СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОМАШКА (беседа с элементами игры)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Замысел: «Ромашка» - форма организации игры на эко­логическую тему. Каждый лепесток «ромашки» содержит раз­нообразные задания, такие как логические задачи, загадки, криптограммы, игры на развитие воображения, аукцион, юмо­ристические задачи и т. д. Игра способствует повышению обще­го уровня экологической культуры детей, развитию творче­ских и коммуникативных способностей. Рассчитана на детей 2—4- классов.

Просмотр содержимого документа
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОМАШКА (беседа с элементами игры)»

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОМАШКА

(беседа с элементами игры)


Разработала: Шмырева О.Н.

2015 – 2016 учебный год

Замысел: «Ромашка» - форма организации игры на эко­логическую тему. Каждый лепесток «ромашки» содержит раз­нообразные задания, такие как логические задачи, загадки, криптограммы, игры на развитие воображения, аукцион, юмо­ристические задачи и т. д. Игра способствует повышению обще­го уровня экологической культуры детей, развитию творче­ских и коммуникативных способностей. Рассчитана на детей 2—4- классов.

Ход игры

Ведущий. Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растени­ям... Над нами одна общая голубая крыша- небо. У нас под но­гами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. У нас общие источ­ники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими пи­таются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Зем­ле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке раз­рушить хоть какое-нибудь звено, например уничтожить расте­ния, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подоз­ревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это по­няли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, лю­ди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух гре­ческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос» - «наука». Значит, мож­но сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

Условия игры. Изготавливается модель ромашки (жел­тый кружок - сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков проставлены номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске.

Дети делятся на группы (по желанию). Каждая группа выби­рает себе командира, придумывает название команды. Затем ко­мандиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответст­вующими номерами. Команды приступают к подготовке зада­ния. По истечении отведенного времени команды по очереди представляют выполненную работу.

1. Карточки-задания.

Распределите слова в два столбика по принципу «живая -неживая природа»:

солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.

Ответ: мальчик; солнце;

ягода; небо;

гриб; вода;

рыбка; камни;

заяц; ливень;

дерево; почва.

  1. Изобразите животных с помощью жестов и мимики: мед­
    ведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обезьяну.

  2. Отгадайте загадки.

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют. Не боится он простуды: С первым снегом тут как тут.

(Снегирь.)

Окраской - сероватая,

Походкой - мешковатая, Повадкой - вороватая, Крикунья хрипловатая.

(Ворона.)

Длиннохвоста, белобока, И зовут се ... (сорока).

Живет в дупле пустом, Дуб долбит, как долотом.

(Дятел.)

Маленький мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крошки собирает.

(Воробей.)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? (Соловей.)

Всех прилетных птиц черней, Враг личинок, друг полей, Взад-вперед по пашне вскачь. Л зовется птица- ... (грач).

Хоть я птичка-невеличка, У меня, друзья, привычка: Как начнутся холода, Прямо с севера сюда.

(Синичка.)

5. Из данных видов транспорта исключите «лишнее» сло­
во и объясните свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед,
мотоцикл, автобус, самолет.

Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транс­порта, потому что не работает на топливе.

Ведущий. Какие еще экологически чистые виды транс­порта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)

6. Пофантазируйте: что было бы, если ...:

  • Вдруг исчезли бы с лица земли все цветы?

  • Не стало бы воды?

  • Исчезли бы птицы?

7. Проведите с одноклассниками «Аукцион лекарственных
растений».

Ваша задача: выразительно прочитать стихи о лекарст­венных растениях. Задача одноклассников: «собрать» как можно больше лекарственных растений, то есть по оконча­нии чтения стихов желающие должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеж­дает тот, чей перечень окажется длиннее.

Я - женьшень, чудесный корень.

Вели кто-то сильно болен,

Разыщите корень мой,

И поправится любой.

Вам настойка из женьшеня

Аппетит вернет и смех,

Ведь женьшень обозначает

Чудо - «корень-человек».

На тропинке, на дорожке -Всюду чирьева трава, Или просто подорожник -Всем знакома, не нова! Привязал листок к нарыву. День-другой пройдет- и диво! Ты здоров без докторов. Вот простой листок каков!

Липа - средство от простуды, Знают все о том повсюду. Хоть невзрачен липы цвет. Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах Пьют целебный липы чай. Говорят, когда болеют: «Ну-ка, липа, выручай!»

Есть герань, гвоздика, кашка-Всех цветов не сосчитать. Есть аптечная ромашка, Про ромашку надо знать. Белый крошечный цветочек -Для припарок, для примочек. Если воспаление, Отвар - успокоение.

Семена мои целебны -При гастритах пьют настой. Корни - убивают яды И снимают в почках боль. У меня одна беда: Зацветаю я когда, То цветов моих краса Всем бросается в глаза. И в букеты рвут меня, Я боюсь их как огня! Я прошу вас, пощадите И пионы зря не рвите!

В нас не только фитонциды, Что микробам так страшны, Мы содержим витамины, Что, бесспорно, всем нужны. И поэтому, чтоб реже Приходилось вам болеть, В каждом доме лук, чеснок Круглый год должны иметь. Тот, кто с нами крепко дружит, Никогда не занедужит.

В доме много аромата, Если в доме сохнет мята. Мятная лепешка, Настоя мяты ложка -Нету больше тошноты, Нету в горле хрипоты. Валидол, зубная паста -Всюду мята, мята, мята! Собираем не напрасно Эту травушку, ребята!

Перечислите, какую пользу приносят растения.

8. Сделайте правильный выбор.

Слева написаны времена года, справа - то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: со­единить верно стрелками левый столбик с правым.

Набухают почки.

ЗИМА


Листопад.

Прилетают грачи.

Бабье лето.

ВЕСНА


Грибная пора.

Сбор клюквы.

Уборка зерновых.

ЛЕТО


Сенокос.

Птицы вьют гнезда.

Рождество.

Ледоход.

Гололед.

9. Отгадайте загадки.

Очень прочен и упруг, Строителям - надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны.

(Гранит.)

Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу -Она понадобится сразу.

(Глина.)

На кухне у мамы Помощник отличный, Он синим цветком Расцветает от спички.

(Природный газ.)

Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Они на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже.

(Песок.)

Он черный и блестящий, Друг наш настоящий. Он несет в дома тепло, От него в домах светло. Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.

(Каменный уголь.)

Без нее машина даже Километра не пройдет, Самолеты, вертолеты Не отправятся в полет, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?

(Нефть.)

Росли на болоте растения...

А теперь это топливо и удобрения.

(Торф.)

Она варилась долго в доменной печи, Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи.

(Железная руда.)

10. Какому животному принадлежит хвост?

  • С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)

  • С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)

  • У нее хвост вместо руля. (Птица.)

- Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает
дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)

  • У нее хвост - дополнительная рука. (Обезьяна.)

  • Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку.
    (Белка.)

  • У нее хвост - мухобойка. (Корова, лошадь.)

  • У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пуга­
    ет врагов. (Гремучая змея.)

  • В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбра­
    сывает его. (Ящерица.)

11. Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК.
Ответ: Красная книга.

Ведущий. Что вы знаете о Красной книге? (Ответы де­тей.)

12. Решите задачи из «Задачника» Г. Остера.

- Ученики одной из школ следят за тем, чтобы вода не ли­
лась из кранов зря. Поэтому половина учеников этой школы
приходит на занятия с немытыми руками. Другая половина ре­
бят приходит не только с немытыми руками, но и с неумытыми
лицами. Сколько всего учеников в этой школе, если каждый
день с неумытыми лицами на занятия приходят 290 мальчиков и
46 девочек? (672.)

• В прошлом году Ниночка познакомилась с одним мальчи­
ком, и он подарил ей котенка. В этом году Ниночка познакоми­
лась с 12 мальчиками, и каждый подарил ей по два котенка. Те­
перь Ниночка хочет познакомиться еще с каким-нибудь мальчи­
ком и собирается подарить ему всех своих котят. Сколько котят
имеет шанс приобрести этот не известный пока Ниночке маль­
чик? (25.)

13. Снег - один из признаков русской зимы. Его называют по-разному. Вставьте в предложения недостающие слова. (Они вразнобой записываются ниж'е.)

• Свежий, чистый, только что запорошивший землю снег на­
зывается ... (порошей).

• Если снежинки слипаются па лету, мы называем их ...
(хлопьями).

« Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются ... (крупой.)

  • Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это ...
    (поземка).

  • Ветер кружит, вьет в воздухе снег. Это ... (вьюга).

  • На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разы­
    граться настоящая снежная буря - ... (буран).

  • Для старого, залежалого, с твердой коркой снега есть в
    русском языке хрустящее слово - ... (наст).

Ведущий. Игра закончена. Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!