Предметная неделя учителей начальных классов
Подготовила учитель:
Маслова Светлана Григорьевна
2016 год,апрель
Внеклассное мероприятие: Экологическая игра «Знатоки природы»
2 класс
Цель занятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.
Задачи:
1. Расширение и углубление знаний о природе, формировать познавательный интерес к окружающему нас миру.
2. Развивать сообразительность, быстроту мышления, умение работать в микро коллективе.
3. Воспитание заботливого отношения к природе.
Тип занятия: игра
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями, видеоклип «Живет повсюду красота»

Ход занятия.
1. Организационный момент.
2 слайд
Учитель: Рождаясь, с первого вздоха, с первой минуты жизни все мы получаем в наследство, в пожизненное пользование огромный мир – нашу прекрасную планету по имени Земля.
“ Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни” - сказал Сухомлинский. (Высказывание заранее записывается на доске).
Звучит мелодия Поля Мория «В мире животных». В это время выходит ученик и на фоне приглушенной музыке читает стихотворение.

Ученик:
1.Посмотри, мой милый друг,3слайд
Что находится вокруг?4слайд
Небо светло-голубое,5 слайд
Солнце светит золотое. 6 слайд
2.Ветер листьями играет, 7 слайд
Тучка в небе проплывает. 8 слайд
Поле, речка и трава, 9 слайд
Горы, воздух и листва. 10 слайд
3.Птицы, звери и леса, 11 слайд
Гром, туманы и роса. 12 слайд
Человек и время года – 13 слайд
Это все вокруг…? (Природа) 14 слайд
Песня «Милый лес»
С этим другом прямо с детства 15 слайд
Познакомиться спешим.
Здесь нас ждут деревья, травы,
Муравьишки-малыши.
Нам зелёной веткой машет 16 слайд
Наш знакомый добрый друг.

С ним земля милей и краше,
С ним красивее вокруг!
Припев: Милый лес, добрый лес!
Полон сказок и чудес он до небес!
Здесь черничные поляны 17слайд
И орешника кусты,
Здесь рассветы так румяны,
А туманы так густы.
В чаще сказочного царства, 18слайд
В заколдованном краю,
Встретят волки и лисицы
Земляничную зарю!
Припев.
Говорим тебе «спасибо» , 19слайд
За прекрасный воздух твой,
За рябину и калину,
За ромашку, зверобой.
На одной большой планете 20слайд
Нам с тобою вместе жить.
Будем, взрослые и дети,
Дружбой с лесом дорожить!
Учитель: Ребята, вы наверно уже догадались, что мы сегодня с вами будем говорить…о чем? Правильно, о природе.
Мы встретились сегодня с вами, чтобы подумать, как сохранить нашу природу.
21 слайд
Но чтобы сохранить природу, что нужно для начала сделать? (изучить ее) На уроках по окружающему миру, вы, наверное, уже многое изучили о природе, знаете ее тайны и причуды. Давайте поделимся своими знаниями об удивительном мире растений и животных. Этой теме мы и посвящаем игру «Знатоки природы» (слайд 1)
Учитель: За столами собрались участники игры. Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность, смекалку, также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе. Давайте познакомимся.
Представление команд (заранее обговаривается название команды и девиз, команда 8 человек).
Учитель: Приветствую всех членов команд и желаю вам победить. Итак, игроки готовы? Внимательно послушайте правила игры.
- Игра состоит из 5 конкурсов.
- На обдумывание и обсуждение задания команде дается указанное время, игрокам разрешается общаться между собой. После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.
- Подводить окончательные итоги игры и анализировать ваши ответы будет жюри (представление членов жюри).
Итак, начнем игру!
22 слайд 1й конкурс «Разминка» (каждой команде задается по несколько вопросов по очереди, на раздумье 5 сек. Если команда не отвечает, вопрос переходит команде соперника)
23 слайд 1я команда
1. Что делает еж зимой? (спит)
2. С прилетом каких птиц начинается весна? (грачей)
3. Какая птица живет на болоте? (цапля)
4. Какой цветок считается самым благородным? (роза)
24 слайд 2я команда
1. Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка.)
2. Какая из птиц считается символом мира? (голубь)
3. Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (Белка.)
4. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница.)
За каждый правильный ответ – 1 балл
Учитель: «Интересно о животных»
– Ребята, кто-нибудь из вас знает, какое животное живёт дольше всех?
(Ответы детей)
25 слайд Среди млекопитающих слон считается самым долгоживущим. Зарегистрированный рекорд – чуть более 60 лет.
26 слайд Лошадь разделяет со слоном первенство по долготе жизни. Известно много случаев, когда эти животные жили более 50 лет.
– А вот другие, не подвергаемые сомнению факты долголетия.
27 слайд Бегемоты живут от 40 до 50 лет.
Носорог – 40 лет, медведь – 34 года, обезьяны – более 20 лет.
Кошки могут дожить до 23 лет, а собаки до 22.
28 слайд 2й конкурс: «Жалоба»
Ведущий предлагает вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы» животного и определить, о ком идёт речь, и какую пользу приносит оно.
Жалоба I. Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.
Ответ: В первой жалобе говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей, целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу, – и они исчезнут.
29 слайд Жалоба II. На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим, висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.
Ответ: Во второй – о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от неё огромная. Они поедают вредных насекомых ночью. Как бы сменяя птиц, которые едят насекомых днём.

