СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая викторина

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для викторины подобраны вопросы на тему общей экологии и  охраны природы. Данная викторина, может быть включена в проведение экологического мероприятия для старшеклассников или как самостоятельное мероприятие. 

Просмотр содержимого документа
«Экологическая викторина»



Экологическая викторина «Человек на Земле»


1. Леса сравнивают с легкими планеты, ручьи и реки – с ее кровеносной системой, а с чем можно сравнить роль болот в биосфере. Как человек заботится об этих «жизненно важных органах» планеты?

2. Какая европейская страна первой уничтожила все свои леса? Почему это произошло?

3. В степях до появления человека обитало огромное количество травоядных животных. В североамериканских прериях паслось 75 млн бизонов, 40 млн вилорогих антилоп. Евразийские травяные кущи с аппетитом объедали десятки миллионов туров, диких лошадей и куланов10 млн сайгаков, не считая грызунов и птиц. Почему же подавляющая часть этих огромных стад исчезла с лика планеты?

4. Во льдах Гренландии, датированных 800 г. До н.э., обнаружено содержание свинца 0, 0004 мкг на 1 кг льда. Льды, образовавшиеся в 1753 г., содержат свинца в 25 раз больше, а образовавшиеся в 1969 г. Содержат 0,2 мкг свинца на 1 кг льда, т.е. в 500 раз больше. Объясните, как свинец попадает в воды Гренландии. Почему содержание свинца растет?

5. Про какой углеродистый энергоноситель говорят: самый исчерпаемый, самый «грязный», самый перспективный? Объясните эти характеристики.

6. Экологи шутят: инопланетян посетивший нашу планету, мог бы прийти к выводу, что превращение сырья в отходы – истинная цель хозяйственной деятельности человека. Насколько обоснована эта шутка?

7. Что в последнее время представляет главную экологическую опасность для здоровья горожан? Обоснуйте свой ответ.

8. Какие виды животных не уступают человеку в широте географического распространения на планете? Какие особенности этих животных позволяют им быть космополитами?

9. «Выстрелы раздавались все чаще, иногда слышались целые залпы, когда над полем, накрывая его, словно туча, черной тенью пролетала особенно большая стая… Казалось, здесь пролетало все пернатое племя. Никто не подбирал дичь, она валялась на полях в таком изобилии, что вся земля, казалось, была сплошь покрыта трепещущими жертвами». Это отрывок из книги Фенимора Купера «Пионеры». Роман вышел в 1823 году и описывает реальные события. Но уже к 1902 году эти птицы исчезли с лица Земли. О каких птицах идет здесь речь? Какие экологические проблемы автор затрагивает в своей книге?

10. В одном из нью-йоркских зоопарков можно видеть 200 надгробных камней. Под ними никто не лежит. А что начертано на камнях?

11. Человечество создало множество различных организаций, занимающихся защитой и охраной биологических видов. А есть ли Фонд защиты воробьев? Где и почему он создан?

12. Когда отмечается День Земли? Как давно и где появилась эта традиция?

13. С приходом европейцев в Австралии стали интенсивно разводить коров. Навоз стал отравлять почву, растения погибали. Как было исправлено это положение?

14. Один из врагов человека – комар – переносчик возбудителей малярии и других видов лихорадок. Что будет, если удастся каким-то способом избавиться от всех комаров?

15. За какую провинность коренные жители тайги и тундры могли раздеть человека донага, привязать его к дереву и оставить на съедение комарам?

16. В каком городе появились первые организованные свалки бытовых отходов?

17. Какой общественный транспорт в городах является наиболее безопасным с экологических позиций?

18. Благодаря чему в нашей стране удалось восстановить численность некоторых животных (лося, речного бобра, гаги)?

19. Во всем мире ощущается проблема нехватки пресной воды. В чем главная причина обострения этой проблемы?

20. Человек считает себя достаточно независимым от среды. Как вы можете доказать или опровергнуть данное утверждение?




Экологическая викторина «Человек на Земле»


1. Леса сравнивают с легкими планеты, ручьи и реки – с ее кровеносной системой, а с чем можно сравнить роль болот в биосфере. Как человек заботится об этих «жизненно важных органах» планеты?

Роль болот в биосфере можно сравнить с ролью печени и почек в организме.

Главная ценность болот – способность накапливать воду и улучшать ее качество.

2 февраля отмечается Всемирный день водно-болотных угодий. В 1975 году вступила в силу Конвенция о водно-болотных угодьях. Ее основная задача – охрана морских заливов, озер и заболоченных территорий от загрязнения химическими отходами.

(Биология в школе №8, 2006 г. Стр. 58)


2. Какая европейская страна первой уничтожила все свои леса? Почему это произошло?

Испания.

(100 вопросов по экологии. Стр. 160)


3. В степях до появления человека обитало огромное количество травоядных животных. В североамериканских прериях паслось 75 млн бизонов, 40 млн вилорогих антилоп. Евразийские травяные кущи с аппетитом объедали десятки миллионов туров, диких лошадей и куланов10 млн сайгаков, не считая грызунов и птиц. Почему же подавляющая часть этих огромных стад исчезла с лика планеты?

Причина исчезновения видов – в конкуренции за землю как ресурс между человеком и травоядными животными. Человек уничтожил степи и прерии, заменив их на пастбища для домашнего скота и поля для с/х культур. Степные виды, лишившись привычных мест обитания, либо вымерли, либо их численность значительно сократилась. Часть степных видов непосредственно уничтожена человеком.

(Биология в школе № 5, 2005 г. Вкладыш)


4. Во льдах Гренландии, датированных 800 г. До н.э., обнаружено содержание свинца 0, 0004 мкг на 1 кг льда. Льды, образовавшиеся в 1753 г., содержат свинца в 25 раз больше, а образовавшиеся в 1969 г. Содержат 0,2 мкг свинца на 1 кг льда, т.е. в 500 раз больше. Объясните, как свинец попадает в воды Гренландии. Почему содержание свинца растет?

Соединения свинца попадают во льды Гренландии, главным образом, с осадками и пылью, приносимыми из других районов Земли. Развитие промышленности и хозяйственная деятельность людей приводят к многократному, по сравнению с естественным фоном, увеличению выбросов всевозможных веществ, которые распространяются далеко от источника загрязнения.

(Биология в школе № 5, 2004 г. Вкладыш)


5. Про какой углеродистый энергоноситель говорят: самый исчерпаемый, самый «грязный», самый перспективный?

(Уголь)


6. Экологи шутят: инопланетян посетивший нашу планету, мог бы прийти к выводу, что превращение сырья в отходы – истинная цель хозяйственной деятельности человека. Насколько обоснована эта шутка?

В настоящее время в отходы перегоняется до 90% ресурсов. Ежегодно из чрева Земли извлекается 100 млрд тонн сырья (включая топливные), из которых 90 млрд тонн превращается в отходы. За последние 40 лет глобальное потребление минеральных ресурсов возросло примерно в 25 раз.

(Биология в школе № 5, 2004 г. Стр.53)




7. Что в последнее время представляет главную экологическую опасность для здоровья горожан?

Основную опасность стал представлять автомобильный транспорт, который помимо выхлопных газов (СО, углеводороды, оксиды азота) загрязняет среду различными высокотоксичными компонентами, особенно тяжелыми металлами (кадмий, свинец, цинк, молибден, хром, медь). Эти выбросы еще и вредны тем, что в них содержится сажа, способствующая глубокому проникновению тяжелых металлов в организм человека.

(Биология в школе № 3, 2003 г. Стр.6)

8. Какие виды животных не уступают человеку в широте географического распространения на планете? Какие особенности этих животных позволяют им быть космополитами?

Тараканы, крысы и другие синантропные виды.


