СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ Административно-территориальное устройство Тульской области (к 100-ию юннатского движения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: выявить эффективность использования опилок  для

выполнения творческой работы в технике «опилочный

гобелен».

Просмотр содержимого документа
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ Административно-территориальное устройство Тульской области (к 100-ию юннатского движения)»

12


Государственное образовательное учреждение

дополнительного образования Тульской области

«Областной эколого-биологический центр учащихся»









ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ



Административно-территориальное устройство

Тульской области (к 100-ию юннатского движения)















Автор-составитель: педагог дополнительного образования,

Старжинская Наталья Валентиновна

















Тула, 2019

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Методы утилизации и переработки отходов древесины

в промышленности…………………………………………….……

1.2. Применение бытовых и древесных отходов в декоративно-

прикладном творчестве……………………………………….……

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Выполнение творческой коллективной работы в технике

«опилочный гобелен» - Административно-территориальное

устройство Тульской области (к 100-ию юннатского движения)

Выводы……………………………………………………….……

Список литературы и интернет- ресурсы……………

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………


3


4




7



10






12

13


14
































ВВЕДЕНИЕ

Тема: Административно-территориальное устройство Тульской области

(к 100-ию юннатского движения).

Тип проекта: краткосрочный.

Сроки реализации: март – апрель.

Цель: выявить эффективность использования опилок для

выполнения творческой работы в технике «опилочный

гобелен».

Задачи:

  • развивать интерес, положительные эмоции к ручному

труду, готовность участвовать в коллективном творчестве;

  • воспитывать бережное отношение к природным

ресурсам;

  • воспитывать терпение, аккуратность, творческую

активность при выполнении работы в технике «опилочный гобелен»;

  • познакомить детей с территориальным устройством

Тульской области.

Объект исследрвания: процесс выполнения творческой работы в технике «опилочный гобелен».

Предмет исследования: древесные отходы в поцессе выполнения творческой работы в технике «опилочный гобелен».

Гипотиза исследования: мы предположили, что выполднение декоративных работ в технике «опилочный гобелен», эффективная форма утилизации древесных отходов (опилок).

Актуальность: Сегодня, развитие технологий ресурсосбережения – крайне актуальная тема, отходы деревообрабатывающей отрасли подпадают под категорию материалов, которые нуждаются в рациональном использовании. Однако, невзирая на этот факт, лес не прекращают вырубать и продавать колоссальными объёмами.

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Методы утилизации и переработки отходов древесины

в промышленности

Согласно имеющейся статистической информации, в нашей стране существует наибольший резерв лесных насаждений во всём мире. Они находятся на площади практически 800 тыс. гектар. Этот показатель приблизительно равен 25% лесных массивов всей планеты. Больше половины лесов расположены на территории дальневосточных регионов и в Сибири.

Лес представляет собой источник сырьевой базы для всех производящих или занимающихся переработкой древесного сырья компаний, но кроме этого в лесу живут многочисленные популяции животных существ, которые погибнут во время вырубки. Именно по этой причине очень важно перерабатывать отходы древесины, их применение на производстве не только приведет к сохранению первичного древесного материала, но и снизит отходы древесины, чем существенно сократит объем вырубки лесов.

Государственной Думой были внесены поправки в закон об обязательной переработке древесных отходов. Ранее предполагалось, что данный закон начнет действовать с 2018 года, однако эта дата была перенесена на 2022 год. По закону нельзя будет выбрасывать или сжигать мусор, полученный на лесопильном предприятии.

Большая часть деревообрабатывающих заводов по окончанию реализации производства оставляют примерно от 25 до 40 % отходного сырья, которое не используется.

В настоящее время в результате переработки отходов лесопиления получают целлюлозу, бумагу, картон, спирты, фурфурол, кормовые дрожжи, глицерин, фенолы, смолу, сажу, уголь, ацетон, витамины, вазелин, лаки, уксусную кислоту, древесноволокнистые, древесностружечные и фибролитовые плиты, арболит, канифоль, скипидар, древесную муку и многие другие ценные продукты. Опилки и стружка — хороший поглотитель жидкости при уборке мест общего пользования (метро, вокзалы, базары).

Мягкие отходы (опилки и стружка) находят широкое использование для хозяйственных и промышленных целей. Опилками чистят и полируют мелкие металлические и проволочные изделия, алюминиевую посуду, листовой алюминий, меха, кожи. Их применяют при производстве пористого кирпича.

