МДОУ Хорошевский детский сад Ржевского района, Тверской области
Экологический проект
«Люблю березку русскую»
для детей подготовительной группы
Подготовила воспитатель первой категории:
Кучияш Наталья Александровна
Актуальность
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой, поэтому экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. И этим объектом может быть — береза.
Белая березка – дерево России, символ красоты русской природы, символ России. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг нее хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. Многие художники изображали березку на своих полотнах, а композиторы посвятили березке свои лучшие песни.
Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, но имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой. Дети не знают, почему береза - самое почитаемое дерево в России, а самое главное им интересна эта тема и они хотят знать о березе больше.
Проблема:
Недостаточные знания детей о березе, как символе России.
Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.
Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.
Паспорт проекта
Цель: создание условий для формирования экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
познакомить детей с березой, как символом страны;
формировать представления о жизни растения, его развитии;
развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать;
воспитывать экологически грамотное поведение
Предмет исследования: береза
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Вид проекта: творческий, познавательный, исследовательский
Продолжительность проектной деятельности: среднесрочный ( 01.04.2023 – 17.06.2023)
Возраст детей: старший дошкольный (5 - 7 лет)
По количеству участников: групповой
Образовательная область: познавательное развитие
Участники: дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители
Предполагаемые результаты
В результате реализации проекта дети расширят представления о природе, её значении в жизни человека. Сформируются такие нравственные понятия, как любовь к Родине, гордость за её природные богатства. У детей появится инициатива, сообразительность, потребность общаться с природой.
Реализация данного проекта научит дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы; разовьется творческое и интеллектуальное мышление, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Дети приобретут новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березе.
Формы работы:
Деятельность педагога:
беседы;
познавательные рассказы воспитателя;
интегрированные занятия;
чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки);
использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.);
Деятельность детей:
экспериментирование;
речевые игры, описательные рассказы;
дидактические игры с предметными картинками;
игра по модели строения дерева;
подвижные игры;
художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд);
музыкальная;
Взаимодействие с родителями воспитанников:
консультации, рекомендации, памятки;
практические задания;
совместные мероприятия
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Первый этап подготовительный (01.04.23 – 25.04.23)
N п/п | Мероприятия | Ответственный |
1 | Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса | Воспитатель |
2 | Сбор, анализ и систематизация информации о внешнем виде березы ( ее отличительных особенностях), значении ее в жизни людей нашей местности | Воспитатель |
3 | Подбор литературы: загадки, стихотворения, пословицы, поговорки, приметы о березе | Воспитатель |
4 | Подбор подвижных игр, дидактических игр | Воспитатель |
5 | Подбор иллюстраций, картин | Воспитатель |
6 | Разработка проблемных и учебных вопросов для детей | Воспитатель |
7 | Подготовка материала для изобразительной, музыкальной деятельности детей. | Воспитатель Музыкальный работник |
8 | Группировка материала, составление плана | Воспитатель |
Второй этап — основной ( с 15.04.2023 по 08.06.2023)
N п/п | Мероприятия | Ответственный |
1 | Знакомство детей с березой: целевая прогулка «Встреча с русской красавицей» | Воспитатель |
2 | Составление описательных рассказов о березе | Воспитатель |
3 | Знакомство с народными приметами о березе | Воспитатель |
4 | Проведение познавательного занятия «Береза – русская краса» (систематизация информации о внешнем виде березы) | Воспитатель |
5 | Рассматривание предметов, изготовленных из бересты. | Воспитатель |
6 | Беседы: "Почему березы белые?" "Береза - символ России" "Без билета по белу свету" - ( о разных способах распространения семян) «Береза – русская краса» (систематизация информации о внешнем виде березы) «Интересные факты о березе | Воспитатель |
7 | Знакомство с работами художников: И.И.Шишкина «Березовая роща», И.Левитана «Березовая роща», «Золотая осень» . | Воспитатель |
8 | Пение "Песня о Родине" (сл. Е.Карасевой, муз.В.Елинек) "Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. Мелодия) | Музыкальный руководитель |
9 | Слушанье: Вивальди альбом “Времена года”, Е.Дрейзин старинный вальс “Березка” | Музыкальный руководитель |
10 | Разучивание хороводов: "В золоте березонька" (сл. и муз.Г.Вихаревой); "Ай, да березка" (муз. Т.Попатенко) | Музыкальный руководитель |
11 | Конкурс рисунков «Люблю березу белую» по стихотворению Всеволода Рождественского «Береза» | Воспитатель |
12 | Чтение и разучивание стихотворений , разгадывание загадок о березе (Приложение) П. Воронько "Березка" — заучивание | Воспитатель |
13 | Экспериментирование Рассматривание бересты под лупой "Какой стороной дышат листья?" "Вода в жизни растений" | Воспитатель |
14 | Игровая деятельность Дид/игры "Найди листок, какой покажу" "Найди дерево по описанию" "Назови дерево по плодам и семенам" "Четвертый лишний" | Воспитатель |
15 | Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Венок» (из березы), «Кто быстрее соберет березовые почки». | Воспитатель |
Взаимодействие с родителями:
-Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет и журналов, загадок, пословиц и поговорок о березе
- "Воскресный выходной в роще" - экскурсия семьи в березовую рощу
-"Как правильно изготовить скворечник" - подбор информации
-Рекомендации для родителей "Здоровье от березки" (буклет)
- "Береза в косметике и фармакологии" книжка-раскладушка
- Изготовление панно из березовых листьев родителей совместно с детьми
3 этап. Заключительный (07.06.2023-17.06.2023)
- выставка рисунков детей «Береза в разные времена года»;
- викторина «Что ты знаешь о березе?»;
- развлечение «Праздник русской березки» с использованием фольклора,
игр, произведений Российских авторов
- распространение опыта в детском саду
-фото-отчет родителей "Воскресный выходной в роще"
-Выставка работ «Панно из березовых листьев» родителей совместно с детьми
Результаты проекта
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост почек, листьев, сережек, отметили ее роль как лекарственного сырья на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России — березке.
