Подготовка учащихся к работе на основном этапе занятия: Мотивация Актуализация | -Ребята, а сейчас я предлагаю вашему вниманию просмотр видеоролика, сюжет которого и определит тему нашего занятия. (СЛАЙД №2) (Просмотр видеоролика «Экологические проблемы Земли») -Как вы считаете, о чем будет наш с вами сегодняшний разговор? (СЛАЙД №3) -Верно! Именно об экологических проблемах мы сегодня и будем вести разговор. -Ребята, вы уже знакомы с понятием «Экология». На слайде сейчас появятся утверждения. Ваша задача: выбрать только, то утверждение, которое подходит к верному понятию «Экология». (СЛАЙД №4) Экология – наука, изучающая влияние загрязнений на здоровье человека. Экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания. Экология – наука, изучающая влияние загрязнений на окружающую среду. Экология – наука, изучающая влияние деятельности человека на окружающую среду. Экология – наука о покорении природы человеком. -Правильно! Экология — это наука о связях между живыми организмами и окружающей средой. -А для чего нам нужна эта наука? Без экологии на нашей планете прожить нельзя. Если мы будем выбрасывать мусор не в помойное ведро, а на землю или пол, тогда случится катастрофа! Экологические знания применяются в сельском хозяйстве, здравоохранении, пищевой и легкой промышленности, да практически во всех отраслях хозяйства. Без этой науки наша окружающая среда будет загрязняться постоянно и все сильнее. Мы обязаны сберечь богатство и многообразие живой природы для наших внуков и правнуков, чтобы они могли жить в чистом, здоровом и дружелюбном мире, радоваться его красоте и гармонии. -Ребята, а сейчас попрошу вас заполнить таблицу, которая называется «Знаю, Хочу узнать и Узнал» Задание: Записать в таблицу, что вы знаете о экологических проблемы Земли и что хотите узнать о них. Но мы с вами заполним только первый и второй столбик. А третий столбик мы заполним в конце занятия. -Давайте послушаем, что вы знаете и что хотите узнать. -Ребята кто из вас может сформулировать цель нашего сегодняшнего занятия? -Правильно! -А какие задачи перед нами стоят? -Все правильно, ребята! Вы верно определили задачи нашего занятия. (СЛАЙД №5) Мы обозначим экологические проблемы современности, выявим причины их возникновения, предложим пути решения этих проблем. -А как вы считаете, данная тема, о которой мы сегодня с вами будем говорить, она является актуальной, жизненно-важной для всего живого на нашей планете? -Или все-таки проблемы, касающиеся экологии никого не волнуют и не интересуют? -Если не решать эти проблемы, то они могут привести к глобальному экологическому кризису или экологической катастрофе. -В качестве домашнего задания я попросила вас подготовить факты о загрязнении нашей планеты. 1.Около миллиона морских птиц погибает от воздействия пластиковых отходов каждый год. Более 100 тысяч морских млекопитающих и бесчисленное количество рыбы бывает убито бездумным загрязнением окружающей среды. 2.Каждые километры, которые проезжает автомобиль выбрасывает в окружающую среду около 500 – 600 г газообразных отходов, это как вес двух средних кабачков. 3.Ежедневно около 2−2,5 миллионов тонн человеческих отходов попадают в природные водные объекты. 4.В среднем 1 000 детей в Индии умирают от диареи других болезней, которые развиваются от употребления загрязненной воды, каждый день. 5.Средняя семья в Северной Америке, Европе и в Австралии выбрасывает более 1 тонны мусора ежегодно, это в сравнении как с весом жирафа. -Прочитав факты, как вы думаете, что может случиться если все больше и больше будет загрязняться наша планета? -Верно! | Ребята, посмотрев видеоролик, предлагают тему занятия Учащиеся предполагают варианты ответов: загрязнение окружающей среды, экологические проблемы Земли Работают с понятием «Экология» Учащиеся: изучать природу, окружающий мир Учащиеся заполняют таблицу Учащиеся зачитывают предложения, которые записаны в таблице Цель: расширить знания о основных экологических проблемам Земли и способах решения экологических проблем Задачи: 1.Обозначить экологические проблемы современности 2.Выявить причины их возникновения. 3.Предложить пути решения этих проблем. Ответ учащихся: тема актуальна и очень важна для мира на Земле Зачитывают факты Произойдет разрушение Земли, которое будет не избежать |
