СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая викторина для учащихся 6 классов "Загадки мудрого филина"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Увлекательные задания по экологии для учащихся 6 классов в форме игры в несколько туров разовьют познавательный интерес у учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«Экологическая викторина для учащихся 6 классов (Автосохраненный)»

Экологическая викторина для учащихся 6 классов «Загадки мудрого филина»

Цель: продолжить работу по воспитанию у учащихся любви к природе ,развитию познавательного интереса учащихся к изучению родной природе ,способствовать развитию потребности в расширение экологических знаний и в деле охраны природы.

Ведущий:

Дорогие ребята, сегодня наша экологическая викторина посвящена обитателям планеты Земля. Помогать нам сегодня будет мудрый филин. Итак, начинаем.

1 тур.

Наша викторина будет проходить по типу игры «Кто хочет стать миллионером» .Вам будут заданы вопросы. Для каждого вопроса игры даны три варианта ответов. Необходимо выбрать правильный. Игрок может воспользоваться подсказкой мудрого филина, но при этом стоимость вопроса уменьшается на 2 балла. Главный приз получает игрок, набравший большее количество баллов. Игрок, давший неправильный ответ, выбывает из игры. Итак, наши вопросы.

Вопрос 1.(5 баллов)

Что такое экология?

А - животное

Б - окружающая среда

В - экология.

Подсказка Мудрого филина.

Экология – это греческое слово. В переводе означает «ойкос»- дом, жилище, «логос»- наука. Экология – наука изучающая взаимоотношения живых организмов с их средой обитания.

Вопрос 2.(10баллов)

Какие представители растительного мира больше всего страдают от загрязнения воздуха?

А – хвойные деревья

Б – лиственные деревья

В – мхи и лишайники

Подсказка Мудрого филина.

Эти растения - типичные лесные жители. Они – кормильцы многих птиц и зверей, всегда готовы накормить крылатых и четвероногих обитателей леса в голодное зимнее время своими семенами. Но больше всего они страдают от загрязнения воздуха, так как останавливаются в росте.

Вопрос 3.(15баллов)

У кровососущих насекомых особые органы обоняния располагаются нижних челюстях. Самое интересное, что строение их зависит от способа охоты, который используют те или иные кровососы. Так, среди всех известных комаров есть виды, охотящиеся за крупными животными(в том числе и за людьми),нападающие на мелких зверьков и подстерегающие своих жертв(независимо от их размера)в засаде. Лучше всего органы обоняния развиты у комаров, охотящихся за мелкой добычей, а хуже всего – у подстерегателей.

Кто из комаров «кровопийца»?

А – самец

Б – самка

В – оба.

Подсказка Мудрого филина.

Бывают годы, что комары размножаются в неимоверных количествах. Если в период размножения насекомое не насосётся крови, то оно отложит одну небольшую кладку яиц и потомство будет незначительным.

Вопрос 4.(20 баллов)

Какая птица считается символом мира?

А – Лебедь

Б – Голубь

В – Аист.

Подсказка Мудрого филина.

Ещё в античные времена люди заметили, что куда бы не относили этих птиц, они всегда возвращаются домой. Тогда и пришла кому-то в голову мысль использовать это свойство птиц для пересылки сообщений.

Вопрос 5.(25 баллов)

У кого язык длиннее своего тела?

А – У муравьеда

Б – У змеи

В – У хамелеона.

Подсказка Мудрого филина.

Одно дело – просто найти место, схожее по цвету со своей шкурой или кожей, и затаиться в нём, другое – изобразить сухую веточку или свернувшийся листик, как это делают некоторые насекомые. И совсем особое – изменить цвет. Хамелеоны относятся к ящерицам класса пресмыкающихся. Длина до 60см. тело сжатое боков, у большинства видов хвост длинный, цепкий, способный закручиваться на голове в затылочной части, имеются гребни и бугры. Глаза большие , с толстыми сросшимися веками и маленьким отверстием для зрачка. Движения глаз хамелеона независимы один от другого. Язык очень длинный , нередко превышает длину тела. В спокойном состояние сильно сжат с боков, при сокращении кольцевых мышц языка он молниеносно выбрасывается вперед. Хамелеоны часами следят неподвижно, зажав между щипцеобразными пальцами ветку, обхватив её хвостом и лишь время от времени выбрасывают язык, захватывая добычу. Питаются в основном различными насекомыми.

