СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический патруль

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экологический патруль»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №8»



Принята на заседании

педагогического совета

от «___»__________20___г.

Протокол № __________


Утверждаю

Директор МБОУ ООШ №8 ________

Пашина Е.Ф.

От «___»___________20____г.



Экологический патруль

Дополнительная общеобразовательная программа



Возраст обучающегося: 11-16 лет

Срок обучения: 1 год







Составитель:

Максимова Оксана Владимировна

Педагог дополнительного образования









г.Таштагол, 2021г.

Содержание



Пояснительная записка 2

Цели и задачи программы: 3

Тип и вид программы. 4

Планируемые результаты 4

Комплекс организационно-педагогических условий: 5

Кадровое обеспечение 8

Формы и методы работы 8

Учебно-методическое и информационное обеспечение 8

Тематический план занятий 9

Содержание программы 14

Тематическое планирование 15

Список литературы для педагога 20

Список литературы для детей 21





Пояснительная записка



Рабочая учебная программа составлена на основе:

  1. Закона «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г.

  2. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1987 от 17.12.2010 года.

  3. Приказа Мои Н РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  4. Базисного учебного плана общеобразовательного учреждения РФ, утверждённый приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004г.

  5. Приказа МОиН РФ №889 от 30.08.2010г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом МОиН РФ 09.03.2004г. № 1312».

  6. Приказа МОиН РА «1272 от 11.11.2010 «О новой редакции базисных и примерных учебных планов образовательных учреждений РА, реализующих программы общего образования».


«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защититься от недуга. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству».

Л. Леонов.

Экологическое просвещение подрастающего поколения – настоятельная потребность сегодняшнего дня и поэтому одной из важнейших задач является обучение учеников глубоким экологическим знаниям и привитие им навыков осознанной экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту. Именно формирование экологической культуры у детей закладывает основы взаимоотношений человека с природой.

Хороший гражданин сразу не рождается, а длительно воспитывается. В воспитании гражданина, с активной жизненной позицией, сознательным отношением к долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения, немаловажным становится воспитание трудолюбия.

Отличительные особенности программы: в разделах программы больше половины часов отводится на социальную практику, проектную и исследовательскую деятельность. Практико-ориентированная деятельность позволяет обучающимся не только применять полученные знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, но и способствует формированию активной жизненной позиции, универсальных учебных действий в целях обеспечения своей экологической безопасности и здоровья. Содержание программного материала построено с учетом регионального компонента.

Педагогическая целесообразность программы: для эффективной реализации программы, активизации учебно-познавательной деятельности, создание оптимальных условий для достижения учащимися творческих успехов используются современные образовательные технологии: личностно-ориентированное обучение; исследовательского, проектногообучения; здоровьесберегающиетехнологии; информационно- коммуникационные технологии; коллективной творческой деятельности; дифференцированное обучение; система инновационной оценки «Портфолио».


Цели и задачи программы:



Цели:

  • расширение знаний, обучающихся в области природопользования, экологии, лесохозяйственной деятельности

  • привитие интереса к природоохранной деятельности

  • трудовое воспитание

  • профессиональная ориентация экологического, лесохозяйственного профиля.

Задачи:

  • Расширить и укрепить знания обучающихся в области природопользования, экологии, лесохозяйственной деятельности.

  • Привить интерес обучающимся к природоохранной деятельности.

  • Содействовать формированию трудовых умений и навыков по охране, использованию и воспроизводству природных ресурсов

  • Научить обучающихся работать с приборами и объектами исследования.

  • Научить самостоятельно работать со справочниками и определителями.

  • Способствовать самореализации каждого ученика в системе коллективных отношений.

  • Содействовать профессиональной ориентации обучающихся экологического, лесохозяйственного профиля. Участвовать в экологических конкурсах, конференциях, акциях, мероприятиях, представляя на суд широкой общественности обобщённые и осмысленные результаты своей работы, обмениваясь опытом со сверстниками.