Данный проект способствовал развитию творчесского и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Благодаря проведенной работе наши дети смогут осознанно ответить на вопросы, почему необходимо бережно относиться к березе.
Список литературы:
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2014. – 321 с.
Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. Ребенок в детском саду. 2002. N 5.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет. Разработано в соответствии с ФГОС.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2005. (серия «Вместе с детьми).
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Изд. дом «Карапуз», 2001
Приложение
СТИХИ
Береза
Автор: Всеволод Рождественский
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла,-
Дождинки стряхнув, улыбнется
Береза - и вновь весела.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.
Он делит с ней радость и слезы,
И так ее дни хороши,
Что кажется - в шуме березы
Есть что-то от русской души.
«Берёзовая роща»
Автор: Герман Ходырев
Белее снега чистого
И месяца лучистого,
Как в белых платьях девицы,
Берёзы стали в круг.
Их ветви — руки тонкие,
Как будто струны звонкие.
Лишь ветер к ним притронется —
И всё поёт вокруг.
При ясном свете месяца
Вся роща точно светится.
И реже сумрак вечера,
Светлее ночи тень.
И лес могучий, кряжистый
Глядит на рощу радостно:
Всегда теперь с ним рядышком
Сияет светлый день.
***
«Берёзы»
Автор: Наджми Назар
…Порой белы, порой белёсы,
Над полем, шляхом иль рекой,
Великодушные берёзы,
Какой вы нации? Какой?
Да никакой.
Ведь вы – деревья.
И радовать должны сердца
Тем, что чужды высокомерья
И не ме
няете лица…
***
«Берёза»
Автор: С.Есенин
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
***
«Берёзка»
Автор: С.Щипачёв
Её к земле сгибает ливень,
Почти нагую, а она
Рванётся, глянет молчаливо –
И дождь уймётся у окна.
И в непроглядный зимний вечер,
В победу веря наперёд,
Её буран берёт за плечи,
За руки белые берёт.
Но, тонкую, её ломая,
Из силы выбьются…Она,
Видать, характером прямая,
Кому-то третьему верна.
***
«Берёзы»
Опять о них,
Кудрявых и белесых…
А что тут делать,
Если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день,
Хоть год,
Хоть вечность колеси.
Случалось всяко: и свои пилили,
И чужеземцы брали в топоры.
Лились в воронки соковые ливни,
И груды изувеченной коры…
Они стоят, дороги отороча,
И ткут, и ткут зеленый свой навес…
И Русь моя – березовая роща,
Которую не вырубить вовек!
***
«Печальная береза»
Автор: А. Фет
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей
***
«Берёза»
Автор: И. Токмакова
Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
***
«Люблю берёзку русскую»
Автор: А.Прокофьев
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!
Народные приметы о берёзе
Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
Когда берёза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперёд – мокрое.
Когда берёза станет распускаться, сей овёс.
Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб.
Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с берёзового листа.
Если на березняке осенью много листа остаётся, то год будет тяжёлым.
Если листья берёзы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.
Берёза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.
Пословицы и поговорки о березе
Бела берёста – да дёготь чёрен.
Для врага и берёза – угроза.
Берёзовицы (берёзового сока) на грош, а лесу на рубль изведёшь.
Берёза ума даёт (о розгах).
Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова.
Загадки про берёзу
В белом сарафане
Стала на поляне.
К ней слетелись птицы,
Сели на косицы.
(Берёза)
Зелёна, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Берёза)
Стройная красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане.
(Берёза)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
(Берёза)
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
(Берёза)
Осенью листья, как слёзы,
На землю роняют ...
(Берёзы)
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Берёза)
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой зимой,
Вся в серёжках весной,
Сарафан зелёный летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
(Берёза)
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
(Берёза)