СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический урок: "Разделяй с нами".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся познакомятся с правилами разделениями отходов в других странах.  Сформируют ответственное отношение к отходам и научатся грамотному обращению с ними.

Просмотр содержимого документа
«Экологический урок: "Разделяй с нами".»

Экологический урок

«Разделяй с нами»

экологический урок «Разделяй с нами» для учеников 6 – 7 классов

Цель урока

сформировать ответственное отношение к отходам и научить грамотному обращению с ними; мотивировать школьников к участию в раздельном сборе отходов.

Задачи

- познакомить учащихся с проблемой отходов и раскрыть такие понятия, как: переработка отходов, раздельный сбор, захоронение отходов, сжигание отходов, загрязнение окружающей среды;

- познакомиться учащихся как как обращаются с отходами жители разных стран мира.

- вдохновить учащихся на активную деятельность по решению проблемы отходов в своем городе.

Необходимые материалы:

компьютер

Ход занятия

Актуальность экоурока «Разделяй с нами»

Избавление от мусора – это настолько привычная часть нашего быта, что мы

не придаём ей никакого значения и просто автоматически осуществляем эту

простую операцию, лёгким движением руки отправляя то, что нам не нужно

в ведро, урну, контейнер, а иногда даже и не утруждаем себя поиском

специальных ёмкостей. Коммунальные службы подхватывают за нами

эстафету и делают так, что всё ненужное просто исчезает с наших глаз. А вот

куда оно исчезает Статистика

По данным Росприроднадзора, к началу 2018 года в России было накоплено 38 млрд 73 млн т промышленных и бытовых отходов. При этом в течение 2017 года образовалось 6 млрд 220,6 млн т (на 12,5% больше, чем в 2016 году). Утилизировано для повторного применения в 2018 году было 2 млрд 53,9 млн т отходов.

Порядка 90% приходится на долю различных производств, в основном добывающих. Объем твердых коммунальных отходов (ТКО) - 55-60 млн т в год. 40% из них - органические отходы, 35% - бумага, 6% - пластик (по данным научно-практического журнала "Твердые бытовые отходы").

Практически все твердые коммунальные отходы в России вывозятся на мусорные полигоны, санкционированные и несанкционированные свалки. В переработку или сжигание отправляется только 4-5% мусора. Ежегодно площадь свалок в России увеличивается на 0,4 млн га.

Что же такое Захоронение отходов- Захоронение ТБО – это способ утилизации твердых коммунальных (бытовых) отходов, при котором они размещаются на специально отведенных полигонах, называемых объектами захоронения. 


С жигание отходов - это метод обработки отходов, при котором утилизируются органические материалы, содержащиеся в отходахСжигание и другие высокотемпературные процессы утилизации отходов называются термической обработкой. В частности, это подразумевает преобразование отходов в золу, дымовой газ и тепло.



















Недостатки захоронения отходов и сжигание отходов – это загрязнение окружающей среды. ЗАГРЯЗНЕ́НИЕ ОКРУЖА́ЮЩЕЙ СРЕ­ДЫ́, воз­дей­ст­вие на био­сфе­ру, пред­став­ляю­щее опас­ность для пред­ста­ви­те­лей жи­вой при­ро­ды и ус­той­чи­во­го су­ще­ст­во­ва­ния эко­си­стем.

Ребята, каждый из нас может уменьшить мусорные отходы. Как вы понимаете выражение:

  1. «Я – ответственный потребитель»

То, что, как и сколько мы потребляем, влияет не только на проблему отходов,

но и на многие другие глобальные экологические проблемы. Делает ли всё

то, что мы покупаем, нас счастливее? Верно ли, что, чем больше человек

может купить, тем больше он счастлив? От вещей или от людей и событий

мы получаем больше положительных эмоций и приятных воспоминаний?

  1. «Я выбираю товары с минимумом упаковки»

Довольно часто в магазинах и на рынках нам навязывают большое

количество лишней упаковки. Своим выбором в магазине мы голосуем за

разумные или глупые решения производителей продукции и персонал

торговой точки. Действительно ли есть необходимость упаковывать бананы в

пакет, который, как только попадёт домой, сразу же окажется в мусорном

ведре? Или приматывать плёнкой к пенопластовому поддону яблоки,

виноград и другие фрукты и овощи? Действительно ли вас устраивает

покупка большой бумажной коробки, обмотанной плёнкой, внутри которой

пластиковые ячейки с дополнительными картонками, бумажками и фольгой,

сквозь которые вам нужно продраться к нескольким конфеткам? Вспомните

вместе с ребятами и другие примеры избыточной упаковки и попробуйте

оценить преимущества и недостатки этого явления.


