар еловых веток помогал морякам в дальних плаваниях спасаться от цынги).

Рассматривание иллюстраций лекарственных растений

Цель:  уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, их биологических особенностях, и их пользе для человека; учить детей узнавать самые распространенные  растения  и  правильно  их  называть.


Транспорт, профессии на транспорте. Азбука безопасности.

Интеллектуальная игра «Северный калейдоскоп»

Цели: Расширять знания детей о родном крае; развивать умение применять коллективное решение, сообразительность, внимательность.

Экологическая игра «Можно - нельзя»

Цель: Повторить с детьми правила поведения в природе и к чему это может привести (нельзя убивать насекомых, разрушать паутину, муравейники, нельзя разорять птичьи гнезда, нельзя брать в руки и уносить домой обитателей тундры, нельзя рвать грибы, бездумно и бесконтрольно вырубать деревья).


Защитники отечества. Лучше папы друга нет, военные профессии.


рррроо

ррррр

Беседа: «Защитники Отечества»

Цель: Продолжать знакомить с «военными» профессиями.

Сюжетно – ролевая игра «Российская Армия»

Цель. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Расширение представлений детей о типах военных кораблей: подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец, ракетный катер, танкодесантный корабль. Воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей


Комнатные растения

Рисование  

Тема: «Фиалка»

Цель: Закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними. Углубить знания о лекарственных свойствах комнатных растений. Создать композицию «Фиалка». Воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними.

Экспериментальная деятельность «В каком горшке цветы растут лучше: в глиняном или пластмассовом?»

Цель: Показать детям на примере эксперимента, что глиняный горшок хуже пластмассового: в нём почва быстро засаливается, корни в основном располагаются около стенок горшка, а пластмассовом горшке растение получает больше влажности.

Выставка рисунков в группе «Цветы в нашей семье»

Цель: Учить детей рисовать разные цветы, передавать характерные особенности цветущих растений, располагать  рисунок в центре листа. Развивать мелкую моторику, ориентировку на листе.

март

Мамин день. Весна.

вввввв

Беседа: «Секреты Мастерицы» ( экскурсия в музей детского сада).

Цель: Уточнить название одежды, обуви ненцев. Расширять знания детей о труде мамы – хозяйки, чума. Расширять представления детей о многообразии узоров, украшений сделанных руками мастериц.

Наблюдение на прогулке «Пришла ли весна к нам в гости?»

Цель: Дать детям представления о весне на Крайнем севере, рассказать, что весна в наших краях начинается в апреле – мае, а заканчивается к середине июня. Дни удлиняются, а ночи становятся короче, так как солнце поднимается выше, греет сильнее. Тает снег, лед, начинается ледоход, оттаивает земля. Появляются почки, распускаются листья, начинает расти трава, зацветают цветы. Появляется больше птиц. Ветров меньше, чаще ясная погода. У животных и птиц происходит линька – смена мехового покрова.


Посуда. Бытовые приборы.

Развитие речи

Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами народов Севера».

Цель: Уточнить представления детей о жанровых особенностях народов Севера. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста. Упражнять в подборе слов, близких по смыслу. Развивать логическое мышление, воображение, творческие способности детей. Активизировать словарь (пословицы, поговорки, приметы)

Беседа «Предметы быта ненцев»

Цель: Дать понятие детям, что у ненцев в чуме нет бытовых приборов, и они пользуются орудиями труда (аркан, силки, гарпун, тынзян, сети и т.д.); воспитывать уважение к труду взрослых.

Аппликация « Ненецкая посуда с орнаментом»

Цель: Познакомить детей с посудой народов севера. Учить вырезать силуэты посуды, способом симметричного вырезывания (складывая лист пополам). Закреплять названия орнамента – «заячьи уши», продолжать учить вырезать орнамент по контуру умело владеть ножницами.


Мебель.


