СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая экскурсия

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для проведения экскурсии на уроках биологии и во внеурочное время. Данная разработка позволяет организовать познавательное путешествие по зеленым тропинкам родного края с обучающимися 5-7 классов, с использованием современных электронных технологий для определения видового состава растений и их экологических особенностей.

Просмотр содержимого документа
«Экологическая экскурсия»







Цель: способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.

Задачи:

Ознакомление с видовым составом флоры окрестностей; с лекарственными, ядовитыми, редкими и исчезающими растениями местности; с правилами поведения в природе.

Формирование навыков проведения наблюдений в природе; работы с электронным приложением-определителем; обобщения и оформления результатов работы.

Воспитание бережного отношения к природе, экологического сознания.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

2. Формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию.

3. Знать основные принципы и правила отношения к живой природе.

4. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, стоить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

5. Формирование личностных представлений о целостности природы.

6. Формирование коммуникативной компетентности в обществе и сотрудничества с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно- полезной деятельности.

7. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные

1. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, овладение понятийным аппаратом биологии.

2. Приобретение опыта использования методов биологической науки

3. Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире.

5. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, осознание необходимости сохранения природы.

6. Научиться объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе

7. Овладение методами: наблюдение, описание.


Оборудование: 1) детям: блокноты и карандаши, лупы, смартфоны с установленным приложением для определения растений ( приложение1) ; 2) учителю: карточки с заданиями или маршрутные листы для команд (приложение 3).

Подготовка к экскурсии:

  1. Предварительно посетить место экскурсии, проверить доступность сотовой связи и работу интернета, составить маршрут и маршрутные листы для групп по 3-6 человек ( важно, чтобы на маршруте были цветущие растения);

  2. Разделить класс на рабочие группы;

  3. Провести инструктаж (правила поведения в природе, спортивная форма одежды)

  4. Проинформировать учеников о теме, времени и месте проведения экскурсии;

  5. Установить на смартфонах приложение Flora Incognita для определения растений (или другое подобное приложение), объяснить принцип работы.


  1. Осенняя экскурсия «Чтобы выжить» (45мин или более), проводится в сентябре.

Основные объекты для наблюдения: цикорий цветущий, чертополох цветущий, пижма с соцветиями, тысячелистник с соцветиями, амброзия полыниелистная; шиповник, терн, боярышник с плодами) и др.растения полезные и вредные.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный.

Проверяет готовность учащихся. Напоминает правила поведения. Определяет временные рамки для работы.

Отвечают на вопросы учителя.

  1. Мотивационный

Организует беседу для определения цели занятия.

Учитель по дороге к месту основной исследуемой местности рассказывает детям легенду о растении, которое они обязательно встретят ( можно дать прочесть учащимся накануне и отгадать о каком растении идет речь). В легенде обязательно должно раскрываться практическое значение растения (приложение 2).

Подводит учащихся к выводу, что растение очень полезное и нужное человеку и может быть использовано в случае экстремальных условий «Чтобы выжить» ( «конец света» или заблудился, попал на необитаемый остров).

Отвечают на вопросы, определяют цель и задачи экскурсии.

Изучить особенности растений нашей местности. Определить их названия и значение для человека.







  1. Исследователь-ский

Выдает группам маршрутные листы с заданиями:

  1. Определить 5 растений и выявить среди них лекарственные «Чтобы выжить»

  2. Определить 5 растений и выявить среди них вредные для здоровья «Чтобы выжить»

  3. Определить 5 растений и выявить среди них пригодные в пищу «Чтобы выжить».

Если всего одна группа задания можно объединить и предложить заполнить таблицу .

В процессе работы учащихся консультирует, помогает придти к правильному решению.

Изучают растения по пути следования, определяют их названия и значение с помощью приложения определителя в смартфонах. Данные заносят в блокноты и заполняют таблицы маршрутного листа. Делают фото для презентаций.

  1. Обобщающий.

Организует беседу по результатам наблюдений и записей.

Приводит к выводу, что растения необходимо изучать и охранять, чтобы и самим выжить.

Делятся своими наблюдениями. Задают вопросы другим группам.

  1. Заключительный ( после-экскурсионный)

Предлагает обучающимся подготовить отчеты в виде презентаций или видео сюжетов и т.п. об экскурсии, найти более подробную информацию об изученных растениях, можно легенды или народные сказания.

