Игра: « Три состояния воды»
Цели:
- расширить знания о трёх состояниях воды;
- сформировать представления об охране воды;
- сформировать представление о единстве человека и природе;
- дать знания об отрицательном влиянии человека на природу.
Вопросы:
- Какова связь между названиями наших команд и темой игры?
- Где вы встречаете воду?
- В каких состояниях бывает вода?
Каким образом вода из одного состояния переходит в другое?
- Расскажите как происходит круговорот воды в природе.
- Чтобы добыть 1 тонну угля, нужно использовать 3 тонны воды. Сколько потребуется воды для добычи 30 тонн угля?
- Опыт. Вода из одной ёмкости переливается в другие — различной формы. В каком состоянии находится вода?. Опишите её свойства.
- Говорят, что снег согревает землю. Так ли это?
- Что произойдёт с водяным паром, если его охладить?
- Исправьте ошибки:
а) лёд — это вода в газообразном состоянии
б) снег и лёд — это вода в твёрдом состоянии
в) пар — это вода в жидком состоянии.
- Объясните, почему сахар растворяется в воде?
- Почему сырое бельё в тёплую погоду сохнет быстрее, чем в холодную?
- Для выращивания 1 кг риса нужно4 тонны воды. Сколько воды потребуется, чтобы вырастить 1 центнер риса?
- Что происходит со снегом и льдом при 0 градусов?
- Что общего у облаков и туманов?
- Какое свойство воды объясняет следующий опыт: переливание воды из одной посуды в другую.
- Почему река мелеет после вырубки деревьев по берегам?
- Почему море не переполняется и не заливает сушу?
- Объясните следующий опыт: сахар растворяется в воде.
- От чего нужно охранять водоемы.
- Какое свойство воды используется людьми для получения из морской воды соли?
- Объясните следующий опыт: зажатый в ладони снег.
Слово учителя:
Вода необходима для жизни не только людям, но животным и растениям. Расходуя воду, загрязняя ее, под удар ставится вся жизнь на планете. Запасы воды на планете неодинаковы. В одних частях света есть достаточное количество водоемов, а в других ощущается большой дефицит воды. Более того ежегодно умирает 3 миллиона людей от заболеваний, вызванных употреблением воды плохого качества. Пока не поздно, водоемы нужно взять под охрану. Важно контролировать процесс сброса вод и взаимодействия промышленных предприятий с водоемами. Необходимо каждому человеку экономить водные ресурсы, поскольку чрезмерный расход воды способствует использованию ее большего количества, а, значит, загрязнятся водоемы будут интенсивнее. Охрана рек и озер, контроль использования ресурсов – это необходимая мера для того, чтобы сохранить на планете запасы чистой питьевой воды, необходимой для жизни всем без исключения. Кроме того, требует более рациональное распределение водных ресурсов между различными населенными пунктами и целыми государствами.
Загадки:
1. Эта вода как камень тверда.
Солнце припечёт- она потечёт. (Ответ: Лед)
2. Что за звёздочки сквозные На пальто и на платке, Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь — вода в руке? (Ответ: Снежинка)
3. По морю идёт, идёт, А до берега дойдёт — Тут и пропадёт. (Ответ: Волна)
4. Бегу я, как по лесенке, По камушкам звеня. Издалека по песенке Узнаете меня. (Ответ: Река)
5. На дворе переполох: С неба сыплется горох. (Ответ: Град)
6. Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, А пошли искать их днём, Ищем, ищем — не найдём. (Ответ: Роса)
7. Кругом вода, а с питьем беда. (Ответ: Море)
8. Спрятано подо мхом, Ни пройти пешком, Ни проехать верхом. (Болото). 9. Глядятся в него молодые осинки, Цветные свои примеряя косынки. Глядятся в него молодые березки, Свои перед ним надевая сережки. И месяц, и звезды – все в нем отражается. Как зеркало это, скажи, называется? (Пруд).
10. И без рук, и без ног Из земли пробиться смог. Всех нас летом, в жаркий зной Поит ледяной водой. (Родник).
Итоги мероприятия……….