СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая неделя "Урок чистоты: мусор правит миром?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка расчитана на пропаганду охраны природы от мусора.

Просмотр содержимого документа
«Экологическая неделя "Урок чистоты: мусор правит миром?"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноясыльская средняя общеобразовательная школа»

Пермский край Ордниский район с. Красный Ясыл








ТЕМА


Неделя Экологии

«Урок чистоты: мусор правит Миром?!»





Урок разработала

учитель биологии и географии

МБОУ «Красноясыльская СОШ»

Умпелева Марина Валерьевна

Адрес проживания:617512

Пермский край

Ординский район

с. Вторые Ключики

пер. Школьный, 5 – 2

Телефон: 8 922 334 33 81

Эл. почта: umarina82@yandex.ru













1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЯ


ТЕМА Недели Экологии «Мусор правит Миром?!»


2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМЫ МЕРОПРИЯТИЯ


Неделя экологии


3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕВОЙ ГРУППЫ


Мероприятие рассчитано на учащихся 7 – 11 классов


4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ МЕРОПРИЯТИЯ


Понедельник – пятница


5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДОВ И ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Методы: 1. Аудиальные (рассказ, беседа, объяснение и т.д.)

2. Визуальные (работа со всеми видами печатной и письменной информации и т.д.)

3. Польмодальные (демонстрация материалов посредством компьютерной техники)

Формы: 1. Конкурс листовок и плакатов

2. Проектная деятельность

3. Презентация

4. Пресс – конференция

5. Викторина

6. Игра – путешествие

7. Трудовой десант


6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ МЕРОПРИЯТИЯ


ЦЕЛЬ: Пробудить у учащихся интерес к проблеме утилизации бытовых отходов населения

ЗАДАЧИ:

  1. Интегрировать разрозненные представления и понятия о принципах системы раздельного сбора и утилизации бытовых отходов;

  2. Обобщить, расширить и углубить знания по теме;

  3. Показать важность проблемы;

  4. Развивать умение находить конструктивное решение по заданной проблеме;

  5. Научить оказывать посильную помощь в благоустройстве родного села.


7. ОПИСАНИЕ УСЛОВИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ


Понедельник: 1. Общее объявление на стенд о Неделе Экологии

2. Положения о конкурсах агитационных листов, плакатов, проектов

3. Листы формата А-4, А-1


Вторник: 1. Стенд и столы для размещения конкурсных материалов


Среда: 1. Оформленный зал для работы пресс – конференции

2. Компьютерное оборудование

3. Проекционное оборудование


Четверг: 1. Перчатки для работы

2. Мешки для мусора

3. Техника для вывоза мусора на централизованную свалку

Пятница: 1. Оформленные кабинеты для прохождения станций

2. Оформительские принадлежности и бумага

3. Бытовой мусор (газеты, целлофановые пакеты, пластиковые бутылки и т.д.)

4. Средства для награждения изыскать в администрации сельского поселения


8. ОФОРМЛЕНИЕ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЯ С ОБОЗНАЧЕНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕНИ.


Понедельник: 1. Линейка по открытию Недели Экологии - 25 минут

- вступительное слово о важности проводимого мероприятия

- определение целей и задач проводимого мероприятия

- знакомство с планом работы Недели Экологи

- представление жюри конкурсов

- вывешиваются вопросы викторины для любознательных

Вторник: 1. Конкурс агитационных листов на тему раздельного сбора и утилизации

бытовых отходов

2. Конкурсов плакатов «Чистая планета»

3. Конкурс поделок из бытового мусора;

3. Защита проектов на тему «Село, в котором хотел бы я жить» - 40 минут

Среда: 1. Пресс – конференция «Планета в опасности» - 60 минут

Четверг: 1. Акция «Чистая улица»

2. Акция «Чистый дом»

Пятница: 1. Игра – путешествие – 60 минут

2. Подведение итогов по Неделе Экологии

3. Рефлексия проведённого мероприятия Неделя Экологии


1. Подготовительный этап

В школе за неделю до проведения мероприятий Недели Экологии появляется красочно оформленный плакат:


«С _____ по _______ в школе проводится НЕДЕЛЯ ЭКОЛОГИИ «Мусор правит Миром?!»:

- ты будешь участвовать в викторине для любознательных;

- ты увидишь лучшие агитационные листы и плакаты учащихся на тему «Чистая планета»;

- ты услышишь о видах бытового мусора и промышленных отходов, наносящих ущерб окружающей среде, о вторичном использовании и переработке отходов;

- ты станешь свидетелем удивительных фактов, если посетишь пресс – конференцию «Планета в опасности»;

- ты сможешь проявить себя, участвуя в разработке и защите проектов на тему «Село, в котором хотел бы я жить»


Не стесняйся! Приходи! И друзей с собой веди!

Оргкомитет

Обязательно указывается день, место, время проведения каждого мероприятия. Разрабатываются и вывешиваются положения о конкурсах, проектной работе и защите своего проекта.


2. Проведение мероприятий


1-й день 1. Открытие Недели Экологии


Три клада у природы есть - вода, земля и воздух – три её основы.

Какая бы не грянула беда – целы они – всё возродится снова,

Но если… Впрочем, в наш жестокий век понятно всем,

Что это «если» значит! О, Человек! Природа – мать ни рек

И ни морей от глаз твоих не прячет. Ни росных трав, ни голубых небес.