Выполняют индивидуальные задания.










  1. Весенняя экскурсия «Чтобы спасти» (45 мин. Или более), проводится в марте-апреле.

Основные объекты для наблюдения: гиацинт сарматский, гиацинтик паласа, мышиный гиацинт, астрагал пушистоцветковый, касатик карликовый, тюльпан Биберштейна, чистяк весенний, крокус сетчатый и др.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организацион-ный.

Проверяет готовность учащихся. Напоминает правила поведения. Определяет временные рамки для работы.

Отвечают на вопросы учителя.

  1. Мотивационный

Организует беседу для определения цели занятия.

Учитель по дороге к месту основной исследуемой местности рассказывает детям легенду о растении, которое они обязательно встретят ( можно дать прочесть учащимся накануне и отгадать о каком растении идет речь)(приложение 4).

Подводит учащихся к выводу, что растение очень редкое и занесено в Красную книгу и необходимы меры по его охране «Чтобы спасти»

Отвечают на вопросы, определяют цель и задачи экскурсии.

Изучить особенности растений нашей местности. Определить их названия и какие из них занесены в Красную книгу .







  1. Исследователь-ский

Выдает группам маршрутные листы с заданиями ( приложение 5):

Определить 5 растений и выявить среди них редкие «Чтобы спасти»

В процессе работы учащихся консультирует, помогает прийти к правильному решению.

Изучают растения по пути следования, определяют их названия и принадлежность к охраняемым. Данные заносят в блокноты и заполняют таблицы маршрутного листа. Делают фото для презентаций.

  1. Обобщающий.

Организует беседу по результатам наблюдений и записей.

Приводит к выводу, что растения необходимо изучать и охранять, чтобы их спасти.

Делятся своими наблюдениями. Задают вопросы другим группам.

  1. Заключительный ( после-экскурсионный)

Предлагает обучающимся подготовить отчеты в виде презентаций или видео сюжетов и т.п. об экскурсии, найти более подробную информацию об изученных растениях, можно легенды или народные сказания.

Выполняют индивидуальные задания.



Если на экскурсию пригласить сказочных персонажей или фантастических героев, которые будут разыгрывать сюжет и вовлекать обучающихся в атмосферу поиска знаний, то это украсит экскурсию и сделает незабываемой. Но, как правило, в учебной программе по биологии на экскурсии отводится всего 2 урока за год, то подойдет предложенный краткий вариант экскурсий.

После экскурсии обязательно необходимо провести занятие по презентации результатов наблюдений и поощрить всех подготовивших отчеты. И тогда экскурсии будут приносить не только новые открытия, но и огромную радость детям.

Рекомендуемая литература для работы детей по результатам экскурсии:

  1. Колесниченко Н. «Екатериновка: флора и фауна» .Ростов-н- Дону, 2019

  2. ТИ Абрамова, АМ Волкова, ОН Дёмина, ЮВ Дзигунова, ВИ Дорофеев, ТА Карасёва, ОГ Кесслер, ВП Коломийчук, АЮ Матецкая, ЮА Ребриев, ЛЛ Рогаль, ВА Русанов, ТЮ Светашева, ВА Середа, ММ Середа, ИС Слугинова, ТА Соколова, ВВ Федяева, ЖН Шишлова, АН Шмараева (2014) Красная книга Ростовской области. Т. 2. Растения и грибы. Ростов-на-Дону: Минприроды Ростовской области изд 2е 1741

  3. (2004) Красная книга Ростовской области. Т. 2. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения грибы, лишайники и растения. Ростов-на-Дону

  4. Л.М. Михайлова. «Легенды и мифы о растениях», 2014 г.







Приложение 1.

Приложение определитель для смартфона Flora Incognita

Что это там цветет? С помощью приложения Flora Incognita App теперь стало возможно распознать растения растительного мира России быстро, просто и очень точно. Процесс определения интуитивно прост: сфотографируйте цветок и лист камерой или смартфоном. Незнакомое растение автоматически определяется в течении секунд, то есть практически сразу. Дополнительно к определению виду растения во всплывающем окне Вам станет доступна дополнительная информация о нем, такая как: характерные признаки, ареал распространения и охранный статус. Вы сможете сохранить, экспортировать или поделиться своими наблюдениями за растениями в различных социальных сетях.
В состав приложения входят:
• автоматическое определение 4800+ видов растений
• художественные изображения видов с подробными указаниями к каждому из них: внешний вид, токсичность, охранный статус, география распространения
• география распространения с указанием на картах
• более 10.000 изображений растений
• индекс видов растений в алфавитной последовательности
• функции поиска и фильтрации для быстрого нахождения и точного определения вида
• создание списков наблюдений
• функции экспорта наблюдений

