СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический след

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологический след (англ. ecological footprint) — мера воздействия человека на среду обитания, которая позволяет рассчитать размеры прилегающей территории, необходимой для производства потребляемых нами экологических ресурсов и поглощения отходов.

Просмотр содержимого документа
«Экологический след»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Зугалайская средняя общеобразовательная школа»













Научно – практическая конференция «Шаг в будущее - 2020»



Проблемы загрязнения окружающей среды







ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЛЕД УЧАЩИХСЯ НАШЕЙ ШКОЛЫ













Исполнитель: Дамдинова Александра

ученица 9 класса

Руководитель:

учитель МАОУ «Зугалайская СОШ»

Дондокова Бальжима Цыдындоржиевна

















с.Зугалай, 2019 г

Экологический след учащихся нашей школы

Дамдинова Александра

Россия Забайкальский край с.Зугалай Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Зугалайская средняя общеобразовательная школа» 9 класс

Аннотация

Применение экологического следа как индикатора устойчивости позволяет переосмыслить индивидуальные привычки и ценностные ориентиры человеческого развития и оценить результаты экономической деятельности не только с позиции материальных выгод, но и с точки зрения экологии. Обладая информацией о том, как различные виды деятельности влияют на величину экологического следа, можно эффективно планировать мероприятия по охране окружающей среды и координировать усилия индивидов, организаций, государств по сбережению и восстановлению ресурсной базы планеты.

Ученые разработали новый индикатор – «экологический след», который позволяет ярко представить нагрузку, оказываемую на окружающую среду отдельным человеком или целым государством.

Экологический след (англ. ecological footprint) — мера воздействия человека на среду обитания, которая позволяет рассчитать размеры прилегающей территории, необходимой для производства потребляемых нами экологических ресурсов и поглощения отходов.

Целью данной проектной работы является - определить методом анкетирования экологический след учащихся нашей школы и сферу деятельности, наносящую наибольший ущерб окружающей среде.

Задачи:

- познакомиться с понятием «экологический след»,

- изучить принципы формирования экологической культуры у бурят

- провести опрос среди учащихся школы и высчитать «экологический след»;

- найти пути уменьшения «экологического следа».

Методы: реферативно-аналитический, статистический, анкетирование.

Объект исследования: «экологический след», характеристика и перспективы его сокращения.

Предмет исследования: расчёт «экологического следа».

За последние десятилетия загрязнение окружающей среды стало таким масштабным, что ученые заговорили о глобальном изменении климата, вызванном «экологическим следом» человека. Известно, например, что всего за тридцать лет «углеродный след» человечества (выбросы углекислого газа в атмосферу) вырос в десять раз, количество используемой бумаги в шесть раз, вылавливаемой рыбы в пять раз. Всё это говорит о необходимости формирования экологической культуры учащихся.


Класс

Кол-во анкетируемых уч-ся

Жилье


Использование энергии

Транспорт


Питание


Использование воды и бумаги

Бытовые отходы

Всего


Экологический след (га)

5

15

3,6

67,6

60

51,5

16,3

96,7

295,7

3,0

6

18

3,7

99,8

55,3

56,4

14,5

89,7

319,4

3,2

7

19

2,5

69,5

66,4

54,6

9,8

88,6

291,4

2,9

8

8

2,2

68,2

59,0

58,9

8,4

76,5

273,2

2,7

9

17

2,7

90,7

56,1

56,7

11,2

83

300,4

3,0

10

10

1,3

83,2

69,6

69,6

11,4

82,4

307,5

3,0

11

14

2,9

101,5

58,7

54

17,2

84,4

318,7

3,2

Всего

101

18,9

580,5

425,1

391,7

88,8

601,3

2106,3

21

Средн


2,7

82,9

60,7

55,9

12,7

85,9

300,8

3,0

Таблица1. Экологический след учащихся 5-11 классов МАОУ «Зугалайская СОШ»


Мы проанализировали, за счёт каких показателей наши школьники увеличивают свой экологический след на планете. Для отопления жилья в нашем районе все вынуждены использовать уголь или дрова, и электроэнергию получают из горючих ископаемых, что увеличивает показатели по использованию энергии. Учащиеся чаще добираются на автомобиле с родителями до школы. Большинство употребляют мясо 2-3 раза в неделю или ежедневно. Чаще принимают ванну и душ, расходуя при этом большое количество воды. Только около половины учащихся уменьшают свой экологический след, выходя из комнаты свет и выключают свои бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме.

