Экологическое воспитание на уроках физики и во внеурочной деятельности
Из опыта работы учителей физики
Гулькевичского района:
Фербер С.В. (МАОУ СОШ№1),
Фалалеевой Н.В. (МБОУ СОШ№22)
г.Краснодар
Февраль 2016
ФГОС ООО
- Школьный курс физики – системообразующий для естественно - научных предметов
- Цель: организация экологического мышления и ценностного отношения к природе
Физика и Экология
- Личностный результат: убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры
Экологическое образование
- Целостность природы
- Взаимодействие человека и природы
- Рациональное использование окружающей среды
- «Нейтрализация» отрицательных последствий научно-технического прогресса
- Пути выхода из экологического кризиса
Элементы экологии на уроках физики в 7 классе
Тема
Элементы экологии
Физические явления
Круговорот вещества в природе и промышленном производстве
Физика и техника
Проблема безотходного производства. Проблема утилизации отходов. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду
Молекулы. Диффузия
Распространение вредных веществ, выброшенных промышленными предприятиями, путём диффузии и конвекции. Опасность неправильного хранения и применения минеральных удобрений, гербицидов. Влияние нефтяной пленки на поверхность водоемов на процессы диффузии газов.
Три состояния вещества
Круговорот воды в природе. Загрязнение атмосферы различными примесями и его последствия
Взаимодействие молекул
Несмачиваемость оперения водоплавающих птиц обычной водой и смачивание его нефтью
Явление тяготения
Выпадение вредных частиц пыли и дыма из атмосферы на Землю и его возможные последствия
Элементы экологии на уроках физики в 7 классе
Тема
Элементы экологии
Сила, возникающая при деформации
Деформация плодородного слоя почвы тяжелыми
Сила трения
сельскохозяйственными машинами
Вредные последствия посыпания песчано - солевой смесью при гололеде
Давление твердых тел
Давление на почву тяжелых тракторов
Давление в газе и жидкости
Единый мировой воздушный и водный океаны. Ветры и течения. Перенос загрязнений воздушным и водным путями
Сообщающиеся сосуды. Водопровод. Шлюзы
Система орошения и осушения, их влияние на микроклимат. Нарушение природного равновесия при строительстве каналов
Атмосферное давление
Атмосфера - часть жизненной среды. Уменьшение озонового слоя и его последствия, рассеивание выбросов в верхние слоях атмосферы
Элементы экологии на уроках физики в 7 классе
Тема
Насосы
Элементы экологии
Орошение и рациональное использование земель
Архимедова сила. Условия плавание тел
Плавание судов
Необходимость экономии воды. Экологические аспекты сплава древесины по рекам. Судоходство и связанные с ним вопросы охраны водных ресурсов
Пагубные последствия судоходства: разрушение берегов, глушение рыбы, загрязнение водоемов. Аварии нефтяных танкеров как экологическая катастрофа
Воздухоплавание
Работа и мощность
Разрушение озонового слоя атмосферы. Экономическая неэффективность и экологический вред сельскохозяйственной авиации. Использование аэростатов. Влияние воздушного транспорта на чистоту атмосферы Земли
КПД и экологическая безопасность различных механизмов. Альтернативные виды топлива при создании новых машин
Энергия
Энергия движущейся воды и ветра. Экономическая и экологическая целесообразность применения гидравлических и ветряных двигателей
Физические задачи и проекты с экологическим содержанием
Первоначальные сведения о строении вещества
Проект «Подкормка комнатного растения»
Если у вас дома
имеется
комнатное растение,
проведите его
подкормку путём
опрыскивания
кроны питательным
раствором. Пронаблюдайте, как будет
развиваться растение. Объясните, на каком
явлении основан такой способ подкормки.
Подготовьте мультимедийную презентацию .
- 1) Приведите примеры диффузии в окружающем мире. (Благодаря диффузии поддерживается однородный состав атмосферного воздуха вблизи поверхности Земли, диффузия растворов различных солей в почве способствует нормальному питанию растений).
- 2) Воду в некоторых случаях очищают путём озонирования, т.е. насыщением её озоном. На каком явлении основан этот метод очистки? (В основе озонирования лежит диффузия – явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого)
Физические задачи с экологическим содержанием
- Взаимодействие тел
- 3) У водоплавающих птиц перья и пух остаются сухими. Какое явление здесь наблюдается? (Вода не смачивает жирные поверхности)
- 4) Как водитель автомобиля может использовать явление инерции для экономии бензина? (Остаток пути ему следует ехать с выключенным двигателем, по инерции)
- 5) Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно меняется. Подтвердите это утверждение. (Сходят с гор лавины, оползни и сели, движутся ледники, обрушиваются камнепады, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады)
- 6) Приведите примеры увеличения силы трения в живой природе. (У многих растений и животных имеются различные приспособления для хватания – усики, хобот, хвосты с шероховатыми поверхностями)
- 7) Для чего в гололёд тротуары и дороги посыпают песком, солью или специальными реагентами? Что, на ваш взгляд, менее вредно? (Для увеличения силы трения. Меньше вреда для почвы, обуви и шин от песка )
Физические задачи и проекты с экологическим содержанием
- 8) Каким образом уменьшают давление тяжёлых тракторов на почву? (Увеличивают площадь колёс или используют гусеницы)
- 9) Для спасения человека, провалившегося под лёд, ему бросают широкую доску, не приближаясь к краю полыньи. Зачем? (Таким образом уменьшают давление человека на лёд, так как площадь доски во много раз больше площади ладоней)
- 10) Почему на смену ртутным барометрам пришли анероиды (безжидкостные)? (Они не содержат ртути, пары которой вредны для человека)
- Проект «Бутылка Паскаля» Из пластмассовой бутылочки с завинчивающейся пробкой изготовьте прибор для демонстрации закона Паскаля. Придумайте сами, как это сделать, опробуйте прибор и объясните принцип его работы.
- Проект « Какую роль играет атмосферное давление в живой природе?» Подготовьте мультимедийную презентацию (Как пьют люди и слоны? Присоски мух, древесных лягушек, рыбы-прилипалы и т.д.)
- Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
Физические задачи и проекты с экологическим содержанием
- Энергия
- Проект «Ветряные двигатели: преимущества и недостатки». Подготовьте мультимедийную презентацию. (Ветер представляет собой источник дешёвой энергии, но его экономически целесообразно использовать там, где ветры дуют часто и сильно, а также в удалённых от электростанций районах. Ветряные двигатели не требуют затрат на топливо, энергия, используемая в них, поставляется самой природой и постоянно возобновляется. Работа этих двигателей не сопровождается выделением вредных отходов)
- 11) Где используют кинетическую энергию текущей воды? (На мощных гидроэлектростанциях за счёт кинетической энергии воды получают электрическую энергию. Падающая вода является экологически чистым источником энергии в отличие от различных видов топлива)
- Проект «Экологически чистые двигатели». (Двигатели, использующие энергию приливов и отливов, причиной которых является сила всемирного тяготения)
Внеурочная деятельность
Результаты
- Повышение качества знаний и мотивации детей к изучению предмета
- Каждый учащийся сможет раскрыть свои способности, участвуя в групповой деятельности при рассмотрении вопросов физического загрязнения окружающей среды и путей решения экологических проблем современности; используя фактический материал на основе наблюдений и публикаций в прессе, научно-популярной литературе, сети Интернет; в решении физических задач с экологическим содержанием; занимаясь проектной и исследовательской деятельностью во внеурочное время.
Спасибо за внимание!