МБОУ Хмелитская СОШ Вяземского района Смоленской области
Урок окружающего мира
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ»
3 класс
Составитель:
учитель начальных классов
Карапка Елена Сергеевна
План-конспект урока
1. Класс: 3
2. Предмет: окружающий мир
Тема: Экологическая безопасность
3. Цель урока: воспитание экологической культуры школьника.
Задачи:
Познавательные:
· Активизировать и обогатить субъективный опыт учащихся об окружающей среде, формируя новые понятия: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «эколог».
Развивающие:
· Развивать познавательную и творческую активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение.
Воспитательные:
· Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, к собственному здоровью и здоровью окружающих;
· Способствовать воспитанию коммуникативной направленности личности.
Формируемые УУД: познавательные – осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию; коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные – осознавать свое единство с окружающим миром.
4. Тип урока: комбинированный
5. Приемы обучения: приемы ТРКМ (технологии развития критического мышления): корзина идей, незаконченные предложения, верные и неверные высказывания.
Методы: словесные (беседа, рассказ)
наглядные (презентация, раздаточный материал, слова на карточках)
Технологии: ТРКМ (технология развития критического мышления), ИКТ
6. Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: работа в парах, группах, работа с дополнительными графическими источниками информации, работа со словарем, проблемные вопросы.
7. Оборудование и основные источники информации:
1) учебник, слова на карточках, сюжетные картинки, карточки с правилами экологической безопасности.
2) проектор, компьютер, презентация Microsoft Power Point, толковый словарь С. И. Ожегова, «Корзина идей».
8. Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):
Коммуникативная (умение слушать и слышать друг друга, организация работы в парах, группах, беседа)
Учебно-познавательная (целеполагание, создание ситуации успеха, проблемные вопросы, рефлексия)
Информационная (самостоятельная работа по поиску информации, обработка информации (составить рассказ по сюжетным картинкам), раздаточный материал, компьютерная презентация)
9. Список использованной литературы:
1) Поурочные разработки по курсу Окружающий мир 3 кл. Целоусова Т. Ю., Максимова Т. В. М.: ВАКО, 20016.
2) Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. начальной школы. В 2 ч. Часть 2 / А. А. Плешаков. М.: Просвещение, 2014.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Стадия «Вызов»
- Ребята, предлагаю вам разгадать кроссворд, чтобы определить тему урока.
6
5
2
с
о
н
а
4
е
1
3
КРОССВОРД (слайд 3)
Красавица русского леса. (Берёза).
Смесь многих газов, а в основном азота, кислорода, углекислого газа. (Воздух)
Вещество, которое существует на нашей планете в трёх состояниях: жидком, твердом и газообразном. (Вода).
Верхний плодородный слой земли. (Почва).
Листопадное хвойное дерево. (Лиственница).
Лиственница, берёза и др. растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. При каком процессе жизнедеятельности растений это происходит? (Питание).
У: Какое итоговое слово у нас получилось?
У: Как вы понимаете слово безопасность?
У: Сегодня на уроке мы узнаем, как уберечь себя от загрязнённой окружающей среды.
У: Солнце, воздух, вода и почва - это условия, без которых невозможна жизнь на нашей планете. (Слайд 4)
Целеполагание
Тема урока: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
У: Ребята, какую цель вы поставите перед собой на сегодняшний урок? Чего вы хотите достичь?
Прием ТРКМ «Корзина идей». На столе корзина с надписью «Корзина идей». Рядом с корзиной расположены различные понятия (как относящиеся к теме урока, так и отвлеченные: эколог, цепь загрязнения, загрязнение воздуха, загрязнение воды, продукты питания (экологически чистые), экология, дорожные знаки, зоология, полезные ископаемые, равнина).
У: Ребята, в эту корзину нужно сложить только те понятия, которые на ваш взгляд относятся к теме нашего урока.
-Давайте посмотрим, что у нас получилось. Называйте понятия и объясняйте, почему вы его выбрали.
