СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Экологические операции как средство организации непосредственного взаимодействия детей дошкольного возраста с ближайшим природным окружением»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю варианты организации совместной деятельности с детьми в природе, которые помогут обогатить детские впечатления, увлечь их предстоящей деятельностью удовлетворив любознательность и познавательный интерес, вызвать радостные переживания,  чувство экологической эмпатии, эмоциональную отзывчивость от непосредственного контакта с природным окружением.

Просмотр содержимого документа
««Экологические операции как средство организации непосредственного взаимодействия детей дошкольного возраста с ближайшим природным окружением»»

Горбунова Валентина Николаевна, старший воспитатель

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка-детского сада №7 «Ромашка»

города Новоалтайска Алтайского края

Статья: «Экологические операции как средство организации непосредственного взаимодействия детей дошкольного возраста с ближайшим природным окружением»

«Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, а из неба и земли, дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах».

Я. А. Коменский


Проблема экологического воспитания дошкольников далеко не новая и достаточно освещена в теории и практике дошкольного образования, однако существует множество аспектов, не уменьшающих её значимости.

В процессе стремительной экологизации образования, создающей огромные возможности в развитии личностных качеств дошкольников, наблюдается недостаточное использование потенциала природной среды и включения детей в процесс непосредственного взаимодействия с природным окружением, то есть процесс отчуждения ребенка от природы. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, подолгу засиживаются за компьютером, видят искусственные цветы дома и в детском саду, «воспитывают» тамагочи вместо собак и кошек. Вместе с тем, природные ресурсы родного региона позволяют ребенку вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы. Одним из способов организации непосредственного взаимодействия с природным окружением могут стать «экологические операции». Интересно спланированные «экологические операции» помогут обогатить детские впечатления, увлечь их предстоящей деятельностью удовлетворив любознательность и познавательный интерес, вызвать радостные переживания, чувство экологической эмпатии, эмоциональную отзывчивость от непосредственного контакта с природным окружением. Родителям важно показать, что общение с природой имеет не только оздоровительное, но и познавательное, природоохранное и релаксационное значение, предложив им варианты обогащения представлений детей о природе для развития «ума» и «сердца» ребенка.

Месяц

Название

экологической

операции



Содержание совместной деятельности

сентябрь









«Семена в закрома»




Изготовление пакетиков или пошив мешочков для сбора семян садовых цветов.

Сбор семян однолетних и многолетних цветочных растений в заранее изготовленные пакетики (мешочки).

Изготовление этикеток на собранные семена.

Заготовка семян сорных трав и высушенных ягод для подкормки зимующих птиц в подготовленные контейнеры.Проведите эту операцию в форме игры «Магазин семян».

октябрь







«Наши милые соседи – кошки, птицы и медведи»

В октябре отмечается день защиты животных.

Организуйте с детьми беседы о гуманном отношении к животному миру.

  • Прочтите детям ряд произведений: «Маша обедает» С.Капутикян;

  • «Петушок с семьёй", «Коровка» К.Ушинского и др.

Если у кого-то в семье есть любимый питомец, сделайте для него что-либо необычное, а что именно подскажет детская фантазия.

ноябрь







«Мастерская кормушек»

Проявите творчество и фантазию в совместной с детьми разработке эскизов кормушек и их последующем изготовлении и развешивании.

Каждый день выносите к кормушке хлебные крошки, можно перемешать их с зёрнами подсолнечника, просом или овсом. Можно всем вместе изготовить «Пудинг для птиц», от него в особом восторге остаются синички

Напомните детям, что птицы зимой больше страдают от голода, чем от холода.


декабрь







«Ёлочка – красавица»




Расскажите ребёнку о том, как долго ель растёт.

Прочтите ребёнку произведения художественной литературы:

  • « Красавица ёлка» Д. Кайгородова.

  • «Ёлкины толки» Ю.Дмитриева.

  • «Назови меня по имени» Н. Павловой.

  • «Ёлочка» К. Чуковского.

  • «Мне ёлку купили» И. Токмаковой.

Зарисуйте настроение ели: живой и спиленной.