Цени её – доверие природы, не обмани его. И в тёмный лес

Входи как в храм под мраморные своды.


Одной из острейших экологических проблем в России является утилизация городского мусора. Города растут, количество отходов увеличивается, с каждым годом ухудшается экологическая обстановка, а отношение к мусорной проблематике практически не меняется. Исторически сложилось, что в нашей стране раньше не уделялось должное внимание проблеме бытовых отходов, разработкой технологий утилизации мусора никогда не занимались и сейчас практически не занимаются. Поэтому сегодня мы не владеем ни одной своей технологией утилизации мусора. А мусора скопилось предостаточно.

Нынешняя ситуация обращения с землёй, стихийное загрязнение больших территорий разнообразными промышленными и бытовыми, твёрдыми и жидкими отходами достигло в нашей стране угрожающих масштабов. В связи с этим необходимо в ближайшем будущем создать специальную технологию массовой очистки городских, сельских территорий, а также земельных угодий, полей, лесозащитных полос и посадок, обочин дорог от несанкционированных свалок различного мусора. Это позволит противостоять тенденциям опасного накопления мусора, его стихийного сжигания, самовозгорания, попадания огромных количеств образующихся токсических веществ в атмосферу, реки и водоёмы.

Особенно трудной проблемой являются твёрдые бытовые отходы (ТБО), которые представляют собой крайне нестабильную неконтролируемую смесь бумаги, картона, пищевых остатков, пластмассы, резины, стекла, строительного мусора, металлов, батареек и другого. Предварительная сортировка ТБО городским населением и коммунальными службами в России практически не проводится. Механическая сортировка ТБО технически сложна и пока не находит широкого применения. Прямая переработка или сжигание огромных количеств отходов технически весьма проблематична, экологически опасна и экономически неэффективна. Поэтому потребуется неотложное решение проблемы ТБО при обеспечении наиболее экономически и экологически эффективного их использования и переработки с получением полезной продукции.

Сегодня мы открываем Неделю Экологии под названием «Мусор правит Миром?!». В доступной форме мы постараемся вам рассказать о видах ТБО, современных способах их утилизации и с удовольствием выслушаем ваши предложения в проектах на тему «Село, в котором хотел бы я жить». Целью недели будет то, что мы постараемся пробудить интерес к проблеме утилизации бытовых отходов населения. А задачи следующие:

  1. Интегрировать разрозненные представления и понятия о принципах системы раздельного сбора и утилизации бытовых отходов;

  2. Обобщить, расширить и углубить ваши знания по теме;

  3. Показать важность проблемы;

  4. Развивать умение находить конструктивное решение по заданной проблеме;

  5. Научить оказывать посильную помощь в благоустройстве родного села.


Если я не брошу мусор,

Если ты не бросишь мусор….

Если мы с тобой вдвоём

Всё возьмём и подберём.

И планета станет чистой,

И приветливой, лучистой

Станет матушка Земля,

Нам спасибо говоря!


Дальше обговариваются ещё раз условия проведения конкурсов, представляется жюри конкурсов и критерии оценки работ.


2. Вывешиваются вопросы викторины, в которой принимают участие все желающие. Письменные ответы сдают членам жюри до конца недели. Для ответа на вопросы можно пользоваться различными источниками. В пятницу на стенд, после того, как ребята сдадут свои работы с ответами, будут вывешены приблизительные ответы, чтобы учащиеся могли ознакомиться с информацией.


1. Как классифицируют твёрдые бытовые отходы по качественному составу?

(Ответ: По качественному составу ТБО подразделяются на: бумагу (картон); пищевые отходы; дерево; металл черный; металл цветной; текстиль; кости; стекло; кожу и резину; камни; полимерные материалы; прочие компоненты; отсев (мелкие фрагменты, проходящие через 1,5-сантиметровую сетку)).


2. Какие ТБО являются опасными?

(Ответ: К опасным ТБО относятся: попавшие в отходы батарейки и аккумуляторы, электроприборы, лаки, краски и косметика, удобрения и ядохимикаты, бытовая химия, медицинские отходы, ртутьсодержащие термометры, барометры, тонометры, лампы.)


3. Назовите методы утилизации ТБО.

(Ответ: Всего в мире известно более 20 методов обезвреживания и переработки твердых бытовых отходов (ТБО). По конечной цели они делятся на ликвидационные и утилизационные, по технологическому принципу на биологические, химические, термические и механические. Основными тенденциями по ликвидации и переработке ТБО являются: складирование на свалках и полигонах - 66%, сжигание - 30%, компостирование - 3%, химические способы - 1%, захоронение, высокоскоростной температурный пиролиз. В Европе перерабатывается 50% отходов, в России только 15%.)


4. Как по возможности использования можно разделить отходы производства и потребления?

(Ответ: Отходы производства и потребления по возможности использования можно разделить, с одной стороны, на вторичные материальные ресурсы, которые уже перерабатываются или переработка которых планируется, и, с другой стороны, на отходы, которые на данном этапе развития экономики перерабатывать нецелесообразно и которые неизбежно образуют безвозвратные потери.)