Вопрос 6.(30баллов)

На нашей планете становится всё меньше и меньше растений и животных: одни виды исчезают, численность других резко сокращаются. Пока они находятся в таком бедственном положении, их заносят в Красную книгу. Её цвет символизирует великую опасность и предупреждает: будьте осторожны, если не примете меры, будет поздно- вид исчезнет с лица Земли. Есть среди животных, внесенных в красную книгу, и насекомые. Один из них- необычный кузнечик по имени «толстун степной». Первый список редких и исчезающих видов диких животных и растений мира получил название «Красная книга фактов».

В каком году была в первые издана Международная Красная книга?

А – в 1857 году

Б – в 1966 году

В – в 1978 году.


Подсказка Мудрого филина.

Спустя 5лет после полёта Юрия Гагарина в космос появилась красная книга тревоги.

Игра для зрителей.

Назовите авторов художественных произведений для детей о животном и растительном мире.

(И. Акимушкин; В. Астафьев; К. Паустовский; Е. Чарушин; Н. Сладков; В. Бианки; Б. Житков; Э. Шим. и др.

2 тур.

Отборочный вопрос.

Какая бабочка всех раздевает?

Вопрос1.(5баллов)

Редко встретишь человека, который испытывал бы тёплые чувства к паукам. В лучшем случае люди к ним равнодушны, но обычно они вызывают чувство брезгливости и страха, а то и вообще ничем необъяснимую брезгливость и ненависть. А зря, ведь пауки на редкость интересные существа.

Сколько ног у паука?

А – 4

Б – 6

В – 8

Подсказка Мудрого филина.

Да, у паука 4 пары ног и 4 пары простых глаз.

Вопрос 2.(10баллов)

«Золотая шишка из лоскутов сшита»

Что это такое? Да, это ананас. Англичане называют его сосновым яблоком. На яблоко ананас не похож, а вот огромную сосновую шишку напоминает.

Где растёт ананас?

А - на пальме

Б – на земле

В – под водой.

Подсказка Мудрого филина.

Это наземные травы с коротким стеблем, и розеткой колючезубчатых листьев. Сочные и душистые золотисто-жёлтые соплодия отличаются высокими вкусовыми качествами. Родиной культурного ананаса является Бразилия, отсюда он распространился по свету. Ананас является источником витаминов А и В, его употребляют в пищу как в свежем, так и консервированном виде. Из листьев получают прядильное волокно.

Вопрос 3.(15баллов)

Назовите родину пингвинов.

А – Австралия

Б – Антарктида

В – Африка.

Подсказка Мудрого филина.

Да, пингвины обитают на самом необитаемом материке на нашей планете- это в Антарктиде. Они приспособились к суровым условиям жизни на этом материке, мало того, они даже выводят там птенцов , которых выкармливают птичьим молоком.

Вопрос 4.(20баллов)

Сто такое анчоус?

А – соус

Б – фрукт

В – рыба

Подсказка Мудрого филина.

Анчоус – небольшая стайная рыбка, играющая роль в рыболовстве. Обитает в тропической или в умеренной зоне океана. Похожа на сельдь, но имеет более крупный рой. Это серебристо- белые или полупрозрачные рыбки с продольной полоской вдоль всего тела. Питаются планктонными животными, которых захватывают ,плавая с широко раскрытым ртом. Анчоусы представляют основную пищу многих хищников- рыб, птиц, дельфинов, головоногих моллюсков.



Вопрос 5.(25баллов)

В США и Канаде обитает бабочка, знаменитая тем, что дважды в год совершает сезонные перемены. Как она называется?

А – Адмирал

Б – Монарх

В – Кардинал

Подсказка Мудрого филина.

Бабочка монарх относится к перелетным бабочкам Северной Америки, так как совершает регулярные перемены. Осенью бабочки Северной Америки широким фронтом летят на юг, преодолевая расстояние до 3000км. Они зимуют в Южной Калифорнии, Флориде, на Кубе. Здесь они соединяются в большие скопления на т.н. бабочковых. На местах зимовок бабочки охраняются законом. Весной бабочки откочевывают на север. Но дороге размножаются и, отложив яйца, погибают. Молодое поколение продолжает.

Вопрос 6.(30 баллов)

Кто такаяквагга?

А – самая крупная в мире жаба

Б – подвид степной зебры

В – птица семейства утиных.

Подсказка Мудрого филина.

