СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая сказка "Теремок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическая сказка на новый лад "Теремок"

Просмотр содержимого документа
«Экологическая сказка "Теремок"»

В. М. Шuнд

МБОУ СОШ № 4 городского округа Судак











ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА















Подготовила воспитатель ГПД: Кишишова Назифе Ибазеровна







Цели:

- проверить и углубить знания школьников о природе;

- обучать правилам поведения в лесу;

- развивать их наблюдательность, память, логическое мышление, речь, умения и навыки;

- прививать любовь, бережное и гуманное отношение к родной природе, ко всему живому, а также чувство коллективизма;

- воспитывать экологически грамотных, умеющих вести себя в окружающей нас среде, желающих заботиться о своем родном крае.

Ход мероприятия:

I. Актуализация опорных знаний.

- Кто может назвать точную дату сегодняшнего дня?

- В каком веке мы живём, какое тысячелетие грядёт?

Удивительное время! И, наверное, можем считать себя везунчиками, счастливчиками. Человечество может гордиться своими достижениями в области техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, отно­сятся проблемы экологии.

- Что ждёт нас в будущем, если не перестанем беспечно отно­ситься к природе и к тому, что она нам даёт. Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого на Земле. Экологи­ческий кризис коснулся всех стран и народов. Всем неизбежно придётся принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех, кто идёт за нами, нашу прекрасную планету.

- Эти вопросы мы обсудим на нашем уроке, задумаемся, сдела­ем выводы.


II. Вступительная беседа.


(Звучит фонограмма «Голоса птиц».)

- Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали? Как лег­ко и свободно дышится в лесу.

- Слышите запахи?

Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озёра и моря!

Здравствуйте, птицы - соловьи, воробьи, жаворонки! Здравствуйте, звери - волки, зайцы, лисицы, медведи!

Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили бы все животные и растения, кото­рых мы уже никогда больше не увидим, т. к. люди уничтожили их.

Ч т е ц. Есть просто храм.

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь!


Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес. Закройте глаза и представьте, что мы с вами попали в лес. А теперь откройте глаза. Ребята, оказывается, кто-то побывал в лесу до нас, послушайте, что они оставили после себя.

Прогулка.


Мы приехали на речку воскресенье провести,

А свободного местечка возле речки не найти.

Тут сидят и там сидят, загорают и едят.

Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли и поляночку нашли.

А на солнечной полянке - тут и там пустые банки.

И, как будто нам назло, даже битое стекло.

Мы по бережку прошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.

Мы прошли, конечно, мимо.

- Эй, ребята! – крикнул Дима.- Вот местечко – хоть куда!

Родниковая вода, чудный вид, прекрасный пляж,

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли –

Веселились, как могли: пили квас, конфеты ели,

Хороводом песни пели…

Отдохнули и ушли.

И остались на полянке у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки,

Словом, мусора гора.

Мы приехали на речку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не найти.



- Правильно ли вели себя на прогулке ребята?

- Какой вред они нанесли окружающей природе, себе, другим людям?

- Что необходимо сделать в лесу, прежде чем вернуться домой?

- Любите ли вы свой край?

- А как вы помогаете школе, родителям, чтобы природа вокруг вас была экологически чистой?


III. Инсценировка сказки В.М.Шиндина «Теремок» (по мотивам сказки С.Я.Маршака)

Действующие лица:

Ведущий.

Лягушка.

Мышка.

Петух.

Еж.

Медведь.




Ведущий. В чистом поле теремок, теремок;

Он не низок, не высок, не высок.

Кругом чистые луга,

Рядом чистая река,

А вокруг стоит лесок,

Мусор в нем - большой порок.

Тут Лягушка мимо шла,

К теремочку подошла.


Лягушка. Это что за теремок, теремок?

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Ква – ква, тишина!

В теремочке я одна!

А из этого окна

Речка чистая видна.

Жить тут - просто загляденье:

Воздух чист, и нет сомнений –

­ Остаюсь тут навсегда - да, да, да!


Ведущий. Только свет зажгла Лягушка,

Появилась Мышь-норушка.


Мышка. Это что за теремок, теремок?

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?


Лягушка. Я - Лягушка-квакушка!

А ты кто?


Мышка. А я - Мышка-норушка!

Пусти меня в дом,

Будем жить с тобой вдвоем.


Лягушка. Я пустить-то тебя рада,

Только мне грязнуль не надо!

Кругом дивна красота,

Пусть останется она.


Ведущий. Поселилась Мышь с Лягушкой –

Лупоглазою подружкой.

Топят печь, зерно толкут

Да блины в печи пекут.

Так живут они тихонько,

Ходят в лес они порой,

Только мусора вагоны

Не оставляют за собой:

Где найдут, какую банку,

Тут же вмиг ее возьмут,

Подберут и даже палку,

Чтоб без дела не лежала тут.

Вдруг явился на рассвете

Петушок горластый - Петя.


Петух. Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Это что за теремок, теремок?

Он не низок, не высок, не высок.

Кто-кто в теремочке живет?

Кто-кто в невысоком живет?


Лягушка и Мышка (вместе.)

Здесь живем мы - две подружки,

В чистом поле дом нашли,

А из грязного болота

Убежать теперь смогли.

А ты кто?


Петух. А я - Петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Разрешите здесь пожить,

Буду честно вам служить.

Спать я буду на дворе,

Петь я буду на заре.


Лягушка и Мышка (вместе.)

Так и быть, мы впустим в дом,

Только, чур, тебе поем:

Береги и ты природу,

Не бросай ты мусор в воду,

Охраняй от разных бед,

И не спи же ты в обед.



Ведущий. Вот живут они - Лягушка,

Петушок и Мышь-норушка;

Их водой не разольешь.

Вдруг явился серый Еж.


Еж. Это что за теремок, теремок?

Он не низок, не высок, не высок.

Кто-кто в теремочке живет?

Кто-кто в невысоком живет?



Лягушка, Мышка и Петух (вместе).

Мы - веселые зверята,

В чистом поле дом нашли.

А ты кто?


Еж. Я колючий Ежик,

Ни головы, ни ножек.

Я из лесу к вам пришел,

Там беды большой подъем:

Люди там так отдыхают,

Сразу шум стоит такой,

Всех зверюшек распугают,

Мусор всюду оставляют.

Жить там стало невтерпеж –

­ Хоть куда девайся Еж.

Разрешите здесь пожить,

Буду терем сторожить.

Лучше нас, лесных ежей,

Нет на свете сторожей!


Лягушка, Мышка и Петух (вместе).

Так и быть, пожалуй, в дом,

Жить мы будем вчетвером.


Ведущий. Вот живут они, играют,

И печаль, и грусть не знают.

Не грозят им шум и гам,

Спят спокойно по ночам,

Воздух свеж и так приятен,

Нет от дыма и следа.

Хорошо живут зверята ­-

Всем довольные ребята.

В это время из берлоги

Вышел Мишка толстокожий,

Он мотает головой,

Рассуждает сам с собой.

Вдруг увидел - дом стоит,

Рядом реченька бежит. Он решил ...


Медведь. Пойду туда,

Наломаю там бока!



Ведущий. Оттого он злой такой,

Кто-то разбудил его зимой,

Не дал Мишке крепко спать.

Стал он злым, стал всем мешать.

Если б люди всех любили,

Уважали бы зверей,

Не пошел бы Мишка бурый

Дом ломать у малышей.

Лишь вломился он в домок,

Рухнул в поле теремок.



Лягушка, Мышка, Петух и Еж (вместе).

Что же ты наделал, Мишка?

Ты зачем сломал домишко?

Где же жить теперь зверятам?

Ты б не трогал этот дом -

Так прекрасно было в нем!

И пока жива природа,

Жить должно в ней много

Лесного народа.


Медведь. Я же вовсе не хотел

Обижать вас, братья!

А имея крупный вес,

Просто в гости я полез.


Ведущий. Вот так и люди поступают;

Имея силу, разум, власть,

Лесных зверей не уважают,

Куражатся над ними всласть.


Лягушка, Мышка, Петух и Еж (вместе).

Пусть все живут на свете вместе,

И только так спасем мы мир.

Ведь если каждый человек,

Устроил на поляне пир,

Захочет мусор свой забрать,

И потушить костер, залить,

Не будет каждая букашка

Свой новый дом опять искать.

Медведь. Но я же вовсе не хотел

Обидеть вас, друзья!

Я новый дом построить помогу

На радость вам, назло врагу.


Ведущий. И пошла у них работа!

Дом срубили за момент:

Он высокий и красивый,

И стоит как монумент.

За собой они убрали,

Мусор быстро весь собрали,

Чтоб не засорять окрестность,

Чтоб была красивой местность.

Так вот жили и живут ­

Экологию все чтут.


IV. Правила поведения в природе.


1 чтец. Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все - и я, и ты, ­

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не станет красоты.

2 чтец. Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, ландыш, зверобой.


Ведущий. Но много трав уже занесено в Красную книгу.


3 чтец. Охраняются Красной книгой

Столько редких животных и птиц.

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

4 чтец. Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются птицы, охраняются звери,

Охраняются даже цветы.


Ведущий. Все люди, прежде чем войти в лес, должны знать

правила поведения в лесу.


(Ведущий показывает детям плакаты и слушает объяснения ребят, как правильно вести себя в лесу.)


5 чтец. Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб леса вокруг шумели,

Чтобы были голубыми небеса.

6 чтец. Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса.

7 чтец. Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж.

8 чтец. Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь.


V. Подведение итогов мероприятия.

Что могут сделать школьники для охраны природы?

Школьники могут сажать деревья и кустарники, выра­щивать цветы и охранять зелёные насаждения.

Каждую весну ребята могут строить домики для птиц, а зимой - кормушки и подкармливать птиц.


Покормите птиц!

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А. Яшин.

Долг каждого школьника - следить, чтобы никто не разорял птичьи гнезда, чтобы не ломал ветки, не топтал траву в парках и не играл с огнём в лесу.

3амечательный писатель и большой любитель природы, М.Пришвин писал: «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса и горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А чело­веку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».