Дается время. После этого представитель команды (ученик-помощник) читает жалобу и дает правильный ответ. За правильный ответ – 3 балла.
Игра со зрителями 1:
Конкурс «Загадки» (За каждый правильный ответ обучающиеся получают жетон.)
1. Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост – её краса,
А зовут её .. (лиса)
2. Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (солнце)
3. На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок,
За травой не виден он,
А жильцов в нём – миллион. (муравейник)
4. Меньше тигра. Больше кошки,
Над ушами кисти – рожки…
С виду кроток. Но не верь:
Страшен в гневе этот зверь. (рысь)
5. Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход. (бобры)

6. Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызёт. (Белка)
Молодцы! Замечательно справились с загадками.
Жюри подводит итоги 2 конкурсов.
Слайд 30 3й конкурс: «Узнай животное по голосу»
Кто первый узнает, быстро поднимает руку. Внимание! Приготовились!
Звучит фонограмма голосов:
1 воробей
2 ворона
3голубь
4орёл
5муха
6 комар
31 слайд Учитель: «Интересно о птицах»
- Какая птица самая большая? (Ответы детей)
32 слайд- Самая большая из живущих на земле птиц вообще не умеет летать. Это африканский страус. Он достигает 2,5 м в высоту и весит более 135 кг. Это была бы тяжёлая работа – поднять в воздух такую птицу.
Песня «Воробьиная песенка»
33 слайд Мне не нужно ни игрушек,
Ни цветных карандашей,
Потому что у кормушки
Поселился воробей.
Только слушался бы лучше
Этот хитрый озорник.
Я решил на всякий случай
Птичий выучить язык.
34 слайд Припев: Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик,

Всем нужны друзья.
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик,
Даже воробьям.
35 слайд Сколько вкусных бутебродов
Искрошил в кормушку я.
Очень трудная работа -
Дрессировка воробья.
Но зато в районе нашем
Удивляется народ -
Воробей вприсядку пляшет,
Бьёт в ладоши и поёт.
36 слайд Припев.
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик,
Всем нужны друзья.
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик,
Даже воробьям.
37 слайд С ним мы делимся обедом,
Как положено друзьям.
Расчирикал он об этом
Всем знакомым воробьям.
Я им крошек дам послаще.
И недели не пройдёт -

Все увидят настоящий
Воробьиный хоровод.
Припев.
Учитель:
Вам, наверное, известно, что иногда в характере человека и животного есть что – то общее. Следующий конкурс
38 слайд (4й конкурс) « Характер наш и братьев наших меньших»
(Закончи фразу)
Пример: Хитрый, как……лиса.
Смелый, как…….лев.
Командам раздаются карточки с заданием.
1. Коварная, как ... (змея).

2. Трусливый, как ... (заяц).
3. Злой, как ... (собака).
4. Голодный, как ... (волк).
5. Упрямый, как ... (осел).
6. Бестолковый, как ... (баран).
7. Тихий, как ... (мышь).
8. Вольный, как ... (Птица).
За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл
Игра со зрителями 2:«Прилетели птицы»
Вед. Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…/Дети хлопают/
Вед. Что неправильно?
Дети. Мухи.
Вед. А мухи – это кто?
Дети. Насекомые.
Вед. Вы правы. Ну что ж, продолжим:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,

Аисты, вороны,
Галки, макароны! /Хлопают/
Вед. Начинаем снова!
Прилетели птицы:
Голуби, куницы! /Хлопают/
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаички, стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совки-сплюшки.
/Хлопают/
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки. /Хлопают/
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
Подведение итого жюри.
Природа - наш дом, а мы…
Дети: Хозяева в нем!
Учитель: Вы, верно, подметили и именно поэтому мы должны по-хозяйски к ней относиться: следить за порядком в нашем доме, беречь и защищать его, любить.
39 слайд 5-ый Конкурс капитанов
40 слайд 1 команда
У каких деревьев осенью листья красного цвета? (клен, рябина, осина)
Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)
Какой осенний месяц следует за августом? (сентябрь)
Сколько ног у паука? (8)
Умываются ли звери? (да)
Какие грибы получили название деревьев, под которыми растут? (подосиновик, подберезовик)
Какое ядовитое растение ты знаешь? (вороний глаз, вех, белена, дурман)
Какой цветок весной появляется из - под снега? (подснежник)
Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (едкая жидкость)
41 слайд 2 команда
Кто на себе свой дом носит? (улитка)
У каких деревьев вместо листьев иголки? (сосна, ель, кедр, пихта, лиственница)
Птенцы какой птицы не знают свою мать? (кукушка)
У какого растения семена напоминают парашюты? (одуванчик)
Назови животное леса, у которого есть рога? (лось, олень, лань)
Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму свои листья? (лиственница)
Какие ягоды мы собираем в лесу? (землянику, бруснику, чернику, костянику)
Какие несъедобные, ядовитые грибы ты знаешь? (мухомор, бледная поганка, сатанинский гриб, свинушка)
Назови всеядное животное? (медведь)