5. Что обозначает выражение «Вторичные материальные ресурсы?

(Ответ:  Вторичные материальные ресурсы - это отходы производства и потребления, которые в настоящее время могут использоваться в народном хозяйстве. Вторичные материальные ресурсы классифицируют по двум признакам: источнику образования и направлению использования. Отходы, характеризующиеся близкими физико-химическими свойствами, дающими возможность использовать их в одинаковых направлениях, можно классифицировать по основным видам (группам). Например, в группу "Отходы пластмасс и полимеров" включены капрон, капролактам, лавсан, поливинилхлорид, полиэтиленовая пленка, полипропилен, полистирол, отходы искусственных кож. Группа "Древесные отходы" объединяет отходы заготовки и переработки древесины (сучья, ветви, пни, корни, кора, опилки, стружки, обрезки).         Укрупненная классификация вторичных материальных ресурсов подразделяет отходы на 28 групп, что обеспечивает получение данных для разработки и организационно-методических мероприятий по вовлечению их в сферу материального производства.

В 2002 году из вторичного сырья было получено более 4 т золота. Довольно многие компоненты ТБО могут быть переработаны в полезные продукты. Например, стекло обычно перерабатывают путем измельчения и переплавки Стеклянный бой низкого качества после измельчения используется в качестве наполнителя для строительных материалов. Во многих российских городах существуют предприятия по отмыванию и повторному использованию стеклянной посуды. А макулатура и металлолом – это средство для сбережения природных ресурсов.)


6. Каков объём ТБО в Российской Федерации и сколько их приходится в год на одного Россиянина?

(Ответ: В России на поверхности земли ежегодно складируется 4,5 млрд.т отходов производства и потребления. Общее количество накопленных отходов составляет 50 млдр.т, а под складирование занято более 250 тыс.га земельных площадей. Кроме этого в Российской Федерации ежегодно образуется 76 млн.т опасных промышленных отходов. На каждого россиянина приходится по 250 кг отходов в год (пищевые отходы – 40%, бумага – 35%, банки, пластик, стекло – 25%)


7. Что значит «отходы производства» и «отходы потребления»?

(Ответ: Отходы производства - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, химических соединений, образовавшихся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные свойства. Отходы потребления - изделия и материалы, утратившие полностью или частично свои потребительские свойства в результате физического или морального износа и жизнедеятельности людей.)

8. Как можно охарактеризовать токсичные отходы?

(Ответ: Токсичные отходы - это отходы, содержащие или загрязненные материалами такого рода, в таких количествах или в таких концентрациях, что они представляют опасность для здоровья человека и окружающей природной среды.)


9. Какие опасные вещества могут выделяться в атмосферу и на поверхность земли при сжигании отходов?

(Ответ: Газообразные (оксид и диоксид углерода, диоксид серы, оксиды азота, фтористый и бромистый водород, соединения тяжелых металлов, продукты неполного сгорания, среди которых следует отметить полиароматические углеводороды, а также так называемые полихлор (бром) дибензодиоксины и полихлор(бром)дибензофураны, именуемые условно диоксинами; Летучая зола, канцерогенный компенент, обладающий свойствами катализатора (способствует синтезу диоксинов) и являющийся прекрасным сорбентом диоксинов, транспортируя их в атмосферу; Шлак (третий класс опасности); Сточные воды (2,5 м3/т переработанных ТБО).


10. Что можно получить полезного при переработке пластиковых бутылок?

(Ответ:

  • 5 двухлитровых бутылок достаточно для производства волокна для большой спортивной майки

  • 20 двухлитровых бутылок достаточно для производства утеплителя зимней куртки

  • 25 двухлитровых бутылок достаточно для производства волокна для свитера

  • 35 двухлитровых бутылок достаточно для производства утеплителя спального мешка

  • 60 двухлитровых бутылок достаточно для производства 1 кв.м коврового покрытия )



11. Сколько лет в природной среде разлагаются различные материалы?

(Ответ: бумага – от 2 до 10 лет, консервная банка – более 90 лет, фильтр от сигареты – 100 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, пластмасса – 500 лет, стекло – более 1000 лет. Совсем недавно Казанские учёные разработали новую технологию производства прозрачной плёнки из крахмала и целлюлозы для выращивания культур. Если она будет принята на «вооружение», то срок её разложения в почве от полугода до трёх лет. При том она на столько безопасна, что её можно есть, а по своим качествам она превышает полиэтиленового собрата.)



12. Существуют ли биологические методы утилизации ТБО?

(Ответ: В Америке появились очень оригинальные фабрики по переработке ТБО. В жилом секторе устанавливаются специальные урны, которые не нужно выносить. Весь мусор в этих урнах (пищевые отходы) перерабатывают красные червячки. 500 г. червей съедают 250 г отходов в сутки. Червяки хорошо размножаются и уже организован бизнес по их продаже. Полкило червей обходятся в 20 долларов. И ещё это бесплатное удобрение для сада и комнатных растений (таким удобрением становится переработанный червями мусор). А в Китае случайно открыли червей, которые «едят» пластик. Это стало научной сенсацией. Так же существуют микроорганизмы, которые так же способны переработать пластик, но только тот, в который «вшиты» молекулы крахмала.)



13. Может ли переработка макулатуры спасти леса планеты?

