СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» на 2019 – 2022 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «СОЛНЫШКО» СЕЛО ВЕРХНЕЕ КИГИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КИГИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

                                                                                                      

Рабочая программа музыкального руководителя

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

раздел «Музыкальная деятельность»

на 2019 – 2022 учебный год

Составлена на основе парциальной программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой

Возраст детей от 1 года 6 месяцев до 7 лет

Срок реализации программы 3 года.

 

 

 

 

Музыкальный руководитель:

 Кашапова Марина Петровна

 

 

с. Верхние Киги, 2019г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Цели и задачи реализации Программы

5

1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

7

1.3.

Значимые характеристики

8

1.3.1.

Национально – культурные особенности. Реализация регионального компонента.

8

1.3.2.

Возрастные и индивидуальные особенности музыкального развития воспитанников

9

1.4.

Планируемые результаты освоения Программы

13

1.5.

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

17

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Описание образовательной деятельности по музыкальному развитию детей раннего и дошкольного возраста

20

2.1.1

Содержание психолого-педагогической работы с детьми первой группы раннего возраста

 

22

2.1.2.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 2-й группы

 раннего возраста

22

2.1.3.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми младшей группы

23

2.1.4.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми средней группы

26

2.1.5.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми старшей группы

28

2.1.6.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми подготовительной к школе группы

31

2.1.7.

Использование здоровьесберегающих технологий

33

2.2.

Вариативные формы,  способы, методы и средства реализации Программы

34

2.2.1.

Способы интеграции образовательного процесса по музыкальному развитию

34

2.2.2.

Способы интеграции по образовательным областям и видам детской музыкальной деятельности

 

35

2.2.3.

Формы взаимодействия педагога с детьми в музыкальной деятельности

 

 

38

2.3

 Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов в музыкальной деятельности

41

2.4.

Способы и направления поддержки детской инициативы

 

46

2.5.

 

Методы и способы реализации Программы с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей детей

48

2.6.

Организация культурно - досуговой деятельности

 

60

2.7.

Взаимодействие  музыкального руководителя с семьями воспитанников.

 

63

2.8.

Взаимодействие  музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ

66

2.9.

 Реализация регионального компонента

 

68

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Психолого-педагогические условия реализации Программы, обеспечивающие развитие ребенка

68

3.2

Материально-техническое обеспечение Программы

69

3.3

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

71

3.4.

Методическое обеспечение Программы. Перечень научно – методических источников, используемых при разработке Программы

72

3.5.

Перечень нормативных и нормативно-методических документов

74

3.6.

Организация образовательной деятельности

75

 

 Приложение 1. Перспективный план по национально-региональному компоненту в средней возрастной группе

75

 

Приложение 2. Перспективный план по национально – региональному компоненту в старшей возрастной группе

76

 

Приложение 3.  План праздников и развлечений.

77

 

        I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

1. Пояснительная записка

 

Рабочая учебная программа (далее – Программа) по музыкальному образованию и развитию детей раннего и дошкольного возраста представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в МБДОУ детский сад №1 «Солнышко». Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155);

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (действующая редакция)

- Устав МБДОУ д/с №1 «Солнышко»

Содержание Программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) и учитывает соответствующую примерную образовательную программу дошкольного образования (ст.6 Закона «Об образовании в Российской Федерации»).

         Данная программа воспитательно-образовательной деятельности музыкального руководителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Солнышко» составлена на основе парциальной программы музыкального воспитания «Ладушки», авторов И.М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой и в соответствии нормативно - правовыми документами

         Материал Программы распределяется по возрастным дошкольным группам (дети от 1.6  до 7 лет) и видам музыкальной деятельности.

Программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми и реализуется на русском языке - государственном языке Российской Федерации.

           Программа направлена на реализацию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздела «Музыкальная деятельность» ООП ДО посредством создания условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности и обеспечивают социализацию и индивидуализацию детей.

          Актуальность программы состоит в том, что она ориентирована на приобщение ребёнка миру музыкального искусства с учётом специфики дошкольного возраста.

В процессе музыкального воспитания у детей развиваются музыкальные и творческие способности (с учётом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности; формируется начало музыкальной культуры, способствующее развитию общей духовной культуры.

Парциальная программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Парциальная программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству. Программа рассчитана на музыкальное воспитание, образование и развитие детей от 1,5 до 7 лет.

Рабочая программа регламентирует цель, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии организации образовательного процесса и включает в себя учебный план, календарный учебный график, календарно-перспективное планирование образовательной деятельности.

           Рабочая программа музыкального руководителя ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания учебных планов, состава и содержания рабочих программ возрастных групп. Музыкальный репертуар, сопровождающий образовательный процесс формируется из различных программных сборников, представленных в списке литературы. Репертуар – является вариативным компонентом программы и может быть изменен, дополнен в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.