Квагга, один из видов зебр. Распространена в Южной Америке. Известно 5подвидов, различающихся окраской. Собственно квагга отличалась от других зебр более слабо развитыми продольными полосами на туловище и ногах. На воле истреблена около 1860 г., последняя умерла в зоопарке Амстердама в 1883г. Другие подвиды квагга имеют поперечные полосы на всём теле( зебра Чанмана истреблена в 1910году,Бурчилиева зебра истреблена в 1910году). Зебра Чанмана, зебра Салуса и зебра Гранта встречается как в естественных условиях, так и в заповедниках.

Игра для зрителей.

Вспомните стихи, где упоминаются животные, птицы, растения, насекомые.(каждый прочитавший получает приз)


Отборочный тур.

Кто отправил Дедушку Мазая на помощь зайцам ( Н.А. Некрасов.)

Игра 3.

Вопрос 1.(5 баллов)

Какой гриб самый ядовитый?

А – мухомор

Б – бледная поганка

В – желчный гриб.

Подсказка Мудрого филина.

Есть старуха вредная,

На ней шляпа бледная,

А нога в ботинке,

На чулке пестринки,

Вокруг ворота пораспорото.

Кто к ней прислонится,

Тот не проснётся.

Вопрос 2.(10 баллов)

Что такое банан?

А – Гигантская трава

Б – куст

В – дерево.

Подсказка Мудрого филина.

Банан – Гигантская многолетняя трава с мощным корневищем и укороченным клубневидным стеблем которые почти не выступают над землёй и несут спирально расположенные огромно листья. Иногда стебли могут достигать до 15м, а листья длинной до 5- 6 метров.(банан огромный. Новая Гвинея.) растут бананы очень быстро. Огромные 7- 8 метровые ложные стебли вырастают всего за 8- 10 месяцев. Плод банана- ягода с кожистой оболочкой и сочной мякотью. Они удлинённые, цилиндрические.

Вопрос 3.(15 баллов),

рыба ли хвост отхватит, рак ли- тритону эта беда не беда. Он не то что хвост- даже новую лапку может отрастить! Эти экономные животные « старую одёжку» не выбрасывают, а с аппетитом съедают- для них это полезное и вкусное лакомство. Кто это?

А – змея

Б – акула

В – лягушка.

Подсказка Мудрого филина.

Когда выходит на охоту, она совсем не производит впечатления хищника, рыскающего в поисках добычи. Между тем и жертвы – комары , мухи и другие насекомые.

Вопрос 4.(20 баллов)

Где находится самый большой заповедник на планете?

А – в Америке

Б – в Австралии

Г – в Антарктиде

Подсказка Мудрого филина.

Огромный материк – континент ученых всего мира- находится в распоряжении одних лишь людей науки. На нем находятся научно исследовательские станции 11 стран.

Вопрос 5 (25 баллов)

Самец какой птицы насиживает яйца?

А – сойки

Б – пингвина

В – кукушки

Подсказка Мудрого филина.

Они лучшие ныряльщики в мире пернатых. Самый крупный представитель семейства весит до 40кг.. сто в своей обычной вертикальной позе легко дотягивается клювом до плеча человека. Когда самка уходит в море она передает яйцо самцу, и он носит его на лапках, прикрыв теплой перьевой кожистой складкой.


Вопрос 6 (30 баллов).

Самые крупные икринки откладывает китовая акула. Какой они формы?

А- круглые

Б – овальные

В – четырехугольные

Подсказка Мудрого филина.

При длине тела 11-12 метров, масса китовой акулы достигает 12-14 тонн. Размножается китовая акула откладывая яйца, заключенные в четырехугольные роговые кансулы. Яйцо очень крупное – в длину 67 см., а диаметр 40см. содержит вполне сформированный зародыш, изогнутый кольцом.


Подведение итогов.

Выявление победителей.

Домашнее задание.


Выступление 5-а класса.

Слышна громкая музыка. Группа туристов.

1-й: Как вам нравится эта поляна?

2-й: Подойдёт. Пацаны, приземляемся! ( Включают транзистор, раскладывают вещи).

3-й: Девчонки, ближе! (Едят, пьют).

4-й: Красота!

5-й: Хорошо сидим!

На поляну выходят мальчик и девочка. У мальчика в руках сачок для ловли бабочек.

2-й: Гляньте, ботаники идут.(Показывает на них пальцем и смеётся).

Мальчик достаёт из кармана коробочку:

- Хочешь я тебе что-то покажу?

Девочка: Покажи.

-Смотри, какой красивый жук!

-Это не жук, это божья коровка! Она и вправду такая красивая! Только зачем ты её мучаешь? Она же умереть может. Выпусти, пусть летит!

Вместе: Лети, лети!