  • Развить самостоятельность и инициативу при выполнении исследовательских работ.

  • Развивать наблюдательность, усидчивость, интерес к познанию окружающего мира.

  • Содействовать воспитанию любви и уважения к посёлку, бережного отношения к лесу, его обитателям, ответственность за их судьбу.

  • Разработанная программа учитывает региональный компонент.


Школьники, изучают природу и экологию родного края.

По программе предусмотрено активное вовлечение обучающихся в учебно­-творческую деятельность через познание родного края – экскурсии, практические задания по изучению явлений и объектов природы, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение исследовательских работ, природоохранных акций.

В процессе освоения программы предполагаются активное взаимодействие со специалистами лесхоза, изучение книг, журнальных статей, народных традиций, получение знаний об охране и защите леса.

Программа предполагает проектную деятельность учащихся.

Тип и вид программы.



Возрастной контингент обучающихся – 11–16 лет.

Вид программы – меж предметная, ориентационная, активная (призывает вооружить обучающихся определенными умениями, деятельностными навыками по экологическому образованию).

Срок реализации программы – 11месяцев.

Планируемые результаты



Личностные УУД:

  • формирование положительного эмоционального настроя;

  • умения оценивать жизненные ситуации, выражать своё отношение к экологическим проблемам;

  • давать оценку своей деятельности и деятельности других людей.

Регулятивные УУД:

  • определять тему и цели мероприятия;

  • устанавливать связь между целями и результатом;

  • работать по плану;

  • определять степень успешности выполнения своей работы;

  • осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные обще учебные УУД:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

  • сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

  • группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;

  • анализировать, делать выводы, обобщать;

  • высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний;

  • переносить имеющиеся знания в жизненное пространство.

Коммуникативные УУД:

  • внимательно слушать и понимать других, отвечать на вопросы учителя;

  • аргументировать свою точку зрения;

  • сотрудничать в паре, умение договариваться и уважительно относится кпозиции другого;

  • оформлять свои мысли в устной форме;

  • сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.



Комплекс организационно-педагогических условий:

Годовой учебный план

Количество учебных недель – 36 (1 полугодие – 17 недель, 2 полугодие -19 недель). Учебный процесс – с 1 сентября 2020 г по 31 мая 2021 года

Зимние каникулы - с 29 декабря 2020 по 8 января 2021 года Весенние каникулы – с 25 марта по 31 марта 2021 года

Праздничные дни:

  • ноября - День народного единства

  • 23 февраля - День защитника Отечества

  • 8 марта – Международный женский день 1 мая – Праздник Весны и Труда

  • 9 мая – День Победы 12 июня – день России

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение: лабораторное оборудование (посуда, реактивы, тест-комплекты, тест-системы, реактивы, микроскопы, наборы препаровальных инструментов).

  • Цифровые образовательные ресурсы: электронные учебные пособия: «Биология в школе. Растительный мир. Электронные уроки и тесты»,

  • «Ботаника. 6-9 классы. Электронный атлас для школьника» образовательная СD энциклопедия «Птицы ХМАО»,

  • «Биологический энциклопедический словарь»

  • «Природа России»

  • «Экология».

Наглядные средства:

видеофильмы: «Биосферные заповедники», «Мир животных»,

«Секреты природы», «Экология», Охрана природы», «Экологические системы»,

«Экологический альманах», «Природные сообщества», гербарий деревьев и кустарников, систематика растений, коллекции.

Дидактический материал к занятиям: схемы, памятки, рекомендации, правила, карточки с экологическими ситуациями, задания, творческие задачи, развивающие игры, инструкции по охране труда.

Диагностический инструментарий: кроссворды, тестовые задания в слайдовой презентации.

Формы аттестации

Виды диагностики и контроля по срокам: промежуточная диагностика – в январе, итоговая – при завершении обучения, в мае.

Диагностика заключается в выявлении уровня компетентности обучающихся в результате освоения дополнительной образовательной программы.

