СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание на уроках физики и во внеурочной деятельности

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация экологического мышления и ценностного отношения к природе на уроках физики и во внеурочной деятельности в 7 классе ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание на уроках физики и во внеурочной деятельности»

Экологическое воспитание на уроках физики и во внеурочной деятельности  Из опыта работы учителей физики  Гулькевичского района: Фербер С.В. (МАОУ СОШ№1), Фалалеевой Н.В. (МБОУ СОШ№22)  г.Краснодар Февраль 2016

Экологическое воспитание на уроках физики и во внеурочной деятельности

Из опыта работы учителей физики

Гулькевичского района:

Фербер С.В. (МАОУ СОШ№1),

Фалалеевой Н.В. (МБОУ СОШ№22)

г.Краснодар

Февраль 2016

ФГОС ООО Школьный курс физики – системообразующий для естественно - научных предметов Цель: организация экологического мышления и ценностного отношения к природе

ФГОС ООО

  • Школьный курс физики – системообразующий для естественно - научных предметов
  • Цель: организация экологического мышления и ценностного отношения к природе
Физика и Экология Личностный результат: убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры

Физика и Экология

  • Личностный результат: убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры
Экологическое образование Целостность природы Взаимодействие человека и природы Рациональное использование окружающей среды «Нейтрализация» отрицательных последствий научно-технического прогресса Пути выхода из экологического кризиса

Экологическое образование

  • Целостность природы
  • Взаимодействие человека и природы
  • Рациональное использование окружающей среды
  • «Нейтрализация» отрицательных последствий научно-технического прогресса
  • Пути выхода из экологического кризиса

Элементы экологии на уроках физики в 7 классе Тема Элементы экологии Физические явления Круговорот вещества в природе и промышленном производстве Физика и техника Проблема безотходного производства. Проблема утилизации отходов. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду Молекулы. Диффузия Распространение вредных веществ, выброшенных промышленными предприятиями, путём диффузии и конвекции. Опасность неправильного хранения и применения минеральных удобрений, гербицидов. Влияние нефтяной пленки на поверхность водоемов на процессы диффузии газов. Три состояния вещества Круговорот воды в природе. Загрязнение атмосферы различными примесями и его последствия Взаимодействие молекул Несмачиваемость оперения водоплавающих птиц обычной водой и смачивание его нефтью Явление тяготения Выпадение вредных частиц пыли и дыма из атмосферы на Землю и его возможные последствия

Элементы экологии на уроках физики в 7 классе

Тема

Элементы экологии

Физические явления

Круговорот вещества в природе и промышленном производстве

Физика и техника

Проблема безотходного производства. Проблема утилизации отходов. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду

Молекулы. Диффузия

Распространение вредных веществ, выброшенных промышленными предприятиями, путём диффузии и конвекции. Опасность неправильного хранения и применения минеральных удобрений, гербицидов. Влияние нефтяной пленки на поверхность водоемов на процессы диффузии газов.

Три состояния вещества

Круговорот воды в природе. Загрязнение атмосферы различными примесями и его последствия

Взаимодействие молекул

Несмачиваемость оперения водоплавающих птиц обычной водой и смачивание его нефтью

Явление тяготения

Выпадение вредных частиц пыли и дыма из атмосферы на Землю и его возможные последствия

Элементы экологии на уроках физики в 7 классе Тема Элементы экологии Сила, возникающая при деформации Деформация плодородного слоя почвы тяжелыми Сила трения сельскохозяйственными машинами Вредные последствия посыпания песчано - солевой смесью при гололеде Давление твердых тел Давление на почву тяжелых тракторов Давление в газе и жидкости Единый мировой воздушный и водный океаны. Ветры и течения. Перенос загрязнений воздушным и водным путями Сообщающиеся сосуды. Водопровод. Шлюзы Система орошения и осушения, их влияние на микроклимат. Нарушение природного равновесия при строительстве каналов Атмосферное давление Атмосфера - часть жизненной среды. Уменьшение озонового слоя и его последствия, рассеивание выбросов в верхние слоях атмосферы

Элементы экологии на уроках физики в 7 классе

Тема

Элементы экологии

Сила, возникающая при деформации

Деформация плодородного слоя почвы тяжелыми

Сила трения

сельскохозяйственными машинами

Вредные последствия посыпания песчано - солевой смесью при гололеде

Давление твердых тел

Давление на почву тяжелых тракторов

Давление в газе и жидкости

Единый мировой воздушный и водный океаны. Ветры и течения. Перенос загрязнений воздушным и водным путями

Сообщающиеся сосуды. Водопровод. Шлюзы

Система орошения и осушения, их влияние на микроклимат. Нарушение природного равновесия при строительстве каналов

Атмосферное давление

Атмосфера - часть жизненной среды. Уменьшение озонового слоя и его последствия, рассеивание выбросов в верхние слоях атмосферы

