СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический серпантин "Природа Яновичского края"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Квест-игра для учащихся школы проведена в рамках открытия школьного эколого-краеведческого исследовательского центра "Яновичане". В игровой форме учащиеся соседних школ узнали много интересного об особенностях природы региона и получили удостоверения Юных экологов. Мероприятие может быть адаптировано для других областей.

Просмотр содержимого документа
«Статья об экосерпантине»


Экологический серпантин «Природа Яновичского края»

собрал 24 ноября 2017 года в Яновичской средней школе любителей природы из соседних Вымнянской и Суражской школ

Бойцы отряда экологического движения «Яновичане», учащиеся 5 класса Янушковский Артур и Воронов Михаил, вооруженные эколого–краеведческими знаниями, безграничной любовью к родной земле, стремлением к изучению окружающей среды и природных ресурсов, бойко приветствовали гостей у входа в школьный эколого-краеведческий центр. Они предупредили, что ведётся эко наблюдение, а территория свободна от плохого настроения и безразличного отношения к природе и всему происходящему.

В уютном фойе первого этажа гостей ждало главное экологическое событие – объявлена тревога и мобилизация всех любителей Яновичского края, экологов, и тех, кто стремится к изучению окружающей среды и природных ресурсов. Бойцы экологического движения Иванова Анна, Иванова Елизавета, учащиеся 8 класса, отметили:

Что ж, уважаемые гости, да!

Вас неслучайно привезли сюда,

Мы очень ждали в гости Вас, друзья,

И знаем: Вы приехали не зря!

Пусть вся страна узнает:

ЭКОЛОГОМ здесь стать легко,

Ведь в центре экотеме всё посвящено.

Ребята в ногу с современностью идут,

От академии наук ни в чём не отстают.

Экологический театр мод в составе девочек 9 класса Самцовой Алины, Юрченко Алины, Мартыненко Нелли, Ткачевой Анны, Дударевой Анастасии продемонстрировал фитоаксессуары «Яновичское разнотравье».

Тихновецкая Светлана познакомила с легендой о символе экологического центра – Незабудке.

Каждой из четверых команд был вручен ДНЕВНИК ЭКОЛОГА с определенным маршрутом движения. Сопровождали команды по экобъектам гиды – учащиеся 10 класса Вишневская Ольга, Касым Даниил, Трусова Анастасия и Янушковский Артур.

Посетителей ФитоБара «Яновичское разнотравье» ожидал загадочный сюрприз – тайны запаха. Хозяйка (педагог Виноградова М.Л.) и ее помощницы – девочки 11 класса, предложили определить по запаху стильные мешочки с мятой, мелиссой, чабрецом, зверобоем, петрушкой. Не каждой команде удалось правильно разгадать загадки разнотравья, но получили удовольствие от ароматного чая все будущие экологи.

Мастер-класс по изготовлению зверюшек и птиц из сена и мха проходил на этапе «ЭКОумелые ручки». Педагог дополнительного образования Ольга Валерьевна давала дельные советы, и в итоге ребята уходили с подарком, сделанным собственноручно. А в дневниках прибавлялись «десятки».

ЭкоЭрудит разместился в спортзале под началом педагога Сазоновой Е.Н. и ее помощников - учащихся 11 класса Ивановой Анны, Горючкиной Алисы, Виноградова Артура. Оттуда то и дело были слышны голоса птиц. Это одно из заданий - «Птичий базар». Не всем было по плечу угадать по пению птицу, особенно свиристель и синицу. Капитаны команд соревновались в знании характера птиц. Заданий интересных было много: экологическое лото, портретная галерея, расшифровка телеграммы, черный ящик «Птичья столовая», экологическая цепочка. Пришлось попотеть каждой команде, ведь времени было отведено всего 15 минут.

Конечно, ажиотажным оказался объект «Природа Яновичского края». Ведь за заветной дверью ребята окунались в мир настоящей флоры и фауны Яновичского региона. Экспозиции музея демонстрировали руководитель экологического отдела педагог Бакштай О.П. и юные экскурсоводы Воронов Михаил и Янушковский Артур. Со знанием дела рассказывал Артур об особенностях озера Яновичского. А Михаил показал, как выглядит настоящее болото Глоданский мох, его житель – цапля серая. То и дело Оксана Павловна обращала внимание посетителей на интерактивную доску, где размещалась дополнительная информация о природных объектах, доносились звуки леса и шум прибрежных волн, пение птиц. Не хотелось расставаться с Яновичской природой. Своими впечатлениями экскурсанты поделились в книге отзывов.

Когда все ЭКО объекты были отмечены в дневниках, команды собрались в центре Вселенной Яновичского края (актовом зале), где показали свои визитные карточки, подвели итоги. Главным событием праздника стало вручение Удостоверений Юных экологов. Природная семья выросла на 46 новых бойцов экологического движения.

Мы уверены, что ребята изучили особенности нашей природы, осознали свою роль в сохранении окружающей среды, получили мощный заряд положительных эмоций.


Заместитель директора по ВР Т.В.Санникова

1


Просмотр содержимого документа
«Сценарий итоговой части серпантина»

Сценарий заключительной части Экологического серпантина

*Звучит красивая музыка о природе, на её фоне говорят ведущие

Ведущий 1: Если вас вдруг остановит пронзительная синева и сердце замрет, как бывало от удивления и восторга…

Если, как осенние листья, осыплются с души мелкие тревоги, суета и душа наполнится светом и тишиной…

Если вдруг оцепенеет уже готовое прозвучать слово, и вы ощутите, что в вашу жизнь вошло обыкновенное земное чудо, и вы почувствуете, что вы часть природы…

(танец или песня)

Ведущий 1: Праздник продолжается, солнце улыбается!

А мы на экосерпантине с гостями встречаемся!

Ведущий 2: Солнце красное, небо синее!

А наших гостей нет желаннее и красивее!

Ведущий 1: Мы хотим сейчас узнать,

Как команды величать! (представление команд-гостей)

Ведущий 2: На карте нашего района – множество больших и маленьких кружочков. Но есть одна очень маленькая точка, глянув на которую, ты почувствуешь особую, неповторимую теплоту: «Мой поселок».

Тебе знакомы в нём каждая улочка, любая тропинка, протоптанная к реке. Наконец, там стоит твой дом, где ты родился, вырос или где сейчас живёшь.

Ведущий 2. Сегодня в честь родного Яновичского края Иванова Анна и Иванова Елизавета представляют вашему вниманию стихи художника –земляка Кухарева

Ведущий 1.

Как важно сегодня быть рядом с малой родиной, прославлять её своими делами и поступками. Из года в год на защите птиц Витебского района и всей области стоит орнитолог-исследователь Ивановский В.В. Встречаем легенду птичьего царства.(выступление).

Ведущий 1.

Вот и наступил торжественный момент. Все команды успешно выполнили задания в дневнике эколога. Для объявления победителей на сцену приглашается хранительница экологического центра Бакштай О.П.

Ведущий 2.

Внимание! Приготовиться для вручения удостоверений юных экологов! (музыка фанфары).

Ведущий 2.

Все учащиеся нашей школы   обращаются ко всем, кому не безразлична судьба нашего района, кто хочет, чтобы он был чистым и зеленым. Давайте не будем равнодушными. Кто это сделает, если не мы. Начинать будем с самого малого, чтобы сделать наш родной край ухоженным и красивым.

Птицам – небо, зверю – леса, рыбе – вода, а человеку – Родина.

Ведущий 1.

Мы речь свою вели о том,

Что вся Земля – наш общий дом,

Наш общий дом, красивый дом,

И мы с рожденья в нем живем!

Еще о том вели мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Не забывайте никогда, -

На нас надеется Земля!

Просмотр содержимого документа
«ЭКО объекты»

ЭКО объекты №1

для команды будущих ЭКОлогов ____________________________

ГУО «Суражская средняя школа Витебского района»

п/п

Название ЭКОобъекта

Время прохождения

Отметка о прохождении

1.

Экскурсионный «Природа Яновичского края»

15 минут


2.

ЭкоУмелые ручки


15 минут


3.

ЭкоЭрудит


15 минут

Экологическая цепочка

Телеграмма

Птичий базар

Капитаны – знатоки характера птиц

Экологическое лото

Черный ящик

Кто как летает?

Портретная галерея

4.

ФитоБар «Яновичское разнотравье»

15 минут

Тайна запаха



Общий сбор всех команд – в центре Вселенной Яновичского края (актовый зал)



ЭКО объекты №2

для команды будущих ЭКОлогов ____________________________

ГУО «Суражская средняя школа Витебского района»

п/п

Название ЭКОобъекта

Время прохождения

Отметка о прохождении

1.

ЭкоУмелые ручки

15 минут


2.

ЭкоЭрудит

15 минут

Экологическая цепочка

Телеграмма

Птичий базар

Капитаны – знатоки характера птиц

Экологическое лото

Черный ящик

Кто как летает?

Портретная галерея

3.

ФитоБар «Яновичское разнотравье»

15 минут

Тайна запаха


4.

Экскурсионный «Природа Яновичского края»

15 минут



Общий сбор всех команд – в центре Вселенной Яновичского края (актовый зал)




ЭКО объекты №3

для команды будущих ЭКОлогов ____________________________

ГУО «Вымнянская средняя школа Витебского района»

п/п

Название ЭКОобъекта

Время прохождения

Отметка о прохождении

1.

ЭкоЭрудит


15 минут

Экологическая цепочка

Телеграмма

Птичий базар

Капитаны – знатоки характера птиц

Экологическое лото

Черный ящик

Кто как летает?

Портретная галерея

2.

ФитоБар «Яновичское разнотравье»

15 минут

Тайна запаха


3.

Экскурсионный «Природа Яновичского края»

15 минут


4.

ЭкоУмелые ручки

15 минут



Общий сбор всех команд – в центре Вселенной Яновичского края (актовый зал)




ЭКО объекты №4

для команды будущих ЭКОлогов ____________________________

ГУО «Вымнянская средняя школа Витебского района»


п/п

Название ЭКОобъекта

Время прохождения

Отметка о прохождении

1.

ФитоБар «Яновичское разнотравье»

15 минут


2.

Экскурсионный «Природа Яновичского края»

15 минут


3.

ЭкоУмелые ручки


15 минут

Тайна запаха


4.

ЭкоЭрудит


15 минут

Экологическая цепочка

Телеграмма

Птичий базар

Капитаны – знатоки характера птиц

Экологическое лото

Черный ящик

Кто как летает?

Портретная галерея


Общий сбор всех команд – в центре Вселенной Яновичского края (актовый зал)

Просмотр содержимого документа
«Экологический серпантин»


ГУО «Яновичская СШ Витебского района»

Экологический серпантин «Природа Яновичского края»

Цель: создание условий для знакомства ребят с природными особенностями Яновичского края через коммуникативно-познавательную деятельность.
Задачи:
• Коммуникативные – сплочение ребят внутри команды и между командами разных школ для выполнения поставленных задач.
• Развивающие – развитие логического и абстрактного мышления через призму экологических компонентов, навыков проектной деятельности личности в окружающей среде, развитие творческих способностей.
• Социальные – осознание своей роли в сохранении окружающей среды, а также перспектив и возможностей участия и влияния на процессы в обществе.
• Просветительские – информирование и вовлечение общественности в деятельность по улучшению состояния окружающей среды.

Встреча на крыльце

ГБЭД: Добрый день, уважаемые гости! На территории Яновичской средней школы действует отряд бойцов экологического движения «Яновичане».

2 БЭД: Бойцы вооружены эколого–краеведческими знаниями, безграничной любовью к родной земле, стремлением к изучению окружающей среды и природных ресурсов!

2 БЭД: Здесь всегда готовы стать на защиту родной природы!

ГБЭД: Ведётся эко наблюдение!

2 БЭД: Будьте внимательны! Территория свободна от плохого настроения.

ГБЭД: Безразличного отношения к природе, окружающей среде и всему происходящему!

ГБЭД: Товарищи «Будущие ЭКОЛОГИ», объявлена экологическая тревога. Чтобы получить «УДОСТОВЕРЕНИЕ БУДУЩЕГО ЭКОЛОГА», внимательно изучите ДНЕВНИК ЭКОЛОГА.

2 БЭД: Движение без ДНЕВНИКА ЭКОЛОГА запрещено!(каждой группе вручается карта с определенным маршрутом движения)

2 БЭД: Товарищ «Главный боец экологического движения», группировка будущих экологов обнаружена, изучена и подготовлена для встречи с главнокомандующим- директором Яновичской СШ Ириной Михайловной Изобовой готовы! Приветствие Ирины Михайловны

(фон заводится тревога ЖДАН Валерий) Тревога!!! Главное экологическое событие Яновичской СШ! Уважаемые гости, учащиеся Витебского района ВНИМАНИЕ! Объявлена мобилизация всех любителей Яновичского края, экологов, и тех, кто стремится к изучению окружающей среды и природных ресурсов!

Операция осуществляется отрядом специального назначении «Бойцами экологического движения»

Приступить к осуществлению операции!

(Кусок визитки ДЖЕЙМС БОНД)

БЭД 1: Что ж, уважаемые гости, да!

Вас неслучайно привезли сюда,

Мы очень ждали в гости Вас, друзья,

И знаем: Вы приехали не зря!

БЭД 2: Пусть вся страна узнает

ЭКОЛОГОМ здесь стать легко

Ведь в центре эко – теме всё посвящено,

Ребята в ногу с современностью идут,

От академии наук ни в чём не отстают.

БЭД 1: Посвящено экологическим законам всё, ДРУЗЬЯ,

И в каждом классе, каждый день

Замеры биосферы неспроста.

Экологический дизайн,

Экологический стенды.

БЭД 2: Везде, вокруг экосистемы и проекты

Ученики здесь сутки напролёт

Готовятся на ЭКОСЛЁТ!

Своё здоровье подрывая, ПРИРОДУ в Яновичах сохраняют!!!

БЭД 1:

Здравствуйте, гости эколого- краеведческого исследовательского центра «Яновичане»!

БЭД 2:

Добрый день, все, кто преисполнен желаний и дел на благо родной земли!

БЭД 1:  

Вас ждет экологический серпантин «ПриродаЯновичскогокрая».

БЭД 2:

Культурные достижения человечества покорили земные просторы, океан, небо, покоряет бесконечные возможности космоса.

БЭД 1:

За большими достижениями человека стоят серьёзные проблемы, главные из которых — проблемы экологии.

БЭД 2:  

Насколько мы ответственны за будущее планеты, родной страны, своего городского посёлка,стоит разобраться всем вместе.

 БЭД 1:

Экологический кризис! Неизбежно придется принимать меры, во имя спасения нашей прекрасной Яновичской земли.  

 БЭД 2:  

Открытие нашего центра — важный шаг, показать всем, что мы готовы идти на компромисс с природой, жить с ней в гармонии, не нарушая течение прогресса.

БЭД 1:  

Мы надеемся, что наш эколого-краеведческий исследовательский центр будет полезен для общего и очень нужного дела --сохранения наследия природы во имя будущего

Песня-гимн ЭКОЛОГОВ «За тебя в ответе» + дефиле на проигрыш

Выходит чтец:

Уважаемые гости! Существует легенда.

Когда Богиня цветов Флора опустилась на Землю и стала одаривать цветы именами, она увидела в разнотравье маленький цветок, излучающий необыкновенно- пронзительный свет. За это она наградила его чудесной силой, которая будет возвращать память тем людям, которые начнут забывать свои корни и свою Родину. Назвав её «Незабудкой».

Символом нашего экологического центра «Яновичане» и стали эти замечательные «Незабудки», которые своим необыкновенно-пронзительным светом вдохнули в наш экологический центр растущую жизнь и вдохновение, стремление к новым творческим задумкам, инновационным проектам и научным исследованиям.

Ведущий.

Ребята! Теперь каждая группа расходится по маршрутам, а когда проходит их все, то собираемся в указанном месте и сдаем свои карты экспертам.

