10
Министерство образования и науки РФ
Иркутская область, Нукутский район
МБОУ Новоленинская СОШ
Марактаева Евгения 8 класс
Табитуева Людмила Николаевна, учитель начальных классов
Исследовательская работа
Экология в традициях и обычаях народов Прибайкалья
Номинация: «Этнокультурные традиции и их взаимодействие с экологическими ценностями народов Прибайкалья»
с. Новоленино – 2013 г.
Оглавление:
Введение…………………………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Общие сведения
1.1. Географическое положение……………………………………………….......................…….4
Глава II.Обычаи и традиции
2.1. Экологическое мировоззрение и экологические заповеди бурят…………………………....4
2.2. Обычаи и традиции семейного воспитания…………………………………………………..5
2.3. Обычаи и традиции хозяйственного быта бурят Прибайкалья…………………………...…5
2.4. Обычаи и традиции охотников………………………………………………………………..6
Заключение…………………………………………………………………………..………………9
Литература……………………………………………………………………………………..…...10
Введение
Самостоятельно растет только бурьян, сама по себе распространяется только глупость. Современное экологическое мышление необходимо выращивать, как выращивают культурный злак. Выращивать, беря все лучшее от мировоззрения наших предков и других народов. А недомыслие их видеть и прощать. Это и будет залогом нашей дружбы с природой в будущем.
Цель: осветить отношения с природой бурятского этноса, проживающего на территории Иркутской области с точки зрения обычаев и традиции, культурного наследия предков.
При разработке темы ставились следующие задачи:
1. Совершить обзор сказаний, легенд, быта и обычаев бурят, проживающих в Иркутской области и их взаимосвязь с окружающей средой.
2. Исследовать экологические традиции бурят, проживающих в Иркутской области.
3. Рассмотреть подробно основополагающие для общества экологические традиции семейного воспитания, хозяйственного быта и охотников.
Актуальность темы неоспорима, так как экологические традиции коренного населения Прибайкалья возникли под влиянием природы. Они зародились ещё в каменном веке, дальнейшее развитие получили в эпоху расцвета шаманизма и буддизма. В понимании наших предков человек – продукт неба и земли. Древнейший обычай поклонения сохранился и до наших дней. Во время особых торжеств, кропят трижды на юг в знак почтения огню, потом повторяют то же на восток, почитая воздух, потом на запад, выражая почтение воде, и, наконец – на север – в память умерших.
Экологические традиции – совокупность народных знаний, умений и навыков, накопленных в процессе взаимодействия с природой. Моя задача, как можно больше собрать материала об этих традициях.
Первый этап заключался в работе с литературой, сбор информации. Второй - заключительный этап - это анализ информации и написание реферата.
Глава I Общие сведения
Географическое положение
Иркутская область расположена юге Восточной Сибири, в бассейнах верхнего течения рек Ангары, Лены, Нижней Тунгуски, почти в центре Азии. Протяженность территории с запада на восток 1318км., с юга на север 1450 км., что превышает расстояние от Рима до Лондона. Большая протяженность территории обусловила разнообразие природных условий. Третьей координатой географического положения является абсолютная высота местности, которая изменяется от 158 до 2999м. и проявляется, как и протяженность, в климатических показателях, характере почв, растительности, водности рек. Область находится в седьмом часовом поясе. Разница во времени между Москвой и Иркутском- 5 часов.
На юге, юге-востоке область граничит с республикой Бурятия, Читинской областью, на западе и северо-западе - с Красноярским краем, на юге-западе - с республикой Тыва, на севере и северо-востоке - с республикой Саха. Протяженность границы области 7240км.: сухопутная-6720км., водная-520км.
Территория Иркутской области приходится на лесной природный комплекс, который разрежен островами степей и лесостепей. Значительная часть территории области занята горно-таежными и горно-тундровыми природными комплексами.
Область удалена от морей и океанов. Расстояние от Иркутска до Балтийского моря 4500 км., до Северного Ледовитого океана – 3000 км., до морей Тихого океана – 2500 км.
Глава II. Обычаи и традиции
2.1. Экологическое мировоззрение и экологические заповеди бурят
На протяжении столетий духовным стержнем верований бурят был шаманизм. Он образовывал мировоззренческое ядро местной культурной традиции. Шаманизм ориентировал человека на достижения счастья в земной жизни. Земная же жизнь протекала в естественном или внешнем мире. Отношение к природе, поэтому не было отношением субъекта к объекту. Наоборот, на весь внешний мир распространился принцип родства и свойства. В плане гармонизации природо-человеческих отношений, этот принцип срабатывал куда эффективнее, чем самые лучшие доводы экологов в настоящем: он обеспечивал естественные поведенческие нормы, которые не противоречили первой и главной экологической заповеди – уподобляйся природе.
Ко второй экологической заповеди «не навреди» можно отнести обычай не вторгаться без нужды во чрево матери-земли – царапать, ковырять земную поверхность, за пределами пашни и подворья; или обычай брать на дрова преимущественно сухостой. Запрещалось: лить воду на лесную тропу, валить живые деревья вблизи поселений и стоянок, рубить ель, пихту, кедр, убивать определенные виды животных. Примечательно выделение под запрет именно тёмно-хвойных пород деревьев – трудно восстановимый ресурс.
2.2. Обычаи и традиции семейного воспитания
У бурят проживающих на территории Иркутской области была издревле сложившаяся система экологических ценностей, гуманного и глубоко нравственного отношения к природе. Это была определенная философия отношения к природе, пронизанная ее почитанием и уважением, любовью и благоговением. Природа рассматривалась не только как дом и кров, а как основа и условие благополучия и богатства, радости и здоровья.
Наши предки считали себя частицей единой и неделимой природы. Считали себя единокровными детьми и порождением единого древа природы. Они не возвышались над природой, не считали себя ее владыками.
Безусловно, существовала целая система образования и воспитания детей, пронизанная экологическим смыслом. Отличительной чертой следует назвать раннее обучение и приучивание детей к самостоятельности, к труду.
Малыши с двух-трех лет уже умели обращаться с некоторыми предметами домашнего обихода, а в пять-шесть лет они могли пасти скот, доить коров, участвовать в заготовке кормов. Причем воспитание осуществлялось дифференцировано. Мальчиков учили исконно мужскому делу и роду занятий, а девочек соответственно быть хозяйками юрт, домов.
Природа воспринималась как Великий Учитель. Об этом можно прочитать в различных сказаниях и легендах, сказках и молитвах, пословицах и поговорках. И дети успешно постигали мир природы, например, хорошо знали повадки, характер и особенности домашних и диких животных, а в детских рисунках умели передавать образы внешнего природного явления.
2.3. Обычаи и традиции хозяйственного быта бурят Прибайкалья
До конца XIX века в бурятском скотоводстве преобладали экологические по своему значению способы хозяйствования. Система природоохраны была заложена и в нормах неписанного и государственного права. Так, в Основном законе Монгольского государства времен Чингисхана "Яссе" вскапывание земли, осквернение и разрушение природы на подвластной ему территории влекли за собой тяжелые телесные наказания, вплоть до смертной казни.
В течении последних трех столетий для бурят Прибайкалья было характерно сочетание скотоводства с земледелием и лесными промыслами. Пальму первенства держало скотоводство: им определялся общий режим деятельности отдельных хозяйственных единиц и их совместное давление на природу.
Щадящим было и пространственное размещение хозяйственных единиц. Буряты избегали их чрезмерной частоты. Они жили улусами – небольшими поселениями. Каждый улус имел в своем распоряжении функционально разнообразные угодья. Собственно кормовая база тоже была мносоставной: она складывалась из приусадебных и дальних покосов, ближних выпасов и отгонных пастбищ. Так хозяева пользовались землей по сезонам и от каждого участка брали самое ценное и нужное. Одновременно исключалась слишком большая нагрузка на ограниченные площади. Благодаря уникальности в своей сущности и ценности утужной системы ведения сельского хозяйства, никогда не допускался перевыпас пастбищ, несмотря на огромное количество домашнего скота, а в летнее время удавалось заготовить превосходное сено.
Наряду с запретами на действие землепользования были запреты на территорию. Выделение запретных мест, так называемых куруков, было давней центрально-азиатской традицией. В этих местах нельзя было жить, пасти скот, сеять и охотиться.
Почтительное отношение к природе сказалось даже и в конструкции традиционной бурятской обуви, в которой специальная приподнятость носа имела определенный смысл - чтобы при ходьбе не повредить землю, находящихся в ней живых существ. Нельзя не отметить особенности и свойства традиционной бурятской юрты, деревянной и войлочной. Она представляет собой уникальное экологическое сооружение, удивительным образом приспособленное к природным условиям Сибири. В летний зной в юрте - спасительная прохлада, в холодное время - огонь в очаге дает бодрящее тепло.
2.4. Обычаи и традиции охотников
Когда приходил сезон охоты, буряты одевались в нарядные шубы и проходили обряд очищения, потому что считалось, что они едут не бить зверей, а в гости к хозяину тайги. Поэтому их поведение в тайге было подчинено привычкам хозяина тайги и привычкам других духов-хозяев местности.
Нельзя было в тайге петь песни и громко кричать, особенно свистать. Также нельзя хвастаться, обманывать, ругаться, быть неряшливым, разводить грязь и беспорядок, валить деревья возле зимовья, бросать в огонь шерсть, войлок или всё, что издаёт при горении зловоние.
Были обязательны обряды угощения «хозяина тайги», полагали, что он щедро одаривает тех, кто ему понравится.
Счастье у бурят раньше складывалось из 77 частей, и в них была вся жизнь. Вот некоторые из них:
– чтобы мора на зверей не было,
– чтобы птицы плодились,
– чтобы трава не высыхала,
– чтобы лес не высыхал,
– чтобы земля не пересыхала.
До нашего времени дожили некоторые легенды о возникновении бурятских родов, связывающих своё происхождение с животными и птицами. На свой тотем люди рода не охотились и мясо его в пищу не употребляли.
Хори-буряты, например, произошли от небесной девушки-лебедя, на которой женился сметливый Хоридой, похитив её одежду во время купания. Легенда заканчивается тем, что, став матерью 11 сыновей, которые впоследствии стали родоначальниками хоринских бурят (11 родов), женщина обманывает мужа и, овладев своей лебяжьей одеждой, покидает семью со словами: «Вы земные жители, оставайтесь на земле, а я, небесная, полечу на небо, на свою Родину! Весной и осенью, когда летят лебеди, делайте обряд в честь мою». С тех пор, когда летят лебеди, проводится обряд брызганья молоком или чаем.
Буряты очень уважительно относились к медведю. Они называли его «чёрная косуля», «царь человек», «старик в дохе». Медведя представляли себе охотником и шаманом. По легенде это был прежде очень могучий человек. Бог, видя, что люди не могут с ним справиться, отрубил ему большой палец, чтобы силы стало меньше, и обратил в зверя. Поэтому считалось большим грехом убивать детёнышей медведя или беременную самку, так как медведь — это человек, сородич.
Никогда не убивали спящего медведя, как бы давая ему шанс уйти. Перед убитым медведем очень извинялись и с весьма виноватым видом говорили: «Мы совершили ошибку, пожалейте нас, простите нас!» или «Мы пришли к вам в гости и нечаянно, испугавшись, убили...»
При всём стремлении к получению богатой добычи нельзя было преступать меру дозволенного: убивать зверей понапрасну, оставлять подранков. За всю свою жизнь бурят-охотник не должен был убивать свыше 99 медведей. Считалось, что у жадных охотников могут погибать дети, как бы взамен убитых сверх меры зверей, или же смерть грозила ему самому.
Отголоски культа марала сохранились вблизи Байкала до настоящего времени, о чём свидетельствует поверье, бытующее у булагатских и эхиритских родов: «Если убьёшь сто тетеревов, потеряешь лошадь; если убьёшь марала или изюбря, потеряешь близкого человека». Буряты верили, что олень, когда «трубит» во время осеннего гона, произносит заклинание: «Тот, кто намерен убить меня, — пусть не доживёт до старости, тот, кто приходит слушать меня, — пусть обретёт долголетие».
Охотничьи обряды, правила, запреты, выработанные бурятскими охотниками на протяжении веков в условиях суровой таёжной жизни, требовавшей максимальной выдержки, рассудительности, взаимопомощи, являлись изначально элементами промысловой этики и технологии, удачно сочетаемыми с требованиями природы.
Благодаря шаманам, эта этика превратилась в свод таёжных законов, нормы обычного права жителей Прибайкалья. Правильный подход к определению поведения охотника в окружающей среде обеспечивал ту гармонию человека и природы, которой достигли буряты, которая теперь утеряна. Шаманизм укреплял эти обычаи и представления, корректировал взаимоотношения отдельных членов со своим сообществом и природой.
Заключение
Настоящее связано с прошлым неразрывной нитью. В постоянно меняющемся мире современный человек, чтобы не только выжить, но и полноценно жить в социальном и духовном отношении, должен чувствовать и понимать великое наследие прошедших веков, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию.
Для окончательной оценки экологических традиций бурят важно учесть следующее. Во-первых, очевидна грань между подразделениями запретов на рекомендуемые и безусловные, которые помогали понять степень ожидаемого вреда для природы. Во-вторых, примечательно выделение под запрет именно темнохвойных пород деревьев, ныне классифицируемых как трудно восстановимый природный ресурс. В-третьих, трудно отрицать в куруке прообраза современных заповедников, заказников, национальных парков. Весьма существенно и то, что некоторые из запретов получили законодательное оформление, т.е. нарушения этих запретов были осознаны и зафиксированы как преступления против общества.
Традиционная народная культура бурят представляет уникальное, самобытное этнокультурное явление. Возможно, ли все это вернуть возродить и развить? Да, если мы воспримем идею нравственного абсолюта, необходимость духовного возрождения и формирования экологической этики и культуры экологического мировоззрения и ответственности. Люди еще могут спасти природу, защитить и сохранить ее. Будем надеяться на это. И пусть в этом нам поможет многовековой опыт народа, его нравственная культура, экологические традиции. В культуре бурятского народа был и, останется самый обоснованный справедливый культ, имеющий право на существование - культ природы.
В заключение хочу отметить, не важно, к какой этнической группе мы относимся, мы живем на прекрасной земле, где проживают люди разных национальностей, и если мы с вами будем ценить обычаи и традиции каждой нации, то наша Родина станет еще прекраснее.
Литература
1. Зориктуев Б. Р. «Буряты».,У.- У., 2000 г.
2. А. М. Туманов «Сокровища культуры Бурятии», Москва, 2002 г.
3. Интернет ресурс: www.cbs.irkutsk.ru, ru.wikipedia.org.