Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Г.В. Кравченко»
г. Вуктыл
Конспект внеурочного занятия для 3 класса по теме
«Экологическая безопасность»
Автор: Теребенина
Лариса Андреевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №2 им.Г.В.Кравченко»
г. Вуктыл Республики Коми
2025 г.
Я разработала внеклассное мероприятие для 3 класса по теме «Экологическая безопасность». Это занятие целесообразно провести во время внеурочной деятельности, а так же на уроке окружающего мира.
Цель данного внеклассного мероприятия - это формирование экологической культуры личности младшего школьника.
Задачи:
-Развивать познавательную активность детей и экологическое мышление.
-Закрепить знания об окружающей среде, сформировать ценностное отношение к природе.
-Воспитывать желание охранять природу и помогать ей.
-Воспитывать правильное отношение к своему здоровью.
Полученные на занятии знания они смогут применить на практике, когда столкнутся с подобными ситуациями.
Считаю актуальным экологическое образование и воспитание детей в современном мире.
Цели:
Повторить с детьми термины «экологическая безопасность», «эколог»;
Рассказать об экологических проблемах нашего края;
Научить выполнять правила личной экологической безопасности;
Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, к планете Земля.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование мотивации к обучению и познанию;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению.
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем поискового характера;
3) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные УУД:
1) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;
3) установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Коммуникативные УУД:
Ход занятия
1. Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас гости. Это учителя, которые пришли посмотреть на нашу работу. Мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Поэтому, будем работать активно и дружно! Желаю всем удачи!
- Послушайте, какой разговор состоялся в одной семье.
Папа сидит и читает газету. Мама подходит к нему, держась за голову, и говорит:
- Ох, какая плохая у нас экология! У меня от неё голова разболелась!
Папа, отрываясь от газеты, отвечает:
- Да уж, экология у нас никудышная! Вот и в газетах всё время пишут и по телевизору показывают. Надо её исправлять!
Рядом на коврике играет сын. Услышав разговор родителей, говорит:
-Кто же такая экология, от которой у мамы болит голова, и что она такого сделала?
2. Актуализация знаний учащихся
- Ребята, а вы знаете, что такое «Экология»? Слайд 2
- О каком доме идет речь? Слайд 3
- Итак, мы с вами живем на планете Земля. Значит, эта планета – наш общий дом. У нас над головой общая крыша – голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка – это ласковое солнышко. У нас общий водопровод – дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть с космоса, не такая она и большая. Всего за полтора часа можно облететь на космическом корабле. Но мы, живущие на этой планете, должны беречь, охранять и приумножать её богатство, каких бы размеров она не была.
-А может ли загрязненная экология нести опасность и вред здоровью человека?
- Сегодня мы с вами поговорим об экологической безопасности.
3. Работа в парах.
- Послушайте рассказ о том, как ребята, решили сходить в лес. Слайд 4
- На ваших столах лежат карточки. Вы должны написать, какие ошибки допустили ребята во время похода в лес. Работаем в парах.
4. Взаимпороверка.
- Давайте проверим, все ли ошибки вы перечислили. Слайд 5
Слайд 6
- Ребята, как выглядит ваша комната? Всегда ли у вас порядок на рабочем месте?
- А где приятнее находиться, в чистоте или в беспорядке?
- Сверкающая чистотой комната и образцовое рабочее место создают ощущение свежести и аккуратности.
- Порядок каждый из нас должен поддерживать не только в доме, но и в природе.
- А еще большую работу в наведении и поддержании порядка в окружающей среде выполняют хорошо подготовленные специалисты.
- Как называют таких специалистов, мы сейчас и узнаем, отгадав загадки. Слайд 6-13
- Значит, кто такие экологи?
- Экологи – это подготовленные специалисты, которые соблюдают и поддерживают порядок в окружающей нас среде.
- Давайте вспомним рассказ о ребятах, которые нарушили правила поведения в лесу. Можно ли их поступки назвать экологической проблемой?
- Да, такое поведение в лесу наносит огромный вред окружающей среде.
5. Физминутка
Давай с тобой обнимемся (обхватывают себя руками)
И над землей поднимемся. (тянутся на носочках вверх)
Сердца теплом соединим (прижимают руки к левой стороне груди и протягивают вперед)
И станем солнышком одним. (круговые движения руками)
- Нашу Республику экологические проблемы тоже не обходят стороной.
- Давайте попробуем их перечислить. Слайд 14
- Какие пути решения их проблем вы видите? Слайд 15
- Кроме этого в Коми крае за последние 30 лет произошло 5 масштабных экологических катастроф. Большинство из них было связано с разливом нефти. Одна из них произошла в 1994 году. За две недели нефтепровод компании «Коминефть» в Усинском районе прорвало в нескольких местах, и сырьё вылилось на поверхность. Общая площадь загрязнения сопоставима с размером площадью более 1000 футбольных полей! На полную ликвидацию данной катастрофы потребовалось 16 лет. Слайд 16
- Еще одна глобальная экологическая проблема ждала жителей Коми в 2018 году. На границе Республики Коми и Архангельской области началось строительство огромного мусорного полигона. Больше года местные жители самостоятельно боролись против строительства. Они блокировали дороги, по которым строителям доставляли топливо, организовали палаточный городок рядом с запланированной стройкой и мешали проведению подготовительных работ. Проводили митинги против строительства полигона. Народ понимал, что размещение огромной помойки на границе с Коми могло привести к серьезным экологическим и социальным проблемам: загрязнение водоемов и гибель рыб в реках, гибель растений и деревьев, загрязнение воздуха, всплеск онкологических заболеваний и т.д. Но, благодаря действиям активистов, катастрофу удалось предотвратить. Объекты на месте признали незаконными и в январе 2020 года обязали их снести. Слайд 17
- Можно ли назвать этих людей героями?
- Конечно, можно их назвать героями. Они отстояли право жить всем нам в чистой среде. Такие народные герои не считают свои действия чем-то особенным, но рады приносить огромную пользу частичке необъятной нашей Земли.
- Защита человека от вредного воздействия загрязненной окружающей среды – это и есть экологическая безопасность.
Слайд 18
- Затронув на сегодняшнем занятии проблемы окружающей нас среды, может, кто-то из вас в будущем захочет связать свою жизнь с природой и стать экологом. Но, чтобы быть им, вы должны научиться правильно оценивать ситуации в окружающей среде, принимать правильные решения и активно участвовать в охране природы.
- И этим мы займёмся прямо сейчас. Я хочу предложить вам экологические задачи. Слайд 19, 20, 21
- К завершению нашего занятия еще раз вспомним правила бережного отношения к природе. Соединив начало и конец предложения по смыслу, прочитайте правила. Слайд 22
6. Итог урока
- Что нового узнали сегодня на занятии?
- Какими новыми терминами познакомились?
- Кто является главным виновником экологических катастроф?
Вывод. Слайд 23
7. Рефлексия.
- Ребята, давайте сейчас каждый оценит свою работу. Перед вами лежат шаблоны с фруктами. Ваша задача – выбрать тот фрукт, который соответствует вашему настроению к концу нашего занятия. Если вам было интересно на уроке, то дополните апельсиновое дерево.
Если что-то было непонятно – мандариновое. Если вам занятие показалось неинтересным – лимонное.
- К концу нашего занятия хочу поделиться с буклетами «Заповеди о поведении в природе». Очень надеюсь, что их соблюдать вы будете всегда.
- Спасибо за работу.
Карточки для работы парами.
2.
1.
3.
4.
6.
5.