Оформите плакаты в защиту ели и разместите их на разрешенных местах рекламы.

январь



«Они остались зимовать, мы им будем помогать»

Понаблюдайте вместе с детьми за поведением птиц у кормушки (сидят нахохлившись на ветках, ждут корм и суетливо летают и др.).

Прочтите и заучите с детьми наиболее полюбившееся стихотворение о зимующих птицах:

  • «Покормите птиц зимой» А.Яшин;

  • «Наши друзья» Г.Ладонщиков;

  • «Воробей» В.Викторов;

  • «Если бы…» Ю.Дмитриев и др.

Подведите итог проделанной совместной деятельности.

февраль














«Экологический пост»

Февраль-месяц метелей, стуж. Необходимо провести экологический патруль и выяснить, не нуждается ли природа в нашей помощи. Если всё на вашем участке и прилегающих территориях в порядке, тогда нужно отправиться в поход в близлежащий парк.

март









«Вестники радости»

Проведите беседы о перелётных птицах. Изготовьте с детьми скворечник, даже если в вашем дворе уже имеется таков. Обговорите с детьми место его размещения.

Побеседуйте по произведению В.Колосовой «Скворцы и воробей». Ждите прилета пернатых друзей.

Отразите эту деятельность в художественно-продуктивной деятельности.

апрель





«Берёзкины слёзки»

Расскажите детям о сокодвижении у деревьев в весенний период.Смотивируйте к проявлению заботы - «залечиванию ран» у берёз. Для проведения данной деятельности запаситесь садовым варом, если такового не найдётся, возьмите глину или пластилин (замазать отверстия ран можно и просто землёй).

Прочтите детям стихотворения:

  • «Берёзка» П.Воронько;

  • «Берёза» В.Рождественского.

Предложите ребёнку отразить свои впечатления в художественно-творческой деятельности

май











«Улыбки тёплые весны»








Совершите прогулку на луг, на реку, в поле. Покажите ребёнку «шаги» весны: первые проталины, травку, журчание ручейков, щебетание птиц, весенние первоцветы, проснувшихся от спячки насекомые и др.

Организуйте минуты любования весенней природой.

Прочтите детям произведения:

  • «Весенние радости» Н.Сладков;

  • «Солнечная картина» Э.Шим;

  • «Весна» А.Плещеев;

  • «Подснежник проснулся» И.Беляков и др.

Закрепите «Правила друзей природы».

Изготовьте кораблики, попускайте их по ручейкам.

июнь











«Мой двор - моя забота»

Объявите детям о том, что хотите заняться посадкой цветов, чтобы украсить детский сад красивой клумбой.

Изготовьте с детьми агитплакат, призывающий украсить цветущими растениями территорию, и поместите его на видном месте.

Разработайте вместе эскизы или подберите фотографии клумб, альпийских горок, рабаток. Чтобы данный эскиз получил художественное воплощение, изготовьте с детьми аппликацию или коллаж. Закрепите с детьми названия садовых цветов. Изготовьте фоторепортаж

июль











«Путешествие в Уголок леса» (на территории ДОУ).

Заранее наметьте маршрут путешествия, организуйте «полосу препятствий» (письмо с какой-либо просьбой, план-схему с перспективой предстоящей деятельности и т.д.). Изготовьте предупреждающие экологические знаки и разместите их в «Уголке леса». Продумайте, какими играми заинтересуете детей, какие загадки припасёте и др.

Предложите детям внимательно понаблюдать и прислушаться ко всему тому, что происходит в природе и рассказать о своих впечатлениях от встречи с деревьями, птицами, насекомыми.

Особо следует остановиться на тех признаках, на основании которых ребенок строит свой рассказ о самочувствии живых объектов природы.

август








«Природная мастерская»








Рассмотрите с детьми иллюстрации поделок из природного материала (аппликации, коллажи, и т.д.).

Для сбора поделочного материала используйте любую встречу с природой: прогулки, походы, выезды на дачу. Чем разнообразнее будет материал, тем интереснее с ним будет работать. Но при этом важно чтобы дети проявляли гуманность и не причиняли природе зла (сбор опавших листьев, веточек и т.д.).