СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая игра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная экологическая игра для учащихся 3-4 классов.  В игре принимают участие команды 3-4 классов  по 5-6человек в каждой.Цель игры расширение кругозора учащихся по окружающему миру;воспитание экологической культуры; бережного отношения к окружающей природе;

 

Просмотр содержимого документа
«Экологическая игра»

Учитель начальных классов

Рябова Лидия Дмитриевна

МБОУ СОШ №12 им академика

В.И.Кудинова

г. Воткинск Удмуртская Республика

Экологическая игра 3-4 классы

Цели:

  1. расширение кругозора учащихся по окружающему миру;

  2. воспитание экологической культуры; бережного отношения к окружающей природе;

  3. воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;

  4. воспитание взаимовыручки, умение работать в команде

  5. знакомство с Красной книгой

Оборудование: листочки, пословицы, ручки, Красная книга

(В игре принимают участие команды 3-4 классов по 5-6человек в каждой).

Ход игры

Станция 1: Блиц-опрос

1. Зачем зайцу большие уши?

а) чтобы лучше слышать; б) для торможения на повороте;
в) чтобы не перегреться (в жару уши отводят 1/3 тепла, образующегося при обмене веществ).

2. Зачем страус голову в песок прячет?

а) от страха; б) разыскивает пищу; 
в) освобождается от паразитов (засунет в горячий песок и ждёт сколько сможет, пока погибнут или сбегут все паразиты).

3. Почему у дятла мозги целы, хотя он постоянно стучит клювом о дерево?

а) мозги маленькие;  б) голова на амортизаторах (между клювом и черепом – амортизаторы – пружинистая хрящевая ткань);  в) череп очень крепкий.

4. Почему дрожит мышка?

а) боится кошки; б) проветривает шкурку;
в) греется (при дрожании биохимические реакции выделения тепла резко ускоряются);

5. Зачем белке хвост? а) чтобы греться б) для красоты; в) для музыкальных упражнений (хвост может воспроизвести любой звук от фортепьянного концерта до крика зайца).

Станция 2: двойная жизнь животных

Задание – отгадайте слова, которые совпадают с названиями самых разных живых существ:

  1. Любитель зимнего плавания. (Морж.)

  2. Промежуточная опора моста. (Бык.)

  3. Пешеходный переход. (Зебра.)

  4. Устройство ввода информации в компьютер. (Мышь.)

  5. Автобусный безбилетник. (Заяц.)

  6. Длинный рычаг у колодца. (Журавль.)

  7. Заменитель колес у трактора и танка. (Гусеница.) Л

  8. Любитель очень рано вставать. (Жаворонок.)

  9. Любитель очень поздно ложиться. (Сова.)

  10. Небольшой выступ на передней части ствола стрелкового оружия, служащий для прицеливания. (Мушка.)

  11. Сторона монеты, противоположная решке. (Орел.)

  12. Шахматная фигура, которая ходит буквой Г. (Конь.)

  13. Детская игрушка в виде кружка или шарика на вращающейся оси. (Волчок.)

  14. Детская игрушка на ниточке, запускаемая в небо. (Змей.)

  15. Пупырышки на коже от холода или озноба. (Мурашки – муравьи.)


Станция 3: Кто как разговаривает?

Задание – вспомните, как “разговаривают” следующие птицы и звери и покажите пантомиму.

- голубь… (воркует);

-утка… (крякает);
- филин… (ухает);

-гусь… (гогочет);
- воробей… (чирикает);

- ворона… (каркает);
- медведь… (ревет);

- коза… (блеет);
- конь… (ржет);

-свинья… (хрюкает);
- слон… (трубит);–

-комар… (пищит, крыльями);
- пчела… (жужжит, гудит)


Станция 4: Угадай-ка

Узнайте по имени литературных персонажей животных, птиц, насекомых:

Гена (крокодил) Рикки-Тикки-Тави (мангуст) Каа (удав) Людвиг 14 (лисенок)
Матроскин (кот) Серая шейка (утка) Шушара (крыса) Торила (черепаха)
Балу (медведь) Шарик (пес) Мурка (корова)


Станция 5: Рыбная

Буквы рассыпались. Из этих букв нужно составить название рыб. Кто больше?(на доске)

тапвол (плотва); балакам (камбала);ёгмас (сёмга); дукса (судак); торёс (осётр); арьсак (карась); 
щел (лещ); щаук (щука); ганава (навага); секрат (треска); шкарюко (корюшка); куала (акула).


Станция 6: Математическая (команды получают листочки с задачами)

  1. Тополь называют рекордсменом по росту среди деревьев. Если весной посадить в землю черенок длиной 30 см, то к осени вырастает метровое деревце. На сколько см вырастает саженец тополя за лето?100 – 30 = 70 см

  2. Известно, что только в 8 случаях из 100 лесные пожары возникают без помощи человека, от молнии или от перегрева торфа. В скольких случаях причиной пожара является человек?

