СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический проект "Люблю березку русскую"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показателем эффективности экологического воспитания и образования является не только знание и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Экологический проект "Люблю березку русскую"»

40



Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области 

«Детский сад общеразвивающего вида №38 «Радуга» 

 

  141080, Московская область, г.о. Королёв, проезд Макаренко, дом 4, телефон: 8(498)602-91-06 

141076, Московская область, г.о. Королёв, улица Мичурина, дом 21Г, телефон:8(495)519-13-23 

 

 







Экологический проект

«Люблю березку русскую»

В старшей группе №7 «Светлячки»














Воспитатели : Гаврычева Е.П.

Киевицкая О.М.







Королев 2018-2019 г.


Актуальность. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяется все больше внимания. Эти проблемы стали актуальными по причине деятельности человека в природе, часто безграмотной и неправильной с точки зрения экологии, расточительной, ведущей к нарушению экологического равновесия. Каждый, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль педагога в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Показателем эффективности экологического воспитания и образования является не только знание и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

Мир ребенка – это его дом, его семья, детский сад, ближайший лес, поле – все то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь. Взрослым необходимо помочь детям научиться видеть и понимать красоту и величие родного края – это дает возможность ребенку ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к Родине.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило меня выбрать эколого-краеведческое направление работы – как одно из приоритетных. Ведь яркие впечатления  о природе, истории, традициях родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. У детей дошкольного возраста велика потребность в познании, желании открывать «тайны» окружающей действительности: мира, людей, природы.

Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу, что эколого - краеведческая деятельность, основанная на методе проектов, способствует контактам с окружающим миром, дает убедительные, наглядные ответы на возникающие вопросы, формирует образ Родины; открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.

Все высказанное позволило выбрать тему проекта "Люблю березку русскую". Реализуя этот педагогический проект, я хочу приобщить детей к изучению родного края через образ березы .

















Паспорт проекта


1.Тема: "Люблю березку русскую" .
2.Тип проекта: проектно - исследовательский
3.Характер проекта: творческо - исследовательский
4.По характеру контактов: дети, педагоги, родители ДОУ
5.По количеству участников: групповой
6.По продолжительности: долгосрочный
7.Предмет исследования: дерево береза

8.Цель: расширить эколого – краеведческие представления детей, приобщить их к миру природы родного края.

9.Задачи:

Обучающие:

  • формировать у детей представление о деревьях;

  • формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;

  • формирование навыков правильного поведения в природе;

  • формирование системы краеведческих знаний: о традициях, фольклоре, праздниках, связанных с образом березы.


Развивающие:

  • развивать умственные операции сравнения и обобщения;

  • развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать   новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

  • приобретать детьми опыт исследовательской   деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

  • развивать способность к прогнозированию будущих изменений;

  • развивать мотивацию на здоровый образ жизни;

  • развитие эстетических чувств, способности к отражению их в творческой деятельности.


Воспитательные:

 

  • воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;  

  • воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять;

  • воспитание патриотизма на основе создания благоприятных; эмоциональных условий при ознакомлении детей с родным краем;


10.Гипотеза.

У дошкольников можно сформировать любовь к природе родного края, уважение традиций при условии:

  • если собранный материал преподносить доходчиво, понятно, с использованием наглядности;

  • если материал соответствует возрастным особенностям детей;

  • использовать материал, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.


11.Составляющие проекта:


Детская самостоятельность, но при поддержке взрослого,

сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей, познавательных и творческих навыков и применение полученных знаний в разных видах деятельности.

 

Таким образом, выделен научный аппарат исследования, указана актуальность темы. Далее я перехожу к теоретическому и практическому обоснованию вопроса.


План действий:

12.Постановка цели;

13.Поиск формы реализации проекта;

14.Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

15.Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

16.Определение направлений поисковой практической деятельности;

17.Организация совместной творческой поисковой практической деятельности с педагогами, детьми и родителями;

18.Работа над частями проекта, его коррекция;

19.Коллективная реализация проекта, его демонстрация


Работа над проектом включает в себя 3 этапа:

  • подготовительный этап;

  • исследовательский этап;

  • заключительный этап.


I.Подготовительный

Цель: формирование экологической грамотности ребенка.

Задачи:
1) Развитие ребенка как личности (мышление, эмоциональные, эстетическое, сенсорное развитие).
2) Охрана и укрепление здоровья детей.
3) Воспитание любви к родному краю.

Методы исследования: наблюдения , исследования на прогулках, рисование и лепка, игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями.
 
Оборудование и материалы:
Тетрадь-альбом, карандаши, фломастеры, мел, линейка, веревка, лупа, фотографии, репродукции картин, упаковочный материал, ловушки для почвенных животных, дождемер, лопатка, кормушки, скворечники, волшебный мешочек для игры "Угадай, что в мешочке?", коробка для коллекции, литература.