3. Стадия «Осмысление»
У: Давайте подробнее разберем понятия, которые мы положили в «Корзину идей».
Первое понятие:
1)экология (слайд 5)
Вспомните, что такое экология?
Экология – наука, изучающая взаимосвязи живых организмов и окружающей среды.
Следующее понятие:
2) эколог
Где можно найти определение этого слова?
У: Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.
У: Хотя экологи следят за окружающей средой, всё-таки проблема загрязнения окружающей среды существует, и загрязняющие вещества попадают в организм человека.
- Как поступают загрязняющие вещества в организм человека? Рассмотрите схему и расскажите (слайд 6).
1) загрязнение воздуха
2) загрязнение воды
3) продукты питания
У: Сейчас я предлагаю вам поработать в группах по рядам. Первая группа находит источники загрязнения воды, а вторая – воздуха (нужно подчеркнуть их на карточках).
Прочитайте, что у вас получилось.
А почему продукты питания могут нанести вред нашему здоровью? Как это происходит?
У: А сейчас предлагаю вам выполнить следующее задание. РАБОТА ПО
СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ в учебнике и на слайде 7.
С помощью этих рисунков составьте рассказ о том, как загрязнение окружающей среды влияет на здоровье человека.
У: Внимательно посмотрите, как двигались вредные вещества? Как попадали в организм человека?
Эту цепочку экологи называют ЦЕПЬЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ (слайд 7).
Вывод:
Человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся вредные вещества.
Учитель: - Можно ли при этом оставаться здоровым?
Учитель: - Поэтому каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Прием ТРКМ «Незаконченные предложения», работа в парах.
Попробуйте сами восстановить пропущенные слова так, чтобы получилось правило экологической безопасности.
В помощь можно воспользоваться учебником (стр. 31 – 33) (слайд 8).
1.____ стой вблизи _______________ с работающим двигателем.
2. Разводи __________________, которые очищают воздух.
3. Не стой рядом с _______________ людьми.
4. Нельзя купаться в ______________ воде.
5. Пей только_______________ воду.
6. Не собирай ________, __________,__________, вблизи свалок, заводов, дорог.
7. Не ешь _____________, у которых истек срок ________________________.
У: Прочитайте правила.
У: Мы вывели правила экологической безопасности, которые следует выполнять.
А сейчас прочитайте и добавьте слова.
Экологическая безопасность - это защита от вредного воздействия окружающей среды. (слова «защита» и «окружающей среды» закрыты на
слайде 9)
4. Стадия «Рефлексия»
Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения» (игра «Верите ли вы, что…»)
Давайте проверим, как вы усвоили тему урока.( слайд 10)
Я буду задавать вам вопросы. Если согласны – хлопаем, не согласны – топаем.
Верите ли Вы, что экологи занимаются изучением растений?
Верите ли Вы, что нужно пить только чистую воду?
Верите ли Вы, что загрязняющие вещества попадают в наш организм через воду, воздух, продукты питания?
Верите ли Вы, что ягоды и грибы можно собирать около дороги, завода, свалки?
Верите ли Вы, что цепь загрязнения – это движение загрязняющих веществ?
Верите ли Вы, что можно употреблять продукты с истекшим сроком годности?
Верите ли Вы, что можно купаться в грязной воде?
Верите ли Вы, что можно не выполнять правила экологической безопасности?
5. Итог урока.
У. :Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы.
А достигли вы той цели, которую ставили в начале урока?
Учитель: (слайд 11)
Природа – это дом, украшенный трудом.
В любой мороз и зной устроен и приветлив.
Храните этот дом, в котором мы живём.
Другого дома нет на целом свете.
-Спасибо вам, ребята, за вашу помощь. Я верю, что после сегодняшнего урока вы будете беречь природу, беречь своё здоровье и соблюдать правила экологической безопасности.
6. Самооценка. (слайд 12)
7. Домашнее задание.
-Дома я предлагаю вам написать сочинение на тему «Береги нашу планету!» или нарисовать рисунок по правилам экологической безопасности (слайд 13)