СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологические игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологические игры создают атмосферу радости при обучении и помогают лучше усвоить новую информацию.

Просмотр содержимого документа
«Экологические игры»

ИГРАЕМ И УЧИМСЯ

Экологические игры создают атмосферу радости при обучении и помогают лучше усвоить новую информацию.


«Болотные кочки»


Возраст. От 7 лет.

Место проведения. Класс, школьный двор, на природе.

Количество участников. До 15.

Основные цели. Идентификация себя с животным.

Что нужно знать перед занятием. Что такое болото, название и внешний вид животных

— типичных обитателей болот.

Необходимые материалы. Небольшие коврики или листы бумаги размером не менее А4. Ход игры. Перед игрой каждый участник выбирает себе образ животного, которое обитает на болоте (лягушку, лося, сову и т.п.), и изображает его. На полу разложены коврики (или листочки бумаги) — «кочки», на один меньше, чем участников. По команде ведущего «Настало утро!» все начинают перемещаться вокруг кочек в соответствии с образом выбранного животного. По команде ведущего «Ночь!» участники игры занимают кочки. Кто-то остается без места («тонет в болоте») и выбывает из игры. Одна «кочка» убирается. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна «кочка» и самое юркое

«животное», которое займет последнюю «кочку».



«Что у нас общего?» (по материалам книги В.А. Ясвина «Мир природы в мире игр»)



Многие животные — обитатели болот, такие, как лягушки, жабы, змеи и пиявки, вызывают у многих людей чувство неприязни. Игра пробуждает чувство сопереживания и отождествления с «неприятным» животным и тем самым изменяет отношение к нему в лучшую сторону.

Возраст. От 6 лет.






Место проведения. Класс, школьный двор, на природе.

Количество участников. До 15.

Основные цели. Идентификация себя с животным.

Что нужно знать перед занятием. Что такое болото, название и внешний вид животных, обитающих на болотах.

Необходимые материалы. Бланки с таблицами для всех участников, карандаши.

Ход игры. Участникам предлагается заполнить таблицу, отметив в каждой клеточке «да»

или «нет».




Кто

умеет плават ь под

водой

может проспа ть всю

зиму

может заболе ть

умеет прыгат ь

ест конфет ы

умеет летать

ходит в школу

живет в нашем доме

умеет ползать

хочет жить

Гадюка











Жаба











Крыса











Мышь











Заяц











Лягушка











Пиявка











Комар











Паук











Кабан











Улитка











Сова











Уж











Лосиная

муха











Я сам(а)













Затем предлагается ответить на вопросы.

    1. Что общего оказалось у тебя со всеми животными?

    2. Что умеют делать некоторые животные, чего не можешь ты?

    3. Чему из этого ты еще можешь научиться?

    4. С кем из животных у тебя оказалось больше всего общего?

    5. А что такого делаешь ты, что не делает никто из животных?

    6. У тебя с животными оказалось больше общего или больше различного?


Игру можно продолжить, предложив группе написать «неприятному» животному поздравительную открытку так, как бы это понравилось самому животному.


«Человечек из коры» (по материалам книги В.А. Ясвина «Мир природы в мире игр»)


Возраст. От 6 лет.

Место проведения. Класс.

Количество участников. До 25.

Основные цели. Расширение опыта восприятия мира природы, развитие воображения. Что нужно знать перед занятием. Что такое болото, типы болот, типичные болотные растения. Условия жизни растений на болотах.

Необходимые материалы. Кусочки коры различных деревьев, которые растут на болотах и их окраинах (черная и серая ольхи, сосна, осина, ива, ель, дуб), бумага, карандаши, краски.

Ход игры. Каждому участнику предлагается исследовать несколько кусочков коры. Их можно рассматривать, ощупывать, нюхать, лизать, откусывать, ощутить вес на ладони и т.д. После этого в кругу каждый рассказывает группе о своих ощущениях, старается дать максимум информации о кусочке коры. Затем участникам предлагается представить, что каждый кусочек коры превратился в человечка. Этих человечков, соответствующих

«своему» кусочку коры, нужно нарисовать. Важно в рисунке человечка отразить свои ощущения, полученные при исследовании коры. В конце упражнения участники могут предложить друг другу определить, из какой коры какой человечек «родился».


«Ателье мод» (по материалам книги В.А. Ясвина «Мир природы в мире игр»)


Возраст. От 6 лет.

Место проведения. Класс.