ВАЖНО! Пожалуйста, обратите внимание:
-Декоративные и комнатные растения на текущий момент - не рассматриваются.
Приложение Flora Incognita АРР разрабатывается совместно учёными Технического Университета Ильменау и Института биогеохимии им. Макса Планка г. Йены. Мы непрерывно работаем, чтобы стать лучше. Мы будем всегда очень рады рассмотреть предложения об улучшении приложения.

Источник информации: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.floraincognita.app.floraincognita&hl=ru

Примечание: в отличие от других приложений на русском языке и о Российских растениях.

Как работать с приложением?




Просто следуйте рекомендациям.









Приложение 2.

Легенды о цикории.

Легенда №1.

Зацветал этот цветок обычно к середине июля, ко дню апостолов Петра и Павла (12 июля). По одной из легенд святому Петру нечем было гнать овец, и он сорвал себе тонкий и прочный прутик, с тех пор это растение зовется Петров кнут (батог). В другой - рассказывается, что святой Петр, проходя полями, махал стеблями этого растения , разгоняя вредных мошек и жучков, чтобы они не портили колосья, а потом бросил их на краю поля и с тех пор они всегда растут там, охраняя урожай от вредителей.

Задание: О каком растении эта легенда? Чем еще известен этот цветок? Найдите его во время экскурсии.

Легенда №2.

Синий цвет цветка нашел поэтическое отражение в народных легендах. Жила в одном селе большая семья - отец с матерью и семеро сыновей. Выросли они, разъехались, только младший сын Петр остался около родителей старость их охранять. Добрым он был заботливым, родителей любил, хвори травами лечил. Особенно хвалил ту, что была с голубыми, как его глаза, цветками. Дожили отец с матерью до глубокой старости. Когда умер и Петр, осталась у людей добрая память о его преданной любви к родителям и целительной траве, которую стали называть его именем.

Задание: О каком растении эта легенда? Чем еще известен этот цветок? Найдите его во время экскурсии.

Легенда №3.

Украинская легенда связывает цветы этого растения с печалью неразделенной любви. В одном селе жила когда-то девушка. Лицом обычная, а сердцем чуткая и добрая. Полюбила она Петра, а он не обращал на нее внимания, еще и насмехался: «Смотри какая, а туда же». Однажды сидела она, тоскуя, у лесного ручья, соленые капли одна за другой падали в воду. Припала, горько плача, к земле и … через минуту ничего не стало слышно, а из травы поднялся стебель с нежными голубыми цветами. В ту пору лесом шел Петро с друзьями. Увидел он те цветы, вскрикнул и схватился за грудь. А они вдруг, как глаза слезами, налились росой и она, капля за каплей, падала в траву.

Всполошились друзья: «Что с тобой?» Застонал Петро: - «Ой, будто кнутом бьют мое сердце». А сам глаз не мог отвести от цветов, что смотрели на него, как голубые глаза влюбленной девочки. Пошел он домой, едва дождался вечера, чтобы на гулянье увидеть ее, заглянуть в очи, что так его звали и просили... Но девушки не было. Не пришла она и завтра и послезавтра. Исчезла. Пошел Петр опять к тому ручью: на зеленом стебле цветков уже не было – отцвели. Но только наклонился парень, как вскрылись новые два бутона и посмотрели ему в душу те же голубые глаза. Боль опоясала ему сердце. Сидел он, немея от боли и жгучей тоски по безвозвратной потере... А два голубых цветка, светились глазами девушки и тихо плакали ...

Изнемог Петр, затосковал и слег. Едва пережил зиму. А весной, хилый и бледный, отправился к лесному ручью. Нежный стебель, будто и не было зимы, поднял к солнцу голубые цветы. Посмотрел Петр в те цветочные глаза, вскрикнул и упал бездыханный. Там и нашли его друзья. Над ним склонялся стебелек с двумя цветками, и капали с них одна за другой слезы. А когда похоронили Петра, то скоро на его могиле выросло много таких цветов. Назвали люди их Петровым кнутом. Они могут неразделенную любовь сделать взаимной.

