СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая тропа МБДОУ "Родничок" с. Слобода

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание и паспорт экологической тропы

Просмотр содержимого документа
«Экологическая тропа МБДОУ "Родничок" с. Слобода»



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Родничок» с.Слобода

Измалковского района Липецкой области














ПАСПОРТ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ








  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать, как процесс формирования осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты.

Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация развивающей среды.

Природная зона включает в себя помещения и участок дошкольного учреждения: групповые уголки природы с природными объектами, озелененная территория детского сада, экологическая тропа.

Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми, просветительская работа с населением, работниками дошкольных учреждений и родителями детей. Она выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.

Экологическая тропа ДОУ – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию об этих объектах.

В качестве объектов выбраны различные виды дикорастущих и культурных растений, лекарственные растения, клумбы, различные виды деревьев, растения Измалковского края.

В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.

При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.

Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.

Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.

Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают. Получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.






«Рыбе – вода, птице – воздух,

зверю – лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина.

И охранять природу,

значит, охранять Родину».

М.М. Пришвин


2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ


Вид тропы: экологическая.


Название тропы: «Времена года».


Местонахождение: начинается в зоне МБДОУ «Родничок» с. Слобода и проходит через сад, лес и пруд.

Состояние тропы: хорошее.


Протяженность: 2000 метров.


Режим пользования: круглогодичный.


Формы и методы работы с детьми на экологической тропе: экскурсионные учебные занятия, экологические исследования, беседы, наблюдения в природе, целевые прогулки, решение экологических ситуативных задач, чтение художественной литературы, детские проекты, обсуждение и проигрывание ситуаций, труд в природе, «Красная книга природы», «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений, беседы о правилах сбора растений).


Назначение экологической тропы:

- прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровление детей на свежем воздухе;

- наблюдение за живой и неживой природой, установление простейших взаимосвязей в природе;

- проведение исследовательской, игровой, театрализованной и других видов деятельности.

Цели:

- формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменениях;

- формирование первичных экологических представлений;

- формирование чувства близости к природе, забота и бережное отношение к ней;

- формирование умения передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, рассказах и творческих работах.


Маршрут разработала воспитатель Анохина М.П.



3. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ


«В помещении детского сада»:

Объекты для наблюдений:

- «Живой уголок»: два аквариума с разнообразными рыбками, комнатные растения;

- «Уголок фиточая»: приготовление чая из разных трав;

- «Уголок флористики»: икебана из сухоцветов, гербарии из листьев, трав;

- «Уголок-лаборатория»: эксперименты, опыты, исследовательская работа (таяние снега, конденсация пара, прорастание семян, рассматривание песчинок под лупой и др.);

- «Огород на окне»: выращивание «зелёных витаминов»;

- «Уголок живописи»: репродукции картин пейзажей великих мастеров, рисование на экологическую тему.


«Цветник»

Объекты для наблюдений: цветы.


«Фитогрядка»

Объекты для наблюдений: лекарственные травы: календула, мята, пустырник, ромашка аптечная, крапива, зверобой, цикорий, подорожник.


«Огород»

Объекты для наблюдений: грядки с овощами, грядки с зеленью.


«Уголок нетронутой природы»

Объекты для наблюдений: небольшая озеленённая территория, которая не подвергается никакому воздействию со стороны человека, с растениями, которые сами посеялись и нашли благоприятные условия.


«Сад»

Объекты для наблюдений: плодово-ягодные саженцы и привлекательные для наблюдений расрения: яблоня, вишня, смородина, малина. Стволы деревьев, кора, листва и ветки, плоды.


«Лес»

Объекты для наблюдений:

- «Дуб»: большой красивый дуб;

- «Рябиновая аллея»: «кудрявые рябинки» с ажурной, развесистой кроной;

- «Старый пень»: старый пень, под пнём улитки, насекомые, мох;

- «Берёзовая роща»: берёзы разного возраста и разной толщины со светлой и более тёмной корой; боль шие берёзы с обилием мха на стволах с северной стороны (ориентирование), грибы на стволе берёзы;

- «Муравьишки»: «На поляне среди ёлок дом стоит среди иголок, за травой не виден он, а жильцов в нём миллион»;

- «Лещина»: ветки, листья, орехи;

- «Ель»: группа ёлочек разного возраста и высоты, есть срубленные. Ствол, кора, хвоя, смола;

- «Полянка»: травянистые растения: земляника, папоротник, лютик, молочай, очиток, злаки, грибы;

- «Пруд»: вода, водомерки на поверхности воды, другие мелкие насекомые, ряска; вокруг ивы, берёзы, осины.














Паспорт экологической тропы «Зелёная тропинка знаний»»

МБДОУ «Родничок» с. Слобода.

Название экологической тропы «Зелёная тропинка знаний».

Тропа начинается в зоне дошкольного учреждения и проходит через лес.

Длина тропы 2000 метров.

Продолжительность путешествия 1час 30 минут.

Назначение тропы. Тропа рассчитана на экологическое воспитание детей с четырёх до шести лет. Выполняет познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.

Краткое описание маршрута. Обследовав территорию детского сада, выделили наиболее интересные объекты для наблюдения:

Остановка 1 «Цветник»

Остановка 2 «Огород»

Остановка 3 «Лес»

Остановка 4 «Старый пень»

Остановка 5 «Зеленая аптека»

Остановка 6 «Сад»

Остановка 7 «Муравушки»

Остановка 8 «Ель»


Необходимые мероприятия по оборудованию тропы (краткий перечень).

- Детальное обследование территории и наиболее интересных объектов.

- Составление картосхемы.

- Выбор вместе с детьми «Хозяина» тропинки (сказочный персонаж) .

- Описание всех точек по схеме, оформление альбома.

- Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Возможность использования тропы по сезонам года используется во все времена года.

Режим пользования:

• Экскурсионные учебные занятия, экологические исследования.

• Экологические прогулки.

• Отдых.

• Место для проведения досуговых мероприятий (экологические праздники, конкурсы и пр.)

Маршрут разработала воспитатель Анохина М.П.


Остановка 1 «Цветник».

Объекты для наблюдений: цветы.

Остановка 2 «Огород».

Объекты для наблюдений: грядки с овощами, грядки с зеленью.

Остановка 3 «Лес».

Объекты для наблюдений: стволы, листва, хвойные веточки.

Остановка 4 «СТАРЫЙ ПЕНЬ».

Объекты для наблюдений: засохший пень, под пнем улитки, насекомые, мох.

Остановка 5 «ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА»

Объекты для наблюдений: лекарственные травы: одуванчик, подорожник, мелиса, календула, ромашка, мята, крапива, зверобой, цикорий.

Остановка 6 «САД»

Объекты для наблюдений: стволы деревьев, кора, листва и ветки, плоды.

Остановка 7 «МУРАВУШКИ»

Объекты для наблюдений: «На полянке среди елок, дом построен из иголок,

За травой не виден он, а жильцов в нем миллион».

Остановка 8 «ЕЛЬ»

Объекты для наблюдений: ствол, кора, иголки.

«Зеленая красавица для нас в лесу растет.

Ну, разве нам понравится без елки Новый год?»

Цели и задачи составления экологического паспорта:

1. Оценить готовность ДОУ к работе по проблеме экологического образования.

2. Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположено ДОУ.

3. Оценить влияние ДОУ на состояние окружающей среды.

4. Оценить состояние территории ДОУ и прилегающей территории.

5. Составить перспективу развития экологического образования ДОУ.

6. Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ.

7. Привлечь внимание родителей к проблеме экологического воспитания.

8. Установить более тесные связи с организациями по экологическому воспитанию.

Экологическая тропа - это маршрут на местности, специально оборудованный для целей экологического образования и воспитания.

Во время движения по экологической тропе дети получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях. Экскурсия по экологической тропе сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы, благодаря чему эффект восприятия информации усиливается мощным зарядом положительных эмоций.

Дети имеют возможность непосредственного общения с природой и наблюдения за животным и растительным миром в естественных условиях. Это дополняется визуальной информацией на стендах и указателях, которые установлены на маршруте, а также рассказом воспитателей.

Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:

• пониманию самоценности природы;

• осознанию ребенком себя как части природы;

• воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

• формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

• пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;

• пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;

• формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);

• формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

• — формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

• - развитие познавательного интереса к миру природы;

• - формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

• - воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства к объектам природы;

• - формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

• - формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой) ;

• - освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

• - формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении);

• - формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.


Общие задачи:

- Формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней.

- Формирование первых представлений о существующих в природе взаимосвязях.

- Воспитание экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Развивающая задача экологической тропы состоит в том, чтобы способствовать развитию у детей внимания, наблюдательности, памяти, аналитического мышления и восприятия красоты, раскрыть их творческие возможности.

Воспитательная задача состоит в воспитании любви к природе, развитии экологической культуры. Любовь к природе не приходит сама собой - ее нужно пробудить. И здесь особенно важен опыт непосредственного общения детей с природой.

Проводя наблюдения на экологической тропе, дошкольники познают родную природу, видят ее красоту и ранимость, начинают понимать, что каждый вид является важным звеном экологической системы. Понимание единства всей живой и неживой природы лежит в основе осознанного экологически правильного поведения.

Участие в общей работе по созданию и благоустройству экологической тропы приучает детей к труду, развивает у них чувство ответственности и бережное отношение к плодам своих и чужих рук.


Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:

экологические беседы;

• наблюдения в природе;

• уроки доброты;

• целевые прогулки;

• познавательные вечера;

• решение экологических ситуативных задач;

• чтение художественной литературы;

• детские проекты;

• обсуждение и проигрывание ситуаций;

• труд в природе;

• «Красная книга природы»;

• «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений);

• экологические сказки.








ИНСТРУКЦИЯ

по организации охраны жизни и здоровья детей

на "Экологической тропе"

1.   Общие требования безопасности

1.1.  Педагог дошкольного учреждения обязан:

1.1.1. Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.

1.1.2. Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.

1.1.3. Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.

1.1.4. Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.

1.2.  Требования безопасности к оснащению территории:

1.2.1. Оборудование, расположенное на территории "Экологической тропы" (малые игровые и архитектурные формы, пособия для экспериментальной и исследовательской деятельности, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.

1.2.2. Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.

2. Требования безопасности перед выходом на "Экологическую тропу"

2.1.  Воспитатель обязан:

2.1.1. Перед посещением осматривать территорию "Экологической тропы", не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.

2.1.2. Ежедневно проверять исправность и устойчивость оборудования, находящегося на "Экологической тропе", надежность крепления лестниц, мостиков, безопасность водоемов, пеньков.

2.1.3. Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке.

3.   Требования безопасности во время нахождения на "Экологической тропе"

3.1.  Педагог дошкольного учреждения обязан:

3.1.1. Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на "Экологической тропе", исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материалов.

3.1.2. Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования.

3.1.3. Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.

3.2. Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.

3.3. Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.

3.4. Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.

4.   Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

4.1.  Педагог дошкольного учреждения обязан:

4.1.1. При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории "Экологической тропы" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.

4.1.2. При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.

5.   Требования безопасности по выходу с территории "Экологической тропы"

5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

5.1.1. Организовать гигиенические процедуры воспитанников.

5.1.2. В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.

 

Заведующий _____________М. П. Анохина

«__10_» _апреля________ 2015__ г.

 С инструкцией ознакомлены:









ДЕРЕВЬЯ

Деревья - цветковые и голосеменные растения с многолетними одревесневающими стеблями и корнями; жизненная форма растений. В отличие от кустарников, почти все одноствольные деревья ветвятся и образуют крону. В открытых местообитаниях деревья формируют раскидистую крону, ствол короткий и толстый. В лесу, в сомкнутом древостое ствол тоньше, прямее, более высокий, крона узкая, расположена высоко. Среди деревьев есть вечнозелёные и листопадные.

Объекты для наблюдений: береза, клен.

Береза


Большинство видов берёз - деревья высотой 30-45 м, с обхватом ствола до 120—150 см, некоторые виды — кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едва приподнимающихся над землёй.

В давние времена, когда еще не было бумаги, умельцы особым образом выделывали верхний слой березовой коры — бересту, чтобы на ней можно было писать. Древесина дерева и сегодня служит для изготовления мебели, листья и почки используются в лекарственных целях, березовый сок не только вкусен, но и полезен, а из гибких тонких веток получаются отличные веники для бани. 


Клен

Д ерево семейства кленовых высотой 20-30 м. Листья округло-угловатые, пальчатолопастные. Листовые пластинки пронизаны многочисленными жилками разной толщины. Цветет весной, до  распускания листьев. Цветки собраны в зеленовато-желтые пучковидные соцветия. В каждом плодике образуется одно плоское, округлое зерно, чечевидной формы, но более крупное. Лекарственным сырьем служат листья и плоды. Листья заготавливают в первой половине лета, подвяливают на солнце и сушат на чердаке или в сушилке. Плоды собирают зрелыми. Сушат в сушилке или в печи при температуре 50...60°С. Хранят в мешочках или закрытой деревянной таре 2 года.

 

Под моей листвою пышной

Можно скрыться в летний зной.

Если "К" сочтете лишним,

Смысл получится другой.

Стану белым и пушистым,

Волокнистым, шелковистым,

Полотенце, простыня могут выйти из меня.

(Клён)

 

 

ЦВЕТЫ

О дуванчик:

Одуванчик — растение с ветвистым, стержневым корнем толщиной около 2 см и длиной около 60 см, в верхней части переходящим в короткое многоглавое корневище.

Листья голые, перисто-надрезанные или цельные, собранные в прикорневую розетку.

Все части растения содержат густой белый млечный сок.

Цветёт одуванчик в мае, плодоносит семянками с белым хохолком — с июня.


  Есть один такой цветок,                                          Золотой и молодой за неделю стал седой,
не вплетешь его в венок.                 А денечка через два облысела голова,
На него подуй слегка:           Спрячу-ка в карманчик бывший ….
Был цветок - и нет цветка.                                      (Одуванчик)
(Одуванчик)

 

Ромашка:

Ромашка аптечная — это однолетнее травянистое растение, 15—30 см высотой. Корень стержневой, тонкий. Все растение имеет сильный аромат. Стебель травы прямостоячий, густоветвистый. Листья ромашки очередные, сидячие. Соцветия — корзинки. Краевые цветки ромашки язычковые белые, внутренние — трубчатые желтые. Листочки — обертки зеленые, по краям белопленчатые, тупые. Цветет растение ромашка с мая по сентябрь. Плоды — семянки без хохолка.

 



На травинке солнца глаз

Светит каждому из нас.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи. (Ромашка)

В поле бескрайнем сестрички стоят,

Жёлтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички - белы реснички.

(Ромашка)


 

 

«В ЛЕСУ»

ПТИЦЫ

Птицы -  класс позвоночных животных. Передние конечности превратились в крылья, большинство приспособлено к полету. Тело покрыто перьями, температура тела постоянная, обмен веществ очень интенсивный. Размножаются, откладывая яйца.
Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.

Г олуби:

Голуби живут по всему земному шару, кроме полярных и антарктических районов. Особенно много их в Австралии и на Малайском архипелаге. Науке известно свыше 300 видов диких голубей. Впервые человек одомашнил голубя ещё пять тысяч лет назад. С тех пор эти птицы неразлучны с человеком.



Сороки:

У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом.

Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. В природе сороку можно безошибочно определить по голосу с типичным звучанием "ча, ча, ча". Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса.



Вороны:

Предпочтение отдает городам, населенным пунктам. Всеядна. Эти сообразительные птицы пpeкрасно приспособились к соседству человека. В последние годы они, например, научились систематически проверять вывешенные зимой за окно сумки с продуктами. Умеют поднимать крыши скворечников, если они не прикручены проволокой.



В оробьи:

Всем известны эти дерзкие, смелые и умные птички, благополучно живущие даже в шумных, многолюдных городах. Приближение весны мы привыкли отмечать по поведению воробьёв. Стоит поярче засветить и пригревать солнцу, как на крышах и возле оттаявших луж, на деревьях городских бульваров начинают громко чирикать весёлые воробьи. Они радуются солнцу, приходу весны. Сколько задора в их громком чириканье!



С иницы:

Хорошо заметная, подвижная птица величиной с воробья (масса тела 15-21 г). Голова, горло, подхвостье черные. Щеки и пятно на затылке белые. Грудь и брюшко ярко-желтые с черной продольной полосой и 'галстуком', более широкими у самцов. Хвост и крылья серо-голубые, спина зеленая. У самок 'галстук' доходит только до брюшка. Распространена в лесной зоне России от западных границ до тихоокеанского побережья и на Кавказе. Обитательница лиственных и смешанных лесов, садов и парков. Ведет оседлый и кочующий образ жизни. Питается в основном насекомыми.



Снегирь:

Внешний вид. Птица чуть крупнее воробья, очень плотного сложения, голубовато-серая сверху с черными шапочкой, подбородком, крыльями и хвостом, белыми надхвостьем и полосой на крыле. Молодые птицы без черной шапочки. Полоса на крыле чисто-белая; щеки и грудь у самцов красные, у самок и молодых птиц — буровато-серые. Голос — мягкое протяжное “дню” или “фью-фью”; песня трескучая, с флейтовыми и свистовыми звуками. Местообитания. Живет в лесах (избегает только чистые сосняки) с густым подлеском, в садах и парках. Летом снегирь обитает как в густых лесах, так и в редколесьях на краях гарей и вырубок, но держится очень скрытно и редко попадается на глаза. Зато зимой не заметить разноцветную стайку снегирей просто невозможно. Питание. Питается преимущественно семенами, почками и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, а мякоть плодов выбрасывает.






 

Небольшая пестрая птица
Не боится зимой простудиться,
Угощенье наше ей снится.
Прилетает к нам часто ...
(Синица)


Алый низ и черный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь –
До чего красив ...

(Снегирь)


Буян-мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает.

(Воробей)


Окраской - сероватая, повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая – известная персона.

Кто она?..

(Ворона)


Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.

Все стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока
Вороватая ...
(Сорока)

Подбирает он проворно
Кинутые ему зерна
И гнездится на карнизе
Наш любимый ...

(Голубь сизый)



 

 

Лесные защитники (Муравейник)

К онечно же, каждый человек, побывавший в лесу, сталкивался с муравьиными домиками, сооруженными из веточек и опавшей хвои. А знаете ли вы, что в этих домах существуют свои строгие правила общежития и у всех жителей есть свои обязанности? Уклад жизни семьи муравьев сходен у большинства видов. Один раз в году, с наступлением теплого времени, в гнезде-муравейнике появляются крылатые самцы и самки муравьев, которые разлетаются в так называемый "брачный лет". Самцы вскоре погибают, а самки сбрасывают крылья и становятся царицами – основателями нового гнезда. Найдя подходящее для муравейника место – в земле, под камнями, в старых пнях, под корой гниющих деревьев, самка откладывает первую порцию яиц. Вылупившихся личинок она кормит своей слюной. Личинки превращаются в куколок, а из куколок получаются первые рабочие особи, и начинается жизнь нового муравейника. Самок-цариц в муравейнике бывает одна или несколько, они живут до 15 лет и все время откладывают яйца. Рабочие муравьи, самая многочисленная часть семьи, живут меньше – несколько лет. Все рабочие муравьи образуют отдельные группы – касты. У каждой касты свои обязанности – одни ухаживают за самками и молодыми муравьями, другие строят и ремонтируют муравейник, третьи чистят его, четвертые защищают муравейник от врагов, пятые – снабжают всех обитателей пищей.




 КУКУШКА

П аразитизм кукушки, выражающийся в под­брасывании этой птицей яиц и даже вылупившихся птен­цов в чужие гнезда — одна из неразгаданных тайн при­роды. Интересно, что у кукушат, уже через несколько часов после рождения в чужом гнезде проявляется так называемый рефлекс «выбрасывания». Будучи еще сле­пым, птенец, растопырив голые крылышки, подлезает под яйцо или птенца законной хозяйки гнезда и, уложив его в ложбинку у себя на спине, выбрасывает прочь.

Другой любопытной особенностью кукушечьей поро­ды является почти полное отсутствие «голоса» у самки кукушки. Немногие, наверное, знают, что кукование в на­ших лесах, к которому мы так привыкли, — дело самца кукушки. Самка же может только издавать не очень слышное «кли-кли-кли».



«В ЛЕСУ»



БЕЛКА

Б елка обыкновенная это мелкий, красивый и ловкий зверек с вытянутым телом и очень пушистым хвостом. Длина ее тела составляет без хвоста 19-28см, а с ним 30-47см., вес взрослого животного варьируется в пределах от 250 до 340г. Они имеют округлую голову с большими и выразительными черными глазами, уши длинные, с кисточками, особенно они выражены в зимний период. Меховой покров тела белок условно можно разделить на зимний и летний. Его смена называется линькой и протекает 2 раза в год. Зимний мех высокий, мягкий и пушистый, так летний наоборот – более жесткий, редкий и короткий. Окраска меха у этих грызунов очень изменчива. Белка – это обитатель лесов и парков. Она предпочитает смешанные хвойно-широколиственные леса, так как основной рацион ее питания составляют семена древесных пород растений, то такие леса предоставляют для нее наилучшую кормовую базу. Образ жизни этого зверька преимущественно древесный. Белка является живым и очень подвижным зверьком. Она с легкостью совершает прыжки с одного дерева на другое преодолевая расстояние в 3-4 метра по прямой и 10-15 метров по нисходящей кривой. Для такого передвижения она использует свой большой и пушистых хвост в качестве руля. Свои убежища белка устраивает только на деревьях. В лиственных лесах они преимущественно живут в дуплах, куда натаскивает траву, сухой мох, древесные лишайники и сухую листву, создавая мягкую подстилку. В хвойных лесах, она строит гайны. Это гнезда шарообразной формы из сухих веток, внутри которые выстланы мхом, листьями, травой и шерстью. Диаметр такого гнезда может доходить до 25-30 см. Такое гнездо белки строят в развилке веток или сучьев на высоте от уровня земли от 7 до 15 метров.

 



«ЛУЖАЙКА С НАСЕКОМЫМИ»


 







«МУРАВЕЙНИК»

 











«ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ»


 «ЦВЕТНИКИ»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!