Сегодня на территории северных и восточных регионов государства есть несколько лесопромышленных заводов, которые объединяют в себе лесопилки, деревообрабатывающие мощности, а также химические предприятия, занимающиеся переработкой остатков. Находятся они на одной площадке и обязательно включают полную переработку всех лесоматериалов прибывающих на производство.

Древесные отходы на 95% состоят из клеточных оболочек, которые содержат 44-46% целлюлозы, 20-30% - лигнина, 15-17 % гемицеллюлозы, 13-15% жиров, смол, воска, белков. Древесина содержит много углерода (49,5 %) и сравнительно бедна азотом (0,1-1,2%) (Соломина, 2004), поэтому широкое применение одних древесных остатков в качестве удобрения малоэффективно. Для удобрения почвы лучше использовать готовые компосты на основе древесно-растительных остатков.

В Архангельском институте леса и лесохимии проводились работы по использованию в качестве органических удобрений компостов на основе древесной коры. Компосты использовались в лесных питомниках при выращивании сеянцев хвойных пород в теплицах и открытом грунте (Синников, Мочалов, 1977). Для таких компостов характерно высокое содержание подвижных форм азота, фосфора и калия, что в значительной степени снижает расход минеральных удобрений. Имеется и еще ряд работ, подтверждающих возможность использования подобных компостов.

В последнее время в большинстве стран с интенсивным ведением лесного хозяйства расширяется производство и использование посадочного материала с закрытой корневой системой. Такой посадочный материал имеет более высокий показатель приживаемости в неблагоприятных условиях произрастания, обладает высокими темпами роста в высоту.

Обобщая результаты исследований, опубликованных в научной литературе по использованию древесно-растительных компостов, можно говорить о целесообразности компостов из древесно-растительных отходов в качестве органических добавок в грунт. Слабощелочная реакция среды компостов обеспечивает благоприятную среду для выращивания саженцев многих древесных пород - ели, пихты, сосны, бука, граба, дуба, липы, каштана, тиса и др.

Таким образом, использование древесно-растительных отходов для приготовления компостов позволяет решить актуальные экологические задачи, стоящие перед регионом:

  • уменьшить объем вывоза отходов на полигоны захоронения ТБО;

  • снизить негативное воздействие автотранспорта на окружающую среду в результате уменьшения грузопотоков ТБО;

  • уменьшить объем завоза растительных грунтов и удобрений для нужд города;

  • использовать отходы в качестве вторичного ресурса городского хозяйства и рекультивации загрязненных почв в условиях городской среды;

  • восстановить плодородие деградированных почв питомников и продлить сроки их эффективного функционирования с применением интенсивных технологий выращивания посадочного материала.









1.2. Применение бытовых и древесных отходов

в декоративно-прикладном творчестве

С древних времён перед человечеством стояла проблема мусора, но никогда она не стояла так остро как сейчас. Среднестатистический житель выбрасывает за год более 360 кг твердых бытовых отходов, а есть еще промышленные и строительные отходы, которых мы выбрасываем намного больше. Весь этот мусор нуждается в утилизации: в уничтожении или переработке. При сжигании мусора в атмосферу выбрасывается огромное количество сажи и вредных органических соединений, к тому же он плохо горит. Для переработки отходов строят мусороперерабатывающие заводы. Организуют свалки – что не лучший способ избавиться от мусора, хотя сегодня без них не обойтись.

Одна из форм утилизации бытовых и древесных отходов – это изготовление поделок из предметов, которые утратили свою актуальность или морально устарели в современном мире. К таким вещам относятся: пластинки, использованные диски, пластиковые бутылки, коробки, одноразовая посуда, фантики от конфет, древесные отходы. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для совместного творчества. Экспериментируя, разнообразием материалов и способами его выражения, дети погружаются в состояние вдохновения и творчества.

Этот неприглядный, на первый взгляд, «нехудожественный» материал вызывает у детей неподдельный интерес. Как же можно применить этот мусор, и как превратить его в полезную вещь?

Одноразовую прозрачную посуду, коробочки для сладостей можно декорировать в технике «цветочный коллаж». Прессованные растения покрываются акриловым лаком, и они долго радуют нас своим нежным, ажурным орнаментом.