Параметры диагностирования:

  • Ключевые компетенции,

  • Метапредметные компетенции по 3 направлениям,

  • Предметные компетенции.

Кроме того, ведется учет социальной и творческой активности обучающихся.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

  • грамоты, папка наблюдений, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, фотоматериалы.

  • Итоговая аттестация обучающихся в форме: портфолио, творческой работы, наградных документов за участие в конкурсах различного уровня.

  • Оценочные материалы

  • Методические материалы

  • Особенности организации образовательного процесса – очно.

  • Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная.

  • Формы организации учебного занятия, презентация,

практическое занятие, лабораторное занятие, наблюдение, эксперимент,

беседа, акция, выставка, защита проектов, игра, конкурс, олимпиада, экскурсия.

  • Педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение; исследовательского обучения; здоровьесберегающие технологии; информационно- коммуникационные технологии; коллективной творческой деятельности; дифференцированное обучение; система инновационной оценки «Портфолио».

Методы обучения: по источнику передачи и восприятия знаний: словесный, наглядный практический; по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; по характеру активизации: игровой, проектный.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Формы проведения итогов по каждому разделу – задания в виде тестов, упражнений, задач.





Кадровое обеспечение



Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа обеспечена квалифицированными кадрами, образование которых соответствует профилю ДОП.

Формы аттестации

Для оценки результатов изучения дисциплины используются следующие формы текущего контроля:

  • учет посещаемости занятий;

  • оценка выполнения аудиторных и домашних заданий;

  • выполнение письменных контрольных работ;

Итоговая аттестация осуществляется после освоения всех тематических

разделов программы и успешного прохождения всех текущих контрольных

мероприятий и проходит в форме защиты проекта.

Фиксация образовательных результатов предполагает ведение журнала

учёта успеваемости и посещаемости занятий.

Оценочные материалы

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений имеется фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, итоговой аттестации.

Задания и критерии их оценивания представлены в рабочих программах дисциплин.



Формы и методы работы



  • беседы

  • игры

  • самостоятельные работы

  • защита проектов



Учебно-методическое и информационное обеспечение



ДОП обеспечена методическими материалами: учебниками, учебными

пособиями, демонстрационными и раздаточными учебными материалами,

контрольно-измерительными материалами и др.

Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие.

Общие требования к занятиям:

  • создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и

активности детей;

  • целесообразное расходование времени на занятии;

  • применение разнообразных методов и средств обучения;

  • развитие благоприятных межличностных отношений между педагогом и обучающимися;

  • развитие умения применять полученные знания в практической деятельности.

Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно

подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать

удобную для себя модель плана учебного занятия.

Изучение учебного материала осуществляется в следующей последовательности:

  • изучение нового материала;

  • применение знаний на практике, формирование практических умений;

  • контроль знаний.

При проведении занятий можно применить следующие педагогические

технологии:

  • технологию проблемного диалога;

  • технологию критического мышления;

  • технологию группового обучения;

  • технологию проектной деятельности;

  • технологию игрового обучения.

Используются как традиционные, так и интерактивные методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.).

Обучающимся обеспечен доступ к электронно-библиотечным системам.







Тематический план занятий



Содержание программы 9 месяцев обучения.

Тема 1. Вводное занятие. (1 ч)

Знакомство обучающихся с целями и задачами занятий, программой и планом работы на год. Инструктаж по технике безопасности.

Практическая работа. Разработка эмблемы. Графический рисунок.

Тема 2. Общее понятие о лесе. (2 часов).

Понятие о лесе и лесных насаждениях. Лес в литературе, музыке, живописи. Характеристика лесных ресурсов страны и региона. Лес как биогеоценоз. Наиболее значимые экологические факторы. Типы леса. Роль леса в природе и жизни человека. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения. Правила поведения в лесу.

Практические работы. Разработка эмблемы школьного лесничества. Работа в цвете. Распространение лесов в стране, области.

Экологические игры «Прекрасный мир родной природы», «Удивительный мир животных».

