СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая безопасность России

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экологическая безопасность России»

Под экологической безопасностью понимается защищенность населения и экосистем от негативных последствий природных и техногенных катастроф, а также антропогенного воздействия на качество окружающей среды . Очевидно, что для сохранения или достижения допустимого уровня экологической безопасности должен осуществляться комплекс превентивных и реабилитационных природоохранных мероприятий. При этом мероприятие считается эффективным, если затраты на его реализацию ниже, чем на ликвидацию возможного экологического ущерба. Цель будет достигнута в случае сохранения качества окружающей среды или восстановления его до безопасного уровня

Под экологической безопасностью понимается защищенность населения и экосистем от негативных последствий природных и техногенных катастроф, а также антропогенного воздействия на качество окружающей среды .

Очевидно, что для сохранения или достижения допустимого уровня экологической безопасности должен осуществляться комплекс превентивных и реабилитационных природоохранных мероприятий. При этом мероприятие считается эффективным, если затраты на его реализацию ниже, чем на ликвидацию возможного экологического ущерба. Цель будет достигнута в случае сохранения качества окружающей среды или восстановления его до безопасного уровня

В масштабах страны для оценки качества окружающей среды используют стратегические экологические риски. Их величины рассчитывают при прогнозировании последствий чрезвычайных ситуаций общенационального масштаба. К последним (согласно постановлению Правительства РФ №1094 от 13.06.1996) относятся ситуации со следующими параметрами: 1) площадь зоны чрезвычайной ситуации превышает размеры двух субъектов РФ; 2) материальный ущерб составляет более 5 млн минимальных размеров оплаты труда; 3) число пострадавших превышает 500 человек либо нарушены условия проживания более 1 тыс. человек.

В масштабах страны для оценки качества окружающей среды используют стратегические экологические риски. Их величины рассчитывают при прогнозировании последствий чрезвычайных ситуаций общенационального масштаба. К последним (согласно постановлению Правительства РФ №1094 от 13.06.1996) относятся ситуации со следующими параметрами:

1) площадь зоны чрезвычайной ситуации превышает размеры двух субъектов РФ;

2) материальный ущерб составляет более 5 млн минимальных размеров оплаты труда;

3) число пострадавших превышает 500 человек либо нарушены условия проживания более 1 тыс. человек.

Виды воздействия Годы 1996 Негативные последствия хозяйственной деятельности 1997 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу из стационарных источников, млн т/год 1998 Сброс загрязненных сточных вод, млрд м 3 /год 20,3 22,5 19,3 Забор воды из природных источников, млрд м 3 /год 1998 18,7 23,0 Нарушение качества почвы в связи с промышленной деятельностью, тыс. га/год 83 2000 79 81 Образование токсичных отходов, млн т/год 22,0 18,5 883 77 20,7 68 Реабилитационные мероприятия 18,8 889 78 59 Утилизация и обезвреживание отходов, млн т/год 20,3 1107 53 48 76 Сбор токсичных веществ из выбросов в атмосферу, млн м 3 /год 1108 65 55 48 Рекультивация земель, тыс. га/год Лесовосстановление, га/год 80 42 1133 65 1110 37 79 59 61 80 1092 51 1019 72 66 984 68 973 Таблица 1. Антропогенное воздействие на качество окружающей среды в России в конце XX века (по данным Госкомстата РФ)

Виды воздействия

Годы

1996

Негативные последствия хозяйственной деятельности

1997

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу из стационарных источников, млн т/год

1998

Сброс загрязненных сточных вод, млрд м 3 /год

20,3

22,5

19,3

Забор воды из природных источников, млрд м 3 /год

1998

18,7

23,0

Нарушение качества почвы в связи с промышленной деятельностью, тыс. га/год

83

2000

79

81

Образование токсичных отходов, млн т/год

22,0

18,5

883

77

20,7

68

Реабилитационные мероприятия

18,8

889

78

59

Утилизация и обезвреживание отходов, млн т/год

20,3

1107

53

48

76

Сбор токсичных веществ из выбросов в атмосферу, млн м 3 /год

1108

65

55

48

Рекультивация земель, тыс. га/год

Лесовосстановление, га/год

80

42

1133

65

1110

37

79

59

61

80

1092

51

1019

72

66

984

68

973

Таблица 1. Антропогенное воздействие на качество окружающей среды в России в конце XX века (по данным Госкомстата РФ)

Уменьшение годового сброса сточных вод в 2000 г. по сравнению с 1995 г. составляет 2,2 млрд м 3 , а уменьшение забора воды из природных водоисточников – 7 млрд м 3 . Их отношение составляет около 3,5, что свидетельствует об относительном увеличении сбрасываемых стоков без очистки. Очевидно, что сокращение сброса сточных вод связано, прежде всего, с синхронным падением забора воды. Этот вывод подтверждается и данными табл. 2. С 1985 по 1998 г. общий объем сточных вод сократился в 1,3 раза, тогда как относительный вклад неочищенных сточных вод возрос в 2,5 раза. Следовательно, поток загрязняющих веществ в гидросферу должен был возрасти по крайней мере в 2 раза.

Уменьшение годового сброса сточных вод в 2000 г. по сравнению с 1995 г. составляет 2,2 млрд м 3 , а уменьшение забора воды из природных водоисточников – 7 млрд м 3 . Их отношение составляет около 3,5, что свидетельствует об относительном увеличении сбрасываемых стоков без очистки. Очевидно, что сокращение сброса сточных вод связано, прежде всего, с синхронным падением забора воды.

Этот вывод подтверждается и данными табл. 2. С 1985 по 1998 г. общий объем сточных вод сократился в 1,3 раза, тогда как относительный вклад неочищенных сточных вод возрос в 2,5 раза. Следовательно, поток загрязняющих веществ в гидросферу должен был возрасти по крайней мере в 2 раза.

Годы Общий объем сточных вод,  млрд м 3 /год 1985 Доля неочищенных сточных вод в общем объеме 74,4 млрд м 3 /год 1986 1987 % 12,0 – 75,3 16 1988 11,3 1989 72,8 – 16,7 1990 76,4 22 23,3 75,2 1991 32 27,1 35 27,8 73,2 1992 1993 37 70,6 28,0 68,2 1994 27,1 38 62,6 1995 38 27,2 62,1 1996 40 24,6 1998 58,9 24,4 39 39 55,7 22,4 38 22,0 40 Таблица 2. Тенденции изменения общих объемов сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водоемы России, за период времени с 1985 по 1998 г.

Годы

Общий объем сточных вод, млрд м 3 /год

1985

Доля неочищенных сточных вод в общем объеме

74,4

млрд м 3 /год

1986

1987

%

12,0

75,3

16

1988

11,3

1989

72,8

16,7

1990

76,4

22

23,3

75,2

1991

32

27,1

35

27,8

73,2

1992

1993

37

70,6

28,0

68,2

1994

27,1

38

62,6

1995

38

27,2

62,1

1996

40

24,6

1998

58,9

24,4

39

39

55,7

22,4

38

22,0

40

Таблица 2. Тенденции изменения общих объемов сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водоемы России, за период времени с 1985 по 1998 г.

Причины возникновения современной ситуации следующие: 1) игнорирование представителями всех ветвей власти концепции устойчивого развития, основным постулатом которой является равенство природного и экономического фактора в функции роста благосостояния населения; 2) отсутствие эффективной системы контроля качества окружающей среды, позволяющей правильно планировать превентивные природоохранные мероприятия

Причины возникновения современной ситуации следующие:

1) игнорирование представителями всех ветвей власти концепции устойчивого развития, основным постулатом которой является равенство природного и экономического фактора в функции роста благосостояния населения;

2) отсутствие эффективной системы контроля качества окружающей среды, позволяющей правильно планировать превентивные природоохранные мероприятия

Химическое загрязнение окружающей среды оказывает негативное воздействие на здоровье людей, если величина экологического риска превышает допустимый уровень. Последний принимается равным обратной величине продолжительности жизни биологической системы в естественных условиях, умноженной на коэффициент безопасности (или запаса). Так, при среднем биологическом возрасте человека 100 лет риск его гибели составит 10–2 чел./чел.·год. Как видно из табл. 3, эта величина согласуется с рисками гибели человека от болезней (Европа, Россия) и от несчастных случаев (США, Европа).

В то же время, при примерно одинаковом природном фоновом уровне во всех странах (5,0х10–5–1,0х10–6), в России предельно допустимый уровень экологического риска на 2–4 порядка выше, чем в «цивилизованных странах». Очевидно, такое расхождение отображает тот факт, что величина экологического риска, обусловленная антропогенным воздействием, в Европе в 5–100 раз ниже, чем в России.

Прежде всего это свидетельствует о высокой безопасности европейских технологий, которая достигается за счет дополнительных капиталовложений. Это означает, что параметры технологических систем приводятся в соответствие с требованиями по соблюдению стандартов экологической безопасности.

