Экологические сказки
Учитель: И. А. Удальцова
ГБОУ АО «СКОШ № 5»
г. Новодвинск
«Сказка ложь, да в ней намек, доброму молодцу урок!»
Актуальность : Экологическая сказка, что это такое? Это такая сказка, в которой в доступной форме детям рассказывают о живой и неживой природе, о повадках животных, насекомых, птиц, о взаимоотношениях людей к животному и растительному миру, не живой природе. На примере экологических сказок , ребята учатся правилам поведения в лесу: не ловить и не приносить домой детенышей птиц и зверей; беречь лягушек, так как они поедают насекомых; не уничтожать жуков, стрекоз, бабочек; не разорять муравейники; не ломать на деревьях ветки; не оставлять на природе мусор. Именно с этих правил начинается наука экология для ребенка. Для того чтобы экология для ребенка стала руководством к жизни, педагог должен рассказывать о том, как важно правильно относиться к природе, беречь и охранять животных.
Цель: Познакомить детей с живой и неживой природой, через экологические сказки.
Задачи: Развивать познавательную и речевую активность, мышление, воображение, фантазию, речь, обогащать словарный запас ребенка.
Светлячки.
Там, где речка – баловница по камням течёт, струится,
Там, где лес густой шумит, дом бревенчатый стоит.
В том домишке, не скучая, жила-была семья такая:
Мама-Света-светлячок, с ней и дочка и сынок!
Пока мама отдыхала Дочка и сынок гуляли. Резво прыгали в траве и ушибли ножку. Успокойся, не реви, вон болотце впереди. Там водички мы попьём и скорей домой пойдём!
Мама, мама помоги! Нас скорее полечи! Болит ножка, я хромаю! И животик, я страдаю!
Детки непослушные, зачем напились с лужицы?
Вот ведь напасть, вот беда, звери все, скорей сюда!
Моим деткам помогите, трав лечебных принесите!
Тонкий стебель, у дорожки, на конце его серёжки, На земле лежат листки - тоненькие лопушки. Подорожник- лучший друг, лечит раны ног и рук!
На стебле тысяча листочков
И названье у цветка: тысячелистник!
Если заболел животик- тысячелистника попьёте!
Волчья ягода в лес поманит,
Яркой спелостью удивит,
Волчья ягода одурманит-
Ничего потом не болит!
Разболится голова от подарка твоего,
Ядовитая трава- забирай назад её!
Лечебные растения знаем, бережём и охраняем!
Не для себя, не для потехи, а для лесной своей аптеки!
Для компресса вот ромашка, ты на ножку положи, а потом бинтом покрепче да потуже завяжи. Наступай ты осторожно, очень быстро боль пройдёт Будешь бегать по дорожке, твоя ножка заживёт! Есть много трав полезных, чтоб справиться с болезнью, с болезнью любой! Из трав лесного царства отличные лекарства, помогут нам с тобой!
Одуванчик золотой за неделю стал седой,
А денёчка через два поседеет голова.
Он может справиться с болезнью -
Одуванчик ведь полезный!
Вот спасибо вам, зверята, поправились мои ребята!
Лесные травы помогают, от всех болезней нас спасают!
Рады дочка и сынок – мой любимый светлячок,
Радо солнышко в реке! Рада речка на песке!
Рады рощи и поля! Рада с нами вся земля.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Всё это называется - природа,
Давайте же всегда её беречь!
Вопросы по сказке:
-Как называется сказка?
-О чем эта сказка?
-Какой можно сделать вывод?
Задание :
-Выполнить рисунок, аппликацию по этому сюжету.
-Назовите лекарственные растения, которые изображены на рисунке.
Маша и медведь
В одном царстве, в одном государстве, на краю небольшой деревеньки в избушке жили-были дед с бабой. И была у них внучка – непоседа по имени Маша. Очень любила Маша с подружками на улице гулять, играть в разные игры.
Недалеко от той деревни простирался большой лес. А жили в том лесу, как известно, три медведя: папа-медведь Михайло Потапыч, мама-медведь Марья Потаповна, и сыночек-медвежонок – Мишутка. Жили они в лесу очень хорошо, всего им хватало – и рыбы в реке было много, и ягод с кореньями хватало, и мед на зиму запасали. А какой воздух был в лесу чистый, вода в реке прозрачная, трава кругом зеленая! Одним словом, жили они в своей избушке и не тужили.
И люди любили в этот лес ходить за разной надобностью: кто грибы-ягоды да орехи собирать, кто дрова рубить, а кто прутья и кору для плетения заготавливать. Всех тот лес кормил и выручал. Но вот повадились Маша с подружками в лес ходить, пикники и прогулки устраивать. Веселятся, играют, редкие цветы и травы рвут, деревца молодые ломают, а после себя мусора оставят — как будто вся деревня приходила и топтала. Обертки, бумажки, пакеты из-под соков и напитков, бутылки от лимонада и много чего другого. Ничего после себя не убирали, думали, ничего страшного не случится.
И так грязно стало в том лесу! Уже и грибы-ягоды не растут, и цветы глаз не радуют, и животные стали из леса убегать. Удивлялись поначалу Михайло Потапыч с Марьей Потаповной, что же случилось, почему кругом так грязно? А потом увидели они, как в лесу отдыхают Маша с подругами, и поняли, откуда все беды лесные. Рассвирепел Михайло Потапыч! На семейном совете медведи придумали, как проучить Машу и ее подруг. Папа — медведь, мама-медведь и маленький Мишутка собрали весь мусор, а ночью пошли в деревню и разбросали его вокруг домов, и записку оставили, чтобы люди больше в лес не ходили, а то Михайло Потапыч их задерет.
Утром проснулись люди и глазам своим не верят! Кругом – грязь, мусор, земли не видать. А прочитав записку, люди опечалились, как же им теперь без даров леса прожить? И поняли тут Маша с подружками, что они натворили. Перед всеми извинились, весь мусор собрали. И пошли они в лес, просить прощения у медведей. Долго извинялись, обещали больше лесу не вредить, с природой дружить. Простили их медведи, научили, как правильно себя в лесу вести, вреда не наносить. И всем от той дружбы была только польза!
Правила поведения в природе 10 « НЕ »
- Не загрязняй природу, забирай с собой мусор
- Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и лягушек
- Не бери лишнего у природы
- Не разоряй муравейники
- Не ломай ветки деревьев и кустарников
- Не разводи костры под деревьями
- Не шуми в лесу
- Не рви в лесу и на лугу цветы
- Не разоряй гнёзда птиц
- Не уноси домой детёнышей диких животных