II. Исследовательский:


Поиск ответов на поставленные вопросы. Работа с детьми: беседа о деревьях.


Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношением к ним.

Вопросы:
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые или нет? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растет около нашего детского сада? Как они называются?
5. Как вы думаете, кто сажает деревья? Для чего?
6. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?
7. Как вы думаете, где деревьям лучше живется - в лесу или в городе? Почему?
8. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им?
Приведите примеры.
9. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?

III. Заключительный:


Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
1. Заполнить альбом - наблюдения "Наше дерево - Береза".
2. Изобразить свое дерево.
3. Сочинить рассказ или сказку о дереве.



















Тематическое планирование по проекту "Наше дерево – Береза»



Раздел программы

Виды детской деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Игровая деятельность:

Сюжетно-ролевые игры: "Экскурсия в парк",
"Путешествие в парк в поисках интересных листочков, семян".
Настольно – печатные игры:
"Что растет в лесу?";
"Четвертый лишний";
Дидактические игры:
"Найди дерево по описанию"
"Что такое хорошо и что такое плохо"
"Какое наше дерево" (подбираются прилагательные)
"Из семени в дерево"
"Угадай растение"
Подвижные игры на прогулке:
"Найди такой же лист",
"Кто быстрее найдет осину, ель, сосну, березу",
"Найди пару".


- Рассматривание иллюстративного материала по теме.
- Составление альбома "Березка русская моя" со стихами, загадками, рисунками, фотографиями.
- Создание в группе макета "Дерево".

Труд:

- Труд на участке и в природе.

- Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.
- Подкормка птиц.
- Заготовка и сушка листьев, растений для аппликации, гербария.
- Уборка сломанных веток на участке.
- Изготовление волшебного мешочка для игры "Угадай, что в мешочке", который используется во время исследований, экскурсий для определения предметов на ощупь (например, желудей, ягод рябины и т.п.).

Физическое развитие

- Целевые прогулки по территории детского сада.
- Наблюдение за растительным и животным миром.
- Подвижные игры.

Художественно-эстетическое развитие

Художественная литература:

Пословицы и поговорки о деревьях
Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.
Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе.

Образ березы в художественной литературе

Аппликация:
- "Дерево"
- "Осенний ковер",
- "Мое любимое дерево".
Рисование:
- "Сказочный лес".
- "Лес" (в разное время года).
- "Мое любимое дерево".

- Образ березы на картинах великих русских художников (рассматривание репродукций, картин).
Лепка:
-"Листик".
-"Кто под деревом живет"

Музыка:

- пение хороводов, песен «Во поле береза стояла…», «Березонька», «Ай да береза, белый ствол» и др.


Речевое развитие

- Составление описательных рассказов по теме "Мое дерево»

- Сочинение рассказов, сказки про березу «Беляночку»

Познавательное развитие


Ознакомление с окружающим:

 Природоведческий аспект:

 – Представление о родном крае как о природном комплексе с разнообразными ландшафтами, многообразием животного и растительного мира; – элементарные сведения об охране природы и сохранении богатства Подмосковья.  

Исторический аспект:

 – Познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом;

– Береза – спутница человека (хозяйственные потребности, народные промыслы Древней Руси);

Народоведческий аспект:

- приобщение детей к народным традициям и обычаям;

- знакомство с элементами некоторых, доступных пониманию детей народных обрядов и праздников;

- целебные свойства березы (народные рецепты)

Исследовательская деятельность:

1. Знакомимся с деревьями:
- для чего деревьям листья, корни, ствол, кора;
- какой высоты дерево;
- какова ширина дерева;
- есть ли у дерева соседи, друзья, знакомые;
- есть ли у дерева семья;
- есть ли у дерева "детки";
- растут ли такие деревья в городе ещё;

2. Изучаем листья и крону:
- сколько на дереве листьев, какая крона;
- наблюдение за тенью дерева, ее движением;
- исследование листьев;
- исследование почек.
3. Изучаем кору и ствол:
- чем покрыт ствол;
- ширина, длина;
- что такое кора, для чего служит, какая она;
- чем пахнет в разное время года кора, ствол ( сухую погоду, после дождя..);
- есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи;
- есть ли на коре следы, оставленные человеком;
- наблюдения за кольцами дерева.
4. Изучаем цветки (соцветия):
- время появления первых цветков;
- как растут цветки на дереве, хорошо ли заметны на дереве;
- чем пахнет цветок, когда сильнее пахнет - утром или вечером, в дождливую погоду или в сухую.
5. Изучаем корни:
- что держит дерево в земле;
- какие корни по длине, выходят ли на поверхность, для чего они нужны.
6. Изучаем плоды и семена:
- какие они, кто их разносит;
- для чего они нужны.
7. Изучаем животных, связанных с деревом:
- какие животные посещают наше дерево (птицы, насекомые, пауки);
- хорошо ли они заметны на дереве;
- какие домашние животные прибегают е дереву.
8. Изучаем почву:
- куда опадают листья осенью, что с ними происходит весной;
- живет ли кто-нибудь в почве под деревом;
- из чего состоит почва под деревом;
- есть ли вода в почве под деревом;
- подкормить почву под деревом, для чего это необходимо.
9. Изучаем иней, дождь:
- как снег помогает деревьям;
- хорошо ли дерево спасает человека от дождя;
- значение осадков для дерева;
- бывает ли на деревьях роса;
- дерево пьет воду, при этом часть ее  испаряется с поверхности листьев;
- можно ли спрятаться под деревом от грозы.