  3. 100 – 8 = 92 случая

  4. Один автомобиль ежедневно выбрасывает 3 кг выхлопных газов. Сколько кг вредных веществ этот автомобиль выбрасывает в атмосферу в месяц (за 30 дней)?30 * 3 = 90кг

  5. Сбор макулатуры сохраняет лес. 60 кг макулатуры спасает дерево. Ученики школы собрали 300 кг макулатуры. Сколько деревьев они спасли?300 / 60 = 5 деревьев

  6. За лето одна мышь уничтожает 1 кг зерна, а одна сова за этот период уничтожает 1000 мышей. Сколько тонн зерна спасает одна сова?1000 * 1 = 1000кг = 1 т зерна


Станция 7: У кого есть?

  1. У кого есть язык (язычок), но нет рта? (У колокола, у ботинка, у пламени.)

  2. У кого есть зубы, но нет языка, рта? (У пилы, у расчески, у шестеренки.)

  3. У кого есть ушко, но нет головы? (У иголки.)

  4. У кого есть кисти, но нет рук? (У винограда, у рябины.)

  5. У кого есть спинка, но нет животика? (У стула, у дивана, у кресла.)

  6. У кого есть ножки, но нет ручек и головы? (У стола, у табуреток, у дивана.)

  7. У кого есть ручки, но нет ножек? (У дверей, у окон, у чашек и кружек.)

  8. У кого есть нос (носик), но нет лица? (У корабля, у чайника.)

  9. У кого есть головка, но нет волос, ручек и ножек? (У спички, у булавки, у луковицы.)

  10. У кого есть почки, но нет желудка и печени? (У дерева, у кустарника.)

  11. Назовите сказки, в которых встречаются растения.)
    1. «Жар- птица» – яблоня 2. «Репка» – репа 3. «Мужик и медведь» – репа, рожь
    4. «Снежная королева» – розы 5. «Золушка» – тыква 6. «Дюймовочка» – тюльпан, кувшинка 7. «Царевна на горошине» - горох 9. «Гуси-лебеди» - яблоня 10. «Дикие лебеди» - крапива 11. «Аленький цветочек» - цветок 12. «Беляночка и Розочка» - розы…


Стация 8: Конкурс капитанов

Педагог:
- Сказки о животных – это один из разделов сказочных повествований, которые на протяжении столетий передаются из поколения в поколение. В сказочных рассказах животные могут превращаться в прекрасных принцев и необыкновенных красавиц, разговаривать человеческим языком, смеяться, плакать и переживать.
Назовите сказки, в которых люди превращаются в животных, а животные в людей.
Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. 1. «Царевна-лягушка» - лягушка

2. «Финист - ясный сокол» - сокол
3. «Дикие лебеди» - лебедь

4. «Золушка» - крыса, ящерицы
5. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - козленок

6. «Калиф аист» - аист, сова

7. «Беляночка и Розочка» - медведь

8. «Король- лягушонок» - лягушка
9. «Кот в сапогах» - лев, мышь

10. «Сказка о царе Салтане» - лебедь, коршун, комар, муха, шмель
11. «Карлик Нос» - гусыня

12. «Храбрая сердцем» - медведь
13. «Кукушка» - кукушка

14. «Иван-царевич и Серый волк» - волк


Станция10: Мудрые мысли

Из карточек которые вы получили, вам нужно составить выражения. Например: “Природа — не храм, а мастерская”.

Задания:

  1. Лес — наше богатство — берегите его!

  2. Охранять природу — значит охранять Родину!

  3. Земля — колыбель человека!

  4. Птицы — наши друзья.

  5. Вода — источник жизни.

  6. Охрана природы — дело народа.

  7. Поведение человека в природе — это зеркало его души


Станция11: Найди ошибки

Педагог:

Эту книгу назвали “КРАСНОЙ КНИГОЙ”.Почему Красной? Красный цвет — сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. Международная Красная книга не совсем обычная. Листы ее можно вынимать и перекладывать с одного места на другое. Листы имеют различную окраску: красные, белые, зеленые, желтые. Это зависит от того, насколько редок или уже исчезает данный вид. Кроме общего перечня животных, которые уже нуждаются в защите, в Красной книге имеются краткие, но точные сведения о каждом из этих видов. Первые тома этой книги вышли в 1971 году.

Перед вами рассказ. Вы в течение 5 минут должны выявить и подчеркнуть ошибки, которые допущены в этом рассказе.

Рассказ с ошибками «Воскресенье в лесу»

За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и транзистор. Веселой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яички и положили обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка!” — закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. “Это не гадюка, — тихо сказала Маша, — это уж”. “Все равно — гадина!” — ответил Петя.С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!

Вот так надо вести себя в лесу:

  1. Не включать громкую музыку;

  2. Не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные; так как разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество насекомые — грибы — деревья;

  3. Для костра собирать сушняк, а не ломать ветки. В теплую, сухую погоду в лесу разводить костры запрещается;

  4. Не оставлять полиэтилен, так как он плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается через 220 лет) и металлические банки (разрушаются через 100 лет);

  5. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения;

  6. Не трогать яйца птиц — птица может покинуть гнездо;

  7. не брать зверят и птенцов из леса в город — если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес;

  8. Не втыкать в муравейник палочки— нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе;

  9. не прятаться во время грозы под одиноким деревом — в него может попасть молния!

  10. Не уничтожать змей, даже гадюк;

  11. Луговые и лесные цветы рвать не следует — жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букет могут попасть редкие и охраняемые растения.