СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Люблю березку русскую , экологический проект в подготовительной группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Люблю березку русскую , экологический проект в подготовительной группе»

МДОУ Хорошевский детский сад Ржевского района, Тверской области

Экологический проект

«Люблю березку русскую»

 для детей подготовительной  группы

Подготовила воспитатель первой категории:

Кучияш Наталья Александровна


Актуальность

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой, поэтому экологическое  образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. И этим объектом  может быть — береза.

Белая березка – дерево России, символ красоты русской природы, символ России. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг нее хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. Многие художники изображали березку на своих полотнах, а композиторы посвятили березке свои лучшие песни.

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, но имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой. Дети не знают, почему береза - самое почитаемое дерево в России, а самое главное им интересна эта тема и они хотят знать о березе больше. 

Проблема:

  • Недостаточные знания детей о березе, как символе России.

  • Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.

  • Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.











Паспорт проекта

Цель:  создание  условий для формирования экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

  • познакомить детей с березой, как символом страны;

  • формировать представления о жизни растения, его развитии;

  • развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать;

  • воспитывать экологически грамотное поведение

Предмет исследования: береза

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Вид проекта: творческий, познавательный, исследовательский

Продолжительность проектной деятельности: среднесрочный ( 01.04.2023 – 17.06.2023)

Возраст детей: старший дошкольный (5 - 7 лет)

По количеству участников: групповой

Образовательная область: познавательное развитие

Участники: дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители
Предполагаемые результаты

В результате реализации проекта дети расширят представления о природе, её значении в жизни человека. Сформируются такие нравственные понятия, как любовь к Родине, гордость за её природные богатства. У детей появится инициатива, сообразительность, потребность общаться с природой.

Реализация данного проекта научит дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы;  разовьется творческое и интеллектуальное мышление, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Дети приобретут новый опыт поисково-исследовательской деятельности.

Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березе.

Формы работы:


Деятельность педагога:

  •  беседы;

  • познавательные рассказы воспитателя;

  • интегрированные занятия;

  •  чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки);

  • использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.);
    Деятельность детей:

  •  экспериментирование;

  • речевые игры, описательные рассказы;

  • дидактические игры с предметными картинками;

  •  игра по модели строения дерева;

  • подвижные игры;

  •  художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд);

  • музыкальная;


Взаимодействие с родителями воспитанников:

  •  консультации, рекомендации, памятки;

  • практические задания;

  •  совместные мероприятия

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Первый этап подготовительный  (01.04.23 – 25.04.23)

N п/п

Мероприятия

Ответственный

1

Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса

Воспитатель

2

Сбор, анализ и систематизация информации о внешнем виде березы ( ее отличительных особенностях), значении ее в жизни людей нашей местности

Воспитатель

3

Подбор литературы: загадки, стихотворения, пословицы, поговорки, приметы о березе

Воспитатель

4

Подбор подвижных игр, дидактических игр

Воспитатель

5

Подбор иллюстраций, картин

Воспитатель

6

Разработка проблемных и учебных  вопросов для детей

Воспитатель

7

Подготовка материала для изобразительной, музыкальной деятельности детей.

Воспитатель

Музыкальный работник

8

Группировка материала, составление плана

Воспитатель

Второй этап — основной  ( с  15.04.2023  по 08.06.2023)

N п/п

Мероприятия

Ответственный

1

Знакомство детей с березой: целевая прогулка «Встреча с русской красавицей»

Воспитатель

2

Составление описательных рассказов о березе

Воспитатель

3

Знакомство с народными приметами о березе

Воспитатель

4

Проведение познавательного занятия «Береза – русская краса» (систематизация информации о внешнем виде березы)

Воспитатель

5

Рассматривание предметов, изготовленных из бересты.

Воспитатель

6

Беседы: "Почему березы белые?"
"Береза - символ России"

"Без билета по белу свету" - ( о разных способах распространения семян)

«Береза – русская краса» (систематизация информации о внешнем виде березы)

«Интересные факты о березе

Воспитатель

7

Знакомство с работами художников: И.И.Шишкина     «Березовая роща», И.Левитана «Березовая роща», «Золотая осень» .

Воспитатель

8

Пение "Песня о Родине" (сл. Е.Карасевой, муз.В.Елинек)
"Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. Мелодия)

Музыкальный руководитель

9

Слушанье:

Вивальди альбом “Времена года”,

Е.Дрейзин старинный вальс “Березка”

Музыкальный руководитель

10

Разучивание хороводов:

"В золоте березонька" (сл. и муз.Г.Вихаревой);
"Ай, да березка"  (муз. Т.Попатенко)

Музыкальный руководитель

11

Конкурс рисунков «Люблю березу белую»  по стихотворению Всеволода Рождественского «Береза»

Воспитатель

12

Чтение и разучивание стихотворений , разгадывание загадок о  березе

(Приложение)

П. Воронько "Березка" — заучивание

Воспитатель

13

Экспериментирование
Рассматривание бересты под лупой
"Какой стороной дышат листья?"
"Вода в жизни растений"

Воспитатель

14

Игровая деятельность 
Дид/игры

"Найди листок, какой покажу"

"Найди дерево по описанию"

"Назови дерево по плодам и семенам"

"Четвертый лишний"

Воспитатель

15

Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Венок» (из березы), «Кто быстрее соберет березовые почки».

Воспитатель

Взаимодействие с родителями:
-Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет и журналов, загадок, пословиц и поговорок о березе
- "Воскресный выходной в роще" - экскурсия семьи в березовую рощу
-"Как правильно изготовить скворечник" - подбор информации
-Рекомендации для родителей "Здоровье от березки" (буклет)
- "Береза в косметике и фармакологии" книжка-раскладушка

- Изготовление панно из березовых листьев родителей совместно с детьми

3 этап. Заключительный  (07.06.2023-17.06.2023)

- выставка рисунков детей «Береза в разные времена года»;

- викторина «Что ты знаешь о березе?»;

- развлечение «Праздник русской березки» с использованием фольклора,  

   игр,  произведений Российских авторов
- распространение опыта в детском саду

-фото-отчет родителей "Воскресный выходной в роще"

-Выставка работ «Панно из березовых листьев» родителей совместно с детьми

Результаты проекта

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост почек, листьев, сережек, отметили ее роль как лекарственного сырья на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России — березке.

Данный проект способствовал развитию творчесского и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе наши дети смогут осознанно ответить на вопросы, почему необходимо бережно относиться к березе.

Список литературы:

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2014. – 321 с.
Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. Ребенок в детском саду. 2002. N 5.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет. Разработано в соответствии с ФГОС.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2005. (серия «Вместе с детьми).
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Изд. дом «Карапуз», 2001









Приложение


СТИХИ

Береза
Автор: 
Всеволод Рождественский
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла,-
Дождинки стряхнув, улыбнется
Береза - и вновь весела.

Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.

Он делит с ней радость и слезы,
И так ее дни хороши,
Что кажется - в шуме березы
Есть что-то от русской души. 


«Берёзовая роща»
Автор: Герман Ходырев

Белее снега чистого
И месяца лучистого,
Как в белых платьях девицы,
Берёзы стали в круг.

Их ветви — руки тонкие,
Как будто струны звонкие.
Лишь ветер к ним притронется —
И всё поёт вокруг.

При ясном свете месяца
Вся роща точно светится.
И реже сумрак вечера,
Светлее ночи тень.

И лес могучий, кряжистый
Глядит на рощу радостно:
Всегда теперь с ним рядышком
Сияет светлый день.


***
«Берёзы»
Автор: Наджми Назар

…Порой белы, порой белёсы,
Над полем, шляхом иль рекой,
Великодушные берёзы,
Какой вы нации? Какой?

Да никакой.
Ведь вы – деревья.
И радовать должны сердца
Тем, что чужды высокомерья
И не ме

няете лица…
***
«Берёза»
Автор: С.Есенин

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

***
«Берёзка»
Автор: С.Щипачёв

Её к земле сгибает ливень,
Почти нагую, а она
Рванётся, глянет молчаливо –
И дождь уймётся у окна.

И в непроглядный зимний вечер,
В победу веря наперёд,
Её буран берёт за плечи,
За руки белые берёт.

Но, тонкую, её ломая,
Из силы выбьются…Она,
Видать, характером прямая,
Кому-то третьему верна.



***
«Берёзы»

Опять о них,
Кудрявых и белесых…
А что тут делать,
Если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день,
Хоть год,
Хоть вечность колеси.
Случалось всяко: и свои пилили,
И чужеземцы брали в топоры.
Лились в воронки соковые ливни,
И груды изувеченной коры…

Они стоят, дороги отороча,
И ткут, и ткут зеленый свой навес…
И Русь моя – березовая роща,
Которую не вырубить вовек!

***
«Печальная береза»
Автор: А. Фет

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей

***
«Берёза»
Автор: И. Токмакова

Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.







***
«Люблю берёзку русскую»
Автор: А.Прокофьев

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!


Народные приметы о берёзе

Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету. 
Когда берёза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперёд – мокрое. 
Когда берёза станет распускаться, сей овёс. 
Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб.
Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с берёзового листа.
Если на березняке осенью много листа остаётся, то год будет тяжёлым.
Если листья берёзы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.
Берёза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает. 

Пословицы и поговорки о березе

Бела берёста – да дёготь чёрен. 
Для врага и берёза – угроза. 
Берёзовицы (берёзового сока) на грош, а лесу на рубль изведёшь. 
Берёза ума даёт (о розгах). 
Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова. 

Загадки про берёзу

В белом сарафане
Стала на поляне.
К ней слетелись птицы,
Сели на косицы.
(Берёза)

Зелёна, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Берёза)

Стройная красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане.
(Берёза)

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
(Берёза)

Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
(Берёза)

Осенью листья, как слёзы,
На землю роняют ...
(Берёзы)

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Берёза)

Эта модница лесная 
Часто свой наряд меняет: 
В шубке белой зимой, 
Вся в серёжках весной, 
Сарафан зелёный летом, 
В день осенний в плащ одета. 
Если ветер налетит, 
Золотистый плащ шуршит.
(Берёза)

Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
(Берёза)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!