Количество участников. До 25.

Основные цели. Развитие способности тонко понимать, ощущать особенности разных живых существ, развитие воображения, повышение значимости отношения к природе, идентификация.

Что нужно знать перед занятием. Что такое болото и его типы, представителей животного мира болот.

Необходимые материалы. Бумага, цветные карандаши.

Ход игры. Участникам предлагается выбрать двух максимально различающихся болотных животных (маленький — большой, пушистый — гладкий, летающий — ползающий и т.п.). Затем необходимо для них разработать (придумать и нарисовать) комплекты одежды. Надо постараться, чтобы эта одежда подходила к внешнему виду животного, подчеркивала его достоинства, соответствовала характеру и «духу» животного, чтобы в ней было удобно вести тот образ жизни на болоте, который характерен для него. Игра заканчивается показом мод и обсуждением в кругу.



«Найди пару»


Возраст. От 12 лет.

Место проведения. Класс, на природе.

Количество участников. До 25.

Основные цели. Изучение жизни животных — обитателей болот.

Что нужно знать перед занятием. Что такое болото, название и внешний вид животных, живущих на болоте, и их биологию.

Необходимые материалы. Карточки с изображением взрослых и ювенальных стадий развития животных (лягушка: икра, головастик, взрослое животное; комар: яйцо, личинка, взрослое насекомое; гадюка: яйцо, взрослое животное; лось: лосенок, взрослое животное, и т.п.).

Ход игры. Участникам игры предлагаются карточки с изображением животных в разные периоды развития. Игроки должны совместить карточки с изображением взрослых, молодых животных и стадий развития одного вида. Если участников много, то их можно разделить на две команды. Победит та команда, которая соберет все карточки быстрее и правильнее. Игру можно немного изменить, разделив группу детей на «молодых» и

«взрослых животных». Каждый ребенок получает карточку с определенным видом животного. Цель: «молодые» и «взрослые» должны найти свою пару из другой команды. У этой игры есть другой вариант. Участникам раздаются заранее подготовленные карточки с названиями. Дети должны найти свою пару по смыслу. Примеры карточек:




Чибис

Поле

Журавль

Гнездо на низинном болоте

Улитка

Пруд

Росянка

Болото

Багульник

Лекарственное растение

Клюква

Верховое болото

Торф

Легко загорается

Канава

Мелиорация

Черная ольха

Низинное болото

Заказник

Особо охраняемая природная территория

Журавленок

Насекомые

Ушастая сова

Мышь

Журавлиное скопление

Осень

Беззубка

Чистая вода



«Детский писатель» (по материалам книги В.А. Ясвина «Мир природы в мире игр»)


Возраст. От 6 лет.

Место проведения. Класс.

Количество участников. До 25.

Основные цели. Коррекция целей и стратегий взаимодействия с миром природы, идентификация.

Что нужно знать перед занятием. Что такое болото, типы болот, представителей животного мира болот.

Необходимые материалы. Бумага, ручка, начало рассказа, в котором какому-то объекту природы угрожает опасность. Например: «Ночь была сырая и теплая. Моросящий дождик напитал болото водой. Лягушонок Квак сидел на кочке и ловил пролетающих мимо комаров. Было тепло и сытно. Вдруг сидящий на кочке лягушонок услышал шлепающие звуки. Это были шаги. Кто бы это мог быть? Шаги приближались, и Квак разглядел бегущую прямо к нему большую собаку, а чуть позади двух человек, которые пришли рано утром на болото за клюквой. Квак съежился и замер от страха. В это время. »








Ход игры. Участникам необходимо закончить рассказ, при этом постараться обращать внимание не только на развитие событий, но и на чувства, переживания, которые в этих ситуациях должны были бы испытывать их герои. Рассказы зачитываются в группе без комментариев и обсуждения. Упражнение можно закончить чтением одного или нескольких отрывков из рассказов о животных Сеттона-Томпсона или Бианки с комментариями.


«Журавли и вредные факторы» (по материалам игровых программ, разработанных сотрудниками НП «Лосиный остров»)


Возраст. От 6 лет.

Место проведения. Большой класс, на природе.

Количество участников. До 25.

Основные цели. Идентификация себя с животным.

Что нужно знать перед занятием. Что такое болото, какие животные обитают на болотах, важность болот для миграции птиц.

Необходимые материалы. Не требуются.