Респондентам был предложен список рекомендаций по уменьшению экологического следа.



Выводы:

  1. Большинство учащихся не задумываются о проблеме рационального использования природных ресурсов.

  2. Респонденты повысили компетентность по экологической культуре посредством изучения понятия экологический след.

  3. Респонденты приняли активное участие по проблеме уменьшения своего экологического следа.

Экологический след приближает современного человека к экологическому стилю жизни. Выработанные практические рекомендации надо воплотить в жизнь, так как существование человеческой цивилизации и дальнейшее ее развитие возможно только при условии формирования качественно новых взаимоотношений в системе "Человек – природа".























Экологический след учащихся нашей школы

Дамдинова Александра

Россия, Забайкальский край, с.Зугалай, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Зугалайская средняя общеобразовательная школа», 9 класс



План исследований

В современном мире сейчас много говорится об экологии и рациональном природопользовании. Но задумывались ли мы над тем, что бережное использование природы и ее даров - это не ставшая популярной тема обсуждения в газетах, а продолжение традиций, завещанных нам нашими предками.

В России в настоящее время более 73% населения живет в городах. Жизнь современного человека часто далека от природы, и многие традиции природопользования для нас сейчас сложны в применении. Однако многое из накопленной веками мудрости наших предков можно использовать и по сей день, как в городских квартирах, так и в сельской местности [3].

Буряты наравне с другими народами всегда жили в ладу с природой. У наших предков была добрая традиция, относиться к природе, окружающему лесу, воде, земле, животным и растительному миру бережно и милосердно, не противопоставляя человека к природе. Древние буряты в качестве регулятора отношений человека к природе использовали различные социальные нормы, обычаи, традиции, религиозные предписания, которые представляли собой нерасторжимое единство биологических требований с одной стороны, и производственных, моральных, с другой. Традиции разных народов в своих корнях схожи. Такие правила, как почитание старших, стремление вести достойный образ жизни, любовь к труду, милосердия, благородства, присутствуют у всех народов. Взять, к примеру, берёзу, эту русскую красавицу, символ России. Оказывается, она почитаема не только у русских, но и у бурят она долгое время была тотемным растением, может в силу красоты, в силу целебных качеств, может быть в силу того, что она немногочисленна, необычна в нашей местности. Даже сейчас можно видеть следы поклонения берёзе. Места подношений «хозяевам местности» обычно устраиваются там, где растут берёзы. Может быть, поэтому берёза дошла до наших дней в том неизменном количестве и качестве, хотя она является ценным строительным, плотничьим материалом бурят. Таким образом, в основе ритуальных запретов на добычу тотемных животных и растений лежала, прежде всего, материальная традиция, свидетельствующая о необходимости сохранения богатств природы, от которых зависела жизнь целых народов.

В России количество городского населения стало преобладать только в XX веке, но за это короткое время деятельность людей стала наиболее губительной для природы. Поселившись в городах, люди все меньше заботились о сохранности окружающей среды. Но существует много разных советов, как уменьшить свое воздействие на природную среду в разных сферах повседневной жизни. Применяя в жизни данные советы можно уменьшить свой «экологический след».

Формированию экологического сознания школьников способствует исследовательская деятельность учащихся в школе. Через работу над исследовательскими проектами можно показать актуальность и значение экологических знаний, воздействие человека на окружающую среду в историческом аспекте, степень загрязнения природной среды и необходимость её сохранения, трансформацию природных сообществ человеком, снижение биоразнообразия на планете, важность сохранения окружающей природы для будущих поколений.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материал может быть использован на уроках географии и биологии, для занятий экологического кружка, для проведения информационных часов и других воспитательных мероприятий экологической направленности


Список литературы



1. Бабуева Д.Б Материальная и духовная культура бурят п.Агинское, 1998 г

2. Доклад «Живая планета 2016». www.wwf.ru. 

