СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая игра "брейн-ринг"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы расширить и углубить знания по  основам экологии я разработала игру, которую можно проводить на внеклассных мероприятиях, праздниках, посвященных экологии.

Просмотр содержимого документа
«Экологическая игра "брейн-ринг"»


Игра «Экологический Брейн - ринг»


Цель: расширить и углубить знания участников игры по основам экологии. Способствовать развитию у учащихся познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи: сформировать у учащихся представление об экологии, ее роли в жизни человека, развить познавательный интерес к природе, чувство ответственности за свои поступки, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: ведомость для жюри

Материалы: задания для игры, листы бумаги, ручки, карандаши, секундомер, свисток.

Место проведения: 317кабинет

Правила игры:

В игре участвуют 2 команды. Игроки предварительно дают название своей команде. От каждой команды выдвигается 1 капитан, который тянет жребий и определяет, кто первый вступает в игру. В нашем брейн-ринге будет 8 геймов. В семи геймах команды поочередно отвечают на вопросы. 8-й Блиц –гейм.

1-й гейм Разминка. Команды отвечают на вопросы, на обсуждение вопроса дается 30секунд. Отвечает любой игрок. Верный ответ приносит команде 1 балл. При неправильном ответе вопрос переходит к другой команде.

2й гейм « Чьи это строки» Отвечает один игрок. 1 балл за каждый верный ответ.

3-й гейм «Подсказки природы». Время на обсуждение и ответ 2 минуты.

1 балл за каждый ответ

4-й гейм «Мы экологи». Черный ящик. 3 балла за ответ без подсказки. Время на ответ- 1 минуты.

5й гейм «Экологическая катастрофа». Командам раздают конверт с вопросом. Время на обсуждение ответа- 2 минуты. 3 балла

6-й гейм «Экокатастрофа по фото». На обсуждение 2 мин. 3 балла

7-й гейм « Задача из Эконавигатора». На обсуждение 3 мин. 3 балла

Блиц-гейм. Это блиц- турнир, где отвечает капитан. За одну минуту   дает как можно больше ответов . 1 балл за каждый правильный ответ

Если команда готова отвечать, капитан поднимает руку, не дожидаясь окончания времени, и представляет того, кто будет отвечать на вопрос. В случае неверного ответа команды на вопрос, у соперников есть возможность ответить на вопрос.

Пользование телефонами запрещено.

Ход игры

Ведущий1: 22 апреля все жители нашей планеты отмечают Международный праздник день Земли. Он является праздником чистой Земли, Воды и Воздуха. В этот день вспоминают об экологических катастрофах, люди должны задумываться о том, что могут сделать для решения экологических проблем. Наша сегодняшняя игра посвящена этому празднику.

Ведущий 2: За звание лучших умов школы сегодня будут бороться 2  команды учащиеся 8б класса и учителя нашей школы.  В нашем турнире будут участвовать две команды. Судить правильность ответов и выполнение заданий будет жюри. Поприветствуем их аплодисментами! 

Я приглашаю участников занять свои игровые места.
На сцену приглашается команда ___________
На сцену приглашается команда ___________

Ведущий 1:

-А теперь познакомимся с жюри нашей игры. ( Представление членов жюри)

Зачитываем правила игры

Ведущий 2:

-Внимание: между командами разыгрываются призы!

( Демонстрация призов 1-й и 2-й команды)

Итак, мы начинаем! И пусть в нашей игре себя проявит каждый. Успехов всем!

ПЕРВЫЙ ГЕЙМ «Разминка»

30 сек. На 1 обдумывание вопроса команде. 1 балл за верный ответ

Вопросы для 1 команды:

  1. Что называют чёрным списком? (Чёрный список - международный список вымерших видов животных и растений, от которых остались лишь чучела, скелеты, тушки, рисунки и гербарии.)

  2. Какой священный цветок, занесен в красную книгу? (лотос)

  3. Сколько процентов пресной воды на Земле? (3 %.)