(Ответ: 20 кг макулатуры сохраняют одно крупное дерево, а 1 т - сберегает 0, 5 га леса среднего возраста. В России может собираться около 35% этого сырья, тогда как остальная макулатура в основном в виде бытового мусора попадает на свалку, в связи с чем необходимо совершенствовать систему ее сбора и заготовки. Самый высокий процент переработки макулатуры в Японии (50%), второе место занимает Швеция (40%), в Латинской Америке из вторичного сырья производится 32% бумаги, в США – 29%. По мнению некоторых экспертов промышленно развитых стран, в настоящее время, с точки зрения экономики, целесообразно перерабатывать до 56% макулатурного сырья от общего количества макулатуры. Современные технологии и оборудование для переработки макулатурной массы позволяют применять ее не только для выработки низкокачественной, но и высококачественной продукции. Крупнейшими переработчиками макулатуры в России являются ОАО "Санкт-Петербургский КПК", ЗАО "Набережно-Челнинский КБК", ООО "Ступинский КПК", перерабатывающие более 100 тыс. т макулатуры в год каждый, от 20-50 т в год могут перерабатывать Балахнинский ЦКК, Пермский ЦБК, Светогорский ЦБК, ОАО "Белые Берега", ОАО "Караваево". Остальные переработчики имеют мощности 20 тыс. т в год и менее.)

14. Необходим ли стране чёрный и цветной металлолом?

(Ответ: Использование 1 т металлолома в качестве сырья для выплавки стали позволяет сэкономить более 10 млрд руб. капиталовложений в развитие железнорудной и угольной промышленности. На предприятиях цветной металлургии при извлечении 11 основных цветных металлов получают из того же сырья ещё 60 элементов. Около 10% от общего производства меди, свинца, цинка и около 20% серной кислоты получают путём попутного извлечения.
Стальные и алюминиевые банки переплавляются с целью получения соответствующего металла. При этом выплавка алюминия из баночек для прохладительных напитков требует только 5% от энергии, необходимой для изготовления того же количества алюминия из руды, и является одним из наиболее выгодных видов вторичной переработки.)

2-й день 1. Оформление выставки конкурсных работ.

2. Презентация и защита поступивших на конкурс проектов на тему «Село, в котором я хотел бы я жить» (работа перед аудиторией в присутствии жюри)

3. Мероприятие «Подиум для мусора» - демонстрация костюмов из утилизированных материалов (для работы привлечены родители).



3-й день 1. Группа старшеклассников (10-11 классы) готовятся к проведению конференции для учащихся 7 – 9 классов, подбирают необходимый материал для ответов на поставленные вопросы. Готовится аудитория, для того, чтобы участники конференции могли задавать вопросы, соответствующие теме конференции. Для исчерпывающих ответов старшеклассники готовят презентационный материал, который более ярко и красочно подтвердит материал.

Ведущий: Уважаемые друзья! Мы собрались здесь для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как утилизация бытовых отходов. Значимость её в том, что внимание всех живущих на Земле обращается к проблеме, которая не только нуждается в серьёзном подходе, но и требует, и незамедлительно, участия всего человечества в предотвращении грозящей катастрофы. Планета людей в опасности! (Эти слова можно говорить на фоне слайд – шоу, где запечатлены места несанкционированных свалок, груды мусора, мусорные баки во дворах, животных на свалке и т.д.) Это не истерический крик, не взрыв эмоций, не попытка драматизировать ситуацию. За этими словами – горькая истина.

Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и хрупка. Каждое явление лучше всего характеризуют количественные и качественные показатели, поэтому обратимся к цифрам. Человечество берет, а точнее отбирает у природы ежегодно десятки миллиардов тонн веществ и материалов на свои нужды, возвращая ей не менее 20 млрд тонн твёрдых и газообразных загрязнений атмосферы и столько же тонн органических отходов.

Если не задуматься в серьёз и не предпринять усилия по грамотной утилизации отходов, то в ближайшее время планета превратиться в одну гигантскую свалку, где мы будем коренными жителями. Загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряются плодородные почвы, обедняются флора и фауна, воздух, почва и вода в городах и посёлках далеки по составу от санитарных норм… вот почему сегодня говорить об экологии – это значит говорить не только об изменении природы, но и о спасении жизни. Тревожный набат зовёт к разуму.

Мы много рассуждаем о нуждах цивилизации, ускорении научно – технического прогресса, политических и нравственных проблемах, болезнях века, но при этом забываем, что глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, при всём их социально – экономическом, политическом и научно – техническом содержании, являются в то же время проблемами экологическими.

И способы, и средства их решения могут быть лишь международными и общечеловеческими. Ни одно государство, отдельно взятое, не обладает необходимыми и достаточными ресурсами для их решения. «Судьба природы – наша судьба».

На нашей пресс – конференции присутствуют учёные и эксперты:

- научный сотрудник Государственного НИИ по проблемам утилизации ТБО;

- научный сотрудник химической лаборатории по исследованию состава ТБО;

- эксперт МСОП;

- научный сотрудник Международного общества охраны дикой природы;

- председателя краевой организации по проблемам утилизации ТБО.

Председатель: Разрешите представить корреспондента газеты «Верный путь».