Задание: О каком растении эта легенда? Чем еще известен этот цветок? Найдите его во время экскурсии.

Легенда №4.

Каких только поверий не существовало вокруг этого красивого растения. В старину на Руси его даже давали в приданое невесте, т.к. верили, что он защищает от порчи и сглаза, продлевает молодость. Для привлечения любви рекомендовалось носить при себе корень этого растения. Почти во всех странах существовало поверье, что он может сделать человека невидимым, защищая от стрел противника. А если в день Иоанна Крестителя выкопать корень и привязать его к посоху, то он убережет "от пули и от меча, от острого ножа" в самом трудном пути. Путешественники, искатели золота и приключений клали в карман цветки этого растения, чтобы им сопутствовала удача.

Задание: О каком растении эта легенда? Чем еще известен этот цветок? Найдите его во время экскурсии.



Легенда №5.

В славянских преданиях он называется «разрыв-травой», которая способна открывать любые замки, запертые двери или сундуки. А если натереть тело его соком, то можно добиться расположения сильных мира сего. Считали, что он принесет удачу, даже если просто подержаться за него во время цветения. А если носить всегда с собой его цветок, то никогда не заболеешь чёрной немочью, так в народе называли депрессию. А еще верили, что соком этого растения ведьмы поят девушек, чтобы те кричали как сороки.

Задание: О каком растении эта легенда? Чем еще известен этот цветок? Найдите его во время экскурсии.

Легенда №6 ( для рассказа учителем)

В настоящее время цикорий известен большинству как заменитель кофе. По легенде впервые напиток из цикория попробовал султан Сулейман Великолепный (XVI в.). Однажды он обнаружил, что дворцовая стража воровала кофе из его запасов, смешивала с цикорием, и получался какой-то неведомый напиток. Попробовав его, султан пришел в восхищение и разрешил употребление цикория.

В Европе культивировать цикорий стали в начале XVIII века, а в России его стали возделывать в 1880 году в Ростовском уезде Ярославской губернии. Известно даже имя человека, первым в России, использовавшим цикорий в качестве заменителя кофе - крестьянин Золотухин из села Поречье того же Ростовского уезда.

То, что цикорный кофе возвращает человеку силы, случайно обнаружили охотники. Ходили они по тайге в поисках дичи и так увлеклись, что не заметили, как у них кончились продукты и порох, а сил возвращаться обратно в лагерь уже не было. Устроили они привал и попытались уснуть, чтобы о голоде не думать. А проводник стал собирать травы, пытаясь что-нибудь съедобное из них приготовить, пока, наконец, не попробовал отвар из корня цикория. Выпил и вроде бы сильнее стал. Разбудил он охотников, предложил им испробовать напитка. Подкрепившись, охотники благополучно вернулись в свой лагерь, и принесли с собой корни цикория, которые люди употребляют и по сей день.



Источник информации: С.Красиков. Предания о цветах. Минск.1989.

Приложение 3.

Маршрутный лист экскурсии Дата:__________

  1. Легенда.

О каком растении была легенда? __________________________

Каковы основные особенности растения? _____________________

Есть ли ещё растения с такими особенностями? ________________

Для чего могут пригодиться знания о них? Чтобы ______________

Определите цель вашего исследования: ______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Исследование.

Встреченное и определенное растение (название)

Короткое описание растения ( как вы его запомните?)

Какими особенностями обладает? ( + и -)

































  1. Выводы.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Самооценка.________________________________________________

Приложение 4.

Легенды о диких тюльпанах.

Легенда №1.

На Руси дикие Эти цветы были известны ещё в XII веке, называли их «лазориками». И хотя лазоревый — это ярко-голубой, «небесный» цвет, в старину лазоревыми нередко называли растения с розовыми, алыми и красными цветами, такие, например, как горицвет, пион, смолка, по созвучию со словами «зОря», «заря». А у донской легенды было свое объяснение этому названию.