  1. «Я предпочитаю многоразовые вещи одноразовым»

Вспомните одноразовые вещи, которыми вы пользуетесь в повседневной

жизни. Попробуйте представить, какое их выбрасывать за неделю, за месяц, за год. Можно ли их заменить аналогичными многоразовыми вещами? Насколько меньше станет мусора, который вы лично отправляете на свалки,

- если перестать использовать одноразовые пластиковые пакеты, а завести

привычку брать с собой в магазин многоразовые сумки?

- если не пользоваться пластиковыми и бумажными стаканчиками, а носить с

собой термокружку?

- если не покупать воду в пластиковых бутылках, а установить дома фильтр

для воды и носить с собой многоразовую бутылку или фляжку?

  1. «Я отдаю ненужные мне вещи тем, кому они нужны»

На контейнерных площадках и на свалках нередко можно встретить хорошие

вещи, которые могли бы ещё послужить. Даже отправить их на переработку

было бы не таким мудрым решением, как передать их тем, кому они могут

пригодиться. В мире огромное количество вещей, которые не отслужили

свой срок и от которых норовят избавиться. А также и огромное количество

людей, которые по разным причинам страдают от недостатка самого

необходимого. Разве справедливо, что хорошие вещи просто отправляются

гнить на свалку? Есть ли в вашем населённом пункте социальные центры,

которые принимают и распределяют хорошие вещи?


И всё же самый лучший способ обращения с отходами – это переработка.

Давайте вспомним, что вы выбрасывали в последнее время? И что из этого можно было бы переработать? Ответ учащихся. Действительно, каждый день мусорные вёдра в наших домах наполняются ненужными вещами. Чаще всего мы выбрасываем упаковку от еды и других товаров, очистки и огрызки – пищевые отходы, газеты,

журналы, черновики и другие бумажные отходы. От всего остального мы избавляемся реже. Хорошо бы подсчитать, какую долю отправляющегося из наших домов на свалки мусора составляют полезные материалы, которые можно было бы отправить на переработку.

Отправимся небольшое кругосветное путешествие, и выяснить, как обращаются с

отходами жители разных стран мира:


1.«В этой стране довольно много правил для раздельного сбора отходов. Жители соблюдают их точно и аккуратно, ведь иначе им придётся платить большие штрафы.

В коричневые контейнеры складывают биомусор, то есть всё натуральное, с

чем природа без труда справится сама. Это пищевые отходы, салфетки, трава с подстриженных газонов, ногти и волосы. Стекло можно сдать в специальные автоматы в супермаркетах. Умный аппарат может принимать бутылки по одной или целую коробку, и он сам сразу же их сортирует. Также на улицах можно встретить специальные контейнеры для стекла, причём свой для каждого цвета (коричневого, зелёного, бесцветного). Большинство бутылок моют, стерилизуют и заново наполняют напитками. В синие контейнеры отправляется бумага и картон. В

жёлтые контейнеры складывают упаковку из металла, пластика и смешанных материалов с особым знаком «зелёная точка». Ну, а в серые – всё, что осталось. За вывоз этого контейнера нужно платить достаточно высокую цену, а все остальные

контейнеры вывозят бесплатно. Как вы думаете, где эти правила используют? Учащиеся отвечают. Правильный ответ – Германия.


2 «Органические отходы собирают в зелёные баки или оранжевые

пакеты. Всё, что можно отправить на переработку, должно попасть в синие

баки или пакеты. А весь остальной мусор – в чёрные. В определённые дни

недели и часы жители выставляют контейнеры или мешки к дороге, чтобы их

легко могла забрать машина одного из трёх типов. Опасные отходы

(например, лаки и краски, аэрозоли, батарейки) ни в коем случае нельзя

складывать ни в один из перечисленных контейнеров. Их нужно относить в

специальные центры. На улицах расположены контейнеры, предназначенные

для сбора одежды, обуви, игрушек и других полезных вещей, которые ещё

могут кому-нибудь пригодиться. В этой стране существует закон, согласно которому жители, не сортирующие мусор или делающие это неправильно, облагаются штрафом. Однако здесь быть законопослушными. Кроме того, развитию

культуры обращения с отходами способствует социальная реклама, в которой

подробно объясняется, что и как нужно делать.

Есть идеи, что это за страна?» Учащиеся отвечают.– Канада


3. «Для того чтобы избавиться от мусора в этой стране, нужно покупать специальные пакеты разного цвета и размера для разных видов мусора и наклейки. Пакеты выносят в строго определённые дни недели согласно специальному

«мусорному календарю». Если отходы рассортированы неправильно, то их просто не станут забирать. «Хозяин» такого мусора станет врагом для всех соседей и сильно испортит свою репутацию. Мусор делится на 4 категории – сгораемый, несгораемый, перерабатываемый и крупногабаритный. Сгораемый мусор выносят в красном пакете. В него следует отправлять не подлежащие переработке деревянные, кожаные, резиновые, пластиковые и бумажные изделия, а также ненужную одежду и

сухие продукты. Несгораемые отходы отправляются в синий пакет. Чтобы

избавиться от крупного мусора, который не помещается в пакет, нужно сделать специальный заказ и в указанный день выставить его со специальной наклейкой. Все перерабатываемые отходы тщательно моют, сушат и складывают в прозрачный пакет. Пластиковые бутылки собирают отдельно, так как их них получается самый качественный вторичный пластик, который превращается в школьные спортивные формы, рабочую спецодежду, ковры, напольные покрытия, канцелярские товары – или снова в бутылки. Мышление у этого народа явно нестандартное.