Корреспондент: Я хотел бы узнать, как происходит загрязнение почвы твёрдыми бытовыми отходами и, какие способы утилизации используются в большинстве населённых пунктов?

Председатель: Н а этот вопрос я прошу ответить научного сотрудника химической лаборатории по исследованию состава ТБО.

Научный сотрудник: Проблема отходов признаётся учёными одной из самых главных и трудных. В широком смысле, отходы – это всё, что человек вываливает на планету в результате своей жизнедеятельности. Твёрдые бытовые отходы – это промышленный и бытовой мусор, который вывозится на несанкционированные и санкционированные свалки. Городские свалки занимают большие площади. В составе мусора могут оказаться ядовитые вещества, такие как ртуть или другие тяжёлые металлы, химические соединения, которые растворяются в дождевых и снеговых водах и затем попадают в водоёмы и грунтовые воды. Могут попасть в мусор и приборы, содержащие радиоактивные вещества.

Для уменьшения отрицательного влияния промышленных свалок на экологические условия города, мусор сортируют по степени вредности. Наиболее вредные отходы вывозят далеко за пределы города и там хранят в бетонированных мусоросборниках. Многие ядовитые отходы с развитием технологии могут стать сырьём для дальнейшей химической переработки. Бытовой мусор и часть отходов химических предприятий поступают на мусороперерабатывающие заводы или мусоросжигательные заводы, при работе последних в воздух выбрасывается сильнейший яд – диоксин.

Мировая практика использования различных видов утилизации ТБО (%) показана в таблице

Метод утилизации

США

Великобритания

Франция

Германия

Австрия

Италия

Россия

Япония

Юж. Корея

Сжигание

17

7

37

21

73

13

6

59

18

Захоронение на свалках

81

92

53

73

19

84

94

38

79

Компостирование

-

1

10

6

7

3

-

1

2

Прочие

2

-

-

-

1

-

-

2

1


Корреспондент журнала «Наука и жизнь»: Я хотел бы узнать, на какие группы классифицируются ТБО и ТПО?

Председатель: Н а этот вопрос я прошу ответить научного сотрудника Государственного НИИ по проблемам утилизации ТБО

Научный сотрудник: У нас в Российской Федерации ТБО представляют собой грубую механическую смесь самых разнообразных материалов и гниющих продуктов, отличающихся по физическим, химическим и механическим свойствам и размерам. Если мы возьмем за основу классификации ТП и БО по физико-химическим, биологическим, биохимическим и токсикологическим свойствам, то тем самым определим способ дальнейшей переработки этих отходов. Начнем с промышленных отходов, которые, как правило, за редким исключением не требуют сепарации по группам. Итак, все твердые промышленные отходы (ТПО) следует подразделить на следующие группы:

  • отходы металлоперерабатывающих производственных подразделений;

  • отходы металлургических производственных подразделений;

  • отходы стекольных и керамических производств;

  • отходы при производстве полимерных материалов синтетической химии (в том числе отходы резины и резинотехнических изделий;

  • отходы из природных полимерных материалов (отходы древесины, картона, целлюлозно-бумажные отходы, отходы фиброина, кератина, казеина, коллагена);

  • отходы отопительных систем;

  • волокнистые отходы;

  • радиоактивные отходы.

Вывоз мусора, твердые бытовые отходы (ТБО) после сепарации (если таковая целесообразна) следует подразделять на следующие группы.

А. Отходы из природных материалов (ОПМ)

  • Пищевые (гниющие) отходы.

  • Отходы медицинских, лечебных, научно-исследовательских организаций, в том числе хирургии и стоматологии, а также возможно отходы лечебных ветеринарных учреждений.

  • Полимерные отходы из природных материалов, в том числе отходы древесины, картона, целлюлозно-бумажные, оберточные материалы.

Б. Производственные отходы.

  • Металлические отходы.

  • Отходы отработанных химических источников тока (ОХИТ).

  • Бой стекла и стеклопосуды.

  • Отходы полимерных материалов синтетической химии, в том числе резина и резино-технические изделия и все оберточные материалы и полимерная тара из продуктов синтетической химии.

  • Радиоактивные отходы.

Корреспондент журнала «Знание - сила»: Пару слов о мусоре и возможностях его безопасной и экономически выгодной утилизации.

Председатель: На этот вопрос я прошу ответить председателя краевой организации по проблемам утилизации ТБО.