3. Киселев, В. Н. Основы экологии / В. Н. Киселев. – Мн.: Изд. «Универ», 2002. – 383 с.

4. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание, 2001 год, 306 стр.

5. Сычев А.А. Моральные измерения экологического следа // Знание. Понимание. Умение. 2014 № 4. с 48-55

6. Чумаков, Л. С. Экология для всех /Л. С. Чумаков. – Мн:Белорусская наука, 2000. – 288с.

7. Экологический след России и россиян (методическое пособие). Ред. С. Черникова,

Д. Славинский. СПб: СПбГУ. 2005. 24 с. ил.

8. https://footprintcalculator.henkel.com/ru

9. http://www.baltfriends.ru/consum_foot







Экологический след учащихся нашей школы

Дамдинова Александра

Россия, Забайкальский край, с.Зугалай, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Зугалайская средняя общеобразовательная школа», 9 класс


Научная статья

Современный человек недостаточно четко представляет, какое воздействие на природу оказывают его ежедневные действия, а потому и не чувствует себя морально ответственным за них. Знания из области экологии способны изменить эту ситуацию. Экологический след может служить инструментом перевода профессиональной экологической информации в понятную для всех форму. Это позволяет человеку сделать обоснованный моральный выбор по поводу действий, наносящих ущерб природному окружению. Учет экологического следа способствует распространению экологических знаний и пониманию реальных связей в социоприродной системе. Простота расчетов дает возможность широко использовать экологический след в просветительских и образовательных целях. Применение экологического следа как индикатора устойчивости позволяет переосмыслить индивидуальные привычки и ценностные ориентиры человеческого развития и оценить результаты экономической деятельности не только с позиции материальных выгод, но и с точки зрения экологии. Обладая информацией о том, как различные виды деятельности влияют на величину экологического следа, можно эффективно планировать мероприятия по охране окружающей среды и координировать усилия индивидов, организаций, государств по сбережению и восстановлению ресурсной базы планеты.(5)

Для определения уровня экологической грамотности респондентов был проведен опрос среди учащихся 5-11 классов МАОУ «Зугалайская средняя общеобразовательная школа» по следующим вопросам:

1. Что такое нерациональное использование природных ресурсов?

2. Как вы думаете, рационально ли вы используете природные ресурсы?

3. Какие меры вы можете предложить для рационализации использования природных ресурсов на территории нашего сельского поселения «Зугалай»?

4. Знакомы ли вы с понятием «экологический след»?

Всего в анкетировании приняли участие 101 человек. По результатам анкетирования было установлено:

1. 100% респондентов знают, что такое нерациональное использование ресурсов.

2. 60% нерационально используют ресурсы.

3. 40% предпринимают меры для рационализации использования природных ресурсов, в том числе на территории сельского поселения «Зугалай»

4. 5% респондентам знакомо понятие «экологический след».

С целью актуализации понятия «экологический след» в классах были проведены беседы «Концепция устойчивого развития», Методика расчета экологического следа.

Экологический след – это показатель, который отражает степень нашего влияния на состояние природы. Он измеряет площадь биологически продуктивной территории и акватории, которая способна произвести необходимые человеку природные ресурсы и поглотить (или хранить) произведённые им отходы.

Существует множество ресурсов, помогающих рассчитать экологический след. Например, это можно сделать на сайте WWF России. Кроме того, следует упомянуть ряд организаций, занимающихся этим вопросом. Одной из них является Global Footprint Network.

Для расчёта «экологического следа» учащихся нашей школы, мы ознакомились «калькулятором экологического следа», который был разработан в г.Хенкель, совместно с Веппертальским институтом (Германия), а анкетой «Экологический след (тест)» на сайте организации «Друзья Балтики» и другими. После сравнительного анализа, была выбрана анкета для определения экологического следа учащихся нашей школы. (Приложение 1).(6)

По результатам исследования выявлено, что самый высокий показатель экологического следа в 6 и 11 классах – 3,2 га, а наиболее низкий в 8 классе – 2,7 га (приложение 2). Учащиеся 8 класса являются членами школьного экологического отряда волонтеров «Импульс». И занятия отряда «Импульс» оставляют положительный «след» в формировании экологической культуры учащихся 8 класса.