Ход игры. Игра подвижная, поэтому для нее необходимо пространство — зал или поляна без кочек и посторонних предметов. Группа делится на 2 части. Одна часть — это журавли (либо другие водно-болотные перелетные птицы), вторая часть — те факторы, которые угрожают птицам при перелетах (охотники, торфяные пожары, бескормица, беспокойство, осушение болот и пр.). «Журавли» из одного конца площадки должны добежать («долететь») до другого конца — конечной точки своего путешествия — места зимовки. «Факторы» могут перемещаться по залу в любом направлении, их задача ловить

«Журавлей». По пути следования «Журавлей» есть спасительные места — «Болота», которые перед игрой либо обводятся мелом, либо ограничиваются веревкой. «Журавли» могут добежать до «Болот» и быть там в безопасности.





Пойманные «Журавли» сами становятся «Вредными факторами». К концу игры остается самый юркий «Журавль», который становится победителем. После игры обсудите результаты. Просто ли было «Журавлям» прорваться через опасности? Как ребята думают, что необходимо, чтобы все птицы долетали до мест зимовок? Какую роль играют болота для птиц во время миграций?


«Болотная азбука»


Возраст. От 5 до 12 лет.

Место проведения. Класс.

Количество участников. До 40.

Основные цели. Изучение животных и растений, обитающих на болотах.

Что нужно знать перед занятием. Что такое болото, несколько характерных для болот растений и животных.

Необходимые материалы. Бумага белая и цветная, ножницы, гуашь, фломастеры.

Ход игры. Работа групповая. Каждому ребенку дается задание нарисовать букву алфавита и болотное растение или животное, название которого начинается с этой буквы (например, А — аист черный, Б — багульник, В — вереск и т.д.). К букве нужно подписать краткий комментарий о жизни этого растения или животного. После завершения работы составляется общая азбука. Азбуку можно красиво оформить в виде большой яркой книги.


«Болотные метафоры»


Возраст. От 12 лет.

Место проведения. Класс.

Количество участников. До 15.

Основные цели. Показать функции болот.

Что нужно знать перед занятием. Что такое болото, роль болот в жизни Земли.

Необходимые материалы. Карточки с изображением различных предметов домашнего быта (перечень см. ниже).

Ход игры. Участникам игры предлагается выбрать те карточки с изображением предметов, которые соответствуют функциям болота. Например:



Карточка с изображением предмета

Метафора

Губка

Моховая подушка болота впитывает и

удерживает воду.

Дуршлаг или сито

Болото процеживают или фильтруют воду,

очищая ее от вредных примесей.

Уголь (таблетки)

Болото нейтрализует токсичные вещества,

поступаемые из воздуха и воды.

Кровать или подушка

Болото — это удобное и безопасное место

ночевки и отдыха для мигрирующих птиц.

Колыбель

Болото — это место размножения многих

видов животных

Мыло

Болото помогает очищать окружающую

среду от вредных веществ.

Овощи

На бывших торфоразработках часто

выращивают овощные культуры.

Холодильник

Болото консервирует живые и неживые объекты на многие века благодаря пониженной температуре и особому

химическому составу.

Суп в консервной банке

Водно-болотные угодья обеспечивают

многих животных пищей.


Спросите детей, какие метафоры они могут предложить? Какие важные функции есть у болота?








«Создай свое болото»


Возраст. От 12 лет.

Место проведения. Класс.

Количество участников. До 10.

Основные цели. Изучение животных и растений болот.

Что нужно знать перед занятием. Что такое болото, названия и внешний вид болотных животных и растений.

Необходимые материалы. Лист ватмана, цветные карандаши, гуашь, клей ПВА. Карточки с изображением животных и растений (или их силуэты из картона), природный материал, старая газета.

Ход игры. Работа групповая. На листе ватмана руководитель с помощью детей рисует схему болота. Детям дается задание разместить карточки (или силуэты) животных и растений по местам их обитания (например, какие виды растений встречаются на самых топких местах, какие — по окраинам, а какие — непосредственно в воде).

Можно несколько усложнить работу и создать трехмерное болото. На куске пенопласта при помощи ножа, ножниц и красок создать болотный микроландшафт с озером, рекой, низовым, верховым болотом и кочками (на сколько хватит фантазии и умения). Пусть дети сами разместят силуэты зверей и птиц, вырезанные из картона, по местам их обитания. В макете болота должны присутствовать все компоненты: растения, животные и факторы неживой природы. Такой макет может стать станет украшением классной комнаты.