Научный сотрудник: Упаковка из синтетических материалов, стеклянные бутылки, строительные и химические отходы – весь этот мусор, как правило, имеет очень долгие сроки полного распада или не разлагается вовсе. Именно эти факторы стали главной причиной появления многочисленных компаний по вывозу и утилизации мусора. Некоторые из таких предприятий используют последние достижения техники в борьбе с отходами. Простая транспортировка мусора и складирование его на специально отведенных полигонах хоть и обеспечит некую видимость чистоты, но не решит проблему в корне. Цивилизованный вывоз мусора должен непременно сопровождаться его утилизацией. Задумайтесь, как часто в мусорном ведре оказываются отходы, которые можно использовать вторично? Повторная переработка сырья не только рациональнейший путь к чистоте, но и экономически выгодный процесс. Переработке поддаются стеклянные, пластмассовые, алюминиевые и бумажные отходы. А это значит, что большая часть того, что мы выбрасываем в мусорное ведро, может оказаться сырьем для мусороперерабатывающих предприятий. Основной проблемой этой системы является сложность отделения перерабатываемых отходов от примесей бытового мусора. Так, сбрасывая стеклянные бутылки, алюминиевый лом и остатки обеда в один контейнер, мы обрекаем вторсырье на бесполезное загрязнение очередной свалки. Поэтому-то во многих городах и появилась практика классификации мусора на различные категории, каждой из которых соответствует отдельный контейнер. Для сохранения экологии планеты важно, чтобы поддержание чистоты не ложилось на плечи отдельных фирм, а стало неотъемлемой частью жизни каждого человека. Есть и неутешительные факты: в Дании людей 20 лет приучали к раздельному сбору отходов. В России это движение только начинается, да и экологическая сознательность наших граждан низкая. Я обращаю ваше внимание на видеоролик, в котором рассматривается проблема мусора в Пермском крае.

Корреспондент журнала «Экология»: Поясните смысл экологически безопасного способа переработки (уничтожения) органических веществ путем низкотемпературного (t 600-700 °C) мгновенного пиролиза.

Председатель: Н а этот вопрос я прошу ответить эксперт МСОП.

Эксперт: Существует два основных метода переработки ТБО: механико-биологический и термический. К механико-биологическим методам относятся: компостирование отходов после предварительной сортировки: механизированная сортировка, сушка и уплотнение отходов для экологически безопасного их захоронения на специальных полигонах; сортировка отходов, производимая в основном населением, и распределение их (стекла, металла, полимеров, бумаги) по предприятиям переработки вторичных материалов. Термические методы включают: сжигание отходов, преимущественно их бумажно-полимерных компонентов, которое производится в установках с колосниковыми решётками или в топках с кипящим слоем. В предлагаемой учёными технологи ТЕРМОУДАРА (высокоскоростного низкотемпературного пиролиза), экологические проблемы полностью решены. В переработки различных отходов заложены принципиально новые технологические принципы. Процесс переработки ТБО происходит по модульной схеме, где предварительно отсортированный и измельченный материал  подвергается сначала сушке (без потери влаги, которая собирается, очищается и используется в работе завода), а затем окислению или пиролизации с получением полезных продуктов - высококалорийного пиролизного газа и ценного углеподобного остатка – сырья для производства удобрений и для использования в строительной индустрии. Благодаря окислению и камере медной катализации газоочистки все вредные вещества выделяются в твердый остаток, их выброс (включая выброс диоксинов) практически равен нулю. Анализ этих технологий не даёт уверенности в том, они могут быть эффективно реализованы в ближайшие годы в сложившихся в России условиях по многим причинам, среди которых можно выделить следующие: относительно малая производительность таких отходоперерабатывающих предприятий, несопоставимая с нарастанием объёмов твёрдых углеродистых промышленно-бытовых отходов и тем более с уже накопленными их залежами; необходимость огромных материальных и финансовых ресурсов на сооружение десятков таких предприятий, обеспечивающих необходимые масштабы переработки; отсутствие подготовленных кадров для освоения и эксплуатации предприятий с новыми для России технологиями; высокая стоимость и сложность систем очистки дымовых газов с учётом высоких современных требований техногенной безопасности; проблематичность получения экономической прибыли из-за высокой стоимости переработки.

Принципиальный вывод в результате такого анализа заключается в том, что проверенные и эффективные на Западе технологии мусоропереработки и мусоросжигания не могут в наших условиях быстро и эффективно разрешить столь масштабную и запущенную проблему. Следует искать альтернативные и максимально эффективные возможности переработки отходов, которые наилучшим образом будут учитывать сложившуюся в России ситуацию.

Корреспондент журнала «Природа»: Поясните, как можно пластиковые бутылки пустить снова в дело и что для этого делается в России?

Председатель: Н а этот вопрос я прошу ответить научного сотрудника Международного общества охраны дикой природы;

Научный сотрудник: Одной из главной составляющей глобальной проблемы  переработки отходов является вопрос утилизации  различных пластмасс, которые благодаря своим высоким потребительским свойствам все больше вытесняют как в промышленности, так и в быту такие традиционные ранее материалы как стекло, металл, древесина. Но есть и обратная сторона медали: пластики практически невозможно утилизировать  традиционными методами. При их сжигании образуются диоксины и прочие архиопасные для здоровья человека и окружающей среды соединения, которые не могут быть полностью отфильтрованы  имеющимися технологиями. Не является выходом из проблемы и захоронение пластмасс в землю. При довольно небольшом, по оценкам западных экспертов, удельном весе в 5-9% отходы пластиков занимают до 25% всех отходов по объему. И все это сегодня. Потребление же пластмасс удваивается каждые десять лет. Причем одной из наиболее быстрыми темпами растущей областей потребления пластиков является использование их в качестве тары для розлива прохладительных напитков.  Полиэтилентерефталат (используется под кодом РЕТ) появился в 1978 году и захватил 100% мирового рынка бутылочной тары от 0,33 до 5 литров, используемой для упаковки прохладительных напитков, пива, масла, соков и т.д. На сегодняшний момент РЕТ наиболее распространенный пластик в пищевой и упаковочной промышленности. Поскольку упаковка становится все более новаторской, изготовители и конечные пользователи будут использовать именно РЕТ различными способами, чтобы далее дифференцировать свои изделия. И как следствие этого именно РЕТ как наиболее гибкий техничный полимер является самым перерабатываемым пластиком в мире, потому что б/у РЕТ имеет широкие возможности использования, начиная с предметов одежды, ковров, багажа и офисной мебели и заканчивая аудио-видео пленкой, пленкой для упаковки и гранулятом. В то время как в России тысячи тонн использованных бутылок выбрасываются на свалку, сжигаются или просто закапываются в землю, в странах Европейского Союза и США давно организован целенаправленный сбор и переработка такого типа бытовых отходов.