Экспериментальная деятельность:

1. Солнце — источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листики в зеленый цвет. В них находится особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые и делают лист зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница), другие могут расти и в тени (ель, липа). Пусть дети подумают, любит ли их дерево свет, где оно растет (на открытом или затененном участке). Солнечные лучи играют еще одну важную роль в жизни растений. Когда осенью световой день становится короче, деревья получают сигнал: нужно готовиться к зиме (в этом случае в экологии свет называется сигнальным фактором). В то же время на открытом месте некоторые деревья могут и пострадать от солнечных лучей, получить своеобразный солнечный ожог.
2. Солнце — источник тепла. Разные деревья по-разному относятся к значениям температуры. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начало появления листьев.
3. Вода. Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды.
4. Воздух. Деревья, как и люди, должны дышать. Этому служат маленькие отверстия на листьях, которые невозможно заметить невооруженным глазом. Растениям, как и нам, нужен чистый воздух.
5. Ветер переносит пыльцу ряда растений (ели, сосны), а так же распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).
6. Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.
7. Пчелы, шмели, бабочки и некоторые другие насекомые пьют сок-нектар из цветков и опыляют их (но не у всех растений!).
8. Дождевые черви участвуют в образовании почвы, пропуская через себя комочки земли, сухие листья. Они рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений. Чем больше листьев переработают дождевые черви, тем больше появится "пищи" для деревьев.








Заключение


Таким образом, созданные условия способствовали формированию у детей любви к природе родного края, уважению традиций русского народа.

Взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволило добиться высоких результатов: развития у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, художественно-эстетического воспитания детей, развития коммуникативных навыков. Включение родителей в работу над проектом сблизило их с детьми, повысило педагогическую культуру, послужило залогом дружной семьи.






































Перспективный план работы по проекту «ЛЮБЛЮ БЕРЕЗКУ РУССКУЮ»

в старшей группе.

Месяц


Форма организации


Тема


Цель


Октябрь - март


Цикл наблюдений


«Белоствольная красавица»


Продолжить уточнять представления детей о строении дерева, внешнего вида, о сезонных изменениях.

Октябрь


Театрализованное занятие на «Экологической тропинке»


«В гости к березе»


Познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязи растений с окружающей средой вода, почва, животные, солнце - свет, тепло; воспитать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям, научить видеть их красоту и неповторимость.

Ноябрь


Эксперимент


«Что выделяют растения»


Помочь установить, что растение выделяет кисло­род; понять необходимость дыхания для растений.

Ноябрь


Беседа


«Лес – природное сообщество»


— заинтересовать детей беседой о лесе;

— формировать представление о лесе, как о сообществе растений и животных;

— развивать способность сравнивать, обобщать, классифицировать.

Декабрь


Чтение


«Рассказы Лесовичка»


Познакомить детей с новым рассказом; продолжать учить детей выделять новую информацию о березе.

Декабрь


Эксперимент


«Нужен ли корешкам воздух»


помочь выявить причину потребности растения в рых­лении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Январь


Просмотр CD-записи


«Белая березонька»



Январь


Занятие


«Крылатые семена»


познакомить ребят с семенами, имеющими разнообразные «крылышки» для переноса ветром.

Февраль


Литературный досуг


«Любимое стихотворение о березе»


Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией задушевность, воспроизводить в своей речи образные выражения из текста

Февраль


Эксперимент


«Есть ли у растений органы дыханий»


Помочь определить, что все части растения участ­вуют в дыхании.

Март


Развлечение


«Праздник дерева»


обратить внимание детей на деревья, которые нас окружают, сформировать эмоциональное, бережное отношение к этим растениям, показать, что жизнь деревьев зависит от окружающей

Март


Чтение


Рассказы «Моя береза»


Продолжать учить видеть красоту березы в разное время года.

















Занятия – экспериментирование

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИЗНЬЮ РАСТЕНИЙ

Тема: НУЖЕН ЛИ КОРЕШКАМ ВОЗДУХ?