Картонные коробочки, жестяные банки, декорированные в технике «декупаж» - красивая подарочная упаковка для шёлковых шарфиков, платков, перчаток, палантинов, как шкатулки для бижутерии и фурнитуры. Отличной поверхностью для декора в технике «декупаж» является не прозрачная пластмасса. Салфетки легко приклеиваются без предварительной подготовки фона, и закрепляются акриловым лаком. Такой предмет не только украшение в интерьере, но полезная утварь в быту.

Техника «опилочный гобелен» отлично подходит для переработки древесных отходов. Название «опилочный гобелен» говорит само за себя. Работа выполняется из опилок и имеет вид матово-бархатистой гобеленовой фактуры.

Традиционно «опилочный гобелен» используется как монументальное панно в оформлении интерьера различных учреждений. Однако наряду с монументальными панно могут существовать и небольшие работы в технике «опилочный гобелен».

Для выполнения композиций в этой технике, было разработано несколько технологий, которые включают в себя три вида творческой деятельности: графика, живопись, скульптура. Выполняя такие композиции, обучающиеся решают не только цветовые задачи, но и находят объем и форму предмета. Физические усилия в наращивании объёма предмета, стремление передать характерную форму, способствуют развитию моторики рук, глазомера.

Первые работы воспитанников - это небольшие поделки (новогодние игрушки, миниатюрные панно). Накапливая творческий опыт, они выполняют более сложные полуобъёмные композиции различной формы и размера. Многие работы в технике «опилочный гобелен», для большей выразительности и законченности, оформлены природными материалами, дарами моря и фурнитурой.

Техника «опилочный гобелен» доступна детям любого возраста и отличается только сложностью выполнения работы. Такие занятия несут в себе огромную радость, которую доставляют детям игра, творчество, рукоделие, общение, решение общей задачи. Радость оттого, что ненужный предмет превратился в полезную вещь, которая может пригодиться или послужит хорошим подарком другу. 

Работа с разными бросовыми материалами способствует активизации творческого потенциала ребёнка, позволяет поддерживать устойчивый интерес к обучению. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз: развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления. Именно нетрадиционность в выполнении работы, дает большой толчок к развитию детского интеллекта, подталкивает их к творческой активности, творческой свободе, дает подлинную радость и эффективный результат.







































ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Выполнение творческой коллективной работы в технике «опилочный гобелен» - Административно-территориальное устройство Тульской области (к 100-ию юннатского движения)

В объединении «Природа и художник» при выполнении творческой работы «Административно-территориальное устройство Тульской области» в технике «опилочный гобелен» участвовали дети разной возрастной категории – от 7 до 12 лет, 6 обучающихся: 5 девочек и 1 мальчик.

Детям была представлена мультимедийная презентация с последовательностью технологических операций.

Таблица 1. Технологическая карта выполнения творческой работы

в технике «опилочный гобелен»

№ п/п

Технологическая операция

Оборудование, инструменты

Слайд №3

С помощью копировальной бумаги, на основу перенести контуры районов Тульской области.

Основа – ДВП, копировальная бумага, простой карандаш.

Слайд №4

Сформировать объём каждого участка - района города Тулы в технике «опилочный гобелен», используя, приём «опилочное тесто». Оставить до высыхания.

Опилочное тесто, стек для лепки.

Рецепт опилочного теста: мелкие опилки, клей ПВА, вода, всё перемешать.

Слайд №5

Границы районов выложить контрастным кантом.

Кант, клей ПВА.

Слайд №6

Оформить работу и наклеить названия районов города Тулы.

Клей ПВА, распечатка названий районов города Тулы.

В процессе этой работы, у детей возникает творческое взаимодействие, складываются отношения партнерства. О таком сотрудничестве говорил С.Л. Рубинштейн «…учение мыслится как совместное исследование, совместное прохождение того пути открытия и исследования, который к ним приводит».

























Выводы

Проблема комплексного применения отходов деревообработки развивается с самого начала лесопильной промышленности. Тогда люди не думали о проблемах экологии, наступающих в результате сокращения зелёных насаждений. По этой причине отходы попросту сжигали, чтобы освободить место.

Использование вторичного сырья, позволяет в какой-то мере экономить природные ресурсы. Бросовый материал является доступным по материальным затратам для большинства семей. Проявив немного фантазии, можно вдохнуть вторую «жизнь» в «ненужный», казалось бы, материал. 

Следовательно, гипотеза, поставленная в начале творческого проекта: «что выполднение декоративных работ в технике «опилочный гобелен», эффективная форма утилизации древесных отходов (опилок)», доказана.

Используя древесные отходы: спилы и мелкие опилки в декоративно-прикладном творчестве можно внести посильный вклад в переработку отходов, тем самым сохраняя экосистему нашей планеты.













Литература и интернет-ресурсы

  1. http://wood-prom.ru/analitika/15274_otkhody-derevoobrabotki - технология деревообрабатывающего производства;

  2. http://pereosnastka.ru/articles/ispolzovanie-otkhodov-lesopilnogo-proizvodstva - использование отходов лесопильного производства;

  3. https://ztbo.ru/o-tbo/lit/problemi-rekultivacii-otxodov/perspektivi-ispolzovaniya-drevesnix-otxodov - перспективы использования древесных отходов;

  4. https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-tvorcheskiy-proekt-v-dopolnitelnom-obrazovanii-2106893.html - методическая разработка «Творческий проект в дополнительном образовании», Любкевич М.В.;

  5. http://psihdocs.ru/metodika-vipolneniya-tvorcheskih-proektov-po-tehnologii.html - Методика выполнения творческого проекта по технологии;

  6. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/03/03/metodicheskaya-razrabotka-tvorcheskogo-proekta-dizayn-interera- Методическая разработка творческого проекта «Дизайн интерьера», Овсянникова Е.В.;

  7. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/564307/- Методические рекомендации по выполнению творческого проекта для учащихся образовательной области «Технология», Быкова Л.Л.

  8. Бедина М. «Поделки из природного материала», 2011 г.;

  9. «Чудеса своими руками» Н.В. Величко. Е.П.Иванова, М.В.Бедина. М.: Издательство:  Клуб семейного досуга, 2011 г..







Приложение 1

1.1. Технологическая карта выполнения

мини-панно в технике «опилочный гобелен» для детей

дошкольного и младшего школьного возраста



№ п/п

Технологическая операция

Эскиз заготовки

Оборудование, инструменты

1.

Изобразить эскиз объекта


Цветная и белая бумага, гуашь, кисть №3

2.

Выполнить два лекала рыбки. Одно из них наклеить на фон, а на другое нанести опилочную основу. Оставить до высыхания


Белая бумага, гуашь, кисть №3, лекало, ножницы, клей ПВА

3.

Сформировать объём на детали с опилочной основой. Оставить до высыхания


Клей ПВА, мелкие опилки, вода

4.

Покрыть основным цветом объёмную деталь. Оставить до высыхания


Гуашь, кисть №3




5.

Прорисовать мелкие детали и декорировать фон природным материалом и фурнитурой


Гуашь, кисть №2, природные материалы и фурнитура












































Приложение 2

1.2. Технологическая карта выполнения пряника – сувенира

в технике «опилочный гобелен» для детей

младшего школьного возраста



№ п/п

Технологическая операция

Эскиз заготовки

Оборудование, инструменты

1.

Вырезать из картона основу по лекалу


Картон, ножницы, простой карандаш

2.

Сформировать объём на картонной основе из опилочного теста


Мелкие опилки, клей ПВА, вода

3.

Обсыпать фигурку опилками и оставить до высыхания


Мелкие опилки

4.

Нанести основной цвет на опилочную основу


Гуашь, кисть №3

5.

Имитируя глазурь, тонкой кистью прорисовать детали композиции в соответствии с эскизом


Гуашь, кисть №2



Приложение 3

1.3. Технологическая карта выполнения штекера

в технике «опилочный гобелен» для детей

младшего и среднего школьного возраста

№ п/п

Технологическая операция

Эскиз заготовки

Оборудование, инструменты

1.

Эскиз выполнить в натуральную величину гуашевой краской


Гуашь, кисть №3, кисть №2, бумага

2.

Вырезать лекало и нанести опилочную основу на верхнюю и нижнюю поверхности крыльев


Картон, ножницы, мелкие опилки, клей ПВА

3.

Определить границы цвета на опилочной основе, закрепить держатель и сформировать объём на туловище


Фломастер, мелкие опилки, клей ПВА, шпажка

4.

Нанести основной цвет на нижнюю поверхность крыльев стрекозы



Гуашь, кисть №3

5.

Нанести основные цвета на верхнюю поверхность крыльев стрекозы и проработать детали зоофигурки


Гуашь, кисть №3, кисть №2