СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая акция "Помоги пернатым"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическая акция "Покорми пернатых"

Просмотр содержимого документа
«Экологическая акция "Помоги пернатым"»




МКОУ «Молотычёвская основная общеобразовательная школа»
Фатежского района Курской области







«Помоги пернатым»







Авторы работы:

Кретов Денис, 9 класс, 15 лет

Кретова Екатерина, 8 класс, 14 лет

Руководители:

Коделашвили Н. И., учитель технологии,
Жиляева М.Н., учитель биологии







Паспорт акции


Метод работы: познавательно-практико-исследовательский

Срок проведение акции: ноябрь - февраль

Участники акции: дети, родители, учителя

Актуальность акции: после летнего сезона многие птицы остаются зимовать в нашем крае. Но не все птицы могут прокормиться в зимние холода. Много птиц погибает от холода и голода. Но каждый из нас может помочь птицам. Для этого надо лишь смастерить кормушку и следить за тем, чтобы в ней каждый день был корм. Стоит только одной птице узнать о месте прикормки, как на ее сигналы слетаются пичуги со всех окрестностей - кормушки зимой не пустуют никогда!

Мы все вместе, и дети, и взрослые, должны помочь выжить зимующим птицам нашего региона. Наша задача – помочь нашим соседям по планете – птицам. Мы должны узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.

Цель акции:

Закрепление представления школьников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Воспитывание у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, желание помочь им.

Задачи:

1.Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

2.Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц, ознакомлении с художественной литературой, бесед.

3.Научить детей правильно их подкармливать.

4. Привлечение родителей в участии акции.

Этапы реализации акции:

I этап – подготовительный:

* Обсуждение цели и задач с учителями, детьми, родителями

* Создание необходимых условий для реализации акции

II этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах

*Заготовка корма для птиц

* Изготовление кормушек

* Подкормка и наблюдение за птицами

* Выставка детских рисунков « Птицы на кормушке»

* Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме

III этап - заключительный

* Обработка результатов по реализации акции

Ожидаемые результаты реализации акции:

* Создание необходимых условий в ДО по формированию у школьников

целостного представления о жизни зимующих птиц.

* Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

* Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

* Активное участие родителей

* У детей и взрослых сформируется определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней.

Мероприятия:

Беседы: “Почему нужно подкармливать птиц”, “Что ты знаешь о птицах”.

Конкурс рисунков: “Птицы – наши друзья”.

Конкурс изготовления кормушек: «Кормушка для пичужки» (совместно с родителями).

Прививание любви к братьям нашим меньшим, приучение заботиться о ком-то, должно начинаться с самого детства. Есть зимнее занятие, которое легко поможет всё это осуществить – это подкормка птиц.

Всё, что нужно для подкормки птиц, вполне можно делать вместе со взрослыми. Это будет настоящим событием каждый день. Это занятие откроет много эмоций, принесёт пользу и поможет быть ответственным заботливым человеком.

Покормите птиц

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов,
К вам, слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли.
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

(А. Яшин)

Экологическая акция "Покормите птиц зимой " стартует в России уже не первый год. И это все благодаря нашему земляку - писателю Евгению Носову, который вешал кормушки для птиц каждую осень и старался привлечь как можно больше других жителей города к этой акции. Носов расклеивал листовки со стихотворением А. Яшина и рассказывал на городских собраниях о важности это дела.

Зима-время снеговиков, лыж, коньков, санок, красных носов и розовых щечек. В этом году зима проявила все свои качества :были крепкие морозы и пронизывающий ветер, метели и снегопады. Это самое тяжёлое время для маленьких зимующих птах. Перед ними встаёт жизненно важный вопрос, как прокормиться, ведь доступной пищи, увы, нет. Ребята МКОУ "Молотычевская основная общеобразовательная школа" совместно с педагогами поддержали эту добрую традицию.

Каждый год поздней осенью рядом с нашей школой ребята развешивают кормушки для птиц. В прошлом году для изготовления птичьей столовой использовали бросовый материал: пластиковые бутылки и баклажки, коробки из-под молока и разных кондитерских изделий. Но некоторые кормушки оказались недолговечны. Нам захотелось сделать такие кормушки, которые будет служить много лет, при этом сохраняя свою красоту и функциональность. Из наблюдений предыдущих двух лет мы заметили, что самыми многочисленными и частыми гостями у нас были синички. Появилось желание сделать кафе для синичек. На помощь пришли родители.

Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
(А. Чепуров)

Мы на уроках технологии рисовали эскизы один за другими. А папы предложили и подготовили материал и инструменты. Так общими усилиями мы смастерили замечательные кормушки. Наши труды были не напрасны!

Изготовление кормушки «Теремок»





Вот такой получился теремок. Он не низок, не высок. Чтобы птички издалека увидели кафе, мы покрасили его яркими красками. Вот теперь можно открыть круглосуточное кафе для пернатых друзей.

























Изготовление кормушки «Ажурная гостиница»



















Стационарные кормушки была установлены 12 ноября на высоте одного 1,2 метра от земли на берёзе около школы напротив окон нашей школы, чтобы удобней было наблюдать за птицами.

Также были установлены еще несколько кормушек. Кормушка-домик, корм укрыт от дождя и снега. Прежде чем проводить наблюдение за птицами, мы изучили соответствующий материал в библиотеке, как правильно привлечь птиц к себе на участок, какой корм предпочитают разные птицы.

Тема для наблюдения: «Поведение большой синицы на кормушке»

Поставила перед собой следующие задачи:

1.В течение зимнего сезона ежедневное кормление птиц.

2.Наблюдение за их поведением.

3.Использование разных кормов.

4. Заполнение дневника наблюдений.

В ноябре-декабре птиц не было, так как не было снега, дороги и поля были открытыми, и птицам было чем кормиться. Первыми посетителями кормушки были воробьи. Это самые шумные птички, всегда  подвижные, суетливые и голосистые.

Чтобы лучше понять поведение птиц, мы изучали их внешний вид, образ жизни. Сведения о птицах мы брали в библиотеке и интернете.

Воробей - отряд воробьинообразных. У домового воробья (самца) на темени шапочка тёмно-серая, а у полевого- коричневая; у домового воробья на крыльях одна светлая полоска, а у полевого -две. Кроме того, у полевого воробья на щёчках расположены чёрные скобочки на светлом фоне, а вокруг шеи имеется белый ошейник. По телосложению домовой воробей крупнее полевого ( масса домового воробья 35, полевого – 25г.

Большая синица – птица из семейства синицевых. Это довольно яркая и красивая птичка – на голове у нее черная шапочка, щечки белоснежные, животик ярко-желтый, а спинка зеленовато-бурая. Хвост и крылья имеют голубоватый оттенок. Вкруг головы и на грудке имеются черные хорошо заметные полоски. Самцы обычно окрашены ярче самочек. По размерам эта птичка почти такая же, как всем известный воробей. Ее длина от 13 до 17 см, а размах крыльев до 26 см. 

Большая синица – это птица не перелетная. Она зимует в привычных для себя местах, нередко живет возле человека. Быстро привыкает к кормушкам и охотно лакомится гостинцами, оставленными там для нее. В более теплые места может мигрировать только в очень холодные зимы, но, как правило, далеко не улетает.

Синица – это активная, подвижная, любознательная и сообразительная птичка. Она то и дело перелетает с места на место и редко сидит на одном месте.

Синицы хорошо поют. Особенно любовью к пению отличаются самцы. Они поют почти весь год, только в конце осени и начале зимы они ведут себя тише. В репертуаре птиц примерно 40 различных звуков. В разное время года птицы поют разные песни.

Большая синица питается как животными, так и растительными кормами. Летом, во время выкармливания птенцов, птицы едят в основном животную пищу – гусениц, жуков, муравьев, пауков, клопов, кузнечиков, комаров, мух и других беспозвоночных. Осенью к рациону добавляются различные семена и ягоды, которые синицы находят на полях, в лесах и садах. Птицы охотно поедают семена подсолнечника, пшеницы, ржи, кукурузы, овса. Могут склевать созревшие семена и плоды с дикорастущих деревьев, таких как береза, липа, клен, бузина и др. Лакомятся орехами, раскалывая их клювом и придерживая лапками.

Синицы, обитающие в городах и селах, с удовольствием посещают птичьи кормушки, предпочитая несоленое сало и подсолнечные семечки.

Сезон размножения у больших синиц обычно длится с января-февраля по сентябрь. В конце зимы самец выбирает место для гнездования и начинает петь песни, приглашая самочку для постройки гнезда.

Гнездо чаще всего устраивается в дупле дерева, но может быть и в любой другой нише – на скале, в стене дома или где-нибудь еще. Обустраивает гнездо только самка, выбирая для него тонкие прутики, прошлогодние травинки, мох, паутину и другие материалы.

