Урок биологии по теме "Многообразие птиц. Экологические группы птиц". 7-й класс
Цели урока: расширить представления учащихся о многообразии птиц; показать приспособленность птиц разных видов выживать в сходных местах обитания; отметить разнообразное значение птиц в природе, обосновать необходимость их охраны, воспитывать положительное отношение к знаниям, развивать умение работать в паре.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация урока, карточки-задания для пар, индивидуальные листы для изучения нового материала, диск голоса птиц.
Основное содержание
1. Актуализация ранее полученных знаний.
Назовите черты приспособленности птиц к полёту. (Слайд 1)
Чем выводковые птенцы отличаются от гнездовых? Приведите примеры. (Слайд 2)
По каким признакам различают оседлых, кочующих и перелётных птиц? (Слайд 3)
Какое значение в жизни птиц играют различные типы гнёзд? (Слайд 4)
2. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя с параллельным заполнением схемы на индивидуальных листах.
Птицы – самый многочисленный класс наземных позвоночных. Он насчитывает около 8600 современных видов. Их объединяют в три надотряда: Пингвины, Страусовые, Типичные птицы. (Слайд 5)
При работе со схемой учащиеся используют текст § 49 и иллюстрации к нему. Учитель демонстрирует слайды презентации и даёт комментарий каждому:
А) Пингвины: крылья узкие, короткие, ластообразные; ноги прикреплены к заднему концу туловища, между пальцами перепонки; скелет тяжёлый, оперение плотное, на крыльях чешуевидное. (Императорский, Адели, антарктический, золотоволосый; всего один отряд и 16 видов). (Слайд 6)
Б) Страусовые: крылья слабые, нет киля, ноги длинные и сильные, быстро бегают, голова на длинной шее, что помогает обзору. (Африканский страус, нанду, эму, казуары, киви). (Слайд 7)
В) Типичные птицы: 24 отряда (большинство современных птиц); хорошо выражены признаки приспособленности к полёту. Распространены по всему земному шару. В России 18 отрядов и 720 видов. (Слайд 8)
Многообразие птиц
Задание 1 – заполните схему
2. Экологические группы птиц. Заполнение схемы 2.
Типичные птицы принадлежат к различным экологическим группам.
Задание 2 – заполните схему
А) По местам обитания: птицы леса, водоплавающие, открытых пространств, побережий водоёмов и болот. При этом принимается во внимание не только строение, но и поведение.
Б) По местам гнездования: кроногнёздные, кустарниковые, наземногнездящиеся, дуплогнёздники, норники.
В) По типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные, падалееды.
3. Заполнить таблицу. (Слайд 9-12)
А) Птицы леса: укороченные закруглённые крылья, длинные хвосты.
Б) Птицы открытых пространств: сильные ноги, длинная шея, выводковые птенцы.
В) Водоплавающие: лодкообразное тело, перепонки на лапах, хорошо развита копчиковая железа.
Г) Птицы побережий водоёмов и болот: длинные тонкие ноги и шея, большой клюв, морские образуют птичьи базары.
Задание 3 – заполните таблицу
Приспособленность экологических групп птиц к местам обитания
Экологические группы птиц по месту обитания | Виды | Образ жизни и приспособления к месту обитания |
Птицы леса | | |
| |
Птицы открытых пространств | | |
| |
Водоплавающие птицы | | |
| |
Птицы побережий, водоёмов и болот | | |
| |
4. Рассказ учителя о растительноядных, насекомоядных, хищных птицах. (Слайд 13)
3. Закрепление полученных знаний.
1. Работа по карточкам в парах.
А) Дайте характеристику надотряда по рисунку страуса.
Б) Где живут пингвины, и каковы их особенности?
В) Каково значение особенностей строения серой цапли?
Г) Почему чирки не намокают и не замерзают?
Д) Назовите основные черты сходства большого и малого пёстрого дятла, чем их объяснить?
2. Минитест. (проверка Слайд 14)
Вариант 1.
Выберите из данных признаков характерные для дятла и совы.
Клюв массивный, приспособленный для долбления древесины.
Крепкий загнутый клюв, острые когти.
Язык длинный и липкий.
Полёт очень медленный и бесшумный.
Оперение короткое, жёсткое, яркоокрашенное.
Оперение рыхлое, мягкое, крылья закруглённые.
Ноги короткие, хорошо приспособленные для лазания по деревьям.
Полёт быстрый, прямой, маломаневренный. Тип развития гнездовой.
Глаза направлены вперёд, а не по бокам.
Пища – грызуны и мелкие птицы.
Вариант 2.
Выберите из данных признаков характерные для тетерева и орла.
Телосложение плотное, шея короткая, ноги сильные, приспособленные для ходьбы, разгребания земли.
Клюв крепкий, крючковатый, когти острые и кривые.
Гнездится на земле.
Полёт парящий на большой высоте.
Полёт с частыми взмахами крыльев и планированием, взлетает с шумом.
Весной характерно токование.
Питается животной пищей.
Ночует высоко на деревьях, зимой зарывается в снег. Тип развития выводковый.
Тип развития гнездовой.
Питается лесными ягодами, почками берёзы, насекомыми.
4. Домашнее задание. Изучить § 49, заполнить таблицу 4. Найти дополнительную информацию о различных экологических группах птиц.
Задание 4 – заполните таблицу
Приспособленность строения клюва к способу питания птиц
Экологические группы птиц по способу питания | Виды | Особенности строения клюва |
Хищные | | |
| |
Зерноядные | | |
| |
Насекомоядные | | |
| |
5. Рефлексия. (Слайд 15)
В апреле птичьи стаи снова
В наш край богатый прилетят.
И будут в крепях камышовых
Плескаться выводки утят.