  4. По какой причине происходит обмеление рек? (распашка полей, вырубка лесов, скопление мусора)

  5. Страна, которая является лидером по количеству добровольцев волонтерства ? (Норвегия)

Вопросы для 2 команды:

  1. Что является самым важным веществом на Земле? (Вода - жидкость без вкуса, цвета и запаха. Вода входит в состав всех живых веществ, есть в почве и воздухе)

  2.  Из чего состоит мел? (Из остатков животных, живших в меловой период.)

  3. Назовите экологическую проблему, связанную с увеличением количества углекислого газа в атмосфере. (Парниковый эффект.)

  4. Для того, чтобы переработать пластмассу, ее необходимо? (сжечь при специальных условиях)

  5. Самый большой организм на планете Земля? (синий кит)


ВТОРОЙ ГЕЙМ « Чьи это строки?» 1 балл за верный ответ

Каждой команде я прочитаю четверостишие одного из известнейших русских поэтов. Ваша задача – назвать его имя.

1. Весна, весна на улице,

Весенние деньки!

Галдят грачи на дереве,

Гремят грузовики ( Агния Барто)


2.Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы 
хрустальный,
И лучезарны вечера. (Ф. Тютчев)


3. Прошли дожди, апрель теплеет.
Всю ночь – туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору ( Иван Бунин)


4. В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной. ( А.С. Пушкин)



ТРЕТИЙ ГЕЙМ « Подсказки природы» обсуждение-2 минуты, 1 балл за верный ответ

- Как важно человеку уметь правильно вести себя в природной среде. Так же важно ориентироваться в незнакомом лесу. Но природа всегда рада помочь, только научись читать ее подсказки. Вот представьте, что вы оказались в лесу одни. Куда идти? Как ориентироваться по деревьям, солнцу и растениям?

Команде раздают по 2 задачи.

Задание для 1 команды:
1.Вы в лесу немного заблудились и перед вами муравейник. Поможет ли он вам?(Башня муравейника всегда находится в направлении к югу от дерева или пня)
2. Вам стал попадаться подорожник...(Значит где – то рядом тропа)

Задание для 2 команды:
1. Перед вами только сосна и ель. Как сориентироваться? (Смолы на стволе больше на той стороне, что обращена к югу)Вам стал попадаться подорожник... (Значит где – то рядом тропа)
2.Вы собирали ягоды и заблудились. Подскажет ли вам ягодка, где север, а где юг? (Самая спелая ягода расположена на южной стороне)





ЧЕТВЕРТЫЙ ГЕЙМ « Мы экологи»

Внимание! Черный ящик! Каждый вопрос Оценивается в 3 балла за ответ без подсказки. ( -1 балл за каждую взятую подсказку). 1 мин. На раздумывание

1)В черном ящике находится то, что братья Куртис в 1850 году добавили к сосновой смоле 4 компонента и стали её продавать. А в Тайланде это считается мусором. Что это?( жевательная резинка)

2) В черном ящике находится то, что эскимосы считают, что он бывает жидким, легким, тяжелым, хрупким, блестящим, и еще насчитывают более двухсот видов его. О чем идет речь?  ( Снег)

3.Это легче воды

Это может плавать на воде и не утонуть

В речке его много, когда в ней моют машины

Это мешает дышать рыбам

Это надо удалять с поверхности воды ( машинное масло)


4.Всегда черного цвета

Это очень вредно

Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики

У человека вызывает болезни

Этого много при горении ( сажа)

ПЯТЫЙ ГЕЙМ « Экологическая катастрофа»( раздаем, 2мин на обсуждение) . 3 балла

- Экологической катастрофой называют необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов. Длительная засуха, наводнения, землетрясения и подобные природные явления вызывают эко-катастрофы. К сожалению больше всего катастроф происходит по вине человека.

Задание командам. Определите причину эко-катастрофы:


  1. команда.

1.В 21 веке изменился ландшафт вокруг многих крупных городов - вырастают новые горы. Какие это горы? Чем они опасны? Как решить проблему? ( горы мусора. Особую опасность для окружающей среды представляет пластик. Масштабы его потребления просто катастрофические. Тысячи тонн пластика оказываются на свалках, откуда попадают в воду, уничтожая морских животных и птиц, разрушая целые экосистемы. Свалки занимают большие площади. После них земля в этом месте становится непригодной для жизни. Решение проблемы сортировка мусора Вторичная переработка.