Этап усвоения новых знаний и способов действий: Знакомство учащихся с экологическими проблемами нашей планеты 1)Загрязнение Мирового океана 2)Недостаток питьевой воды 3)Загрязнение воздуха 4)Глобальное потепление 5)Вырубка леса 6)Проблема мусора 7)Сокращение биологического разнообразия 8)Истощение природных ресурсов 9)Загрязнение почвы | С самого начала нашего занятия мы ведем разговор о различных глобальных проблемах, которые беспокоят практически все человечество на нашей планете. -Ребята, давайте вспомним, что такое экологические проблемы Земли? -Правильно! Взгляните на экран. (СЛАЙД №6) Экологическая проблема — проблема, в результате которой происходит нарушение окружающей среды. -Ребята, что вы знаете о воде, какие проблемы воды вы знаете? (СЛАЙД №7) Важный аспект нашей жизни — это вода. Человеческий организм состоит на 60–80 % из воды. 2/3 всей земной поверхности состоит из воды. Океаны, моря, реки постоянно загрязняются человеком. Ежедневно мы «убиваем» мировой океан добычей нефти на морских промыслах. От загрязнения океана страдают живые существа, обитатель океана. Некоторые животные и рыбы принимают микрочастицы пластика за водоросли и ошибочно поедают их. Птенцов морских птиц привлекают более крупные пластиковые кусочки ярких оттенков, молодые птицы проглатывают их, обрекая себя на мучительную смерть. Известны случаи, когда морские черепахи проглатывали в воде полиэтиленовые пакеты, принимая их за медуз, и погибали. -Посмотрите на фотографию. И предположите о какой экологической проблеме идет речь. (СЛАЙД №8) Следующей экологической проблемой является недостаток питьевой воды. Население засушливых регионов остро страдает от недостатка питьевой воды. Бесконечные эпидемии, хронические заболевания, социальная напряженность и территориальные конфликты из-за источников воды терзают людей, заставляя их покидать свою Родину и отправляться на поиски лучшей жизни. -А вы знаете, то что в Африке дефицит воды, там не хватает не только питьевой воды, но еще и дождевой. Данная ситуация в Африке влекла за собой массовую гибель животных, миграции диких животных, заболевания среди людей. -Теперь я предлагаю вам собрать паззлы. И определить следующую экологическую проблему. (СЛАЙД №9) Жителей особенно волнует проблема загрязнения воздуха. Огромные объемы выхлопных газов, выбросов от предприятий окутывают города в толстый слой смога, дышать в котором порой становится просто невозможно. Отсюда многочисленные проблемы со здоровьем у взрослых и детей. -Замечали ли вы погодные условия, когда летом может выпасть снег или слышали другие изменения климата? (СЛАЙД №10) В первую очередь здесь идёт речь именно о глобальном потеплении. Именно оно уже несколько десятилетий волнует экологов и простых людей по всему миру. Последствия этой проблемы следующие: повышение уровня мирового океана, уменьшение производимой сельскохозяйственной продукции, дефицит пресной воды. Одна из главных причин изменения климата — это парниковые газы. -А теперь, чтобы узнать пятую экологическую проблему, мы с вами разгадаем ребус. Слова в ребусах изображены при помощи рисунков и знаков. Для того, чтобы прочесть, что зашифровано в ребусе, надо правильно назвать все предметы, изображённые на картинке и понять, какой знак что означает. (СЛАЙД №11) Вырубка лесных массивов по всему миру идет на пугающих скоростях. Первое место в этой экологической проблеме занимает Россия: за период с 2000 по 2013 годы было вырублено 36,5 млн га леса. Эта проблема наносит непоправимый вред жизненно важной среде обитания множества растений и животных и приводит к потере биологического разнообразия и ухудшения состояния важных экосистем. -А как вы считаете, можно ли отнести проблему мусора к экологическим проблемам Земли? (СЛАЙД №12) -Да, верно, ребята! Это одна из глобальных экологических проблем. В любой семье ежедневно что-то выбрасывается. В год на каждого житель крупного города приходится примерно тонна мусора! В одной их стран подсчитали: если весь мусор, который образуется в стане ежегодно, ссыпать в одну гору, то потребуется почти 3 000 000 грузовиков, чтобы эту гору вывести. Разбрасываемый по всей планете мусор не успевает перерабатываться естественным путем. Сжигание отходов приводит к загрязнению воздуха и разрушению озонового слоя. (СЛАЙД №13) Следующей экологической проблемой является сокращение биологического разнообразия. В природе все взаимосвязано. Исчезновение одного вида вызывает нарушение работы всей экосистемы. Процесс исчезновения видов и появления новых постоянно идет в природе. Однако, с участием человека уменьшение видового разнообразия происходит катастрофическими темпами. С начала 17 века на планете исчезло более 800 видов растений и животных. Основными причинами сокращения биологического разнообразия считается потеря среды обитания, чрезмерная эксплуатация биологических ресурсов, загрязнение окружающей среды, влияние биологических видов, привезённых с других территорий. -А можете ли вы назвать проблемы, связанные с природными ресурсами? (СЛАЙД №14) Не менее остро стоит и проблема истощения природных ресурсов. Бурный рост промышленности ведет к потреблению невероятного количество природных ресурсов, а их запасы на планете ограничены. По оценкам ученых, нефти, угля и прочих полезных ископаемых хватит на ближайшие 40-50 лет. (СЛАЙД №15) Почвенный слой все больше разрушается, причиной экологической проблемы выступает неправильное хранение ядовитых отходов. Несанкционированные свалки губят почву, загрязняют землю различными твердыми и жидкими промышленными отходами, химикатами и бытовым мусором. Разрушает питательный слой эрозия. В результате вырубки лесов образуются овраги. -Ребята, вот мы с вами и познакомились с основными экологическими проблемами Земли. Если не решать эти проблемы, то они могут привести к глобальному экологическому кризису или экологической катастрофе. -В науке экологии как и в других науках есть ученые. Как же называются ученые, которые работают в этой области? -Правильно, это экологи! Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Следят за утилизацией радиоактивных отходов. Выясняют причины природных катаклизмов и разрабатывают пути наименьшего воздействия людей на природу. Работа экологов может предупредить подобные катастрофы, сохранив природные взаимосвязи от воздействия негативных факторов деятельности человека. Наблюдение за сохранением равновесия природных экосистем поможет вовремя заметить появление серьезного негативного воздействия, обнаружить и нейтрализовать его влияние. | Ребята предполагают варианты ответов: Экологическая проблема – это проблема взаимоотношений общества и природы, сохранения окружающей среды Ответы учащихся: загрязнение воды, дефицит воды Смотрят фотографию и предполагают экологическую проблему мира Учащиеся собирают паззлы Ответы учащихся Учащиеся отгадывают предложенный ребус Ответ учащихся: да, данная проблема относится к экологическим проблемам Земли Ответы учащихся Ответ учащихся: экологи |
Подведение итогов. Рефлексия | -Ребята, давайте вернемся к нашей табличке, которую мы заполняли в начале нашего занятия. У нас заполнены два столбика. Во втором столбике вы записывали, что хотели узнать. Поставьте рядышком «+» если вы узнали, что хотели и «-» если не узнали. -Что мы не узнали на сегодняшнем занятии, мы постараемся это узнать с вами на следующем занятии. -Все наши предложения выполнимы сегодня? Как вы думаете? -Как часто в день вы выбрасываете мусор? Сортируете ли его по контейнерам? Я надеюсь, что вы многое сегодня для себя открыли, и многое еще предстоит открыть. А закончить занятие я хочу словами С. Куняева: Я люблю тебя, большое время, Но прошу: - прислушайся ко мне. Не убей последнего тайменя, Пусть гуляет в темной глубине. Не губи последнего болота, Загнанного волка пощади, Чтобы на Земле осталось что-то, От чего щемит в моей груди. -Спасибо за работу на занятии. | Работают с таблицей Ответы учащихся |