Элементы экологии на уроках физики в 7 классе Тема Насосы Элементы экологии Орошение и рациональное использование земель Архимедова сила. Условия плавание тел Плавание судов Необходимость экономии воды. Экологические аспекты сплава древесины по рекам. Судоходство и связанные с ним вопросы охраны водных ресурсов Пагубные последствия судоходства: разрушение берегов, глушение рыбы, загрязнение водоемов. Аварии нефтяных танкеров как экологическая катастрофа Воздухоплавание Работа и мощность Разрушение озонового слоя атмосферы. Экономическая неэффективность и экологический вред сельскохозяйственной авиации. Использование аэростатов. Влияние воздушного транспорта на чистоту атмосферы Земли КПД и экологическая безопасность различных механизмов. Альтернативные виды топлива при создании новых машин Энергия Энергия движущейся воды и ветра. Экономическая и экологическая целесообразность применения гидравлических и ветряных двигателей

Элементы экологии на уроках физики в 7 классе

Тема

Насосы

Элементы экологии

Орошение и рациональное использование земель

Архимедова сила. Условия плавание тел

Плавание судов

Необходимость экономии воды. Экологические аспекты сплава древесины по рекам. Судоходство и связанные с ним вопросы охраны водных ресурсов

Пагубные последствия судоходства: разрушение берегов, глушение рыбы, загрязнение водоемов. Аварии нефтяных танкеров как экологическая катастрофа

Воздухоплавание

Работа и мощность

Разрушение озонового слоя атмосферы. Экономическая неэффективность и экологический вред сельскохозяйственной авиации. Использование аэростатов. Влияние воздушного транспорта на чистоту атмосферы Земли

КПД и экологическая безопасность различных механизмов. Альтернативные виды топлива при создании новых машин

Энергия

Энергия движущейся воды и ветра. Экономическая и экологическая целесообразность применения гидравлических и ветряных двигателей

   Физические задачи и проекты с экологическим содержанием Первоначальные сведения о строении вещества Проект «Подкормка комнатного растения» Если у вас дома имеется комнатное растение, проведите его подкормку путём опрыскивания кроны питательным  раствором. Пронаблюдайте, как будет развиваться растение. Объясните, на каком явлении основан такой способ подкормки. Подготовьте мультимедийную презентацию . 1) Приведите примеры диффузии в окружающем мире. (Благодаря диффузии поддерживается однородный состав атмосферного воздуха вблизи поверхности Земли, диффузия растворов различных солей в почве способствует нормальному питанию растений). 2) Воду в некоторых случаях очищают путём озонирования, т.е. насыщением её озоном. На каком явлении основан этот метод очистки? (В основе озонирования лежит диффузия – явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого)

Физические задачи и проекты с экологическим содержанием

Первоначальные сведения о строении вещества

Проект «Подкормка комнатного растения»

Если у вас дома

имеется

комнатное растение,

проведите его

подкормку путём

опрыскивания

кроны питательным

раствором. Пронаблюдайте, как будет

развиваться растение. Объясните, на каком

явлении основан такой способ подкормки.

Подготовьте мультимедийную презентацию .

  • 1) Приведите примеры диффузии в окружающем мире. (Благодаря диффузии поддерживается однородный состав атмосферного воздуха вблизи поверхности Земли, диффузия растворов различных солей в почве способствует нормальному питанию растений).
  • 2) Воду в некоторых случаях очищают путём озонирования, т.е. насыщением её озоном. На каком явлении основан этот метод очистки? (В основе озонирования лежит диффузия – явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого)
Физические задачи с экологическим содержанием Взаимодействие тел 3) У водоплавающих птиц перья и пух остаются сухими. Какое явление здесь наблюдается? (Вода не смачивает жирные поверхности) 4) Как водитель автомобиля может использовать явление инерции для экономии бензина? (Остаток пути ему следует ехать с выключенным двигателем, по инерции) 5) Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно меняется. Подтвердите это утверждение. (Сходят с гор лавины, оползни и сели, движутся ледники, обрушиваются камнепады, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады) 6) Приведите примеры увеличения силы трения в живой природе. (У многих растений и животных имеются различные приспособления для хватания – усики, хобот, хвосты с шероховатыми поверхностями) 7) Для чего в гололёд тротуары и дороги посыпают песком, солью или специальными реагентами? Что, на ваш взгляд, менее вредно? (Для увеличения силы трения. Меньше вреда для почвы, обуви и шин от песка )