Что это за страна на вашвзгляд?»Учащиеся отвечают. правильный ответ –Япония.


4.«Жители этой страны очень внимательно и ответственно сортируют вторсырье. В благодарность за это они имеют льготы на плату за жилье и коммунальные услуги, если хорошо и качественно сортируют мусор, а также не производят его слишком много. Также существует система залоговой стоимости упаковки. Это значит, что,

покупая продукт, покупатель платит не только за товар, но и за упаковку (обычно это банки и бутылки из-под различных напитков). Покупатель может получить залог обратно, вернув использованную тару в магазин. В большинстве магазинов существуют специальные автоматы, которые принимают банки и бутылки, а потом выдают чек с суммой, которую покупатель может получить обратно. Удивительно, что в этой стране снова наполняют напитками и используют повторно без переплавки не только стеклянные бутылки, но и пластиковые. Как и во многих других странах, недалеко от дома всегда есть контейнеры для органических отходов, картона, бумаги, стекла, металла и пластика. А если добраться до специального Центра переработки, то здесь найдётся место самым разным вещам, чтобы они смогли обрести вторую жизнь. Одежда, мебель, батарейки, электроника, лекарства, банки от краски и многое другое тщательно сортируется и превращается в новые изделия или безопасно утилизируется. Жителей учат разбираться в мусоре с помощью специальных книжечек, которые рассылают по почте, раскладывают в супермаркетах и центрах переработки. Для детей в школах проводят интересные занятия.

Что же это за страна?» правильный ответ –Финляндия.


Учитель: «Нужно сказать, что все эти страны шли к такой высокой культуре

обращения с отходами и учились сортировать 15-20 лет. Наша страна находится только в самом начале пути. Мы не хуже и тоже сможем научиться через какое-то время. Этого очень хотелось бы, причём чем быстрее, тем лучше. У нас есть шанс побить все рекорды и сделать это, например, не за 20, а за 10 лет или даже за 5.






В городе Димитровграда уже существует завод по переработке мусора. И три дома уже сортируют мусор в сортировочные баки. Но было замечено, что не все граждане 100 % сортируют правильно. То есть кидают мусор, не соответствующий значению мусорного бака. (5)


Вопрос учащимся: Что можно сделать для повышения уровня культуры

обращения с отходами у жителей нашей страны, или предложить свои

решения, аргументируя свой ответ.

возможный ответ звучит так: «Мы решили, что в первую очередь нужно ввести обязательное экологическое просвещение, чтобы все люди узнали, каким опасным может быть мусор, если неграмотно с ним обращаться. Вряд ли люди хотят болеть, пить грязную воду, дышать грязным воздухом и жить рядом со свалками. Когда они узнают и задумаются обо всех этих нежелательных последствиях, то с радостью станут сортировать отходы и требовать от правительства создания необходимой

инфраструктуры». Или так: «Мы считаем, что в первую очередь необходимо ввести мусорную полицию и высокие штрафы за несортированный мусор. Пока люди не

ощущают на себе последствий нарастающей проблемы, они вряд ли станут

делать это добровольно. Штрафы станут хорошим стимулом для правильных

действий. Через какое-то время для людей это станет таким же привычным,

как чистить зубы, и они забудут, как делать неправильно. Тогда полицию

можно будет упразднить, а культура раздельного сбора разовьётся и

останется».



В заключении просмотр фильма по циклической экономики.

https://youtu.be/evUalL0qV-A

Обсуждение и обмен мнениями.

В заключении спрашивается у учащихся что они узнали новое для себя. Какие выводы сделали по занятию «Разделяй с нами»

Список использованной литературы:

    1. https://infourok.ru/user/seledec-alena-mihaylovna/blog/scenariy-individualnogo-tvorcheskogo-proekta-ekologicheskiy-urok-razdelyay-s-nami-dlya-uchenikov-klassov-49232.html

    2. https://tass.ru/info/6000776

    3. https://promusor.info/pererabotka/perechen-zapreshhennyh-tbo/

    4. https://www.nowaste.ru/opinion/preimushhestva-i-nedostatki-musoroszhiganiya.html

    5. https://bigenc.ru/biology/text/1985429

    6. http://media73.ru/2020/dimitrovgradtsy-prinorovilis-k-razdelnomu-sboru-otkhodov-promezhutochnye-itogi-pilotnogo-proekta

    7. https://youtu.be/evUalL0qV-A - Циклическая Экономика


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!