Дидактическая игра «Предметы и вещи»

Цель: Познакомить детей с предметами, сделанными из различных материалов (из дерева, кости.), в каких целях используются эти предметы ненцами; развивать интерес к изучению окружающего мира малой Родины.

Свободное рисование «Дизайн в чуме»

Цель: предложить детям пофантазировать, как бы они распределили предметы домашнего обихода в чуме, уже с имеющими знаниями об устройстве национального чума, чем бы украсили.


Народное творчество. День смеха.

Аппликация

Тема:  «Ненецкий орнамент  в национальной одежде и утвари».  

Цели: Формировать навыки конструирования из цветной бумаги с элементами национального орнамента «Мэкаднямд» (Красивые рога оленя). Развивать у детей навыки работы с различными материалами. Воспитывать у детей чувства уважения  к культуре коренного народа.

Беседа с просмотром презентации: «Обрядовая, оберегавшая кукла разных народов. Ненецкая кукла»

Цель: Знакомить с русскими и ненецкими народными промыслами и традициями. Учить сравнивать кукол, находить отличия. Вызвать интерес к народному творчеству и рукоделию нашей страны.

Дидактическая игра «Выложи ненецкий узор»

Цель: Учить детей с помощью палочек Кьюзенера выкладывать ненецкий узор. Развивать мышление, воображение, ориентировку в пространстве.

Лепка: «Олешек»

Цель: Учить передавать в лепке образ оленя, соблюдать пропорции частей тела, лепить из отдельных частей, совершенствовать технические навыки лепки: раскатывание, сглаживание водой места соединений частей, умение лепить мелкие детали двумя пальцами. Расширять представления детей о животном мире Севера. Воспитывать любовь к животным.

апрель

Кто много читает, тот много знает, библиотекарь

Познавательное развитие

Тема: «Северные тайны»

Цель: Познакомить детей с легендами, мифами коренных жителей, связанных с их основным занятием, воспитывать интерес и уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края.

Беседа: «Первые книги» с просмотром презентации.

Цель: Познакомить детей с появлением первых книг, показать какими были книги; развивать интерес к изучению профессии писатель, книгопечатник.

Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»

Цель: Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек. Уточнить представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте. Согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу игры. Развивать память, речь детей.


Солнечная система


Просмотр презентации «Животные в космосе»

Цель: Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, познакомить с космонавтами первооткрывателями и животными-космонавтами. Дать детям представление, что такое космос, космическое пространство, познакомить с солнечной системой, которую составляют девять планет и солнце – самая близкая звезда к Земле. Развитие познавательных способностей, творческого воображения, мышления, коммуникативных навыков детей.

Свободное рисование различными техниками «Звёздное небо Ямала»

Цель: Учить детей изображать звездное небо. Самостоятельно подбирать цветовую гамму для звезд, и фон для ночного неба. Совершенствовать технические навыки рисования по-сырому. Закреплять навыки работы с акварелью, восковым карандашом Закрепить знания детей о космосе, космонавтах, звездах. Закрепить знания детей о свойствах воскового карандаша. Развивать мелкую моторику рук.

Наблюдение «Солнце – источник тепла и света».

Цель: формировать представления о том, что Солнце является источником тепла и света, развивать умения мыслить, рассуждать, воспитывать бережное отношение к природе.

Дидактическая игра «Знатоки космоса»

Цель: Закрепить знание названий и расположения планет солнечной системы развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать действия с другими участниками.


Подводный мир

Интегрированное занятие

Тема: «Река Пур  и её обитатели»  

Цель: Продолжать знакомить с жизнью реки Пур и ее обитателями. Развивать наблюдательность, расширять кругозор, формировать интерес к познанию окружающего мира. Обеспечить условия для развития у детей географических представлений. Познакомить с картой. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями, к речевому общению между собой. Помочь овладеть названиями предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них. Воспитывать у детей бережное отношение  к окружающему миру, видеть  его красоту.