 

1.1. Цели и задачи реализации Программы

Содержание Программы направлено на реализацию целей и задач:

 

Согласно ФГОС ДО и с учетом образовательной программы МБДОУ № 1

 

Цель рабочей Программы

Создание благоприятных условий для формирования основ музыкальной культуры личности ребенка, развитие музыкальности и музыкальных способностей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

 

 

 

 

 

Основные задачи

Программы

  1. Приобщение к музыкальному искусству, формирование основ музыкальной культуры.
  2.  Ознакомление с элементарными музыкальными понятиями и жанрами.
  3. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
  4. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
  5. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
  6. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

Задачи

Программы по видам музыкальной деятельности

Слушание:

- ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений; развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

- развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса

- развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Пение:

- формирование у детей певческих умений и навыков;

- обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;

- развитие музыкального слуха, т. е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;

- развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

Музыкально-ритмические движения:

- развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;

 - обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности;

- развитие пространственных и временных ориентировок;

- обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

 - развитие художественно-творческих способностей.

Игра на детских музыкальных инструментах:

- знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;

- формирование знаний о выразительных возможностях музыкальных инструментов, их тембров, особенностей звучания;

- совершенствование эстетического восприятия и эстетических чувств ребенка.

Творчество: песенное, музыкально-игровое, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах:

- развитие творческого воображения при восприятии музыки;

- активизация фантазии ребѐнка, стремления к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;

- развитие способности к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.

 

С учетом специфики региональных и социокультурных условий,

в которых осуществляется образовательная деятельность с дошкольниками

 

Цель

Создание условий для расширения и углубления основного образовательного содержания по музыкальному развитию, позволяющего удовлетворить образовательные и индивидуальные потребности, избирательные интересы дошкольника и современной семьи, реализовать развивающий потенциал образования с учетом региональных особенностей.

Задачи

  1. Приобщать дошкольников к культурному и музыкальному наследию родного края: образцам народного фольклора, народным художественным промыслам, культурным музыкальным традициям региона.
  2. Вовлекать детей в художественно-творческую деятельность регионального содержания.
  3. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания ближайшего окружающего мира посредством музыкального искусства.
  4. Воспитывать уважение к своему дому, малой Родине.

 

 

Девиз программы: «Введение ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой», что полностью отвечает требованиям ФГОС. Программа «Ладушки» содержит много сопровождающего речевого и наглядного материала, что даёт возможность сделать образовательный процесс более разнообразным, интересным и эффективным.

 

 

 

 

 

    1. Принципы и подходы к формированию Программы:

 

Реализуемая Программа строится на следующих принципах:

1. Принцип создания непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Нужно не принуждать детей к действиям (играм, пению), а дать возможность освоиться, захотеть принять участие в непосредственно образовательной деятельности.

 

2. Принцип целостного подхода в решении педагогических задач:

а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;

б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

в) приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок; разучивание народных игр, хороводов).

 

3.Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания. Если в младшем возрасте восприятие музыкального материала идет на уровне эмоций и только с помощью педагога, то в подготовительной группе дети способны сами осмыслить и понять тот или иной материал и высказать свое впечатление и отношение.

 

4. Принцип комплексно-тематического построения рабочей программы, основанный на календаре праздников, тематика которых ориентирована на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия.

 

5. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.

 

6. Принцип партнерства, благодаря которому группа детей, музыкальный руководитель и воспитатель становятся единым целым.

 

7. Принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.

 

Материал программы распределяется по возрастным дошкольным группам (дети от 1 год 6 мес. до 7 лет) и видам музыкальной деятельности.

Программа предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной дошкольной группе.

Исходя из учебного года (с 1 сентября по 31 мая) количество часов, отведённых на музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для каждой возрастной группы.

                                             

1.3. Значимые характеристики.

1.3.1. Национально-культурные особенности. Реализация регионального компонента.

         Образовательный процесс носит светский характер. Образовательная деятельность осуществляется на русском языке.

         Процесс воспитания и развития в детском саду является непрерывным, проектируется с учётом географических, климатических особенностей Нижегородской области с выделением двух периодов: холодный - учебный год (сентябрь-май) и тёплый - летняя оздоровительная компания (июнь-август).

         Содержание Программы учитывает региональные особенности при реализации Программы. Образовательный процесс осуществляется с учётом национально-культурных, демографических, климатических особенностей юга нижегородской области.

 

Принципы формирования регионального содержания:

  • Принцип учета этнокультурной ситуации развития воспитанников – ориентация на идеи народной педагогики и этнопедагогики, которые являются составной частью общей духовной культуры народа.
  • Принцип гуманизации – широкое включение в содержание образования знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания, самореализации личности ребенка в условиях проживания в данном регионе.
  • Принцип историзма – раскрытие исторической обусловленности явлений и процессов, происходящих в природе и обществе региона.
  • Принцип комплексности и интегративности – объединение различных аспектов содержания дошкольного образования, краеведческого материала по различным направлениям развития ребенка в единое целое.

 

Цель – художественно-эстетическое развитие, воспитание и обучение личности ребенка в природных, социальных и культурных условиях региона.