Мальчик:

Прости нас, маленький жучок,

И муравей, и пчёлка,

Прости нас, сорванный листок

И срубленная ёлка,

Девочка:

Прости нас, стройный тополёк

За сломанные ветки.

Прости нас, пойманный зверёк.

Тебе так тесно в клетке.

3-й: Эй, ботаники, шли бы вы лучше цветочки нюхать. Ха-ха-ха. (Все смеются вместе с ним).

Один отходит с ножом в руках в сторону.

1-й : Слышь, ты чё там забыл?

- Память о себе оставить надо.

-Ну?

Ну, вот на том дубочке вырезал: здесь был Петруха. Класс?

Все с хохотом: класс.

4-й: Давайте потанцуем!

(Все начинают танцевать, подфутболивать пустые бутылки и стаканы).

5-й: Слышь, пошли на речку!

3-й: А мусор куда? ( Начинает подбирать пустые пакеты и бутылки).

4-й: Брось возиться, оставь там где лежит!.

( Всё сваливают в кучу, берут транзистор и уходят).

( На сцену выходят 3 чтеца и читают стихи).

1-й чтец:

Всё так изранено в лесу,

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти

Ни ёлки , ни сосны.

Берёзу ножиком пырнул

Какой-то живоглот,

Мне кажется из-под коры

Моя слеза течёт.

Вот муравейник подожжён

Кощунственной рукой,

Мне кажется, горит не он,

А дом пылает мой.

Земля в ожогах и рубцах,

Как в дни лихой беды.

Лихого ухарства следы,

Беспечные следы.

Ушли, обидев красоту,

Смутив лесной уют.

Не услыхав, что за спиной

Все листья слёзы льют.

2-й чтец:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они –

На планете мы останемся одни.

3-й чтец:

В лесу, где так много ботаники,

Друзья, соберите с полянки,

Окурки, дырявые чайники,

Пустые консервные банки,

Огрызки, обрывки, ошмётки,

Газетные клочья с кустов,

Добавьте скелет от селёдки,
И летний гербарий готов.





Выступление 5-б класса.

Фонограмма с криками птиц. Слайды с птицами. На сцене появляется охотник с ружьём. Выстрелы. Крики птиц… Выходят юноша и девушка.

Девушка:

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

И если б только понимали.

Что их полёт прощальным будет.

Их на заре подстрелят люди.

Скажи, они бы не летали?

Юноша:

Наверно, даже если б знали.
И даже если б понимали.

То всё равно б взмывали ввысь.

Ведь небо-это их стихия.

Ведь небо-это их свобода!

Ведь небо-это вся их жизнь.

Девушка:

А в небе- стаи журавлей.

Так грустно над землёй кружатся…

Земля… Скажи, что б стало с ней

Когда б на ней умолкли птицы?

Юноша:

Тогда бы мертвым стало небо.

И- тишина в пустых лугах,

И, может быть, колосья хлеба

Не золотились бы в полях.

И на полях уж не грачи,

А стаи чёрной саранчи…

Девушка:

Я не хочу такого мира.

Где всё так серо и уныло…

Опомнись, вздрогни человек:

Не долог на земле твой век.

Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?

Убитой птицей на заре?

Лесами чёрными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой с мёртвою плотвой?

Полями с выжженной травой?

Юноша:

Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц весёлой, звонкой

И шумным плеском родника.

И гроздьями рябины тонкой,

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом и дубрав…

Дети выносят макет земного шара в цветах и исполняют песню: «Раненая птица».

Муз. А. Пахмутова

Сл. Р. Рождественский.

1 куплет

Раненая птица

В руки не давалась.

Раненая птица

Птицей оставалась.

Этот сон давнишний

До сих пор мне снится:

На траве кровавой вздрагивает птица.

Припев:

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте люди,

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо,

А море без рыб – не море,

И земля без зверей – не земля!

Не земля!

Не земля!

2 куплет

Люди- исполины,

Люди-великаны,

Есть у вас винтовки,

Сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье,

Сила есть навечно-

И должно быть сердце,

Сердце человечье.

Припев:

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте люди,

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо,

А море без рыб – не море,

И земля без зверей – не земля!

Не земля!

Не земля!

3 куплет

Люди, человеки,

Страны и народы!

Мы теперь навечно

Должники природы.

Надо с этим долгом

Как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья

Раненая птица.

Припев:

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте люди,

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо,

А море без рыб – не море,

И земля без зверей – не земля!

Не земля!

Не земля!













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!