Беседа: «Живое серебро» (рыбные запасы)

Цель: Познакомить детей 4 видами рыб (муксун, нельма, осётр, налим), которые водятся на территории ЯНАО.  Объяснить, почему северную рыбу называют «Живое серебро».  

Подвижная игра «Ручейки и озёра»

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Знакомство с трудом рыбака.

Цель: Продолжать развивать интерес к наблюдениям за природными явлениями (появились забереги, лёд поднялся, стало много воды, чайки летают над водой, лед идет по реке). Продолжить знакомство с профессией  рыбак. Воспитывать безопасное поведение   во время вскрытия рек.

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей

Май

«Великий светлый День Победы»

Познавательное развитие

Тема: «Бронзовый солдат»

Цель: Познакомить детей с памятниками защитникам Отечества; Расширять представления детей о воинах-защитниках Великой Отечественной Войны; Рассматривать картины; Слушать есни; выражать свои впечатления; Воспитывать у детей уважение и чувство благородности ко всем, кто защищал Родину; Учить подбирать определения к слову солдат, внимательно слушать чтение произведения и отвечать на вопросы; закреплять знания о предметах, принадлежащих современным воинам.

Беседа на тему: «Война как экологическое бедствие»

Цель:  Раскрыть детям гибельное последствие войны не только для человека, но и для природы.  Развивать речь и мышление детей, способности аргументировать свои высказывания. Воспитывать у детей бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Ручной труд: «Звезда героя»

Цель: Учить детей изготавливать военные награды с помощью различных материалов (картона, ткани, лент и др.). Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику. Воспитывать чувство гордости за народ победитель.


Насекомые


Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: Продолжать учить детей классифицировать насекомых, находить лишнее. Повторить названия насекомых (шмель, стрекоза, комар-долгоножка, бабочка). Развивать внимание, память.

Свободное рисование «Насекомые крайнего Севера»

Цель: Учить детей использовать в работе разные материалы (трафареты, печатки, ватные палочки и др.). Передавать в рисунках особенности насекомых обитающих в нашем городе (шмель, стрекоза, комар-долгоножка, бабочка: бражник и крапивница).

Беседа «Зачем нужны насекомые».

Цель: помочь понять взаимосвязь в природе и цепочке питания.


Животные жарких стран


Беседа «Почему животные жарких стран, не могут жить на севере?»

Цель: Познакомить детей с особенностями животных жарких и холодных стран, рассказать, что каждое животное приспосабливается к тому климату где родился и живёт(у северных животных – длинная шерсть, подкожный жир, у животных жарких стран – короткая шерсть или её совсем нет, другой окрас).


Скоро лето!

День защиты детей!

Рисование.  Тема: «Соцветье ЯМАЛа»

Цель: Развивать чувство симметрии. Продолжать учить располагать изображение на всем пространстве листа. Упражнять в закрашивании рисунка различными цветовыми оттенками, методом тычка; Учить самостоятельно, придумывать и изображать сюжет рисунка, опираясь на приобретенный опыт. Упражнять в прорисовывании мелких деталей и оттенков.

Беседа: «Защитники тундры»

Цель: Познакомить детей с профессией – эколог. Закрепить правила поведения в природе (нельзя убивать насекомых, разрушать паутину, муравейники, нельзя разорять птичьи гнезда, нельзя брать в руки и уносить домой обитателей тундры, нельзя без надобности рвать грибы, бездумно и бесконтрольно вырубать деревья)

Наблюдение на прогулке «Вот и лето к нам пришло!»

Цель:  Дать детям представления о особенностях летнего времени года на Крайнем севере: летом  наступают полярные дни (почти все время светло, так как день длинный, а ночь короткая). Лето короткое: длится с середины июня до середины августа. Тепло, бывают грозы. Много зелени, растения быстро растут, цветут, плодоносят. Часто бывает ясная или малооблачная погода. Жаркий период лета длится недолго. В тундре созревают ягоды и грибы, которые люди и обитатели тундры собирают и запасают на зиму, птицы и животные выводят потомство.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!