Цели: помочь выявить причину потребности растения в рых­лении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Материал: вода, почва уплотненная и рыхлая, проростки фасоли, растительное масло, два одинаковых растения в гор­шочках.

Оборудование: ёмкость, две прозрачные емкости, пуль­веризатор.

Ход занятия-экспериментирования

I. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель. В какой почве растениям лучше расти - в рыхлой или плотной? (Предположения детей.)

  1. Выполнение эксперимента.

Дети под руководством воспитателя выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом - рыхлая.

  1. Почему плотная почва хуже? (Ответы детей.)

Дети под руководством воспитателя проводят опыт: погру­жают одинаковые комочки в воду.

Вывод. Хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха.

  1. Нужен ли воздух корешкам? (Предположения детей.)

Дети под руководством воспитателя проводят опыт. Три

одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью - на поверхность воды наливают тонкий слой растительного мас­ла, который препятствует прохождению воздуха к корням. На­блюдают за изменением проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже - во второй, в третьей - растение гибнет).

  1. Прогнозирование результата.

Воспитатель предлагает детям нарисовать, как будет выгля­деть фасоль через неделю во всех трёх ёмкостях.

  1. Фиксирование результатов эксперимента.

Задание. Сравнить зарисовки с результатом эксперимента и изобразить, что получилось в результате эксперимента.

Вывод. Для корешков необходим воздух. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.





















Тема: ЧТО ВЫДЕЛЯЕТ РАСТЕНИЕ?

Цель: помочь установить, что растение выделяет кисло­род; понять необходимость дыхания для растений.

Материал: черенок растения в воде или маленький гор­шочек с растением.

Оборудование: большая стеклянная емкость с герме­тичной крышкой, лучинка, спички.

Ход занятия-экспериментирования

  1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель. Почему в лесу так приятно дышится? (Рас­тения выделяют кислород, и его много, потому что много де­ревьев.)

  1. Прогнозирование результата.

Воспитатель предлагает детям зарисовать, что, по их предпо­ложениям, получится, если в ёмкость с крышкой поместить рас­тение.

  1. Выполнение эксперимента.

Дети под руководством воспитателя выполняют опыт: по­мещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1-2 суток воспитатель ставит перед детьми вопрос: как узнать, накопился ли в банке кислород? (Предполо­жения детей.)

Воспитатель демонстрирует опыт. Дети наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки.

IV. Фиксирование результатов эксперимента.

Воспитатель раздает детям их рисунки и предлагает срав­нить свои представления с реально совершившимися собы­тиями.

Вывод. Растения нужны животным и человеку для дыха­ния.

Тема: ЕСТЬ ЛИ У РАСТЕНИЙ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ?

Цель: помочь определить, что все части растения участ­вуют в дыхании.

Материал: вода, лист на длинном черешке или стебельке.

Оборудование: прозрачная емкость, трубочка для кок­тейля, лупа.

Ход занятия-экспериментирования

  1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения.

  1. Прогнозирование результата.

Дети высказывают предположения о том, как обнаружить воздух. Рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (выделение пузырьков из стебля).

  1. Выполнение эксперимента.

Воспитатель с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в сле­дующей последовательности: а) наливают в бутылку воды, оста­вив ее незаполненной на 2-3 см; б) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; в) здесь же про­делывают отверстие для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином; г) встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из по­гружённого в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха.

Вывод. Воздух через весь лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.





ПРАЗДНИК «ДЕНЬ ДЕРЕВА»

Цель: обратить внимание детей на деревья, которые нас окружают, сформировать эмоциональное,

бережное отношение к этим растениям, показать, что жизнь деревьев зависит от окружающей

среды.

Материалы и оборудование: бумага, краски, карандаши.

Поскольку дерево - это друг ребенка, которому, как часто отмечают дети, «бывает скучно и одиноко», предложите провести необычный праздник - «День дерева», своеобразный день его рождения. Малыши охотно откликаются на такие предложения, так как готовы участвовать в любых праздниках. В этот деть ребенок должен прийти в гости к дереву, которое больше всего ему нравится, и поздравить его. Возможно, необходимо полить землю, возможно, убрать возле дерева мусор, нарисовать его праздничный портрет, насыпать в кормушку для птиц зерна - это могут быть любые действия, важно, что они приобретают необычный, праздничный смысл.

Предложите детям оформить поздравительные открытки, которые они хотели бы отправить деревьям. На лицевой стороне открытки ребенок рисует портрет дерева или какую-либо другую картинку, имеющую отношение к празднику. К тексту таких посланий предъявляются определенные требования. Поскольку открытка предназначается не для человека, а для дерева, то и в пожеланиях, поздравлениях этот факт должен найти отражение. Составляя поздравления, ребята используют свои знания о растениях, результаты наблюдений, исследований. Например, в первую очередь можно пожелать дереву то, что необходимо ему для жизни солнца, дождя и т.п. В то же время каждый автор открытки может написать и дополнительные пожелания. Главное, чтобы в тексте пожеланий было выражено отношение детей к деревьям, чтобы деревья «почувствовали» их заботу, внимание к себе.

Если есть возможность, стоит проводить праздники «День осеннего дерева». «День зимнего дерева», «День летнего дерева», «День весеннего дерева». В этом случае в тексте поздравительных открыток найдут отражение знания детей о сезонных явлениях в природе. Например, весной можно пожелать быстрейшего наступления тепла, прилета птиц, пчел и т.п.

Ниже приводятся примеры текстов поздравительных открыток, составленные младшеклассниками классической гимназии. Эти тексты вы можете обсудить со своими детьми и выбрать наиболее интересные.

«Милая береза! Поздравляю тебя с наступлением осени. Желаю тебе крепкого сна в зимнюю стужу. Много пушистого снега и чистого голубого неба. А весной пусть первые птички совьют гнезда на твоих проснувшихся после зимнего сна ветках».

« Расти выше. Желаю тебе, чтобы твои листочки долго были желтыми и шелестели на ветру»,

«Хочу видеть тебя всегда зеленой. Желаю снежной зимы, водяной весны, солнечного лета».

«Дорогая березка! Расти большой и крепкой. Никогда не болей. Шелести листвою всем на радость».

«Будь всегда такой же красивой, как сейчас. Продолжай радовать людей: весной - своими цветами и запахом, летом своими плодами. А зимой будь добра к маленьким птичкам, которые прилетают к тебе, чтобы покушать».

«Дорогие деревья, здравствуйте! Вы стоите вдалеке и никого не видите. Я поздравляю вас с наступлением осени и желаю вам всего хорошего» «Желаю быть стройной, нежной, белой, красивой».

«Письмо дереву. Здравствуй, дорогая березка-беляночка! Я рада тебя видеть каждый день. Сейчас осень. Листья на тебе пожелтели и начали опадать. Мне очень нравится собирать твои листья. До свидания, дерево!»

« Я хочу, чтобы ты стойко перенесло морозы и снова порадовало меня и людей своей красотой». «Желаю тебе хороших червей в почве, много песка в земле, и чтобы ты выросла большой и красивой».

Дорогая березонька! Наступила осень. Твои детки-семена осыпаются. А когда наступит лето, ты снова будешь красоваться своими листочками! Спасибо тебе за то, что ты летом давала нам прохладу и спасала нас всех от жары. И мы хотим, чтобы ты была такая же веселая, как летом! Но уже осень... Выпал снег! Не грусти я к тебе буду часто приходить. А снег тебя накроет своей пушистой ватой. И будешь ты спать под белым покрывалом до весны».

«Дорогое мое дерево, желаю тебе счастья, чтобы тебя не ломали и ты было бы всегда красивое. Чтобы зимой ты было таким же красивым, как летом. Будь багряным осенью, будь очень пушистым».

«Поздравляю с праздником, желаю, чтобы ты никогда не засыхало».

В «День дерева» можно предложить детям составить рекламу дерева. Современные дети с большим интересом относятся к рекламе, в частности телевизионной. Можно спорить о положительных и отрицательных аспектах этого явления, но бесспорно одно: интерес ребят и особенности формы рекламных объявлений могут быть использованы и в обучающих целях. Текст рекламы предполагает, что ее автор умеет в сжатой форме, оригинально отразить особенности объекта, который он представляет. Ребенок должен выделить главные признаки объекта, его достоинства. И, наконец, чтобы отметить главные черты дерева, необходимо хорошо знать его особенности. К тому же реклама учит выражать свои мысли кратко и четко. Составляя праздничную рекламу, дети должны доказать, что их деревья - самые лучшие, самые привлекательные, самые необычные. Кроме того, перед ребятами становится еще одна задача: привлечь внимание слушателей, чтобы они отнеслись к дереву так же, как и авторы рекламы. Нужно убедить всех, что деревья надо охранять, что они требуют к себе бережного отношения. При этом разрешается использовать фрагменты существующих рекламных роликов, отдельные предложения из них, но только в том случае, если они подходят по смыслу. Примеры реклам, составленных детьми фрагменты.

«Мое дерево - самое-самое приветливое, самое красивое! Это - береза. Приглашаю вас посмотреть на неё и полюбоваться ею. Это фирменное дерево!»

«Мое дерево хотя и старое, но очень красивое! Посетите мое дерево, и у вас поднимется настроение!»

« Кто увидит мое дерево, тот станет умным, красивым, просто прекрасным! Если вы хотите встретиться с самым красивым деревом на Земле, приходите в наш лес, и вы встретитесь с березой!»

«Вы можете приходить к моему дереву в любое время года. Зимой оно вас согреет, летом спасет от дождей. Весной вы увидите его красивые цветы, осенью - разноцветные листья. Приходите, пожалуйста, не пожалеете! Мое дерево очень ласковое! Приходите по адресу: городской парк». « Дерево! Дерево! Какое хорошее дерево: гладкое, чистое, умытое. Кто его видит, тот становится сильнее и умнее. Кто его видит, тот становится счастливее. Если вы увидите мое дерево, вы станете веселее!»

« У вас есть любимое дерево? Если нет, то все ровно есть у вас в душе. Кажется, что дерево любишь только из-за его красоты. Это правильно. Но еще красивей оно характером. Я люблю свое дерево и за красоту, и за характер. Приходите к нему, и вы увидите настоящее дерево! Приходите весной, летом, осенью! На мое дерево чаще всего прилетают птицы. От моего дерева все получают энергию!»

« Охраняйте деревья, и наш мир станет лучше! Приходите, товарищи и посмотрите на стройное дерево, у него есть плоды. И сами можете их попробовать».

«Только мое дерево пахнет рекой! Только мое дерево так прелестно шумит листьями, ласкает ветвями. Только оно вылечивает от головной боли! На моем дереве поют лучшие птицы! Запишите адрес!»

«Возле моей березы вы можете увидеть муравьев! Ее имя - Двойняшки. Вы спросите: почему? У моего дерева два ствола, но корень - один. Если вам жарко, постойте под деревом. Оно так любит посетителей, всегда угощает гостей своим вкусным соком! Но только не забудьте замазать ранку землей, чтобы дереву не было больно».

« Только на моем дереве раньше всего распускаются листья, только мое дерево бывает, когда цветет, белым, как в снегу. Только на моем дереве такие вкусные и полезные плоды. Мое дерево очень красивое во все времена года!»

« Кто видит дерево, тот улыбается « « Только мое дерево так хорошо очищает воздух!»

« Только на мое дерево садятся такие красивые воробьи! Мое дерево тянется к моему пятому этажу. Никакое другое дерево к моему этажу не тянется! Мое дерево самое красивое весной, и осенью. На нем растут такие красивые листики: красные, желтые, зеленые - таких листьев нет ни на каком другом дереве!»

« Береза - самое красивое дерево: кто к ней подойдет, тот будет красивым, веселым, счастливым! У вас есть любимое дерево? Подумайте - да или нет? Посетите мое дерево, только оно укроет вас от дождя».





















ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО О БЕРЕЗЕ.

БЕРЕЗА

Если б дали березе расческу, Изменила б береза прическу:

В речку, как в зеркало, глядя, Расчесала б кудрявые пряди.

И вошло б у нее в привычку По утрам заплетать косичку.



***

Чуть солнце пригрело откосы И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы Развесила с тонких ветвей. (В. Рожденственский)

***

Береза моя, березонька, Береза моя белая, Береза раскудрявая!

Стоишь ты, березонька, Посередь долинушки,

На тебе, березонька, Листья зеленые,

Под тобой березонька, Травка шелковая…. (Русская народная песня)

***

Лишь осень золотая Листья опалит огнем –

Березка облетает, Тоскует под дождем.

***

Стоит березка в пелеринке,

Звенит на ветках бахрома.

Чем легче, тем нежней снежинки,

Тем холодней стоит зима!

***

Подберезовик, Подберезовик

Ловко спрятался Под березою. (Е. Серова)

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ПОГОВОРКИ, ЗАГАДКИ О БЕРЕЗЕ.

*Из березы течет много сока - к дождливому лету.

*Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперед - мокрое.

*Береза не угроза — где она стоит, там и шумит.

*Какова березка, такова и отростка.

ЗАГАДКИ

*Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней, Май сережки дарит ей. (Береза)

*Стоят столбы белы, На них шапки зелены. (Береза)

*Летом цветет, Зимой греет,

Настанет весна- Потечет слеза. (Береза)

*Она весну встречает, Сережки надевает.

Накинула на спинку Зеленую косынку,

А платьице в полоску Ты узнаешь…. (березку)?



*Зелена, а не луг, бела, а не снег, Кудрява, а без волос. (ответ: береза)

*На лесной опушке стоят подружки.

Платьица белены, шапочки зелены. (Березы)

*Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней Май сережки дарит ей. (ответ: береза)

*Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

*Стоит Алена: платок зеленый, Тонкий стан, белый сарафан. (ответ: береза)

*Клейкие почки, Зеленые листочки.

С белой корой Стоит под горой. (Береза)

*Ствол белеет, шапочка зеленеет. (ответ: береза)

*Стоит в белой одежке, Свесив сережки. (Береза)






















Список литературы:


1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.- М.: Мозаика – Синез, 2014.
2. Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика – Синез, 2005.
3. Журавлева Л. С. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Солнечная тропинка.- М.: Мозаика – Синез, 2006.
4. Кочкина Н.А. Метод проектов.- М.: Мозаика – Синез, 2012.
5. Крашенников Е.Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников.- М.: Мозаика – Синез, 2014.
6. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми.- Минск: Асар,1996.
7. Николаева С. Н. Система работы в средней группе детского сада. Юный эколог.- М.: Мозаика – Синез, 2010.
8. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром.- М.: Мозаика – Синез, 2011.
9. Рыжова Н.А. Наши деревья. Экологический проект для детского сада и начальной школы. - М.: Мосприрода, 2015.
10. Рыжова Н.А. Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту «Юный эколог». - М.: Мосприрода, 2014.
11. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. - М.: Мозаика – Синез, 2014

























Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области

«Детский сад общеразвивающего вида №38 «Радуга»

141080, Московская область, г.о. Королёв, проезд Макаренко, дом 4, телефон: 8(498)602-91-06

141076, Московская область, г.о. Королёв, улица Мичурина, дом 21Г, телефон:8(495)519-13-23



Экологический проект

«Люблю березку русскую»

В старшей группе №7 «Светлячки»









Воспитатели: Гаврычева Е.П.

Киевицкая О.М.


Королёв 2018г.


Проект: « Люблю березку русскую»


Участники проекта: дети, педагоги, родители


Вид проекта: эколого-краеведческий


Тип проекта: проектно – исследовательский


Актуальность проблемы: В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяется все больше внимания. Эти проблемы стали актуальными по причине деятельности человека в природе, часто безграмотной и неправильной с точки зрения экологии, расточительной, ведущей к нарушению экологического равновесия. Каждый, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль педагога в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Показателем эффективности экологического воспитания и образования является не только знание и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

Мир ребенка – это его дом, его семья, детский сад, ближайший лес, поле – все то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь. Взрослым необходимо помочь детям научиться видеть и понимать красоту и величие родного края – это дает возможность ребенку ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к Родине.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило нас выбрать эколого-краеведческое направление работы – как одно из приоритетных. Ведь яркие впечатления  о природе, истории, традициях родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. У детей дошкольного возраста велика потребность в познании, желании открывать «тайны» окружающей действительности: мира, людей, природы.

Размышляя над этими вопросами, мы пришли к выводу, что эколого - краеведческая деятельность, основанная на методе проектов, способствует контактам с окружающим миром, дает убедительные, наглядные ответы на возникающие вопросы, формирует образ Родины; открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.

Все высказанное позволило выбрать тему проекта "Люблю березку русскую". Реализуя этот педагогический проект, мы хотим приобщить детей к изучению родного края через образ русской березки.


Цель проекта: расширить эколого – краеведческие представления детей, приобщить их к миру природы родного края.


Задачи проекта:

Обучающие:

  • формировать у детей представление о деревьях;

  • формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;

  • формирование навыков правильного поведения в природе;

  • формирование системы краеведческих знаний: о традициях, фольклоре, праздниках, связанных с образом березы.

Развивающие:

  • развивать умственные операции сравнения и обобщения;

  • развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать   новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

  • приобретать детьми опыт исследовательской   деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

  • развивать способность к прогнозированию будущих изменений;

  • развивать мотивацию на здоровый образ жизни;

  • развитие эстетических чувств, способности к отражению их в творческой деятельности.

Воспитательные:

 

  • воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;  

  • воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять;

  • воспитание патриотизма на основе создания благоприятных; эмоциональных условий при ознакомлении детей с родным краем;


Для детей: расширить эколого – краеведческие представления детей, приобщить их к миру природы родного края.

Для родителей: Взрослым необходимо помочь детям научиться видеть и понимать красоту и величие родного края – это дает возможность ребенку ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к Родине.


Перспективный план работы по проекту

«ЛЮБЛЮ БЕРЕЗКУ РУССКУЮ»

в старшей группе № 7 «Светлячки»

Месяц


Форма организации


Тема


Цель


Октябрь - март


Цикл наблюдений


«Белоствольная красавица»


Продолжить уточнять представления детей о строении дерева, внешнего вида, о сезонных изменениях.

Октябрь


Театрализованное занятие на «Экологической тропинке»


«В гости к березе»


Познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязи растений с окружающей средой вода, почва, животные, солнце - свет, тепло; воспитать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям, научить видеть их красоту и неповторимость.

Октябрь


НОД продуктивные виды деятельности

«Лес точно терем расписной»

Аппликация с использованием засушенных листьев

Ноябрь


Эксперимент


«Что выделяют растения»


Помочь установить, что растение выделяет кисло­род; понять необходимость дыхания для растений.

