Экологическая прогулка «Муравьиною тропой».
Наблюдение за живым объектом
Цель: Уточнить представления о муравьях, их образе жизни и устройстве муравейника.
Задачи:
Развивать тактильно-двигательное восприятие, тонкую и мелкую моторику рук.
Воспитывать у детей желание заботиться о природе, не разрушать условия жизни насекомых. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе, участвовать в совместной деятельности, не мешая друг другу.
1. Наблюдение за насекомыми (муравей).
- Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный?
- Нет, не слон, не бегемот. Отгадайте, кто же это:
Шли плотнички без топоров,
Срубили избу без углов.
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (Муравьи)
- Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.
- А где же есть муравейник на территории интерната? (подходят к муравейнику).
-
Давайте понаблюдаем, как муравьи работают. Они ползают по дорожкам, которые прогрызли в асфальте.
- Напомните мне, пожалуйста, где живут муравьи? (Ответы детей.)
- Вы правы, муравьи живут в муравейниках. (показ картинки муравейник). А из чего же он построен? (Предполагаемые ответы детей.)
- На постройку муравейника идут сухие веточки, соломинки, черешки листьев, хвойные иголки и другой лесной мусор — все это притащили маленькие труженики — муравьи.
На вид, конечно, мелковаты,
Но все, что можно, тащат в дом.
Ребята наши — муравьята,
Вся жизнь их связана с трудом. Л. Гулыга
- Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет.
- Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе.
-
Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними.
- Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились.
- Давайте рассмотрим муравья. (Показ картинки муравей). У муравья утолщенное брюшко, грудь, голова. Посчитайте, сколько лапок у муравья? (Ответы детей.)
- Правильно, у муравья три пары маленьких ножек.
- У муравья сильные челюсти. Как у всех насекомых, у муравьев есть усики- антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.
- Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.
- Как вы думаете, чем питаются муравьи? (Предполагаемые ответы детей.)
- - Муравьи — хищники, они уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Муравьи едят все: других насекомых, грибы, сок и семена растений, но особенно любят сладкое. И если вы оставите на столе крупинки сахара, то вероятно, что к вам в гости заглянут муравьи.
- У муравьёв есть враги. Их истребляют птицы, ими лакомится медведь (он запускает в муравейник свой язык и ждет, когда муравьи облепят его, а потом проглатывает их всех разом). Муравьями питаются также барсуки, лисы и другие звери. Нападает на муравейники и дятел (он разгребает верхушку муравейника и склевывает муравьев), некоторые птицы прилетают к муравейнику для того, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазывая перья муравьиной кислотой.
- Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге.
Поговорка: Муравей невелик, а горы копает.
Игра «Наш муравейник» (снятие барьеров в общении).
Дети бегают по полянке. При слове «муравейник», которое произносит ведущий, все собираются в круг, плотно прижимаясь друг к другу.
2. Труд на участке уборка территории.
Цель: приучать детей выполнять простейшие трудовые поручения.
Воспитатель предлагает детям побыть трудолюбивыми муравьями и собрать на участке все сухие ветки, бумажки, камни в мусорное ведро.
3. Двигательная активность
Подвижная игра «Муравьи и дождик»
Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.
Ход игры: Дети - «муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей». Дети бегают аккуратно, "дождик" дотрагивается до "муравья", никто не толкается.
Подвижные игры
«Жуки». Цель — научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление.
Ход игры. По сигналу «Жуки полетели!» дети бегут врассыпную. По сигналу «Жуки сели на землю!» дети приседают и шевелят пальцами, жужжат.
«Змейка». Цель — научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перепрыгивать через препятствия.
Малоподвижная игра «Улитка».
Цель: развивать самоконтроль, выдержку.
Ход игры. Дети встают в одну линию. Им предлагается представить себя улитками, которые передвигаются очень медленно. По команде все начинают медленно продвигаться к указанному месту. Побеждает «улитка», доковылявшая до финиша самой последней. Останавливаться и разворачиваться нельзя.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
✺ «Построй муравейник» — построить из травинок муравейник.
4. Индивидуальная работа.
Игровое упражнение «Прыг да скок».
Цель: развивать умение прыгать на левой и правой ноге.
Таня, подойди ко мне, я хочу предложить тебе поиграть в игру «Прыг да скок». Ты согласна?
- Надо пропрыгать на одной ножке до дерева, вернуться назад, прыгая на другой ноге.
-Молодец, всё выполнила правильно.
Игровые упражнения со скакалкой.
Цель: закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.
Алина, Лида подойдите ко мне, я хочу предложить вам поиграть в игру «Верёвочка». Вы согласны?
-Ребята нам надо прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.
-Молодцы, вы хорошо выполнили это упражнение.
Игровое упражнение «Пройди по мостику»
Цель: развивать равновесие.
Алина, Лида подойдите ко мне, я хочу предложить вам поиграть в игру «Пройди по мостику». Вы согласны?
-Ребята нам надо пройти по мостику так, чтобы не упасть в «речку».
-Молодцы, прошли по мостику, не упали в «речку».
5. Самостоятельная игровая и двигательная активность с выносным материалом.
Задачи. Побуждать детей самостоятельно организовывать игры, способствовать формированию дружеских отношений в группе.
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОГУЛКИ
Воспитатель. Молодцы, а теперь нам с вами пора возвращаться в группу.
***