По показателю «Жилье» выше 6 классе – 3,7 , а ниже всего в 10 классе – 1,3.

По показателю использование энергии наименее экономно расходуют энергию учащиеся 11 класса, а экономят энергию и таким образом уменьшают свой экологический след учащиеся 5 класса. Данные анкет учащихся 11 классов показали, что они не всегда гасят свет, оставляют электроприборы, компьютеры, гаджеты в «дежурном» состоянии.

По показателю «транспорт» выше всего в 10 классе, а ниже в 6. Учащиеся 6 класса больше предпочитают ходить пешком.

По «питанию» наиболее высокий показатель в 10 классе, а наиболее низкий в 5 классе. В 10 классе этот показатель оказался выше, чем в других, потому как не оказалось ни одного человека, кто предпочитал бы вегетарианскую пищу. Испокон времен буряты вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством. Мясная пища занимала исключительно важное место в питании бурят. И до сих пор буряты придерживаются этой традиции.

Не экономно используют воду и бумагу учащиеся 11 класса (17,2), а более экономны в плане использования воды и бумаги учащиеся 8 класса (8,4).

По бытовым отходам наиболее высокий показатель в 5 классе, а наиболее низкий в 8 классе.(таблица1) (Приложения 2-9).

По результатам исследования, величина среднего «экологического следа» наших учащихся равна 3,0 га. Получается, что средний школьник использует почти 1,7 планеты! Значит, мы живём недостаточно рационально, и в ближайшем будущем нам может не хватить одной планеты! Для сравнения: средний житель США использует 12,2 га (6,7 планеты!), средний европеец - 5,7 га (3,2 планеты), средний житель России использует 4,4 га (2,4 планеты), а средний житель Мозамбика - всего 0,7 га (0,4 планеты), средний житель Беларуси использует 3,9 га (2,2 планеты).

После анкетирования всем участникам был задан один вопрос: «Какие пути уменьшения своего экологического следа видите вы?» Ответы были даны в свободной форме.

Было получено много интересных с практической точки зрения ответов:

- «выявлять тех, кто уменьшает и поддерживает свой экологический след в пределах нормы и поощрять »;

- «использовать для строительства своего дома материалы, не причиняющие вред природе»;

- «дома, отапливаемые дровами перевести на газовое отопление»

- «организовать работу по раздельному сбору мусора, макулатуры и вывозить в ближайшие пункты приема»

- «использовать в домах систему «шпаргалок», напоминающих об отключении электроэнергии»;

- «рекомендовать всем использовать энергосберегающие лампочки»

-«ввести величину лимита энергии на каждого человека, при превышении которого дом полностью отключается от электропитания».

В результате проведенной работы, мы изучили методику расчета экологического следа и выявлены проблемы:

  • учащиеся увеличивают свой экологический след, так как для отопления жилья в нашем селе все вынуждены использовать дрова, уголь и электроэнергию,

  • чаще добираются на автомобиле с родителями до школы,

  • большинство употребляют мясо 2-3 раза в неделю или ежедневно,

  • часто принимают ванну и душ, расходуя при этом большое количество воды.

Резервы для уменьшения экологического следа есть практически у каждого учащегося:

  • для уменьшения своего “экологического следа” можно воспользоваться опытом предыдущих поколений по бережному отношению к природе.

  • воспользовавшись советами по уменьшению воздействия на природную среду, каждый желающий может уменьшить свой «экологический след».

Мы считаем, что каждому сегодня необходимо задуматься и посмотреть на многие стороны своей жизни по-другому. Хотелось бы, чтобы те советы, которые приведены в нашей работе стали для многих правилами к действию. Ведь на всё человечество – одна планета и ее необходимо беречь. (Приложение 10)

































































Приложение 1.

Анкета «А какой экологический след оставляете вы?

Если вы хотите узнать, какой экологический след лично у вас, ответьте на вопросы теста. Для того чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему образу жизни утверждение и провести сложение/вычитание количества баллов, указанных справа. Суммируя баллы, вы получите величину экологического следа.(6)

1

Жилье


1 1.

Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке нормальных размеров было бы тесновато

+7

1.2

Большая, просторная квартира

+12

1.3

Коттедж на две семьи

+23

 

Полученные очки за первые три вопроса разделите на то количество людей, которое живет в вашей квартире или в вашем доме

 

2.

Использование энергии


2.1

Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ, уголь, дрова

+45

2.2

Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра

+2

2.3

Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых, поэтому добавьте себе

+75

2.4

Отопление вашего дома устроено так, что вы можете его регулировать в зависимости от погоды

-10

2.5

Дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами

-5

2.6

Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет

-10

2.7

Вы всегда выключаете свои бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме

-10

3

Транспорт


3.1

На работу выездите городским транспортом

+25

3.2

На работу вы идете пешком или едете на велосипеде

+3

3.3

Вы ездите на обычном легковом автомобиле

+45

3.4

Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом

+75

3.5

В последний отпуск вы летели самолетом

+85

3.6

В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял до 12 часов

+10

3.7

В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял более 12 часов

+20

4

Питание


4.1

В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете в основном свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых сами готовите обед

+2

4.2

Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженые готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы, причем не смотрите, где они произведены

+14

4.3

В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому

+5

4.4

Вы едите мясо 2-3 раза в неделю

+50

4.5

Вы едите мясо три раза в день

+85

4.6

Предпочитаете вегетарианскую пищу

+30

5

Использование воды и бумаги


5.1

Вы принимаете ванну ежедневно

+14

5.2

Вы принимаете ванну один-два раза в неделю

+2

5.3

Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ

+4

5.4

Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга

+4

5.5

Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете ее

+2

5.6

Иногда вы берете книги в библиотеке или одалживаете у знакомых

-1

5.7

Прочитав газету, вы ее выбрасываете

+10

5 8

Выписываемые или покупаемые вами газеты читает после вас еще кто-то

+5

6

Бытовые отходы


6.1

Все мы создаем массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе:

+100

6.2

За последний месяц вы хоть раз сдавали бутылки

-15

6.3

выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру

-17

6.4

Вы сдаете пустые банки из-под напитков и консервов

-10

6.5

Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку

-8

6.6

Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве

-15

6.7

Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения своего участка

-5

 

Если вы живете в городе с населением в полмиллиона и больше, умножьте ваш общий результат на 2.

Подводим итоги:

Разделите полученный результат на 100 и Вы узнаете, сколько гектаров земной поверхности нужно, чтобы удовлетворить все ваши потребности, и сколько потребуется планет, если бы все люди жили так же, как вы!

Жителю Земли необходим в среднем эквивалент в 2,2 гектара.

Земля может предоставить лишь 1,8 гектара на человека.



















Приложение 2.

Класс

Кол-во анкетируемых уч-ся

Жилье


Использование энергии

Транспорт


Питание


Использование воды и бумаги

Бытовые отходы

Всего


Экологический след (га)

5

15

3,6

67,6

60

51,5

16,3

96,7

295,7

3,0

6

18

3,7

99,8

55,3

56,4

14,5

89,7

319,4

3,2

7

19

2,5

69,5

66,4

54,6

9,8

88,6

291,4

2,9

8

8

2,2

68,2

59,0

58,9

8,4

76,5

273,2

2,7

9

17

2,7

90,7

56,1

56,7

11,2

83

300,4

3,0

10

10

1,3

83,2

69,6

69,6

11,4

82,4

307,5

3,0

11

14

2,9

101,5

58,7

54

17,2

84,4

318,7

3,2

Всего

101

18,9

580,5

425,1

391,7

88,8

601,3

2106,3

21

Средн


2,7

82,9

60,7

55,9

12,7

85,9

300,8

3,0



Таблица. Экологический след учащихся 5-11 классов МАОУ «Зугалайская СОШ»

Приложение 3. Жилье





Приложение 4. Использование энергии

Приложение 5. Транспорт













Приложение 6. Питание





Приложение 7. Использование бумаги и воды







Приложение 8 .Бытовые отходы



Приложение 9. Экологический след








Приложение 10.

