Просмотр содержимого документа
«Эколого-технологическое образование на основе взаимодействия средней и высшей школы в условиях инновационной модели управления организацией.»
Эколого-технологическое образование на основе взаимодействия средней и высшей школы в условиях инновационной модели управления организацией.
Г.Р. Галеева
директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 86 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани
Несмотря на высокую информированность подрастающего поколения в вопросах общей экологии, фактическое отсутствие знаний в области промышленной экологии обуславливает невозможность формирования инициативной, экологически грамотной, технологически ориентированной личности, в будущем специалиста высокой квалификации, призванного решать сложные инженерные задачи с учетом охраны окружающей среды.
Проблема создания высоких технологий будущего требует выявления и соответствующей подготовки одаренных детей, обладающих нестандартным мышлением. Однако новые экономические условия резко ограничивают возможности получения высококачественного бесплатного образования. Поэтому только союз довузовских структур на базе школ и ведущих технических вузов способен реализовать специализированное обучение одаренных детей из малообеспеченных семей.
Целью данного образовательного модуля является разработка механизмов и форм довузовской структуры подготовки школьников по системе «школа – вуз – производство», их ранней социализации и адаптации в условиях перехода к рыночной экономике и воспитания конкурентоспособной, творческой личности.
По реализации образовательного модуля работа ведется в нескольких направлениях:
- углубленное изучение ряда общеобразовательных и специальных дисциплин с целью эффективности подготовки к ЕГЭ и адаптации к условиям высшей школы, согласно разработанным преподавателями и ведущими специалистами КНИТУ (КХТИ) авторским программам;
- обязательная научно- исследовательская работа школьников;
- гуманитаризация образования;
- целенаправленная организация внеклассной работы колледжистов.
Что касается первого направления, в довузовской структуре («Эколого- технологическом колледже»), организованной на базе нашей школы в 1998 году в сотрудничестве с кафедрой промышленной технологии (КХТИ) предусматривается углубленное изучение ряда дисциплин:
Общеобразовательные предметы: неорганическая химия, органическая химия, математика, физика.
Специальные дисциплины: качество жизни, промышленная экология, экобиотехнология, прикладная биология, основы экономических знаний, основы научных исследований.
Реализация второго направления осуществляется исходя из принципа вовлечения в исследовательский процесс как всех колледжистов, так и тьюторская работа с одаренными детьми.
Проведение экспериментальной работы эколого- биологической значимости в лабораториях промышленной биотехнологии (КНИТУ) с учащимися 10-11 классов.
Изучение химической посуды.
Изучение общей загрязненности воды (ХПК) .
Определение активности амилазы слюны и т.д.
Индивидуальная работа с одаренными детьми предусматривает проведение научно- исследовательской работы как теоретической, так и прикладной значимости в соответствии с научно-исследовательской работой базовой кафедры, что обуславливает возможности приобретения старшеклассниками профессиональных навыков и умений, а так же научить старшеклассников принимать в некотором роде самостоятельные решения при реализации творческих произведенных задач. Таким образом, осуществляется технологическая ориентация школьников.
Научно-исследовательские работы школьников получают высокую оценку. Учащиеся являются лауреатами премии президента РФ, победителями и призерами всероссийских научно-практических конференций.
Кроме того, в рамках научно- исследовательской работы школьников в довузовской структуре элементом образовательного компонента является проведение школьной научно- практической конференции «Научный потенциал – XXI век» один раз в два года.
Обязательным аспектом образовательного модуля является гуманитарное образование колледжистов. Оно предусматривает:
Изучение наследия отечественной и мировой культуры (художников, писателей, знаменитых личностей) учащимися 9-11 классов с учетом специфики класса и классного руководства с обязательной защитой индивидуальной темы в виде презентации, фильма.
Разработка (командой в составе 2-3 учащихся) кодекса мужской и женской красоты с обязательной защитой и оппонированием противоположенных сторон.
Интернациональные познавательные встречи – вечера.
В нашей школе ежегодно устраиваются организационные мероприятия со студентами кафедры производственной биотехнологии (КНИТУ) из Вьетнама.
Разработка эколого – экономических проектов является приоритетным направлением. Проект учащихся 11 класса «Экодом» под девизом «Экологично, экономично, эстетично!» получил высокую оценку со стороны ведущих специалистов республики.Демонстрация лучших проектов была проведена в Химграде при запуске совместного КНИТУ и технополиса «Химград» «Иновационный полигон «Татарстан – территория будущего».