ЭКО объекты (маршруты на схеме)

Экскурсионный «Природа Яновичского края»- экскурсия + фотосессия (15 минут на каждую группу)

ЭкоУмелые ручки – изготовление фигуры животного, птицы в технике сенопластики (15 минут на каждую группу) – рекреация 1 этажа

ЭкоЭрудит (15 минут) – актовый зал или кабинет начальных классов

ФитоБар«Яновичское разнотравье» (15 минут) – столовая

Исследовательский центр –актовый зал (все вместе)

В программе:

-выступление В.В.Ивановского;

-презентация ландшафтного проекта «Яновичское местечко»;

Фито аксессуары «Яновичское разнотравье» - мода на здоровье

-домашнее задание «Визитная карточка команд гостей»+ творческий номер

-подведение итогов

-торжественное вручение удостоверений будущих экологов

-акция «Цветок желаний»




















Задания для ЭкоЭрудитов

  1. «Тайна запаха».Определите по запаху, что за травы и какое их лекарственное свойство. (мята, чабрец,мелисса)

  2. Расшифровка телеграммы

Задание: из набора собрать телеграмму и прочитать. Засекается время.

  1. Слово не воробей, вылетит –не поймаешь.

  2. Змея меняет шкуру, но не натуру.

  3. Волков бояться, в лес не ходить.

  1. «Птичий базар» Угадайте птиц по голосу. (Звучат записи с диска

1. Кукушка обыкновенная ();

2. Скворец ();

3. Свиристель ();

4. Соловей ();

5. Большая синица ();

6. Ворон ().

4. «Птичья столовая». Что в черном ящике?

1. В чёрном ящике лежит ветка дерева, которое поит дятла. Что это? (Ветка берёзы)

2. В чёрном ящике лежит плод дерева, семена которого очень любят есть клесты. Что это? (Еловая шишка).

3. Здесь лежит любимое зимнее лакомство синицы (сало)

5. «Кто как летает?»

По рисункам определить название птицы в полёте. (Дети выполняют задания по карточкам).

Команда 1. Назовите, кто летит.

(1 – утка; 2 – ласточка).

Команда 2. Назовите, кто летит.

(1 – сорока; 2 – цапля).

Команда 3. Назовите, кто летит.

(1 – ворона; 2 – гусь).



6. ЭкоЛогическая цепочка

Нужно подчеркнуть лишнее слово

  1. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа – это кустарники.

  2. Вяз, ольха, пихта, ясень, клен – это лиственные деревья.

  3. Поползень, сойка, дятел, дрозд, королек – зимующие птицы.

  4. Медведь, белка, бурундук, барсук впадают в спячку.

7. «Свалка» - тестирование по проблемам мусора

8. Портретная галерея

Команда с завязанными глазами по очереди рисует животное (птицу) по указке ведущего

К примеру, белка

  1. Хвост

  2. Нос

  3. Уши

  4. Лапки

  5. Глаза

  6. Шишку

  7. Дупло

  8. Орех

9 «Капитаны – знатоки характера птиц»

Капитаны команд получают карточки

Задание: соединить стрелками признаки и названия птиц.

Птица – рыболов соловей

Птица – плотник ласточка

Лесная кошка поползень

Птица – строитель баклан

Птица – акробат иволга

Пернатый солист кукушка

Ночной хищник дятел

Легкомысленная мамаша сова

Ответ: птица – рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке.

Птица – плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица – строитель (ласточка). Самым искусным строителем считают ласточку.

Птица – акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.

Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».

Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком, охотятся ночью.

Легкомысленная мамаша (кукушка). Кукушка подбрасывает свои яйца в гнёзда других птиц.

10 «Экологическое лото»

Задание: собрать пазлы и назвать этот природный объект (на время)



8


Просмотр содержимого документа
«ответ для капитанов»

Задание: соединить стрелками признаки и названия птиц.

«Капитаны – знатоки характера птиц»





Птица – рыболов соловей

Птица – плотник ласточка

Лесная кошка поползень

Птица – строитель баклан

Птица – акробат иволга

Пернатый солист кукушка

Ночной хищник дятел

Легкомысленная мамаша сова