Советы для школьников и не только

Жилье:

  • Установите счетчик для более экономичного тарифа на электроэнергию

  • Установите регуляторы тепла для батареи, а также счетчики на воду

  • Проверьте, хорошо ли утеплены окна и двери

  • Регулярно размораживайте холодильник

Транспорт:

  • Выключайте двигатель, когда машина стоит на месте

  • Подвозите друзей, коллег

  • Больше ходите пешком, ездите на велосипеде

  • Выбирайте машины, потребляющие небольшое количество топлива

  • Отдавайте предпочтение поездам, а не авиаперелетам

Энергия

  • Максимально используйте естественное освещение – это один из очень эффективных путей уменьшения расхода электроэнергии на искусственное освещение.

  • Держите лампочки в чистоте - пыль ухудшает освещенность почти вдвое. Это значит, что вам приходится включать дополнительные лампочки, т.е. расходовать больше электроэнергии

  • Держите отопительные батареи чистыми и снаружи, и внутри. Не заслоняйте батарею мебелью или шторами, чтобы тёплый воздух свободно поступал в комнаты.

  • Проветривайте помещение, широко открывая окно на короткое время. За это время воздух успеет смениться, а стены и батареи не остынут.

  • Телевизоры, компьютеры, телефоны и некоторые другие приборы потребляют электроэнергию даже в «спящем» режиме. Для экономии энергии, отключайте электроприборы полностью, когда они не используются.

  • Не оставляйте включенными зарядные устройства после окончания зарядки. Они продолжают потреблять энергию впустую и перегреваются

  • Экономьте энергию при стирке, устанавливая более низкую температуру на стиральной машине – это может сократить потребление электроэнергии на 80%. Старайтесь полностью загружать стиральную машину

  • Во время приготовления пищи закрывайте кастрюли крышками. Используйте небольшое количество воды для того, чтобы сварить яйца или овощи. Используйте скороварки.

  • Не включайте плиту заранее. Если вы готовите на электроплите, используйте остаточное тепло – выключайте конфорку за некоторое время до окончания приготовления пищи.

  • Установите счетчик для более экономичного тарифа по электроэнергии

Питание

  • Сократите потребление мяса.

  • Ешьте сезонные продукты

  • Не выбрасывайте еду - покупайте столько, сколько сможете съесть.

  • Избегайте полуфабрикатов.

  • Регулируйте температуру в холодильнике в зависимости от заполненности продуктами.

  • Используйте холщовые сумки при походе в магазины.

  • Помогайте родителям выращивать свои фрукты и овощи

Вода и бумага

  • Принимайте душ вместо ванны.

  • Не наполняйте кастрюли и чайники до краев: кипятите столько воды, сколько вам действительно нужно. И незабывайте о крышке!

  • Во время мытья машины пользуйтесь ведром, а не шлангом - это значительно снизит затраты воды.

  • На кипячение воды в электрочайнике требуется меньше электроэнергии, чем для кипячения такого же объема на электроплите. Кипячение на газовой плите еще более экономично. В любом случае постарайтесь не кипятить воды больше, чем вам требуется.

  • Рационально используйте горячую и холодную воду. Ведь на нагрев воды и работу насосов для ее перекачки расходуется значительное количество энергии.

  • Не допускайте, чтобы водопроводные краны оставались открытыми без нужды.

  • отказажитесь от воды в бутылках.

  • Используйте дождевую воду для полива огорода и сада

Мусор:

  • Сортируйте мусор

  • Покупайте продукты из переработанных материалов

  • Бросайте мусор только в контейнеры

Мы считаем, что каждому сегодня необходимо задуматься и посмотреть на многие стороны своей жизни по-другому. Хотелось бы, чтобы те советы, которые приведены в нашей работе стали для многих правилами к действию. Ведь на всё человечество – одна планета и ее необходимо беречь.