«Звериная радуга»

(по материалам Т.В. Шпотовой)


Возраст. От 5 лет.

Место проведения. Класс.

Количество участников. До 20.

Основные цели. Изучение формы и расцветки животных, обитающих на болотах.

Что нужно знать перед занятием. Что такое болото, названия и внешний вид животных, обитающих на болоте.

Необходимые материалы. Фотографии животных, обитающих на болотах. Не менее 50 разноцветных квадратиков из бумаги (1х1 см). Раскрасьте плотную белую бумагу красками, смешивая разные цвета. После того, как бумага высохнет, разрежьте ее на маленькие квадратики. На каждом кусочке бумаги остается какой-то один оттенок цвета, не похожий на остальные.

Ход игры. Каждому ребенку выдается фотография животного и набор разноцветных квадратиков. Ребенок должен подобрать и выложить гамму цвета в соответствии с оттенками цвета животного. Такое упражнение позволяет более детально рассмотреть и запомнить животное. Дети с удивлением узнают, что в окраске лягушки встречается не только коричневый цвет, но и оттенки желтого, серого, красного, бежевого и т.п. Самые наблюдательные выкладывают гамму цветов из 15 и более квадратиков.


«Болотный концерт»


Возраст. От 5 лет.

Место проведения. Класс.

Количество участников. До 10.

Основные цели. Идентификация себя с животным. Изучение животных болот.

Что нужно знать перед занятием. Что такое болото. Названия, голоса и внешний вид животных — обитателей болот.

Необходимые материалы. Записи голосов жабы, лягушки, выпи, журавля, кабана, филина, звук булькающей воды.

Ход игры. Группе дают прослушать по очереди голоса и звуки. Затем просят изобразить пантомимой это животное и его голос. После того, как звуки разучены, составляется ансамбль. Каждый участник ансамбля представляет одно животное и поет его голосом. Ансамблю необходимо присвоить название (например, «Болотные гитары»). Под тихую фоновую музыку разучивается «болотная песенка» (можно взять песенку из мультфильма и ее слова заменить на голоса животных). Ведущий — дирижер — руководит участниками и дает команду, кто и когда поет. Участникам ансамбля можно подготовить костюмы в соответствии с выбранным животным.




«Что я могу съесть этим клювом?»


Многие водно-болотные виды птиц обладают особыми чертами строения. Это, например, длинные ноги, которые помогают им ходить по воде, и длинные клювы своеобразной формы, которые помогают добывать им пищу со дна и из ила.

Возраст. От 7 лет.

Место проведения. Класс.

Количество участников. До 30.

Основные цели. Идентификация себя с животным. Изучение птиц, обитающих на болотах.

Что нужно знать перед занятием. Что такое болото. Названия и внешний вид птиц, обитающих на болотах.

Необходимые материалы. «Желудки птиц» — бумажные стаканчики на каждого ученика. «Корм» — камешки (улитки), зубочистки или другие палочки (червяки), гайки (ракообразные). «Клювы» — ложки, ножницы, пинцеты, прищепки. Плакат с рисунками птиц или таблица с птичьими клювами (кулики разных видов, журавль, цапля).

Ход игры. Обсудите с детьми, как разные виды птиц используют свои клювы для добывания пищи. Чем питаются птицы, обитающие на болотах и по берегам водоемов? Разделите ребят на группы до 8 человек в каждой. Раздайте каждому по «желудку» — стаканчику и набору «корма». Каждой группе раздайте какой-нибудь один вид «клюва». Пусть одна группа будет с «клювами-ложками», другая — с «клювами-пинцетами» и т.д. Дети должны сесть полукругом. Это будет их местообитание. Птицы кормятся только в светлое время суток. Учитель дает команду: «Наступило утро!», и «птицы» начинают собирать «корм». Сгребать «корм» в стаканчик нельзя, его нужно складывать туда только при помощи «клюва». По команде учителя «Наступила ночь!» все прекращают

«кормиться». Пусть все «птицы» с одинаковыми «клювами» соберутся вместе и посчитают, сколько всего «корма» они собрали все вместе. Обсудите, каким «клювом» какой вид «корма» удобнее всего было собирать? У каких видов птиц клюв напоминает ложку, пинцет, ножницы? Где обитают эти виды птиц, и чем они питаются? В следующем раунде задачу можно усложнить: расположить «корм» в миске с водой. Каким «клювом» легче достать корм из воды? Пусть ребята придумают фантастическую птицу, которая обитает на болоте, расскажут, чем она питается, и нарисуют ей подходящий клюв.