Экскурсии в лес. Сбор природного материала. Определение типа леса по лесорастительному покрову.



Тема 3. Водоемы. (Исследовательская деятельность ) (8 часов)

Методика исследования водоема. История. Физико-географическая характеристика района исследований: географическое положение источника, рельеф и геологическое строение, климатические условия исследуемой территории, геологические условия выхода воды, влияние воды на рельеф, свойства воды (температура, цвет, прозрачность, состав осадка, запах, вкус и привкус). Органический мир: растительный и животный мир. Использование водоемов. Оценка экологического состояния водоема.

Практические работы. Очистка водоема и прилегающей к нему территории. Изучение истории водоемов, опрос населения «Использование водоемов». Изучение географического положения, рельефа, климатических условий исследуемой территории. Изучение свойств воды. Изучение растительного и животного мира. Составление паспорта водоема.

Оформление работы. Защита работы в школе, в районе.

Экскурсия. Водоемы окрестностей.

Тема 4. «Зеркало природы» (5ч)

Знакомство с конкурсами: «Лес в творчестве юных», «Пожарная безопасность, «Мир через культуру».

Практические работы. Подготовка фоторепортажа об экологической социально-полезной деятельности.

Тема 5. Итоговые занятия. (2 ч)

Подготовка материалов к фоторепортажу: оформление работы с применением компьютерной техники, написание сочинений, стихов.

Подведение итогов за полугодие.

Практическая работа. Подготовка фоторепортажа об экологической социально-полезной деятельности.

Экологическая игра

Тема 6. История лесхоза. (3 ч)

Знакомство с историей лесхоза: история, основные виды работы, коллектив.

Практические работы. Встреча с ветеранами лесного хозяйства и тружениками леса. Оформление работы «История лесничества», сочинение «Мой папа-лесничий».



Тема 7. Растения леса. (8 ч)

Дендрология. Основные хвойные и лиственные породы. (4 ч).

Хвойные породы: сосна обыкновенная, ель европейская, лиственница сибирская, пихта сибирская. Основные лиственные породы: дуб черешчатый, бук восточный, ясень обыкновенный, клен остролистный, вяз обыкновенный, береза повислая, ольха серая, осина.

Практические работы. Определение хвойных пород по коре, хвое, семенам, шишкам. Определение лиственных пород по листьям, побегам, плодам и семенам.

Ярусы леса. Травянистые растения. (1 ч)

Яруса леса. Травянистые растения произрастающие на территории Республики Алтай.

Практическая работа. Определение растений по рисунку, готовому гербарию и с помощью определителя.

Грибы. Ягоды. (1 ч)

Видовое разнообразие грибов и ягод, произрастающих на территории Республики Алтай. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Правила сбора грибов и ягод.

Викторина «Знаешь ли ты грибы и ягоды?» (Распознавание ягод и грибов по рисункам, гербарию, муляжам, с помощью определителей. Распознавание ягод и грибов, как съедобные и несъедобные.)

Лесные лекари. (1 ч)

Видовое разнообразие лекарственных растения, произрастающих на территории Горной Шории. Лечебные свойства растений. Условия и время сбора почек, коры, листьев, цветков и соцветий, корней, корневищ, клубней и луковиц. Сушка (воздушная, солнечная, тепловая). Условия и сроки хранения лекарственного сырья. Настои. Отвары. Экстракты. Настойки. Чаи и сборы. Соки.

Практические работы. Определение лекарственных растений по рисунку, готовому гербарию и с помощью определителя. Приготовление лечебного чая.

Акция «Посади дерево». (2 ч)

Экскурсия в лес. (1 ч) Описание растительного сообщества

Тема 8. Животные леса. (7 ч)

Условия обитания животных в лесу. Распространение животных. Лесные животные: впадающие в зимнюю спячку, хищные и травоядные, грызуны, млекопитающие и земноводные. Следы животных.

Птицы нашего леса: зимующие и перелётные. Голоса птиц.