Задачи:

  1. Передавать молодому поколению культурные ценности прошлого и настоящего в наиболее яркой, незабываемой форме.
  2. Приобщать к региональной культуре, традициям народа, живущего в родном крае.
  3. Повышать социально-культурную компетентность взрослых (родителей, педагогов);
  4. Формировать бережное и ответственное отношение к миру родной природы.

Блоки:

  1. Историко-патриотический. Цель: воспитывать в дошкольниках чувство любви и уважения к родному краю, которое выражено во всех фольклорных, археологических, архитектурных, живописных памятниках.
  2. Культурно-бытовой.  Цель: развивать дружеские отношения между народами, уважение к их традициям; расширять знания детей от истории, культуре, обычаях коренных народов своего региона, познакомить с богатством устного народного творчества;
  3. Экологический. Цель: формировать современным дошкольникам представления об отношении их предков к родной природе и воспитывать разумное, бережное отношение к окружающей среде.
  1. Художественно-эстетический. Цель: создать условия для развития творческой активности детей в музыкальной деятельности. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятной атмосферы, уважения к личности маленького человека.

 

Реализация программных задач осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Задачи конкретизируются и интегрируются во все виды музыкальной деятельности.

Все формы, способы, методы и средства реализации регионального содержания разработаны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

 

 

1.3.2. Возрастные и индивидуальные особенности

          музыкального развития воспитанников

 

Первая группа раннего возраста ( с 1.6 до 2 лет)

 

       Второй год жизни.

       При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение.

       Слуховые ощущения более дифференцированны: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан).

       Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни.

       Он овладевает простейшими движениями: хлопает притопывает, кружится под звуки музыки.

 

Вторая группа раннего возраста (с 2 до 3 лет)

На третьем году жизни происходит дальнейшее развитие музыкальности, эмоциональной отзывчивости на музыку.

Совершенствуется музыкальная память и мышление. Ребенок помнит многие музыкальные произведения, узнаѐт их. Особенно легко дети воспринимают доступные им музыкальные произведения, вплетенные в канву небольшого рассказа.

Формируются музыкально-сенсорные способности ребенка, он начинает разбираться в элементарных средствах музыкальной выразительности.

В течение третьего года возрастает активность детей в музыкальной деятельности.

Малыш получает удовольствие от пения, подпевает концы фраз, поет несложные песенки. Большинство детей поет песню выразительно, напевно, но неточно передают ее мелодию.

Успешно осваиваются движения под музыку, поскольку расширяются двигательные возможности. Любят танцевать под пение взрослых, а также под инструментальную музыку, без атрибутов и с ними. Пляски исполняют, стоя в кругу, в паре, по одному. Двигаться в хороводе им пока еще трудно.

Дети способны активно участвовать в музыкально-сюжетных играх. В этом возрасте дети готово к музыкально-творческим проявлениям как в пении, так и в играх-драматизациях.

 

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов переходят к культурно выработанным средствам восприятия. Развиваются память и внимание: узнают знакомые песни, различают звуки на высоте. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.

Дети 3-4 лет в процессе восприятия могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), сменой движений, реагируют на смену частей в двухчастном музыкальном произведении, начинают различать простейшие жанры – марш, плясовую, колыбельную.

Накапливается опыт музыкальной исполнительской деятельности. Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в пении, ритмике, игре на элементарных инструментах.

В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает.

 

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Основные достижения возраста связаны с совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, развитием памяти, внимания, речи. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке, желание её слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

Дети с удовольствием слушают музыку классическую, народные песенные и плясовые мелодии, современные детские песни. Начинает формироваться более устойчивый интерес к восприятию музыки, появляются собственные предпочтения, любимые произведения.

Дети пятого года жизни проявляют интерес к пению, поют вместе со взрослыми, сверстниками и самостоятельно. Расширяются их певческие возможности: увеличивается диапазон, более организованным  становится дыхание, в связи с активным развитием речи улучшается дикция.

Совершенствуются умения в музыкально-ритмической деятельности. Дети уже гораздо лучше ориентируются в пространстве, развивается ритмичность движений. Различают простейшую двух- и трехчастную форму, танцевальные жанры, начинают чувствовать развитие музыкального образа, характерными движениями передают некоторые особенности звучания.

Начинают развиваться творческие способности во всех видах музыкальной деятельности: в пении это проявляется в простейших звукоподражаниях, сочинении отдельных песенных интонаций разного настроения на готовый текст. В движениях под музыку дети также проявляют творчество: используют знакомые танцевальные движения в свободных плясках, и по-своему комбинируя их, создают оригинальные игровые образы.

Растет интерес детей к игре на детских музыкальных инструментах. Дети уже знакомы со многими ударными инструментами и владеют простейшими способами игры на них.

 

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность.

Дети различают музыку вокальную и инструментальную, различают простейшие музыкальные жанры (песня, танец, марш), выделяют отдельные средства музыкальной выразительности, различают простую двух- и трехчастную форму музыкального произведения. Они способны сравнивать и анализировать

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» на 2019 – 2022 учебный год»

Рабочая программа музыкального руководителя

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

раздел «Музыкальная деятельность»

на 2019 – 2022 учебный год




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!