СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологические проблемы Дагестана

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока для учащихся 9-х классов на тему "Экологические проблемы Дагестана"

Просмотр содержимого документа
«Экологические проблемы Дагестана»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №11



Открытый урок

«Экологические проблемы Дагестана»











Учитель географии:
Муталимова П.А.


Избербаш 2018 год

Цель: познакомить учащихся с экологическими проблемами Дагестана.

Задачи:

  • Образовательные - познакомить учащихся с экологическими проблемами Дагестана, выявить причины их возникновения, познакомиться с последствиями экологических проблем, выявить пути выхода из сложившейся ситуации;

  • Воспитательные - показать необходимость бережного отношения к природе, необходимость перехода от покорения к сотрудничеству с природой, формировать умение вести записи с "голоса" аккуратно;

  • Развивающие - продолжить формирование умений вести диалог, делать выводы, анализировать.

Оборудование: проектор, таблицы

Ход урока

Организационный момент 
Вводное слово учителя:

Природа Дагестана уникальна и разнообразна, богата прекрасным ландшафтом, вершинами гор, великолепными лесными массивами, разнотравьем лугов, террасными горными склонами, ущельями с туманом, берегами Каспийского моря, разнообразным животным и растительным миром, бурлящими реками. Республика располагает богатыми ресурсами, имеющими большое социально-экономическое и экологическое значение Научно-технический прогресс и усиление антропогенного (человеческого) влияния на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается нравственное и физическое состояние людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

"Экологические проблемы Дагестана."

Учитель: Давайте начнем обсуждение экологических проблем Дагестана с вопроса загрязнения атмосферы.


Сообщение ученика 1 .

Загрязнение атмосферы в Дагестане. Дагестан — республика в составе Российской Федерации, самый южный субъект Российской Федерации, который входит в состав Северо - Кавказского федерального округа. Дагестан располагает уникальными природными ресурсами, имеющими большое социально-экономическое и экологическое значение. В Дагестане крайне остро стоит проблема экологии, в частности – чистота атмосферы. Главным источником загрязнения атмосферного воздуха является автомобиль. Вот и около нашего селения проходит федеральная дорога, где проезжают сотни автомобилей. Нужно только исполнять законы. Это самое главное.
Следующая проблема –это загрязнение рек Дагестана. Давайте внимательно прослушаем сообщение и внесем дополнения в таблицу.

Ученик 2. Экологические проблемы рек Дагестана.


На сегодняшний день для Дагестана актуальна проблема дефицита качественной питьевой воды из-за загрязнения водных ресурсов в результате человеческой деятельности. Реки Уллу-чай, Самур, Андийское Койсу, Терек, Сулак засоряются бытовыми и хозяйственными отходами, местами превращаются в свалки мусора. Загрязняются проточные каналы; в поймах рек ведутся часто без лицензии и согласования разработки песка, гравия, камня. В особенно тяжелом и загрязненном состоянии находятся атмосферный воздух в города.




 Cледующий докладчик расскажет нам об экологических проблемах Каспийского моря, а вы не забывайте делать соответствующие записи в таблице.






Экологические проблемы Каспийского моря и их причины

 Чрезвычайную остроту в последние годы приобрела проблема сохранения экологического здоровья уникального природного объекта, каким является Каспийское море. Каспийское море – уникальный водоём, его углеводородные ресурсы и биологические богатства не  имеют аналогов в мире



Итак, давайте рассмотрим главные экологические проблемы Каспийского моря.

 Загрязнение моря.

 Главным загрязнителем моря, безусловно, является нефть. Нефтяные загрязнения подавляют развитие фитобентоса и фитопланктона Каспия, представленных сине-зелеными и диатомовыми водорослями, снижают выработку кислорода. Увеличение загрязнения отрицательно сказывается и на тепло-, газо-, влаго- обмене между водной  поверхностью и атмосферой. Из-за распространения на значительных площадях  нефтяной пленки скорость испарения снижается в несколько раз. Загрязнение  Каспийского моря ведёт к гибели огромного числа редких рыб и других живых  организмов. Наиболее наглядно влияние нефтяного загрязнения видно на  водоплавающих птицах. Неуклонно сокращаются запасы осетровых. Нефтяное сырье  можно заменить другим сырьем, осетровых же ничем не заменишь и за нефтедоллары  нигде не купишь.

 Болезни живых организмов в море.

 То есть загрязнение моря приводит к болезни живых организмов в море.

 Проникновение чужеродных организмов.

 Угроза проникновения чужеродных видов до недавнего прошлого не считалась серьезной.

  Наоборот, Каспийское море использовалось в качестве полигона для вселения новых  видов, предназначенных для увеличения рыбопродуктивности бассейна. События  приняли драматический характер, когда на Каспии началось проникновения  чужеродных организмов из других морей и озёр.  Одной из главных причин резкого сокращения улова осетровых в Каспийском море является браконьерство. Подтверждается достоверность неофициальных данных, что на долю браконьерства приходится около 80% улова осетровых. Министерство экологии,  отмечают ученые, активно взялось за решение этих проблем. В СМИ широко  распространялись слухи об «икорной мафии», контролирующей якобы не только  рыболовство, но и правоохранительные органы в прикаспийских регионах.