Вид экологического риска Регионы США Природный фоновый  Пренебрежимый  Предельно допустимый  Антропогенный совокупный  Гибель от болезней  Гибель от несчастных случаев  Гибель от социальных стрессов Европа 1,0х10 –6  1,0х10 –9 –1,0х10 –8  1,0х10 –7 –1,0х10 –6  –  –  1,0х10 –2  3,8х10 –4 Россия 1,0х10 –6  1,0х10 –8  1,0х10 –6  1,0х10 –3 –5,0х10 –5  1,0х10 –2  1,0х10 –2  5,0х10 –2  5,0х10 –5 –1,0х10 –6  1,0х10 –6  1,0х10 –4 –1,0х10 –3  5,0х10 –3  1,1·10 –2  8,0х10 –4 –1,0х10 –3  2,0х10 –4 Таблица 3. Осредненные величины экологического риска для населения различных регионов мира (чел./чел.·год)

Вид экологического риска

Регионы

США

Природный фоновый Пренебрежимый Предельно допустимый Антропогенный совокупный Гибель от болезней Гибель от несчастных случаев Гибель от социальных стрессов

Европа

1,0х10 –6 1,0х10 –9 –1,0х10 –8 1,0х10 –7 –1,0х10 –6 – – 1,0х10 –2 3,8х10 –4

Россия

1,0х10 –6 1,0х10 –8 1,0х10 –6 1,0х10 –3 –5,0х10 –5 1,0х10 –2 1,0х10 –2 5,0х10 –2

5,0х10 –5 –1,0х10 –6 1,0х10 –6 1,0х10 –4 –1,0х10 –3 5,0х10 –3 1,1·10 –2 8,0х10 –4 –1,0х10 –3 2,0х10 –4

Таблица 3. Осредненные величины экологического риска для населения различных регионов мира (чел./чел.·год)

Регион Индивидуальный экологический риск   (чел./чел.·год) воздух Подмосковье Западная Сибирь Северный Каспий Приоритетные загрязняющие вещества вода 3,2х10 –3 1,0х10 –2 1,0х10 –3 в воздухе 1,3х10 –3 –1,3х10 –2 1,0 – в воде Pb SO 2 ,углеводороды SO 2 , озон, углеводороды органические вещества нефть, тяжелые металлы – Таблица 4. Экологический риск для населения, обусловленный химическим загрязнением воздуха и питьевой воды в отдельных регионах России 

Регион

Индивидуальный экологический риск  (чел./чел.·год)

воздух

Подмосковье

Западная Сибирь

Северный Каспий

Приоритетные загрязняющие вещества

вода

3,2х10 –3

1,0х10 –2

1,0х10 –3

в воздухе

1,3х10 –3 –1,3х10 –2

1,0

в воде

Pb

SO 2 ,углеводороды

SO 2 , озон, углеводороды

органические вещества

нефть, тяжелые металлы

Таблица 4. Экологический риск для населения, обусловленный химическим загрязнением воздуха и питьевой воды в отдельных регионах России 

Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение Все мероприятия в 2003–2005 гг. ограничиваются разработкой проектов, концепций, законов или нормативных актов. Следовательно, в ближайшие несколько лет проведение конкретных мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ даже не планируется.
  • Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение

Все мероприятия в 2003–2005 гг. ограничиваются разработкой проектов, концепций, законов или нормативных актов. Следовательно, в ближайшие несколько лет проведение конкретных мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ даже не планируется.

2. Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях К потенциально опасным видам деятельности отнесены только объекты Вооруженных Сил РФ и Министерства атомной энергии РФ, тогда как общеизвестно, что химическое загрязнение окружающей среды обусловливает опасность преждевременной смерти по крайней мере в 10 раз большую, чем радиация. Кроме того, в плане отсутствуют предложения по предотвращению чрезвычайных ситуаций.  Нам представляется, что использование величины экологического риска в качестве интегрального критерия качества окружающей среды позволит делать научно обоснованные прогнозы о необходимости проведения превентивных природоохранных мероприятий.  Первые исследования в этом направлении были выполнены в 2002 г. в рамках Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2. Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях

К потенциально опасным видам деятельности отнесены только объекты Вооруженных Сил РФ и Министерства атомной энергии РФ, тогда как общеизвестно, что химическое загрязнение окружающей среды обусловливает опасность преждевременной смерти по крайней мере в 10 раз большую, чем радиация. Кроме того, в плане отсутствуют предложения по предотвращению чрезвычайных ситуаций. Нам представляется, что использование величины экологического риска в качестве интегрального критерия качества окружающей среды позволит делать научно обоснованные прогнозы о необходимости проведения превентивных природоохранных мероприятий. Первые исследования в этом направлении были выполнены в 2002 г. в рамках Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

3. Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием В Московской и Калужской областях и НПР России уже реализуется проект «Протва». Этот проект направлен как на оздоровление экологической ситуации в бассейне р. Протвы. Проект может быть распространен на другие регионы России при осуществлении бассейнового принципа движения к траектории устойчивого развития в программах субъектов РФ. Его включение в этот пункт плана ускорит получение достоверной информации, которая необходима для совершенствования рациональной программы по развитию водохозяйственного комплекса России. В пункт 3.9. Реализация федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России» в качестве подпрограмм должны быть включены природоохранные мероприятия, которые будут сопровождать крупномасштабные проекты по добыче и транспортировке нефти и газа в России. Сегодня уже известно, что в ближайшее время начнется реализация следующих проектов:

строительство нефтегазопровода Западная Сибирь–Мурманск; – строительство нефтегазопровода Россия–Европа по дну Балтийского моря; – промышленная эксплуатация нефтегазовых месторождений на шельфе Каспийского, Охотского, Баренцева и Карского морей.

4. Нормативное правовое обеспечение и правоприменение Необходимо привести национальную методологию оценки размеров экологического ущерба в соответствие с международной практикой. Существующая система получения государством «условных» платежей за загрязнение окружающей среды не стимулирует предприятия к осуществлению природоохранных мероприятий.  Кроме того, в этом разделе плана отсутствуют предложения по разработке нормативных актов, необходимых для реализации отдельных положений Экологической доктрины России (такие позитивно-правовые акты на региональном и муниципальном уровнях разрабатываются в рамках проекта «Протва») на тех уровнях, где и будет решаться вопрос выполнения или невыполнения поставленных задач.

4. Нормативное правовое обеспечение и правоприменение

Необходимо привести национальную методологию оценки размеров экологического ущерба в соответствие с международной практикой. Существующая система получения государством «условных» платежей за загрязнение окружающей среды не стимулирует предприятия к осуществлению природоохранных мероприятий. Кроме того, в этом разделе плана отсутствуют предложения по разработке нормативных актов, необходимых для реализации отдельных положений Экологической доктрины России (такие позитивно-правовые акты на региональном и муниципальном уровнях разрабатываются в рамках проекта «Протва») на тех уровнях, где и будет решаться вопрос выполнения или невыполнения поставленных задач.

5. Экономические и финансовые механизмы  В пунктах 5.2 и 5.3 речь опять идет о разработке концепции и нормативных документов, тогда как уже много лет существуют системы платежей. Другое дело, что они требуют пересмотра.  В пункте 5.4, на наш взгляд, необходимо добиваться принятия закона об обязательном экологическом страховании всех потенциально опасных объектов, а не только гидротехнических сооружений.

5. Экономические и финансовые механизмы

В пунктах 5.2 и 5.3 речь опять идет о разработке концепции и нормативных документов, тогда как уже много лет существуют системы платежей. Другое дело, что они требуют пересмотра. В пункте 5.4, на наш взгляд, необходимо добиваться принятия закона об обязательном экологическом страховании всех потенциально опасных объектов, а не только гидротехнических сооружений.

Выводы  Государство в России не выполняет обязательств по обеспечению своим гражданам уровня экологической безопасности, соответствующего международным стандартам.  2. При построении новой экологической политики необходимо понизить допустимый уровень экологического риска в России на 3–4 порядка.

Выводы

  • Государство в России не выполняет обязательств по обеспечению своим гражданам уровня экологической безопасности, соответствующего международным стандартам.

2. При построении новой экологической политики необходимо понизить допустимый уровень экологического риска в России на 3–4 порядка.

                       Вопросы   1.       Дайте   определение экологической безопасности. Как она реализуется в России? 2.       Почему система экологической безопасности включает в себя такую составляющую, как образование и воспитание? 3.       Существует ли в России проблема нарушения приспособления живых систем    к условиям существования? Приведите примеры. 4.       В чем причина потери здоровья и роста экологических аварий и катастроф, требующих затяжных затрат национального бюджета?

Вопросы

 

1.       Дайте   определение экологической безопасности. Как она реализуется в России?

2.       Почему система экологической безопасности включает в себя такую составляющую, как образование и

воспитание?

3.       Существует ли в России проблема нарушения приспособления живых систем    к условиям существования? Приведите примеры.

4.       В чем причина потери здоровья и роста экологических аварий и катастроф, требующих затяжных затрат национального бюджета?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!