9. «Выстрелы раздавались все чаще, иногда слышались целые залпы, когда над полем, накрывая его, словно туча, черной тенью пролетала особенно большая стая… Казалось, здесь пролетало все пернатое племя. Никто не подбирал дичь, она валялась на полях в таком изобилии, что вся земля, казалось, была сплошь покрыта трепещущими жертвами». Это отрывок из книги Фенимора Купера «Пионеры». Роман вышел в 1823 году и описывает реальные события. Но уже к 1902 году эти птицы исчезли с лица Земли. О каких птицах идет здесь речь? Какие экологические проблемы автор затрагивает в своей книге?


10. В одном из нью-йоркских зоопарков можно видеть 200 надгробных камней. Под ними никто не лежит. А что начертано на камнях?

(Названия исчезнувших видов животных)


11. Человечество создало множество различных организаций, занимающихся защитой и охраной биологических видов. А есть ли Фонд защиты воробьев? Где и почему он создан?


Такой фонд создан в Германии. Численность воробьев в этой стране за последние 30 лет снизилась в 2 раза. Воробьи попали в список видов, находящихся на пути к исчезновению. Фонд способствует сохранению садов и огородов с местными видами растений, благоприятных для жизни этих птиц, борется за запрет пестицидов, распространяет гнездовые домики для воробьев.

(Биология в школе № 2, 2008 г. Стр. 43)


12. Когда отмечаются именины Земли? Где и когда это произошло впервые? Как давно появилась традиция отмечать День Земли?


13. Человек считает себя достаточно независимым от среды. Как вы можете доказать или опровергнуть данное утверждение?



14. С приходом европейцев в Австралии стали интенсивно разводить коров. Навоз стал отравлять почву, растения погибали. Как было исправлено это положение?

( были завезены естественные санитары – навозные жуки)

15. Один из врагов человека – комар – переносчик возбудителей малярии и других видов лихорадок. Что будет, если удасться каким-то способом избавиться от всех комаров?

(Нарушится природное равновесие. Личинки комаров – корм для многих видов рыб. Разорвав пищевую цепь


16. За какую провинность коренные жители тайги и тундры могли раздеть человека донага, привязать его к дереву и оставить на съедение комарам?


(Раньше так поступали с человеком, срубившим кедр, чтобы оборрать шишки. Такой человек становился объектом презрения. Доп.образование №6, 2004, стр. 43)

(В целях сохранения лесов при заселении Сибири русскими земледельцами Тобольская губернская канцелярия предписывала, дабы переселенцы не рубили кедры на строительные дела, «а потребные с тех кедров орешки и шишки обирали, но не подрубали бы не токмо всего дерева, ведь и сучья берегли». Нарушавшие правила пользования кедровником строго наказывались. Так, в Сургутском регионе виновных немилосердно секли и избивали, а после этого, раздев догола, привязывали к дереву и оставляли на расправу таежному гнусу. В Томском уезде были установлены средства санкции: за сломанную ветку кедра – 10 розог, а за поруб дерева (исходя их его объемов ) – от 25 до 100 розог. http://katactrofuy.ru/2009/08/07/prestuplenie-protiv-potomko)


17. В каком городе появились первые организованные свалки бытовых отходов?

(Афины, I в до н. э.)

Первые централизованные свалки появились на Крите за 3 тысячи лет до нашей эры. Специально для мусора рыли ямы, потом сваленные туда отходы пересыпали слоями земли. Этот метод утилизации до сих пор активно используется в обществе.


В античных странах мусор не носили далеко в буквальном смысле этих слов. В 320 году до нашей эры в Афинах был принят первый «мусорный» закон. Он обязывал граждан полиса вывозить мусор не меньше чем за полтора километра от черты города.




18. Какой транспорт в городах является наиболее экологичным?




18.

Что такое зеленая революция?

21. Что такое медицинская экология?

Мед.экология изучает болезни человека, связанные с загрязнениями среды и способы их предупреждения и лечения. Здоровье населения любой территории – лучший показатель состояния среды его обитания. (Доп.образование № 5, 2006 стр 32)


22. Благодаря чему в нашей стане удалось восстановить численность некоторых животных (лося, речного бобра, гаги)?

За короткое время путем запрета охоты и организации специальных заповедников в нашей стране была восстановлена численность косули, речного бобра, соболя.

(Экология 5(6) класс стр.249)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!