СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологические игры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологические игры для уроков по окружающему миру.

Просмотр содержимого документа
«Экологические игры.»

Тема: Вода мира - единый организм
(занятие для детей младшего школьного возраста)

Схема занятия:

1. Расскажите детям о том, что жизнь зародилась в воде – одной из сред обитания организмов. Обсудите, чем отличаются понятия «среда обитания» и «место обитания». Процитируйте слова А.Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь!» Попросите детей подтвердить или опровергнуть это высказывание.

2. Попросите детей назвать три состояния воды (жидкое, твердое и газообразное). Продемонстрируйте масштабированный опыт «Сколько воды на Земле?».

3. Напомните детям о круговороте воды в природе. Прочитайте психологический текст «Вода мира». Обсудите, какие разные водные объекты были упомянуты в тексте. Подведите детей к выводу о том, что количество воды на Земле остается неизменным, меняется только ее состояние.

Материалы: трехлитровая банка с водой; стакан объемом 200 мл; пипетка; карта мира; магнитофонная запись (шум морского прибоя, журчание лесного ручья).



Тема: Книга природы
(экскурсия для детей младшего школьного возраста)

Схема занятия:

1. «Давайте познакомимся»: Организуйте знакомство детей друг с другом и с вами в процессе коммуникативных игр.

2. «Вспоминаем…»:

• Поиграйте в игру «Совы и вороны», используя в ней следующие утверждения:
- Природа – это то, что нас окружает и не сделано руками человека (верно).
- Живые существа – это такие существа, которые умеют двигаться (неверно).
- Свет, тепло, вода, воздух – все это необходимо для жизни живых существ (верно).

• После игры предложите детям:
-дать определение понятия «природа»;
-перечислить признаки живого;
-перечислить компоненты неживой природы.

3. «Картина мира»:
• Поиграйте в игру «Воронья охота», дав каждому ребенку задание найти на месте проведения экскурсии несколько из перечисленных в «охотничьем списке» предметов.
• Продемонстрируйте детям пособие «Картина мира». Нарисуйте на земле его аналог – расчерченный на десять секторов круг - и предложите детям разложить найденные природные предметы по соответствующим секторам (промаркируйте их карточками пособия). Обсудите правильность размещения предметов. Обратите особое внимание детей на задания: «Найти что-нибудь очень важное для природы» и «Найти что-нибудь совершенно бесполезное для природы». Обсудите эти задания и подведите детей к выводу о том, что в природе ВСЕ важно, а бесполезного - нет.
Прочитайте стихотворение Б. Заходера:
Все-все
Все на свете,
На свете нужны.

И Мошки
Не меньше нужны, чем Слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд!

Плохие дела
У Кошки без Мышки,
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки.

И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны!

И, если нам кто-нибудь
Лишним покажется,

То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Все-все
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети запомнить должны!

• Напомните детям о Царствах живой природы и предложите им поиграть в игру «В некотором Царстве…».

4. «Книга природы»:
Расскажите детям о том, что между всеми живыми существами, населяющими Землю, и всеми компонентами неживой природы существует огромное количество связей – видимых и невидимых. Объясните, что изучением этих связей занимается наука ЭКОЛОГИЯ, благодаря которой люди учатся читать «Книгу природы».

Материалы: литературный ряд; «охотничьи списки» для игры «Воронья охота»; картинки и карточки для игры «В некотором Царстве…»; пособие «Картина мира».

Тема: Где и как зимуют насекомые
(занятие для детей младшего школьного возраста)

Схема занятия:

1. «Куб животных»:
• Покажите детям картинки с изображением самых разных животные и подведите их к мысли о том, что обитатели Земли многочисленны и разнообразны. Попросите детей перечислить известные им классы животных, назвать представителей каждого класса и описать их главные отличительные черты.
• Обратите внимание детей на насекомых - самый многочисленный (по количеству видов) класс животных. Дайте детям возможность убедиться в огромной численности видов насекомых с помощью наглядного пособия «Куб животных». После рассматривания «Куба животных» подведите детей к выводу о том, что насекомых на Земле вдвое больше, чем всех остальных животных вместе взятых.

2. «Как устроены насекомые»:
• Расскажите о трех отличительных чертах, по которым можно узнать насекомых среди множества других животных, демонстрируя картинку с изображением какого-нибудь насекомого крупным планом:
- тело разделено на три части: голова, грудь, брюшко;
- на груди располагается ШЕСТЬ ног;
- брюшко состоит из сегментов – «HАСЕчено.»
• Раздайте детям карточки с изображением разных маленьких животных (насекомых, многоножек, червей и т.д.) и попросите доказать - насекомое или HЕ-насекомое изображено на картинке. («Я думаю, что на этой картинке изображено насекомое, потому что...»).
• Предложите детям послушать сказку К. Чуковского «Муха-Цокотуха» и по ходу чтения посчитать, сколько HЕ-насекомых пришло в гости к Мухе.

3. «Я люблю насекомых, потому что…»:
• Предложите детям по очереди закончить фразы: «Я не люблю насекомых, потому что...» и «Я люблю насекомых, потому что...». (Сначала дети будут называть насекомых, которые, с точки зрения человека, являются «вредными», потому что они «жужжат и мешают спать», «кусаются», «жалят» и т.д. Затем дети будут называть «полезных» с точки зрения человека насекомых - тех, кто радует нас своей красотой, опыляет растения и т.д.)
• После выполнения задания подведите детей к выводу о том, что хотя человек и делит животных на «полезных» и «вредных», но на самом деле в природе нет ни полезных, ни вредных существ - все одинаково нужны – те, «кто делает мед», и те, «кто делает яд…».

Материалы: наглядные пособия «Царство животных» и «Куб животных»; карточки с изображениями насекомых и HЕ-насекомых; литературный ряд.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!