Ноябрь


Беседа


«Лес – природное сообщество»


— заинтересовать детей беседой о лесе;

— формировать представление о лесе, как о сообществе растений и животных;

— развивать способность сравнивать, обобщать, классифицировать.

Ноябрь


НОД продуктивные виды деятельности

«Что за чудо эти краски»

Нетрадиционное рисование гуашью, оттиск сухих листьев

Декабрь


Чтение


«Рассказы Лесовичка»


Познакомить детей с новым рассказом; продолжать учить детей выделять новую информацию о березе.

Декабрь


Эксперимент


«Нужен ли корешкам воздух»


помочь выявить причину потребности растения в рых­лении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Декабрь


НОД продуктивные виды деятельности

«Белая береза под моим окном…»

Рисование белой гуашью

Январь


Просмотр CD-записи


«Белая березонька»



Январь


Занятие


«Крылатые семена»


познакомить ребят с семенами, имеющими разнообразные «крылышки» для переноса ветром.

Февраль


Литературный досуг


«Любимое стихотворение о березе»


Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией задушевность, воспроизводить в своей речи образные выражения из текста

Февраль


Эксперимент


«Есть ли у растений органы дыханий»


Помочь определить, что все части растения участ­вуют в дыхании.

Февраль


НОД продуктивные виды деятельности

«Березовая роща»

Изготовление макета березовой рощи из бросового и природного материала

Март


Развлечение


«Праздник дерева»


обратить внимание детей на деревья, которые нас окружают, сформировать эмоциональное, бережное отношение к этим растениям, показать, что жизнь деревьев зависит от окружающей

Март


Чтение


Рассказы «Моя береза»


Продолжать учить видеть красоту березы в разное время года.

Март


НОД продуктивные виды деятельности

«Маленькие обитатели березы»

Лепка с использованием бросового и природного материала


Работа с родителями


Консультации

«Как прививать любовь к Родине у старших дошкольников

Рекомендации

«Отдыхаем всей семьей в лесу»


Сбор бросового и природного материала для изготовления поделок

Совместная творческая деятельность

Конкурс поделок из природного материала «Осенний калейдоскоп»


Предполагаемый результат:


На уровне ребёнка:

У дошкольников можно сформировать любовь к природе родного края, уважение традиций при условии:

  • если собранный материал преподносить доходчиво, понятно, с использованием наглядности;

  • если материал соответствует возрастным особенностям детей;

  • использовать материал, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.


На уровне родителей воспитанников:

Организация совместной творческой и поисковой практической деятельности детьми и родителями.

На уровне педагога:

Организация развивающей, познавательной, предметной среды;


Работа по реализации проекта:


I.Подготовительный

Цель: формирование экологической грамотности ребенка.

Задачи:
1) Развитие ребенка как личности (мышление, эмоциональные, эстетическое, сенсорное развитие).
2) Охрана и укрепление здоровья детей.
3) Воспитание любви к родному краю.

Методы исследования: наблюдения , исследования на прогулках, рисование и лепка, игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями.
 
Оборудование и материалы:
Тетрадь-альбом, карандаши, фломастеры, мел, линейка, веревка, лупа, фотографии, репродукции картин, упаковочный материал, ловушки для почвенных животных, дождемер, лопатка, кормушки, скворечники, волшебный мешочек для игры "Угадай, что в мешочке?", коробка для коллекции, литература.


II. Исследовательский:

Поиск ответов на поставленные вопросы.

Работа с детьми: беседа о деревьях.


Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношением к ним.

Вопросы:
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые или нет? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растет около нашего детского сада? Как они называются?
5. Как вы думаете, кто сажает деревья? Для чего?
6. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?
7. Как вы думаете, где деревьям лучше живется - в лесу или в городе? Почему?
8. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им?
Приведите примеры.
9. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?

III. Заключительный:

Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
1. Заполнить альбом - наблюдения "Наше дерево - Береза".
2. Изобразить свое дерево.
3. Сочинить рассказ или сказку о дереве.

4.Изготовить макет «Березовая роща»

Социальная значимость проекта:

Таким образом, созданные условия способствуют формированию у детей любви к природе родного края, уважению традиций русского народа.


Итоги проекта:

Взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов: развития у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, художественно-эстетического воспитания детей, развития коммуникативных навыков. Включение родителей в работу над проектом сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру, служит залогом дружной семьи.























Использованная литература:

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н.

Проектная деятельность дошкольников, Мозаика-Синтез 2008г.

  1. Белолуцкая Ф.К.

Организация детской проектной деятельности в детском саду.

Мозаика-Синтез 2009г.

  1. Киреева Л.Г.

Формирование экологической культуры дошкольников. Учитель 2008г.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!