2 команда.

  1. После таких катастроф на пострадавшей территории любому живому организму находиться смертельно опасно. Какая это опасность? Чем это грозит?(заражение радиацией. Воздействие радиации на организм человека называют облучением. Во время этого процесса энергия радиация передается клеткам, разрушая их. Облучение может вызывать всевозможные заболевания: инфекционные осложнения, нарушения обмена веществ, злокачественные опухоли и лейкоз, бесплодие, катаракту и многое другое)


ШЕСТОЙ ГЕЙМ «Экокатастрофа по фото». 2 мин. 3 балла



СЕДЬМОЙ ГЕЙМ «Задача из Эконавигатора» 3 мин. 3 балла

Задача для 1 команды: Всем известно, что запасы пресной воды ограничены. Если из крана бежит струя толщиной с карандаш, то за 1 минуту в канализационные коммуникации уходит 3 литра воды. 1)Сколько литров воды бесполезно вытекает из 3-х кранов, оставленных учениками на перемене? ( перемена 15 минут) 2) Сколько литров воды бесполезно утечет из крана, если оставить кран открытым на всю ночь ( ночь 10 часов)?

Ответ 1) 3*15*3= 135 литров вытекает во время перемены

2) 3*600=1800литров за ночь

Задача для 2 команды: Для того, чтобы выжить, серой жабе надо съесть в день 5 грамм слизней, вредителей сельхозхозяйственных культур. На площади 1 га обитает 10 жаб. Рассчитайте массу вредителей, которых уничтожает жаба на поле площадью 10 га за 150 дней( теплый период)

Ответ: На площади 1 га обитает 10 жаб, на площади 10 га обитает 100 жаб. Одна жаба съедает в день 5г. вредителей. За 150 дней буде съедено : 500*150= 75000 г.вредителей. 75кг вредителей будет съедено с площади 10 га.


БЛИЦ-ГЕЙМ

Сейчас, ребята, будет самый трудный блиц – гейм. Именно он делает результаты нашей игры непредсказуемыми! В борьбу вступят капитаны, каждому я стану задавать вопросы в течении 1 минуты.
Ваша задача – дать ответы на как можно большее их количество.

Вопросы для 1 команды:

  1. Самая тонкая нить в природе? (Паутина)

  2. Из древесины какого дерева делают спички? (Из осины)

  3. Какое растение используют для лечения мелких ран? ( подорожник)

  4. Сколько живет гриб? ( 5-10дней)

  5. Растут ли деревья зимой? (нет)

  6. Расскажите, какой вред растениям наносят кислотные дожди?( загрязняют почву, уменьшают ее плодородие, повреждают растения)

7.Какова температура большинства птиц ( около 41°С)



8В какой день отмечается праздник день окружающей среды?(5 июня)

9Что такое пестициды? (это ядохимикаты, которые используются для защиты растений от вредителей)

10Где находится самый большой заповедник? (заповедник Антарктида)

11Основным свойством почвы является…(плодородие)

12Чем опасны изделия из пластмассы? (они не разлагаются в природе)

13Что является наиболее благоприятным фактором в городе? (зеленые насаждения)

Вопросы для 2 команды:

  1. Сколько воды необходимо взрослому человеку в сутки? (1.5- 2 литра)

  2. Что является наиболее благоприятным фактором в городе? (зеленые насаждения).

  3. Назовите основной источник йода для человека? (пища)

  4. С каким знаком зимой температура воздуха? (минус)

5.Умеют ли слоны плавать? (Да)

6Какие леса преобладают на Дальнем Востоке? (лиственные)

7Назовите основной метод обеззараживания воды? ( хлорирование)

8Наука, изучающая взаимодействие живых организмов, между собой и средой обитания ( экология).