«Лягушка или головастик?»


Возраст. От 7 лет.

Место проведения. Класс, на природе.

Количество участников. До 20.

Основные цели. Идентификация себя с животным. Изучение цикла развития земноводных.

Что нужно знать перед занятием. Что такое болото, названия и внешний вид животных, обитающих на болотах.

Необходимые материалы. Карточки с изображением животных и разных стадий их развития (например, лягушка: икра — головастик — взрослая лягушка).

Ход игры. Одному из участников игры прикрепляют на спину картинку с изображением одного из животных. Участник не знает, что изображено на картинке, и должен отгадать. Он задает наводящие вопросы, а остальная группа отвечает «да» или «нет». Например, вопросы к картинке с изображением головастика: животное живет только в воде? Не имеет ног? Питается планктоном? Есть хвостик? Живет только в воде?





Возраст: от 4 до 9 лет

Место проведения: Класс

«Напиши письмо Сове»

(по материалам Н.А. Рыжовой)

Количество участников: До 20

Основные цели: Идентификация с животным. Выработка положительных эмоций по отношению к животным.

Что нужно знать перед занятием: Что такое болото. Названия и внешний вид нескольких животных, обитающих на болотах.

Необходимые материалы:

Бумага, цветные карандаши, ручки, карточки с изображением животных по количеству участников (либо, если письмо коллективное – карточка с изображением одного животного).


Ход игры: Каждый участник игры выбирает себе животное, которое обитает на болоте и пишет ему письмо (если дети ещё не умеют писать, то педагог составляет коллективное письмо одному животному на основании обсуждения с ребятами). Перед занятием спросите ребят, о чём они хотели бы спросить это животное? Что бы им было интересно узнать из его жизни? Хотели бы они пригласить его к себе в гости? Если да, то смогут ли они обеспечить ему необходимые для жизни условия? Есть ли эти условия в классе или детском саду? (Такие рассуждения позволяют сделать вывод о том, что место диких животных в природе). Пусть они нарисуют это животное так, как они его себе представляют. Дети рисуют конверт. Для этого можно взять бумагу зеленовато-болотного цвета, напоминающего о цвете болота. Какой адрес должен быть у животного? «Адресом» животного можно назвать место его обитания. Например, верховое болото, моховая кочка между соснами. Опустите письмо в специальный «почтовый ящик» и поищите на географической карте место, где живет наш адресат. Далеко ли это место от вашей школы или детского сада. Как дети думают, сколько времени будет идти письмо? Вариант: можно раздать детям заранее написанные письма от имени животного. Дети должны написать ответ. Можно организовать длительную «переписку». Сделайте почтовый ящик в классе и красочно его оформите. Дети будут опускать туда письма. Вам нужно писать ответы на эти письма, и опускать их в ящик так, чтобы дети не видели.


«Ящик ощущений»

(по материалам Н.А. Рыжовой)




Возраст: от 4 до 8 лет

Место проведения: Класс, на природе

Количество участников: До 20

Основные цели: Дать детям представление о существовании объектов природы, которые можно встретить на болоте и предметов, созданных человеком

Что нужно знать перед занятием: Что такое болото. Что растет на болоте. Дети должны уметь различать предметы созданные человеком и объекты природы.


Необходимые материалы: Картонная коробка с отверстием, к которому пришит матерчатый рукав, предметы сделанные руками человека (например: кусочки кирпича и гранита, ткань, искусственные цветы, бумага, игрушки и пр) и объекты природы (например: шишки еловые и сосновые, желуди, ракушки, палочки, мох, живые цветы, листья дерева и пр).

Ход игры: Перед игрой спросите у ребят, что такое в их понимании природа и «не природа». Могут ли вещи, сделанные руками человека встретиться в лесу, поле и на болоте и как они туда попадают? Хорошо ли это для природы? Что из «природных» вещей может встретиться только на болоте?

Затем предложите каждому участник по очереди опустить руку в «ящик ощущений» и нащупать любой предмет. Пусть ребенок, не называя его, расскажет о нем, а остальная группа детей по описанию угадает, что это за предмет. Может ли он находиться на болоте. Если нет, то как он может туда попасть? Если игра проходит на природе, то попросите найти похожие предметы вокруг себя.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!