Практические работы. Определение животного по его следам. Выпуск плаката «Лес — дом для зверей и птиц». Определение птиц визуально и по голосу.

Акция «Скворечник» (Реставрация скворечников.)

Тема 9. День экологических знаний. (2 ч)

15 апреля - День экологических знаний.

Практические работы. Выпуск экологического плаката, буклетов.

Тема 10. День Земли. Лесные почвы. (3 ч)

День Земли. Горизонты почвы. Типы почв. Влияние почвы на видовой состав растений.

Практическая работа. Определение горизонтов почвенного среза.

Тема 11. Встреча со специалистами лесхоза. (3 ч)



Содержание программы



Учебно-тематический план рабочей программы

п/п

Наименование раздела

Количество часов

Форма аттестации/контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

1

 

 

 

2

Общее понятие о лесе

2

 

 

 

3

Водоемы.(Исследовательская деятельность )

8

 

 

 

4

«Зеркало природы»

5

 

 

 

5

Итоговые занятия.

2

 

 

 

6

История лесхоза.

3

 

 

 

7

Растения леса.

8

 

 

 

8

Животные леса.

8

 

 

 

9

День экологических знаний.

2

 

 

 

10

День Земли. Лесные почвы.

3

 

 

 

11

Встреча со специалистами лесхоза

3

 

 

 

 

Итого:

45

 

 

 











Тематическое планирование



Дата

Наименование темы занятия

Количество часов

Тип занятия

Виды контроля

всего

теория

практика

Вводное занятие (1 час)

1


Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж по технике безопасности. Разработка эмблемы, беседа

1

1




Общее понятие о лесе( 2часа)

2


Понятие о лесе и лесных насаждениях. Что такое лес. Типы леса. Лесные насаждения.

1

1




3


Правила поведения в лесу. Формирование бережного отношения к природе лекция

1

1






Водоемы.(Исследовательская деятельность ) (8 часов)






4


Реки Горной Шории. Сведения о реках, легенды, сказания, стихи, комбинированное

1

1




5


Исследуем водоемы. Методика исследования водоемов.

Практическое занятие


1


1



6


История р. Мрас-Су. Просмотр презентации, комбинированное


1

1




7


Органический мир вблизи реки. Растительный и животный мир презентация


1

1




8


Паспорт водоема. Методика исследования водоемов. Практическое занятие

1

1

1



9


История р. Кондомы. Просмотр презентации комбинированное


1

1




10


Как формируются горные реки.Физико-географическая характеристикарайона исследований.

1

1




11


Ландшафт, тип растительности, высотные зоны. Практическое занятие

1

1




«Зеркало природы» (5 часов)

12


Экология Горной Шории презентация по теме, лекция

1

1




13


«Зеркало природы» Экологические игры. Биологические кроссворды. Ребусы. Вопросы. Игры. викторины

1

1




14


Природа Горной Шории в стихах, рассказах ,сказках

1





15


Презентация на тему: «Природа Горного края в живописи местных художников».

1

1




16


Знакомство с творчеством художников прославивших красоту и уникальность природы Горной Шории

1

1




Итоговые занятия ( 2 час)

17


Итоговое занятие. Биологические кроссворды. Ребусы. Вопросы. Комбинированное.

1

1




18


Экологическая игра «Прекрасный мир родной природы».


1

1




История лесхоза ( 3часа)

19


Знакомство с историей лесхоза: история, основные виды работы, коллектив.


1

1




20


Оформление работы «История лесничества», сочинение «Мой папа-лесничий».

1

1




21


Оформление работы «История лесничества», сочинение «Мой папа-лесничий».

1

1




Растения леса (8 часов)

22


Дендрология. Основные хвойные и лиственные породы.