Жил в станице сапожник Григорий. Богатым не был, но и милостыни не просил. Все ладно было в доме, подрастали дети. Старший Лазарь влюбился в Зорьку, дочку самого станичного атамана, и она ему взаимностью отвечала. Но был атаман человеком властным, суровым. И хоть знал он об их любви, но и в мыслях не держал дочь за сына сапожника выдать. У него на примете был сын есаула войскового, на осень планировал и свадьбу сыграть. Рассказала девушка об этом своему милому. Упал Лазарь в ноги отцу, стал просить послать сватов к Зарянке, вдруг смягчится атаман. Но отец наотрез отказался «Не гоже не по себе дерево рубить! Не стану перед казаками срамиться неровню сыну сватать». Тогда решили они бежать в дальнюю станицу и там обвенчаться. И хотя беспокойство одолевало их из-за того, что против родительской воли пошли, но счастье и молодость брали своё. От переполняющей их любви всё казалось им прекрасным вокруг: и цветы, и поющие птицы, и голубое весеннее небо. Девушка бежала впереди любимого, напевая старинную свадебную песню. И вдруг Лазарь заметил, что под ногами его зазнобы вырастают необыкновенной красоты цветы, которых раньше здесь не было никогда. Он застыл в недоумении, а потом сорвал несколько огромных красных с жёлтой серединой цветов, подал их любимой, которая тут же сплела из них венок. Этот венок и стал её главным свадебным украшением. Молодые обвенчались в маленькой церкви в дальней станице. Через год родился у них сынок, ещё через год – дочка. Тут и деды не выдержали, захотели внуков посмотреть. А, увидев, как счастливы их дети, забрали их обратно в станицу, простив непослушание. А там, где шли когда-то влюблённые, с тех пор цветут удивительной красоты цветы, которые местные жители называют в честь Лазаря и Зорянки – лазориками.



С давних времен бытует в станицах поверье, что души погибших в боях казаков по весне вселяются в алые головки степных лазориков, и горят каплями алой крови. И потому исстари цветок лазорик никогда не рвали, ведь это их души глядят на нас, напоминая о себе.

Задание: О каком растении эта легенда? Как люди должны относиться к таким растениям? Найдите его или его родственников во время экскурсии.

Легенда №2.

Этот цветок является символом калмыцкой степи, которая является основной зоной произрастания их нашей страны. В калмыцкой легенде говорится, что души умерших предков, раз в год в виде этих цветов возвращаются, чтобы вдохнуть чистый воздух родной степи. Сорвав цветок, мы лишаем одного из них возможности оказаться на родной земле.

Задание: О каком растении эта легенда? Как люди должны относиться к таким растениям? Найдите его или его родственников во время экскурсии.

Легенда №3.

По старинному узбекскому поверью, ежегодно весной высоко в горах на отвесных скалах расцветает голубой цветок. Тот, кто найдет этот прекрасный цветок, будет счастлив всю жизнь, во всех делах ему будет сопутствовать удача.

Можно отыскать в степи и черный цветок, который цветет один раз в девять лет. Тот, кто увидит черный цветок, ни в коем случае не должен касаться его. Нужно просто постоять рядом и загадать желание. Встретить волшебный цветок можно лишь однажды в жизни, и эта встреча принесет счастье, но при одном условии – ни в коем случае нельзя раскрывать другим место, где растет черный цветок. А в европейских странах черный цветок был символом королевских особ, знаком благородства.

На языке цветов красный цветок означает признание в страстной любви, розовый – знак счастья, радости, белый символизируют нежность, чистоту, искреннюю любовь. Желтые цветы, вопреки распространенному мнению, вовсе не знак разлуки и измены. По легенде в бутоне желтого цветка заложено счастье, он является символом счастливой улыбки любимого человека, радости; сиреневые цветы дарят в знак привязанности, душевного тепла.

Примечание: цветок – скрытое название растения.

Задание: О каком растении эта легенда? Как люди должны относиться к таким растениям? Найдите его или его родственников во время экскурсии.



Источник информации: https://myphs.jimdofree.com/













































Приложение 5.

Маршрутный лист экскурсии Дата:__________

I. Легенда.

О каком растении была легенда? __________________________

Каковы основные особенности растения? _____________________

Есть ли ещё растения с такими особенностями? ________________

Для чего могут пригодиться знания о них? Чтобы ______________

Определите цель вашего исследования: ______________________________________________________________________________________________________________________

II. Исследование.

Встреченное и определенное растение (название) Короткое описание растения ( как вы его запомните?) Какими особенностями обладает? ( + и -)

Встреченное и определенное растение (название)

Короткое описание растения ( как вы его запомните?)

Какими особенностями обладает?































III.Выводы.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV. Самооценка.________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя