«Утверждаю»
Директор МАОУ «Свободненская СОШ»
________________Е.И.Самылкина
Программа профильного отряда
«Экологический патруль»
(экологическое направление)
Составитель:
учитель начальных классов
Петрушина К.Э.
п.Свобода
2018 г.
Пояснительная записка
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природо- сообразная деятельность. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Актуальность программы
В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Использование природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.
В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.
Важно разбудить у воспитанников чувство сопереживания к происходящему в окружающей среде, понимание того, что ее нужно беречь и охранять.
Цель программы: создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания, и формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности.
Задачи программы:
вовлечение каждого участника смены в процессе организации коллективно – творческой и исследовательской деятельности;
приобщение детей к изучению природы родного края, осознанию связей между человеком и природой, развитие инициативы и самостоятельности;
развитие интеллектуальных способностей и навыков исследовательской деятельности у детей.
Программа «Экологический патруль» нацелена на формирование у детей бережного отношения к богатствам природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и нравственной среде.
В данную программу включены следующие этапы: игровая программа и программа работы творческих мастерских. В каждый этап программы включены разнообразные типы игр, с целью развития тех или иных качеств, знаний, умений, навыков и способностей ребёнка, а также всестороннего развития его личности.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены с 01.06.2018 г. по 26.06.2018 г.
Девиз отряда «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!».
Программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно- правовых документов:
- Конвенцией ООН о правах ребёнка;
- Конституцией РФ;
- Федеральным законом «Об образовании в РФ» №273- ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года.
Ведущие принципы программы «Экологический патруль»
1. Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру.
2. Принцип творческого отношения к делу.
3. Принцип добровольности участия в делах.
4. Принцип учета возрастных особенностей детей.
5. Принцип доступности выбранных форм работы.
Планируемые результаты
Укрепление здоровья детей;
укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта поведения в экстремальных ситуациях;
создание благоприятных условий для оздоровления детей, их эстетического, патриотического и нравственного развития через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;
пополнение жизни детей интересными социокультурными событиями;
укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;
развитие чувства патриотизма;
воспитание уважение к родной природе.
План работы отряда «Экологический патруль»
День | Дата | Мероприятия |
-
| 1 июня | 1. Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе». 2. Операция «Уют». 3. Международный день защиты детей (игры, конкурсы). 4. Подготовка к открытию лагерной смены (творческие номера). |
-
| 2 июня | 1. Минутка безопасности «Опасности в лесу». 2. День Берендеев (День леса). 3. Экологический ликбез «Что такое экология?». 5. Праздничный концерт, посвященный открытию лагерной смены. |
-
| 4 июня | 1.Минутка безопасности «Мы и дорога». 2.Беседа «Солнечный удар. Первая медицинская помощь». 3.День цветов 4. Экологический практикум «Основные экологические законы». 5.Подвижные игры на свежем воздухе. |
-
| 5 июня | 1. Минутка здоровья «Как вести себя на природе?». 2. Всемирный день охраны окружающей среды. День эколога. 3.Конкурс экологических сказок. 4. Экологический ликбез «Природные факторы». |
-
| 6 июня | 1. Викторина «В гостях у доктора Айболита». 2. Игра- путешествие «Литературный дилижанс». Пушкинский день в России. 3.Экологический ликбез «Чудо вокруг нас». 4. Подвижные игры на свежем воздухе. |
-
| 7 июня | 1.Минутка здоровья « У меня хорошее настроение». 2. День хорошего настроения. 3. Викторина «Весёлая юморина». 4. Беседа «День рождения Смайликов». |
-
| 8 июня | 1. Минутка здоровья «Закаляйся, если хочешь быть здоровым». 2.Всемирный день океанов. 3. Путешествие- игра по материкам. 4.Подвижные игры на свежем воздухе. |
-
| 9 июня | 1.Минутка безопасности «Огонь- друг, огонь- враг». 2.Международный день друзей. 3. Спортивно- экологическая игра «Друг». 4. Конкурс буклетов «Правила дружбы». |
-
| 11 июня | 1.Беседа «Натуралиста путь тяжёлый…». 2.Международный день натуралиста. 3. Конкурс «Юный натуралист». 4. Подвижные игры на свежем воздухе. |
-
| 12 июня | 1. Минутка здоровья «Здоровый я- здоровая Россия!». 2.День России. 3. Интеллектуальная игра «Мы- патриоты». 4.Конкурс рисунков на асфальте «Я нарисую мир». |
-
| 13 июня | 1.Минутка безопасности «Безопасность на улице». 2.Ролевая игра «Как обезопасить свою жизнь». 3. Экологический практикум «Редкие и исчезающие виды растений». 4. Подвижные игры на свежем воздухе. |
-
| 14 июня | 1.Минутка здоровья «Книги о здоровье». 2. Всемирный день донора крови. 3. Беседа «Донорство». 4. Спартакиада «Ради жизни на земле». |
-
| 15 июня | 1.Беседа о лекарственных травах. 2.Всемирный день ветра. 3.Игра «Ветер, ветер, ты могуч…». 4. Подвижные игры на свежем воздухе. |
-
| 16 июня | 1.Минутка здоровья «Как снять усталость с ног». 2. Экологический практикум «Изучение листьев растений». 3. Турнир по интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?». 4. Конкурс рисунков «Природа кричит SOS». |
-
| 18 июня | 1.Минутка здоровья «Вредные привычки». 2.Конкурс рисунков «Дети против наркотиков». 3.Путешествие в страну «Экология». 4. Подвижные игры на свежем воздухе. |
-
| 19 июня | 1.Митутка здоровья «Правильное питание». 2.Беседа «Как вести себя в гостях». 3.Экологическая операция «Птичья столовая». 4.Фотоконкурс «Лето на воде». |
-
| 20 июня | 1. Беседа «Безопасность во время прогулок в зоопарк». 2. Всемирный день защиты слонов в зоопарках. 3. Интеллектуальная игра «Эти удивительные животные». 4. Подвижные игры на свежем воздухе. |
-
| 21 июня | 1.Минутка безопасности «Один дома…». 2.Игра на местности «Следопыт». 3. Конкурс рисунков «А мы с тобой войны не знали». 4. Экологический практикум «Растения в государственной символике». |
-
| 22 июня | 1.Беседа «Земля- наш общий дом». 2.День памяти и скорби. 3. Конкурс агитационных плакатов «Охраняйте природу!». 4.Экологический «Звёздный час». |
-
| 23 июня | 1. Экологическая акция «Школьная клумба». 2. Игра на местности «Ботанические ошибки». 3. Экологическая игра «Кладовая природы». 4.Подготовка к закрытию смены. |
-
| 25 июня | 1. Тренинг «Плоды великодушия». 2. Эко-эстафета «Зоологические забеги». 3. Праздничный концерт, посвященный закрытию лагерной смены. 4.Подвижные игры на свежем воздухе. |
7