Существуют различные методы сбора бутылок, например депозитные схемы (в супермаркетах установлены специальные автоматы для сбора бутылок и возврата депозитных денежных сумм), установка в городах контейнеров для сбора ПЭТФ бутылок, сортировочные линии для извлечения ПЭТФ бутылок из бытового мусора на полигонах ТБО. Кроме того, ПЭТФ бутылки имеют специальную маркировку в виде единицы в знаке рециклинга, что существенно облегчает сортировку. Собранные бутылки обычно прессуются в кипы и далее отправляются для переработки во вторичный ПЭТФ.

Корреспондент журнала «Уральский следопыт»: Что можно предпринять, чтоб отходов было меньше?

Председатель: Н а этот вопрос я прошу ответить эксперта МСОП


Эксперт МСОП: Основная масса ТБО – это упаковочные материалы. Необходимо уменьшение отходов, связанных с упаковкой товаров. То, как упаковываются товары, в значительной степени зависит от предпочтений потребителей, которые, в свою очередь, формируются средствами массовой информацией, рекламой и т. п. Следующие рекомендации потребителям могут стать содержанием образовательных и просветительских программ общественных организаций и городских властей:

• Избегать ненужной упаковки. Многие предметы в магазинах упаковываются только для того, чтобы привлечь внимание покупателя: - мелкие предметы, помещенные на ярко раскрашенную картонную подложку и закрытые прозрачным пластиком.
• Отдавать предпочтение продуктам многоразового использования.

• Отдавать предпочтение минимальной упаковке - приобретать товары с более легкой упаковкой и товары, продающиеся большими объемами.

• Отдавать предпочтение упаковке, которую можно вторично использовать или переработать. Среди упаковочных материалов, используемых как вторсырье, алюминий составляет 47%, бутылки для газированной воды - 17%, стальные консервные банки - 15%, стекло - 11% (цифры приведены для США). Ни алюминий, ни пластик в России сейчас не перерабатываются.
• Отдавать предпочтение упаковке, изготовленной из вторично переработанных и/или экологически безвредных материалов В настоящее время не существует однозначного соглашения о том, что считать "вторично переработанным" материалами, т. е. какой процент вторсырья они должны содержать. Разумно полагаться на "зеленые значки", наносимые на товары и упаковку во многих странах.

Председатель: Прослушав все выступления, можно сделать вывод, что проблема есть, а вот пути решения только намечаются. Для Российской Федерации, стремящейся к интеграции с мировой экономической системой и готовящейся к вступлению в ЕС, отношение ко вторичному сырью должно быть однозначным - необходимо воссоздать систему заготовки и переработки вторичного сырья под законодательной и распорядительной опекой государства и правительства. Но это должна быть принципиально новая система вторичных ресурсов, способная работать в рыночных условиях хозяйствования, то есть без выделения средств из Федерального бюджета на эти цели. По экономическим условиям функционирования, такая система должна быть аналогична национальным системам, созданным в последние годы в странах ЕС, но с учетом специфических условий России. Для успешного осуществления программы извлечения из отходов или сбора вторсырья и его переработки необходимо придерживаться ряда принципов.

• "Развивать и изучать рынки". Успех программ извлечения и переработки вторсырья, в конечном итоге, зависит от состояния рынков вторсырья. Разделение отходов стоит денег и поэтому экономически выгодно только тогда, когда конечные продукты находят сбыт или когда удается избежать значительной платы за размещение отходов на свалке или сжигание их.
• "Начинать с малого". Большинство успешных программ по переработке вторсырья начинались как экспериментальные или, как говорят, - пилотные проекты, которые позволяли руководителям набрать опыт, изучить рынки сбыта и подготовиться к осуществлению более масштабных проектов.
• Привлекать население с ранних, стадий осуществления программы. Важность этого принципа невозможно переоценить, поскольку именно население - главное действующее лицо в сборе вторсырья.
• "Ставить реалистичные цели и задачи" При постановке целей следует иметь в виду следующие цифры: цель, поставленная на федеральном уровне в США, - добиться переработки 25% отходов в масштабах страны. Во многих американских городах и штатах эта цифра - 40%. В Сиэтле перерабатывается 60% всех отходов. В масштабах одного населенного пункта удавалось перерабатывать до 90% отходов.

Нынешняя ситуация обращения с землёй, стихийное загрязнение больших территорий разнообразными промышленными и бытовыми, твёрдыми и жидкими отходами достигло в нашей стране угрожающих масштабов. В связи с этим необходимо в ближайшем будущем создать специальную технологию массовой очистки городских, сельских территорий, а также земельных угодий, полей, лесозащитных полос и посадок, обочин дорог от несанкционированных свалок различного мусора. Это позволит противостоять тенденциям опасного накопления мусора, его стихийного сжигания, самовозгорания, попадания огромных количеств образующихся токсических веществ в атмосферу, реки и водоёмы. Особенно трудной проблемой являются твёрдые бытовые отходы (ТБО), которые представляют собой крайне нестабильную неконтролируемую смесь бумаги, картона, пищевых остатков, пластмассы, резины, стекла, строительного мусора, металлов, батареек и другого. Предварительная сортировка ТБО городским населением и коммунальными службами в России практически не проводится. Механическая сортировка ТБО технически сложна и пока не находит широкого применения. Прямая переработка или сжигание огромных количеств отходов технически весьма проблематична, экологически опасна и экономически неэффективна. Поэтому потребуется неотложное решение проблемы ТБО при обеспечении наиболее экономически и экологически эффективного их использования и переработки с получением полезной продукции. К счастью, многие начинают понимать, что сжигать мусор – это всё равно, что сжигать деньги. Тем более что мусор сейчас становится товаром. Например, сейчас активно покупает ТБО Китай. Хочется надеяться, что вашему поколению удастся извлечь всё золото из отходов, а значит сберечь природу для будущих поколений. Какая ситуация в крае? (Презентация)

Ведущий: Наша пресс – конференция подошла к концу. Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор? Чьё выступление вам больше всего запомнилось? Какие факты вас удивили (Ответы детей). Благодарим за работу.

4-й день 1. Учащимися 9-11 классов проводится акция «Чистая Улица». Предварительно заключается с соглашение с организациями, которые предоставят транспорт для вывозки мусора, собранного в процессе акции. Дети снабжаются перчатками, полиэтиленовыми пакетами и для них определяется фронт работ перед началом акции.

2. Учащимися 7 – 8 классов проводится акция «Чистый дом» на прилегающей территории к школе. Дети снабжаются перчатками, полиэтиленовыми пакетами и для них определяется фронт работ перед началом акции. Взрослые осуществляют погрузку и вывоз мусора на территорию санкционированной свалки.


5-й день. 1. Проведение игры – путешествия


Учащиеся 7 – 10 классов делятся на команды и получают маршрутные листы для организованного движения по станциям, где учащиеся 11 класса предлагают выполнить различные задания и оказывают посильную помощь при работе групп. На каждой станции присутствует эксперт, который может оказать теоретическую помощь по вопросам, задаваемым на станции. Для работы на станции отводится не более 10 минут. Работа каждой группы оценивается с целью выявления лучшей.


СТАНЦИЯ 1: Нарисовать, создать проект по постройке дома из ТБО (варианты ответа могут быть такими: из стеклянных бутылок, из пластиковых бутылок, из автомобильных шин и т.д.) и придумать его защиту.


СТАНЦИЯ 2: Сочинить несколько частушек, в которых бы отразились проблемы утилизации ТБО нашего населённого пункта.


СТАНЦИЯ 3: Из предложенного материала (пластик, полиэтилен, бумага, пробки и т.д. создать вариант нарядов (шляпа, платье, майка, юбка, костюм и т.д.) с последующим его представлением.


СТАНЦИЯ 4: Создать блок предложений (записываются на листе ватмана с целью демонстрации на итоговом этапе) по уменьшению количества ТБО от населения, по выгодным способам их утилизации на территории поселения, по борьбе с несанкционированными свалками.


Затем общий сбор в актовом зале. Каждая группа защищает свой проект постройки дома. Идёт исполнение частушек. Демонстрируются созданные наряды. Заслушиваются предложения по утилизации ТБО в населённом пункте.


2. Подведение итогов игры и награждение

3. Подведение итога по конкурсам агитационных листовок и плакатов и награждение

4. Подведение итога по конкурсу поделок из бытового мусора и награждение

5. Подведение итогов по проектной деятельности, защите и награждение

6. Подведение итогов по викторине для любознательных и награждение

7. Рефлексия (на выходе ставиться импровизированный бак для сбора мусора. Каждый около этого бака может взять «смайлик» с разным выражением лица и опустить в корзину. Перед завершением мероприятия организаторы объясняют значение каждого выражения. Организаторы конкурса затем подводят итог по проведённой неделе экологии. Результат рефлексии вывешивается на доске информации.)


Я узнал много интересного за эту неделю. Постараюсь обо всём рассказать друзьям, знакомым и родственникам.



Меня не очень интересуют проблемы утилизации ТБО. То, что я узнал, навряд ли смогу где–то применить.



Было скучно и не интересно. Я только зря потерял время.





Результаты работы Неделе Экологии можно осветить в средствах СМИ (районная газета «Верный путь»). Предложения со СТАНЦИИ 4 доработать и предложить на рассмотрение в администрацию сельского поселения.



Список литературы:

    1. Вайсман Я.И. Урок чистоты Пермь, «Пермский край» 2009 г.

    2. Давыдова А.В. Классные часы 9 класс М. «Вако» 2008 г.

    3. Миркин Б.М. Экология России М. АО МДС 2002 г.

    4. Ресурсы ИНТЕРНЕТ