(Дополнительное задание)
Конкурс капитанов
много хлеба.
заботу любит.
выше урожай.
круглая сирота.
Земля
Без хозяина земля
Много снега
Больше птиц

судьба Родины.
много травы.
прощай, птицы!
земли украшение.
Много воды
Срубили кусты
Растение
Судьба природы
Учитель: Подходит к концу учебный год. Скоро каникулы. Будете много гулять, играть, отдыхать. Набирайтесь сил, здоровья для следующего года.

42 слайд 4.Ученик:
Очень добрым, очень светлым
Золотистым ясным днём
Мы поедем в гости к лету,
В гости к солнышку пойдём.
43 слайд 5.Ученик:
Земляникой и цветами
Встретят нас и лес, и луг,
Наши песни вместе с нами
Будут птицы петь вокруг.
6.Ученик:
44 слайд Что такое лето?
Это много света.

Это поле, это лес.
Это тысячи чудес!
Это в небе облака.
Это быстрая река.
Это яркие цвета.
Это в мире сто дорог,
Для ребячьих ног.
45 слайд 6 конкурс
Отгадай по описанию”
- Забавный пес Барбос прислал для вас, уважаемые знатоки, интересное задание. Оно называется “Отгадай по описанию”. Каждой команде предлагается по 2 текста - описание животного и растения. Догадайтесь по описанию, о ком идет речь?
46 слайд Команда 1
1) Сюда, под старый ореховый куст, он пришел под утро “с жиров”. Там, тревожно прислушиваясь, он обгладывал молодые побеги ивы, осины. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру - уснул, не закрыв глаза. (Заяц)
47 слайд –ответ -заяц
48 слайд 2) Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра - бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые “головки”, а с “головок” сметают легкие пушинки. –ответ-(Одуванчики)
49 слайд Команда 2
Снаружи жилище этих трудолюбивых насекомых - просто куча хвоинок и мелких веточек. А внутри - настоящий многоэтажный город с улицами, переулками, перекрестками. Кто жители этого “города”?
-(Муравьи)
50 слайд
Верхняя сторона листьев этого растения - холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя - теплая и нежная, как родная мать. Как называется этот цветок?
–ответ (Мать-и-мачеха)
51 слайд
Домашнее задание- выразительное чтение стихотворений
« Берегите землю»
7.Как приятно любоваться
Синевой морей.

Как прекрасно восхищаться
Клумбой у дверей.
Но не вечная природа,
Она терпит столько зла!
И всё меньше год от года
На планете кислорода
Счастья, мира и тепла.
Чтоб земля была красивей
Надо быть нам бережливей.
8. Поле, речка, чистый воздух,
Трели птиц в лесах густых.
Это всё дары природы
Не губите, дети, их.
Не ломайте гнёзд напрасно.
Не губите муравьёв.
Ведь природа так прекрасна
Каждый подтвердить готов.
Водоёмы берегите
Со студеною водой.
Они в жизни пригодятся
Нам для отдыха душой.
52 слайд –ролик «Живёт повсюду красота»
Подведение итогов жюри. Награждение команд и самого активного зрителя.
Учитель: Вы сегодня все очень хорошо поработали и показали свои знания об удивительном мире растений и животных. Надеюсь, ваши знания вам пригодятся в будущем и помогут сохранить нашу природу такой красивой и удивительной, как сейчас.
Песенка защитников природы.
Если б только-только-только,
Если б только на планете,
Если б только все земляне
Все живое берегли,
То возможно–можно-можно,
То наверно-верно-верно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели!
Припев.
А-а, здравствуйте,
Горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте,
Реки вот такой ширины!
А-а, крокодилы, бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай!
А-а, и зеленый попугай!
И пускай у этой речки,
И пускай в зеленой роще,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай,
И запомни-помни-помни,
Что беречь природу надо,

Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помогай!
Припев:
А-а, здравствуйте,
Горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте,
Реки вот такой ширины!
А-а, крокодилы, бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай