СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание учащихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья о экологическом воспитание в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание учащихся начальных классов»

Экологическое воспитание учащихся начальных классов.

Захарова Нюргустана Гаврильевна,

учитель начальных классов,

МОБУ СОШ № 10 им.Д.Г.Новопашина

Основы экологического воспитания закладывается в начальной школе. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Программа по ознакомлению с окружающим миром дает возможность осуществлять экологическое воспитание с первых дней обучения. Работа с учащимися начинается с уточнения, накопления и систематизации природоохранительных представлений и понятий, показа доступных их пониманию взаимосвязей явлений, предметов природы и объяснения необходимости сохранения, поддержания их человеком. Занятия проводятся так, чтобы дети чувствовали, что сорванному цветку, измятой траве, сломанному дереву, обиженному животному больно от грубого и бездушного отношения, чтобы у обучающихся появилось желание оберегать их, оказывать помощь взрослым в охране природы.

На экскурсиях по ознакомлению с окружающим миром обращается внимание на составные компоненты природы: воздух, воду, почву, растения и животных. Постепенно у первоклассников формируется представление, что человек – часть природы. Он связан с ней тысячами незримых нитей. Природа постоянно отдает нам свои богатства, чтобы мы хорошо жили. И мы должны эти богатства беречь.

При проведении экскурсии « Лес – наш друг» дети видят красоту природы, разнообразие красок в осеннем лесу. Проводится беседа о лесе. Во время прогулки по тропинкам леса ведется фронтальное наблюдение за деревьями, кустарниками, травами, птицами, насекомыми.

Во II классе природоохранительные знания, умения и навыки учащихся углубляются и систематизируются. Этому способствует введение в учебный процесс игр. В них моделируются различные жизненные ситуации и поведение ребят. Они помогают детям усваивать качества и свойства предметов, уточнять представления, получаемые в процессе наблюдений в природе, заострять внимание на природоохранительные вопросах, закреплять нормы и правила поведения в природе. Можно использовать игры-упражнения, игры- загадки, игры-соревнования, игры-предложения: «Наблюдателен ли ты?», «Что растёт, где живёт?, «Кто обедал в птичьей столовой?» и другие. Использование занимательного материала и игр вырабатывает у школьников умение сравнивать, сопоставлять явления природы и узнавать уже известные им предметы с новой, ранее незнакомой стороны. Ученики ощущают радость от своей находчивости, смекалки, от понимания того, как правильно вести себя в природе, не причиняя ей вреда. Проведение экскурсий в природу открывает широкие возможности для понимания учащимися ее эстетической ценности.

Обратимся к фрагментам некоторых занятий, где красота природы показывается в самом простом и обыкновенном.

Экскурсия «Осень наступила» проводится в яркий, солнечный день. Учитель просит припомнить стихи об осени. Дается задание: поискать и постараться увидеть удивительное рядом. Обучающие должны отметить необычность формы корней деревьев, причудливость веток кустарников, различие плодов, красоту во всём. Учитель обращает внимание на лесные шорохи, звуки, синеву неба ( оно чистое и лазурное), лесные запахи.

- А как описать воздух?

(Прозрачный, хрустальный).

-А как описать красоту леса? Обучающие отмечают, что осенью лес наряднее, светлее и привлекательнее, чем летом.

На экскурсии « Приметы весны» учитель предлагает следующие задания:

- Опишите небо, солнце.

- Как выглядит оставшийся снег?

- Какие деревья привлекают ваше внимание, почему?

- А теперь опишите их, чтобы остальные почувствовали их красоту.

Обучающие внимательно рассматривают растения, животных и выделяют характерные особенности их внешнего вида. Учитель рассказывает о растениях, которые занесены в « Красную книгу Якутии». В конце экскурсии обучающие составляют устные рассказы о красоте весенней природы.

Подобные задания, выполняемые и на других экскурсиях и направленные на внимательное изучение, сравнение наблюдаемых природных явлений, активизируют способность к оценке красоты, повышают остроту восприимчивости, вызывают потребность в действиях и поступках по законам красоты.

В III – IV классах при изучении разделов программы по окружающего мира « Природа родного края» и « Природа нашей Родины» можно рассматривать такие вопросы:

- Какие мероприятия по охране природы проводятся в нашем крае ?

- Как понять выражение: « Лес- друг человека»?

- Какие растения ( животные) занесены в «Красную книгу Якутии»?

-Что делается в республике для охраны полезных ископаемых, рек, озёр?

- Почему природа тундры требует особо бережного отношения?

- Что делается в настоящее время для сохранения природы Крайнего Севера?

- Докажите, что природа оказывает благоприятное влияние на здоровье человека.

Учителя, работающие в улусах, могут провести урок по «Красной книге» своего улуса.

Я предлагаю разработку урока по «Красной книге Усть –Янского улуса», которую сделали обучающие Казачинской средней школы – члены кружка «Юный эколог» под руководством учителя- методиста С.С.Слепцовой.

Тема: «Птицы и звери, занесённые в «Красную книгу Усть-Янского улуса».

Цель: Познакомить с птицами и животными, занесенными в «Красную книгу Усть-Янского улуса». Расширить знания об охраняемых видах животных и птиц.

Вводная беседа: Ребята, вы все, наверное, знаете, что такое «Красная книга». Эта книга называется так, потому что красный цвет – сигнал опасности. В книгу заносятся звери и птицы, которые находятся на грани исчезновения, так как их становится все меньше и меньше и они нуждаются в охране.

Усть –Янский улус находится в тундровой зоне. Этот улус является краем с очень суровым климатом, зима холодная и длинная, а лето прохладное и короткое. Большинство думают, если улус находится в тундровой полосе, то там, возможно. Ничего не растёт. Но это вовсе не так. Животный мир тундры очень разнообразен, своеобразен и растительный мир. В улусе насчитывается около 350 видов растений, из них 17 редких, исчезающих занесены в «Красную книгу улуса». Сначала познакомимся с птицами.

Белый гусь в первой половине прошлого века был массовым видом прибрежной тундры Северо-Востока Азии, вплоть до дельты реки Яны. В тундре добывался тысячами. К 1856 году здесь совсем исчез. Причиной служат неумеренная охота, сбор яиц, акклиматизация северного оленя и увеличение численности песца.

Белый гусь- средних размеров, длина крыльев 365-455 мм, окраска чисто белая, концы крыльев черные, клюв и лапы розовые. В кладке 3-5 яиц. Питается, как и другие гуси, растениями.

Белый журавль- стерх – одна из замечательных птиц фауны России. Известен с 1762 г. Научное описание стерха дано крупным русским ученым – естествоиспытателем П.С.Палласом в 1773 г. Размах крыльев стерха 228 см, а вес около 7 кг. Чисто белая птица, только концы крыльев чёрные, передняя часть головы, клюв и ноги красные.

За последние 200 лет происходит постепенное сокращение гнездового ареала стерха. В настоящее время он встречается только в низовьях реки Оби и в тундре, лесотундре, между реками Яна, Индигирка, Алазея. Стерх относится к числу реликтовых исчезающих видов и нуждается в строгой охране.

Одной из замечательных птиц этого края является розовая чайка, жар-птица Севера – так часто ее называют.Этот красивейших загадочных птиц ученые находили еще в 1827,1858,1879 гг. в самых различных частях Арктики. В последние десятилетия усилиями советских ученых К.А.Воробьева, С.М.Успенского и др. установлено, что гнездовой ареал этой птицы распространен от дельты реки Яны до низовьев реки Колымы.

Розовая чайка относится к охраняемым видам, и охота на нее категорически запрещена.

С самого раннего детства об Артике, где находится Усть-Янский улус. Прочно связано с белым медведем- одним из интереснейших крупных животных, прекрасно приспособленных к жизни в условиях Севера. Бросается в глаза белая окраска, густой волосяной покров, опушенность подошв, небольшие опущенные уши, хорошо приспособленная к плаванию вытянутая форма тела, толстый слой подкожного жира, вес 800- 1000 кг. В настоящее время, по подсчетам исследователей, во всей Арктике обитает не более 20 тысяч белых медведей. Наше правительство еще в 1938 г. запретило охоту на них. В 1956 г. введен повсеместный запрет охоты.

Из приведенных примеров можно сделать вывод, что если человек не будет охранять зверей, птиц и растений, то за очень короткое время они могут исчезнуть навсегда. Так будем же мы милосердны и всячески будем охранять наш животный и растительный мир!

В конце урока- работа по карточкам, заполнение кроссворда, работа с рисунками животных и птиц, сочинениями обучающимися.

Многообразные методы и формы работы на уроках и при организации внеклассной работы помогают научить детей видеть прекрасное вокруг себя, находить новое и интересное в своем повседневном окружении.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!