9 Уникальное озеро нашей страны? (о. Байкал. Озеро пресное. В нем чистая и прозрачная вода)

10.В чем опасность «шумового загрязнения»? (вызывает поражение нервной системы, снижается слух, снижается продолжительность жизни)

11.Какие птицы на Земле наиболее многочисленны? (куры)

12.Чем питаются колибри? ( цветочный нектар)

13.Какие растения можно использовать при простуде ? ( Липовый цвет , душицу , шиповник , мать - и - мачеху , малину )


Объявляется подведение итогов членами жюри. А пока жюри подводит итоги, для вас - музыкальная пауза.

Награждение: Вручение грамот. Поздравления команд.

Ведущий2:

Благодарю всех за участие. Каждый из нас должен ещё раз понять, осмыслить что для современного человека очень важно научится жить в гармонии с природой, как жили наши предки.

 Будем же беречь нашу Землю! Другой планеты у нас не будет! Всего вам доброго! Успехов!





Итоговый протокол жюри

Игра «Экологический Брейн-ринг»




Мах количество баллов

Название команды

Для заметок












1 гейм



1 балл за каждый верный ответ






2-й гейм



1 балл






3-й гейм




3 балла





4-й гейм




3 балла





5-й гейм



3 балла






6-й гейм



3 балла





7-й гейм

3 балла





Промежуточные итоги игры







Блиц- гейм


1 балл за каждый верный ответ




Итоги игры















Третий гейм

Задание для 1 команды:
1.Вы в лесу немного заблудились и перед вами муравейник. Поможет ли он вам?
2. Вам стал попадаться подорожник, значит…



Задание для 2 команды:
1. Перед вами только сосна и ель. Как сориентироваться?


2.Вы собирали ягоды и заблудились. Подскажет ли вам ягодка, где север, а где юг?



Пятый гейм




1команда.

1.В 21 веке изменился ландшафт вокруг многих крупных городов- вырастают новые горы. Какие это горы? Чем они опасны? Как решить проблему?




2 команда.

После таких катастроф на пострадавшей территории любому живому организму находиться смертельно опасно. Какая это опасность? Чем это грозит?



















1 команда









2команда











Ответы на 6й гейм:

Озеро Аральское

Основной причиной гибели водоема стала хозяйственная деятельность человека. Еще в 1930-х годах началось массовое строительство оросительных каналов для нужд стран Средней Азии. Водозабор решили осуществлять с рек Сырдарья и Амударья. В то время еще не было технологий эффективной доставки воды. Зачастую каналы не бетонировались и были открытыми. В результате чего большая доля воды испаряется и впитывается в землю. Со временем потребность в воде возрастала, но и процент потерь воды так же возрос. Никто не задумывался об улучшении оросительной системы. Начиная с 1961 года уровень моря начал понижался с возрастающей скоростью от 20 до 80—90 см/год. В 1989 году море распалось на два изолированных водоёма — Северное (Малое) море и Южное (Большое)море. Последствия оказались чудовищными. Практически вся флора и фауна погибла вместе с морем. Порты прекратили свое существование.

Чернобыльская АЭС

В ночь на 26 апреля 1986 года на 4-м энергоблоке ЧАЭС проводились испытания турбогенератора.

Планировалось остановить реактор (при этом планово была отключена система аварийного охлаждения) и замерить генераторные показатели. 

Безопасно заглушить реактор не удалось. В 1 час 23 минуты на энергоблоке произошел взрыв и пожар. Радиоактивному загрязнению подверглось более 200 тыс. кв. км, из них 70% – на территории Украины, Белоруссии и России.

СЕДЬМОЙ ГЕЙМ «Задача из Эконавигатора»

Задача для 1 команды: Всем известно, что запасы пресной воды ограничены. Если из крана бежит струя толщиной с карандаш, то за 1 минуту в канализационные коммуникации уходит 3 литра воды. 1)Сколько литров воды бесполезно вытекает из 3-х кранов, оставленных учениками на перемене? ( перемена 15 минут) 2) Сколько литров воды бесполезно утечет из крана, если оставить кран открытым на всю ночь ( ночь 10 часов)?



Задача для 2 команды: Для того, чтобы выжить, серой жабе надо съесть в день 5 грамм слизней, вредителей сельхозхозяйственных культур. На площади 1 га обитает 10 жаб. Рассчитайте массу вредителей, которых уничтожает жаба на поле площадью 10 га за 150 дней( теплый период)?