Слайд 1.
Экскурсия по экологической тропе «Сампурская».
Ежаков М.С.
учитель химии Сампурского филиала
МБОУ Сатинская СОШ
Слайд 2.
Цель:
Совершить экскурсию по экологической тропе «Сампурская»;
Повышение внутренней мотивации;
Активизация творческого потенциала обучающихся класса;
На видовых точках рассмотреть вопросы, связанные с экологией;
Ответить на вопрос: Возможно ли заселение участков села Сампура дрофой и выхухолем?
Слайд 3.
Мой Сампурский район,
Твоё богатство люди, бескрайние поля и голубая Цна,
Церквей старинных вид, он сердцу мил и чуден,
У родников твоих есть глубина, нет дна… О.Александрова
Как называется и где расположен храм?
Слайд 4.
Покровская церковь в с.Беляевка;
Иоанно-Предтеченская церковь с. Ивановка;
Казанская церковь, с. Петровка;
Церковь вмч. Георгия Победоносца, с. Сампур;
Церковь Михаила Архангела, с. Сатинка; |
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Верхоценье.
Слайд 5.
Самое интересное в том, что мы далеко не всё ещё знаем об идеях Вернадского. Его архивы обширны, и притом до сих пор не опубликованы. Сейчас идёт процесс их разбора, и здесь ещё огромное поле для работы – не только историков, но и учёных-естественников.
Борис Серов
Слайд 6.
Экологическая тропа «Сампурская»
Более десятка лет существует экологическая тропа, которая стала местом экологического образования обучающихся. Создавая её, мы позаботились, чтобы за время экскурсии увидеть почти все биогеоценозы, встречающихся в Сампурском районе. Время проведения экскурсии от 45 до 90 минут, что позволяет время урока или похода в лагере с дневным пребыванием.
На экологической тропе отмечены видовые точки – алюминиевые цифры, деревья вдоль тропы помечены двумя полосами – белой и зелёной, которые хорошо видны как летом, так и зимой. План тропы помещён на стенде в зале природы школы.
Слайд 7.
Сосновый лес прекрасен в любое время года. В зимнее время поражает контраст белого снега и зелени хвои, оранжевой коры. Летом в сосновом бору легко дышится разогретой смолой.
Слайд 8.
Дуб – основное дерево нашего леса. Пойменная дубрава растёт на повышенном участке, на почве богатой гумусом. В лесу хорошо заметны ярусы: главное дерево – дуб черешчатый, второй ярус составляют рябина, черёмуха, дикие яблони и груши, в кустарниковом ярусе – бересклет бородавчатый, шиповник, крушина, ирга. В травяном покрове встречаются звездчатка, ландыш, копытень.
Осина быстро размножается, не только семенами, но и вегетативным путём, корневыми отпрысками. Будучи светолюбивой и быстрорастущей породой она захватывает лесосеки, но живёт осина 50-60 лет.
Березняк издали заметен по белоствольным деревьям, нежной зелени листьев. В нашей местности растут берёза бородавчатая и берёза пушистая.
Слайд 9.
В пойме Цны много луговых участков, расположенных на месте бывших лесов. Основу травостоя в них образуют мятлик, костёр, клевер, герань, колокольчики.
Слайд 10.
Факторы среды
Дует лёгкий ветерок.
По коре ползёт жучёк. Вспомним факторы среды
Солнце светит ярко. абиотический, биотический и
Мы в крапиву не пойдём. антропогенный, про какие
Мусор в поле обойдём. факторы идёт речь?
Слайд 11.
Дует лёгкий ветерок. - абиотический
По коре ползёт жучёк. - биотический
Солнце светит ярко. - абиотический
Мы в крапиву не пойдём. - биотический
Мусор в поле обойдём. - антропогенный
Слайд 12.
В нашей местности протекает главная река Тамбовской области - Цна, она берёт своё начало в Сампурском районе. Здесь река еще неполноводная, но запруды позволяют на реке устраивать места для купания.
Слайд 13.
Родник Сампурский. Местонахождение родника в русле реки Цны. Дно родника песчаное, загрязнение происходит за счёт почвы, стекающей с полей во время половодья. Напорный донный ключ. Качество воды хорошее, вода без запаха, постороннего вкуса и цвета, используется для питья.
Баронникова Людмила Михайловна
РОДНИКИ
У истоков жизненной реки
Бьют кристальные, как айсберг родники.
Мой родник от них не отстаёт –
В радости, невзгоды бьёт и бьёт.
Как бы мне хотелось, чтоб родник
Раньше времени не высох, не поник…
Слайд 14.
Родник и река
Изучим воды родника и реки органолептическим методом: рассмотрим цвет, запах и читабельность (измерим высоту водного столба, через которую читается текст). Вода в реке Цна и роднике Сампурский в пределах нормы.
Слайд 15.
ЭКСКУРСИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ
1 класс - обзорная экскурсия;
2 класс - ознакомление с жизненными формами растений (деревья, кустарники, травы);
3 класс - наблюдения за сезонными явлениями в жизни растений;
4 класс- влияние на растения факторов неживой природы и хозяйственной деятельности человека;
5 класс – выявление связи между растениями и животными;
6 класс – сезонные явления в жизни растений;
7 класс- изучение многообразия птиц;
8 класс- антропогенное воздействие на природную сферу;
9 класс – среда жизни и ее обитатели;
10 класс- жизнь организмов в биогеоценозе;
11 класс – оценка состояния окружающей среды.
Слайд 16.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПОХОДОВ И ЭКСКУРСИЙ
1 класс - экскурсии "Времена года", экскурсии по экологической тропе. Поход в урочище "Гавриловская дача".
2 класс - сезонные экскурсии в пришкольный лес; по экологической тропе и поход в Шубин сад.
3 класс - экскурсии в лес, по реке, по экологической тропе и поход в Текинский лес.
4 класс - экскурсии в лес, на реку, по экологической тропе и поход в "Волушку".
5 класс - экскурсии по экологической тропе, поход на Громок.
6 класс - экскурсии по экологической тропе, в краеведческий музей г. Тамбова, поход в с.Текино.
7 класс - экскурсии по экологической тропе, в г. Мичуринск, Дом-музей И.В.Мичурина; поход с.Сампур - д.Анновка - с.Ивановка.
8 класс - экскурсии по экологической тропе, в г. Мичуринск-ЦГЛ, поход в с. О.Лазовка.
9 класс - экскурсии по экологической тропе, в с. Ивановка (усадьба Рахманинова); поход в с. Верхоценье к истокам реки Цны - Алексеев овраг.
10 класс - экскурсии по экологической тропе, в Тарханы; поход в Орлиную балку (с.Бахарево).
11 класс - походы выходного дня, экскурсии по экологической тропе.
Лагерь дневного пребывания - поход в "Отрог" (с.Текино). Лагерь труда и отдыха - поход в села: Сампур – Медное – Ярославка –Сатинка - Сампур.
Слайд 17.
Цветы
Среди цветов выберите тот, который занесён в Красную книгу
Слайд 18.
Речь идёт о цветке, который называется рябчик русский
Слайд 19.
Птицы нашего леса
Слайд 20.
Слайд 21.
Красная книга тамбовской области
Какие условия нужны для того, чтобы в нашей местности вновь могли поселиться выхухоль и дрофа?
Слайд 22.
В нашей местности жил зверёк выхухоль русский, которого вытеснила завезённая из Америки ондатра. Сейчас есть возможность заселить наши реки этим пугливым зверьком.
А вот с дрофой будет сложно, так как она селится в степях. А в нашей области степи давно засеяны злаковыми культурами.
Слайд 23.
Подведём итоги похода
Мы живём в чудесной местности, сочетающей лес, поле, луг, реку. Не каждый человек может похвастаться таким разнообразием природных комплексов. Сохранить и преумножить природу родного края наша задача.
Слайд 24.
Сампур.
Он притихший необычно -
Как теперь его дела?
Сампур, Сампур…
Симпатичней
Не отыщется села.
Сампур прячется в низине,
Не видать издалека.
Но красив как на картине:
Лес и рядышком река.
Е. Шумарин
Слайд 25.
Литература
Программа развития экологического образования Сампурской средней школы на 2001-2012 учебный год.
Экологическая тропа «Святовское озеро». – Тамбов: Издательство ТГПИ, 1992. – 16 с.