«Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, а из неба и земли, дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах».
Я. А. Коменский
Проблема экологического воспитания дошкольников далеко не новая и достаточно освещена в теории и практике дошкольного образования, однако существует множество аспектов, не уменьшающих её значимости.
В процессе стремительной экологизации образования, создающей огромные возможности в развитии личностных качеств дошкольников, наблюдается недостаточное использование потенциала природной среды и включения детей в процесс непосредственного взаимодействия с природным окружением, то есть процесс отчуждения ребенка от природы. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, подолгу засиживаются за компьютером, видят искусственные цветы дома и в детском саду, «воспитывают» тамагочи вместо собак и кошек. Вместе с тем, природные ресурсы родного региона позволяют ребенку вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы. Одним из способов организации непосредственного взаимодействия с природным окружением могут стать «экологические операции». Интересно спланированные «экологические операции» помогут обогатить детские впечатления, увлечь их предстоящей деятельностью удовлетворив любознательность и познавательный интерес, вызвать радостные переживания, чувство экологической эмпатии, эмоциональную отзывчивость от непосредственного контакта с природным окружением. Родителям важно показать, что общение с природой имеет не только оздоровительное, но и познавательное, природоохранное и релаксационное значение, предложив им варианты обогащения представлений детей о природе для развития «ума» и «сердца» ребенка.
Месяц | Название экологической операции |
Содержание совместной деятельности |
сентябрь |
«Семена в закрома»
| Изготовление пакетиков или пошив мешочков для сбора семян садовых цветов. Сбор семян однолетних и многолетних цветочных растений в заранее изготовленные пакетики (мешочки). Изготовление этикеток на собранные семена. Заготовка семян сорных трав и высушенных ягод для подкормки зимующих птиц в подготовленные контейнеры.Проведите эту операцию в форме игры «Магазин семян». |
октябрь |
«Наши милые соседи – кошки, птицы и медведи» | В октябре отмечается день защиты животных. Организуйте с детьми беседы о гуманном отношении к животному миру. Прочтите детям ряд произведений: «Маша обедает» С.Капутикян; «Петушок с семьёй", «Коровка» К.Ушинского и др. Если у кого-то в семье есть любимый питомец, сделайте для него что-либо необычное, а что именно подскажет детская фантазия. |
ноябрь |
«Мастерская кормушек» | Проявите творчество и фантазию в совместной с детьми разработке эскизов кормушек и их последующем изготовлении и развешивании. Каждый день выносите к кормушке хлебные крошки, можно перемешать их с зёрнами подсолнечника, просом или овсом. Можно всем вместе изготовить «Пудинг для птиц», от него в особом восторге остаются синички Напомните детям, что птицы зимой больше страдают от голода, чем от холода. |
декабрь |
«Ёлочка – красавица»
| Расскажите ребёнку о том, как долго ель растёт. Прочтите ребёнку произведения художественной литературы: « Красавица ёлка» Д. Кайгородова. «Ёлкины толки» Ю.Дмитриева. «Назови меня по имени» Н. Павловой. «Ёлочка» К. Чуковского. «Мне ёлку купили» И. Токмаковой. Зарисуйте настроение ели: живой и спиленной. Оформите плакаты в защиту ели и разместите их на разрешенных местах рекламы. |
январь |
«Они остались зимовать, мы им будем помогать» | Понаблюдайте вместе с детьми за поведением птиц у кормушки (сидят нахохлившись на ветках, ждут корм и суетливо летают и др.). Прочтите и заучите с детьми наиболее полюбившееся стихотворение о зимующих птицах: «Покормите птиц зимой» А.Яшин; «Наши друзья» Г.Ладонщиков; «Воробей» В.Викторов; «Если бы…» Ю.Дмитриев и др. Подведите итог проделанной совместной деятельности. |
февраль
|
«Экологический пост» | Февраль-месяц метелей, стуж. Необходимо провести экологический патруль и выяснить, не нуждается ли природа в нашей помощи. Если всё на вашем участке и прилегающих территориях в порядке, тогда нужно отправиться в поход в близлежащий парк. |
март |
«Вестники радости» | Проведите беседы о перелётных птицах. Изготовьте с детьми скворечник, даже если в вашем дворе уже имеется таков. Обговорите с детьми место его размещения. Побеседуйте по произведению В.Колосовой «Скворцы и воробей». Ждите прилета пернатых друзей. Отразите эту деятельность в художественно-продуктивной деятельности. |
апрель |
«Берёзкины слёзки» | Расскажите детям о сокодвижении у деревьев в весенний период.Смотивируйте к проявлению заботы - «залечиванию ран» у берёз. Для проведения данной деятельности запаситесь садовым варом, если такового не найдётся, возьмите глину или пластилин (замазать отверстия ран можно и просто землёй). Прочтите детям стихотворения: Предложите ребёнку отразить свои впечатления в художественно-творческой деятельности |
май |
«Улыбки тёплые весны»
| Совершите прогулку на луг, на реку, в поле. Покажите ребёнку «шаги» весны: первые проталины, травку, журчание ручейков, щебетание птиц, весенние первоцветы, проснувшихся от спячки насекомые и др. Организуйте минуты любования весенней природой. Прочтите детям произведения: «Весенние радости» Н.Сладков; «Солнечная картина» Э.Шим; «Весна» А.Плещеев; «Подснежник проснулся» И.Беляков и др. Закрепите «Правила друзей природы». Изготовьте кораблики, попускайте их по ручейкам. |
июнь |
«Мой двор - моя забота» | Объявите детям о том, что хотите заняться посадкой цветов, чтобы украсить детский сад красивой клумбой. Изготовьте с детьми агитплакат, призывающий украсить цветущими растениями территорию, и поместите его на видном месте. Разработайте вместе эскизы или подберите фотографии клумб, альпийских горок, рабаток. Чтобы данный эскиз получил художественное воплощение, изготовьте с детьми аппликацию или коллаж. Закрепите с детьми названия садовых цветов. Изготовьте фоторепортаж |
июль |
«Путешествие в Уголок леса» (на территории ДОУ). | Заранее наметьте маршрут путешествия, организуйте «полосу препятствий» (письмо с какой-либо просьбой, план-схему с перспективой предстоящей деятельности и т.д.). Изготовьте предупреждающие экологические знаки и разместите их в «Уголке леса». Продумайте, какими играми заинтересуете детей, какие загадки припасёте и др. Предложите детям внимательно понаблюдать и прислушаться ко всему тому, что происходит в природе и рассказать о своих впечатлениях от встречи с деревьями, птицами, насекомыми. Особо следует остановиться на тех признаках, на основании которых ребенок строит свой рассказ о самочувствии живых объектов природы. |
август
|
«Природная мастерская»
| Рассмотрите с детьми иллюстрации поделок из природного материала (аппликации, коллажи, и т.д.). Для сбора поделочного материала используйте любую встречу с природой: прогулки, походы, выезды на дачу. Чем разнообразнее будет материал, тем интереснее с ним будет работать. Но при этом важно чтобы дети проявляли гуманность и не причиняли природе зла (сбор опавших листьев, веточек и т.д.). |