Потом самочка откладывает в гнездо от 5 до 12 яиц и насиживает их примерно две недели. Все это время самец кормит самочку. А когда вылупляются птенцы, оба родителя добывают для них пищу. Через две – три недели птенцы вылетают из гнезда, но потом еще некоторое время держатся рядом с родителями, и те подкармливают их.

Меню для птичек:

  1. Дроблёное зерно пшеницы, ячменя, кукурузы.

  2. Семечки подсолнечника, пшено.

  3. Сухой белый хлеб.

  4. Несолёное сало.

Наблюдения за птицами на кормушке

Конец ноября – февраль. Погода стоит тёплая для этого времени года. Осадки выпадают в виде снега. Поля и луга покрыты сухой травой с семенами. На голых ветках рябины алеют грозди спелых ягод. Птицы не голодны. Не видно их около жилья человека, не привлекает их наши кормушки. Мы терпеливо ждём гостей.

Вот прилетел одинокий воробышек. Попрыгал с ветки на ветку, опустился на кормушку, отведал пшена и улетел. Через несколько минут на ветки берёзы с шумом и гамом уселась стайка воробьёв. Половина птичек слетела на кормушку и дружно принялась обедать. Остальные , словно часовые, смотрели по сторонам. Стоило кому-то открыть дверь школы, как пичуги стремительно взлетали вверх по сигналу собрата…























1 день


Вывесили  кормушки. Положили крошки хлеба. Птиц пока нет.

 2   день

Сегодня положили пшено. Через 10 минут появилась одна синица, схватив зёрнышко улетела. Она оповестила своих подруг. К кормушкам прилетели 3 синицы.

 3  день

 Прилетели синицы через 15-20 минут, после того . как  в кормушки насыпали семечки подсолнуха. Сели  у ближней ветки и стали приноравливаться. Возьмут семечку в клюв и летят на ближайший куст, склюют и опять на кормушку.

 4  день

Сегодня смешали пшено и семечки подсолнуха, положили в кормушку. Синицы склевывали быстрее семечки подсолнуха. Пшено все осталось.  Через час прилетело 2 воробья, поклевав пшено они улетели.

 5  день

Нарезала кусочки сала несоленого, привязала к веткам каштана. Синицы налетели сразу на сало, одна сидит сверху, а другая, цепляясь коготками снизу. После того как поедят сало берут в рот снежок.

 6  день

Сегодня у  дерева с кормушкой появилась гостья: сойка. Она своим криком распугала всех синиц. Синицы и воробьи расселись на ветках. Как только она улетела, тут же синицы налетели на кормушку, даже воробьев не отгоняют.

 7   день

У кормушки  ждут синицы, привыкли, что их кормят. Мы положили  дробленные пшеничные зерна. Сразу столько радости и голосов птичьих. Такое впечатление, что они нас гонят от «столовой», чтобы побыстрее приступить к трапезе.Мы ушли. Синицы сразу стали поедать корм.

8 день

Синицы в течении всего дня посещали кормушку. Прилетал к кормушке дятел, попрыгав на дереве, быстро улетел.

9 день.

Сала на ветках нет. Следы на снегу крупные вороньи. Синиц нет, видимо вороны распугали. Положили семечки, ведь их больше всего любят птицы. В кустах всюду  и под кормушкой шелуха, остатки от обеда.

10 день.

Синицы и воробьи стали дружнее, сидят вместе на кормушке, уже не воюют. Птицы уже ждут нас в определенное время, привыкают.

11 день

 Вновь у кормушек гвалт! Все больше гостей в столовой; воробьи, синицы. Их стало больше, летают стайками, уже не боятся нас, когда мы кладём корм. На кустах повсюду сидят птицы, после обеда на солнце чистят перышки.

12 день

Для синиц и воробьев интереснее пшено и семечки. Через час прилетела стая щеглов, приземлилась на ближайшую к кормушке березу. Под кормушкой было много репейников. Выждав некоторое время, они ринулись к семенам и тут же их склевали.

13 день

 Наблюдали за птицами и открывали что-то новое. Сегодня к кормушке сели воробей и синица. Сидят, чирикают  каждый по-своему . Такое впечатление ,что делятся новостями. Самое интересное, что не пугают друг друга, а  дружненько так, как будто уговаривают: «Ну, попробуй эту семечку, она вкуснее»

14 день

 Важный и редкий гость был у нас у кормушки пищюха. Редкая птица, но интересная. Не сидит на месте, склевала крошку хлеба, попробовала семечку и тут же по стволу дерева вокруг пробежалась, под сломанную ветку заглянула и ширк…. улетела. А наши постоянные гостьи ждали, когда же освободится столовая и махом налетели. Еда быстро склевывается.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!