Физические задачи с экологическим содержанием

  • Взаимодействие тел
  • 3) У водоплавающих птиц перья и пух остаются сухими. Какое явление здесь наблюдается? (Вода не смачивает жирные поверхности)
  • 4) Как водитель автомобиля может использовать явление инерции для экономии бензина? (Остаток пути ему следует ехать с выключенным двигателем, по инерции)
  • 5) Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно меняется. Подтвердите это утверждение. (Сходят с гор лавины, оползни и сели, движутся ледники, обрушиваются камнепады, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады)
  • 6) Приведите примеры увеличения силы трения в живой природе. (У многих растений и животных имеются различные приспособления для хватания – усики, хобот, хвосты с шероховатыми поверхностями)
  • 7) Для чего в гололёд тротуары и дороги посыпают песком, солью или специальными реагентами? Что, на ваш взгляд, менее вредно? (Для увеличения силы трения. Меньше вреда для почвы, обуви и шин от песка )
Физические задачи и проекты с экологическим содержанием 8) Каким образом уменьшают давление тяжёлых тракторов на почву? (Увеличивают площадь колёс или используют гусеницы) 9) Для спасения человека, провалившегося под лёд, ему бросают широкую доску, не приближаясь к краю полыньи. Зачем? (Таким образом уменьшают давление человека на лёд, так как площадь доски во много раз больше площади ладоней) 10) Почему на смену ртутным барометрам пришли анероиды (безжидкостные)? (Они не содержат ртути, пары которой вредны для человека) Проект «Бутылка Паскаля» Из пластмассовой бутылочки с завинчивающейся пробкой изготовьте прибор для демонстрации закона Паскаля. Придумайте сами, как это сделать, опробуйте прибор и объясните принцип его работы. Проект « Какую роль играет атмосферное давление в живой природе?» Подготовьте мультимедийную презентацию (Как пьют люди и слоны? Присоски мух, древесных лягушек, рыбы-прилипалы и т.д.) Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

Физические задачи и проекты с экологическим содержанием

  • 8) Каким образом уменьшают давление тяжёлых тракторов на почву? (Увеличивают площадь колёс или используют гусеницы)
  • 9) Для спасения человека, провалившегося под лёд, ему бросают широкую доску, не приближаясь к краю полыньи. Зачем? (Таким образом уменьшают давление человека на лёд, так как площадь доски во много раз больше площади ладоней)
  • 10) Почему на смену ртутным барометрам пришли анероиды (безжидкостные)? (Они не содержат ртути, пары которой вредны для человека)
  • Проект «Бутылка Паскаля» Из пластмассовой бутылочки с завинчивающейся пробкой изготовьте прибор для демонстрации закона Паскаля. Придумайте сами, как это сделать, опробуйте прибор и объясните принцип его работы.
  • Проект « Какую роль играет атмосферное давление в живой природе?» Подготовьте мультимедийную презентацию (Как пьют люди и слоны? Присоски мух, древесных лягушек, рыбы-прилипалы и т.д.)
  • Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
Физические задачи и проекты с экологическим содержанием Энергия Проект «Ветряные двигатели: преимущества и недостатки». Подготовьте мультимедийную презентацию. (Ветер представляет собой источник дешёвой энергии, но его экономически целесообразно использовать там, где ветры дуют часто и сильно, а также в удалённых от электростанций районах. Ветряные двигатели не требуют затрат на топливо, энергия, используемая в них, поставляется самой природой и постоянно возобновляется. Работа этих двигателей не сопровождается выделением вредных отходов) 11) Где используют кинетическую энергию текущей воды? (На мощных гидроэлектростанциях за счёт кинетической энергии воды получают электрическую энергию. Падающая вода является экологически чистым источником энергии в отличие от различных видов топлива) Проект «Экологически чистые двигатели». (Двигатели, использующие энергию приливов и отливов, причиной которых является сила всемирного тяготения)

Физические задачи и проекты с экологическим содержанием

  • Энергия
  • Проект «Ветряные двигатели: преимущества и недостатки». Подготовьте мультимедийную презентацию. (Ветер представляет собой источник дешёвой энергии, но его экономически целесообразно использовать там, где ветры дуют часто и сильно, а также в удалённых от электростанций районах. Ветряные двигатели не требуют затрат на топливо, энергия, используемая в них, поставляется самой природой и постоянно возобновляется. Работа этих двигателей не сопровождается выделением вредных отходов)
  • 11) Где используют кинетическую энергию текущей воды? (На мощных гидроэлектростанциях за счёт кинетической энергии воды получают электрическую энергию. Падающая вода является экологически чистым источником энергии в отличие от различных видов топлива)
  • Проект «Экологически чистые двигатели». (Двигатели, использующие энергию приливов и отливов, причиной которых является сила всемирного тяготения)
Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Результаты Повышение качества знаний и мотивации детей к изучению предмета Каждый учащийся сможет раскрыть свои способности, участвуя в групповой деятельности при рассмотрении вопросов физического загрязнения окружающей среды и путей решения экологических проблем современности; используя фактический материал на основе наблюдений и публикаций в прессе, научно-популярной литературе, сети Интернет; в решении физических задач с экологическим содержанием; занимаясь проектной и исследовательской деятельностью во внеурочное время.  

Результаты

  • Повышение качества знаний и мотивации детей к изучению предмета
  • Каждый учащийся сможет раскрыть свои способности, участвуя в групповой деятельности при рассмотрении вопросов физического загрязнения окружающей среды и путей решения экологических проблем современности; используя фактический материал на основе наблюдений и публикаций в прессе, научно-популярной литературе, сети Интернет; в решении физических задач с экологическим содержанием; занимаясь проектной и исследовательской деятельностью во внеурочное время.

 

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!