 В морской среде Каспия , наряду с углеводородами, загрязнителями являются тяжелые  и переходные металлы – продукты как естественного происхождения (растворенные и  осадочные формы), так и привнесёнными в виде компонентов промышленных отходов с  речным стоком. Металлы склонны к различным видам воздействия и преобразования  окружающей среды (физические, химические, биологические). Как микроэлементы,  металлы имеют большое значение в жизни рыб и других гидробионтов. Они входят в  состав ферментов, витаминов, гормонов, участвуют в биохимических процессах,  протекающих в организмах рыб (Виноградов, 1952; Войнар,1960; Ковальский, 1974).

 

Учитель: спасибо за сообщение. Что вы отразили в ваших таблицах?

Следующая требующая к себе внимания проблема – проблема эрозии почв в Дагестане.

Эрозия почв в Дагестане.

В настоящее время человечество вплотную подошло к рубежу, за которым дальнейший рост масштабов хозяйственной деятельности, если она будет основываться на прежнем потребительском подходе к использованию почв и земельных ресурсов, может поставить под угрозу основы жизни на планете. Почва – бесценный дар, накопленный природой за многие тысячелетия. Проблема сохранения почвенного покрова приобрела очень серьезное значение во многих аспектах: 1) с точки зрения мирового производства продовольствия и биологического сырья; 2) с точки зрения ограниченности пахотных земель; 3) с точки зрения нормального функционирования биосферы. К современным проблемам, вызывающим деградацию почв, относится нерациональное использование земель, которое не позволяют стабилизировать экологическое равновесие природных экосистем. Связано это с отсутствием в стране и в республике нормативно-правовой базы экологической и природоохранной регламентации антропогенных нагрузок на почвенный покров; недостаточной правовой защиты почв, как одного из главных компонентов природных экосистем.


Учитель
Подведение итогов (беседа по вопросам)

1.Какие экологические проблемы Дагестана были обозначены?

2.Какова причина появления этих проблем?

3. Каковы, на ваш взгляд , пути решения этих проблем?

4. Что мы можем сделать уже сегодня?

Предполагаемые варианты ответов:

  1. Осуществлять строгий контроль за выбросами вредных веществ. Существуют ПДК и ПДВ (нормы выброса вредных веществ в окружающую среду) и если выбросы предприятия превышают ПДВ, накладывать штрафные санкции.

  2. Повторное использование отходов. Вторичная переработка. (это позволяет экономить энергию, сырье, уменьшает загрязнение) 20 кг макулатуры сохраняет 1 крупное дерево, а 1 т - 0,5 га леса среднего возраста,. 1 т металлолома в качестве сырья для выплавки стали - дает экономию 10 млрд. рублей.

  3. Использовать фильтры, малоотходные технологии. Ученые ФГТ дали образное название этим способам уменьшить загрязнение "удлини трубу" - рассеивание, разбавление; "заглуши трубу" - очистка, фильтры; "завяжи трубу узлом" - малоотходные технологии. Применение этой технологии позволило восстановить экосистемы Рейна, Сены, Темзы.

  4. Рациональное и полное использование ресурсов. Во время добычи нефти образуется попутный газ, который сжигают в факелах, а можно использовать как сырье для химической промышленности. Извлекать из руды все ценное (Норильск).

  5. Восстановление лесов

  6. Использование нетрадиционных источников энергии (солнце, приливы и отливы, ветер).

  7. Перевод автомобилей на газовое топливо и электротопливо. ИД(10) Москва - легкое метро..

  8. Создание сети заповедников и национальных парков

  9. Изменить свое отношение к природе от покорения к сотрудничеству, то есть выполнить один из законов Барри Коммонера "Природа знает лучше"

  10. Воспитывать в себе благоговение ко всему живому.

Все наши предложения выполнимы сегодня? Как вы думаете? (Да)





Заключительное слово учителя.

Подлинная перспектива выхода из экологического кризиса – в изменении производственной деятельности человека, его образа жизни, его сознания. Научно-технический прогресс создаёт не только перегрузки для природы; в наиболее прогрессивных технологиях он даёт средства предотвращения негативных воздействий, создаёт возможности экологически чистого производства. Возникла не только острая необходимость, но и возможность изменить суть технологической цивилизации, придать ей природоохранительный характер. Человечество пришло к пониманию, что дальнейшее развитие технического прогресса невозможно без оценки влияния новых технологий на экологическую ситуацию.
Поэтому необходим рациональный, научно-обоснованный подход к практике расширения областей нетронутой природы, заповедников, тем более что по мере развития научно-технической революции объем негативных влияний на природные объекты увеличивается настолько, что культурная деятельность, направленная на компенсацию наносимого ущерба не справляется со своими задачами. Поэтому сегодня необходимо каждому экологическое образование и сознание. Экологическое сознание означает чувство ответственности за природу перед обществом и перед самой природой. Оно не приходит сразу, его надо воспитывать в себе и окружающих.

А закончить наш урок мне хочется словами из "Экологического манифеста": "Природа была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в ее жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для нее деталь. Она для него все. А потому: не вреди!".

Выставление оценок

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!