1

1




23


Строение. Разнообразие деревьев. Хвойные и лиственные породы. Комбинированное, презентация


1

1




24


Флора черневой тайги Горной Шории. Комбинированное, презентация


1

1




25


Лесные лекари. Способы приготовления лекарственных форм. Лекарственные растения. Комбинированное, презентация


1

1




26


Лесные лекари. Способы приготовления лекарственных форм. Лекарственные растения. Комбинированное, презентация


1

1




27


Грибы. Ягоды. Понятие грибы. Ягоды. Разновидности на территории всего мира Комбинированное, презентация


1

1




28


Грибы. Ягоды. Понятие грибы. Ягоды. Разновидности на территории Кемеровской области. Комбинированное, презентация


1

1




29


Ярусность в лесу. Понятие о ярусности. Лекция. Наблюдение за жизненными формами растений в лесу Горной Шории. (экскурсия в окрестный лес)


1

1




Животные леса(8часов)

30


Животные леса. Разнообразие животных. Комбинированное, презентация


1

1




31


Животные леса. Разнообразие животных. Комбинированное, презентация


1

1




32


День птиц. Разнообразие птиц. Просмотр фильма


1

1




33


Мелодии нашего леса – птицы. Голоса птиц. Практическое занятие


1


1



34


Фауна Горной Шории. Презентация о биоразнообразии в мире животных Таштагольского района

1

1




35


Природоохранные учреждения на территории Кемеровской области. Красная книга животных нашего региона

1

1




36


Природоохранные учреждения на территории Кемеровской области. Красная книга животных нашего региона

1

1




37


Животные тундровых зон Горной Шории. Проектная работа. Краснокнижные животные охранямые буквой закона в Шорском Национальном парке.

1

1




День экологических знаний.( 2 часа)

38


Экологические игры. Биологические кроссворды. Ребусы. Вопросы. Игры. викторины


1

1




39


Познаем экологический календарь. Запомним даты.

1

1




День Земли. Лесные почвы (3часа)

40


День Земли. Акция «Посади дерево». Практическое занятие


1


1



41


Лесные почвы. Типы почв в Кемеровской области презентация


1

1




42


Лесные почвы России. Типы почв, презентация


1

1




Встреча со специалистами лесхоза (3 часа)

43


Встреча со специалистами лесхоза. Итоговое занятие.

1

1




44


Защита проектов. Практическое занятие


1


1



45


Защита проектов. Практическое занятие


1


1





Итого: 45часов










Список литературы для педагога



  1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог  Текст  /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2012.

  2. Гаев, Л. Наши следы в природе  Текст  /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.Елизарова Е. М. Знакомые незнакомцы  Текст  /Е. М.

  3. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.

  4. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников  Текст  /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.

  5. Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей.  Текст  / М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1995.

  6. Моложавенко, В. С. Тайна красоты  Текст  / В. С. Моложавенко. – М., 1993.

  7. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа  Текст  /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5.

  8. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики  Текст  /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

  9. Плешаков, А. А. Зелёные страницы  Текст  /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.

  10. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.

  11. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.

  12. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.

  13. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.

  14. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

 



Список литературы для детей



  1. Бианки В.В. Собрание сочинений в 4-х томах; т. 3. - Л.: Детская литература, 1975., - стр. 12 (или Бианки В.В. Лесная газета: Для дошк. и мл. шк. возраста. - Минск: Юнацтва)

  2. Времена года: Стихи, рассказы, сказки - М.: Детская литература, 1990.

  3. Миронов В.А. Двенадцать месяцев. - М.: Сов. Россия, 1991.

  4. Оляпка — 11: Книжка для тех, кто любит стихи, рассказы, сказки, ве­селые приключения, загадки и рисунки. — Пермь: Пермское кн. изд-во, 2004.

  5. Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Т. 5. - М.: Компания «Ключ-С», Филологическое общество «Слово», ТКО ACT, 1994.

  6. Большая энциклопедия животных. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. с.

  7. Лоренц Конрад 3. Человек находит друга: Человек находит друга; Кольцо царя Соломона. - М.: «Армада», 1995. («Зелёная серия»)

  8. Книга о лице и теле. Практическое руководство по ухо­ду за внешностью / Под ред. Стоппард М. - М.: Панорама, 1992.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!