8
Информационно-развлекательная игра «Экологическое ассорти».
Класс : 5
Кл .руководитель: Ханахмедова С.М.
Цель: воспитание чувства единства с природой, ответственности за сохранение и преумножение ее богатств; воспитание любви к природе и родному краю и навыков правильного поведения человека в природе.
Ход классного часа:
Слайд 1 Тема классного часа.
Педагог : Добрый день ,дорогие ребята и уважаемые гости! Я очень рада видеть вас в нашем классе .Мы сегодня на несколько минут окунемся в мир природы , во все многообразие ее животного и растительного мира .И начнем мы со слов Евтушенко .
Слайд 1 Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя! Е. Евтушенко
Педагог: Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?
Примерные ответы детей: Это бездушие ,жадность, эгоизм,зависть, подлость, злоба, хитрость, трусость, лесть, глупость, хвастливость, гордыня и т.д.
- Это всё плохое и дикое, что есть в человеке.
- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.
Слайд 3 Для кого мы охраняем природу? – Для человека.
От кого мы охраняем природу? - От человека.
Педагог :Ребята , как вы понимаете смысл этих слов ? (ответы детей )
В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология».
Слайд 4 Этимология слова
Эта наука пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме.
А что мы с вами называем общим домом? Правильно, Природу.
А обитатели этого дома – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди. Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.
На лоне природы, люди ведут себя отвратительно .Они думают что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо уничтожать. Природой все продумано ,в ней нет ничего ненужного и лишнего .
Слайд 5 Экологический календарь. И сегодня перед людьми стоит задача сохранить природные богатства для будущих поколений. Поэтому был создан специальный экологический календарь, включающий в себя особые дни.
16 сентября - Международный день охраны озонового слоя Земли.
27 сентября - День моря.
4 октября- День защиты животных.
29 декабря - День биологического разноо6разия.
21 марта - Всемирный день леса.
1 апреля - День птиц.
18-22 апреля - Дни заповедников и национальных парков.
22 апреля - День Земли.
5 июня - День охраны окружающей среды.
17 июня - День борьбы с опустыниванием и засухой.
Человечество стремится сохранить природу в первозданном виде, чтобы передать потомкам в целости и сохранности здоровый воздух, хрустально чистую воду и благодатную почву.
Слайд 6 Законы экологии
Природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!
Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.
Первый закон: «Всё связано со всем».
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.
Проблемная ситуация
Отец оставил сыну в наследство сад. И сын стал садоводом.
Весной сад зацвел и был похожим на большое, белое облако.
Первой в саду поспела черешня. В саду жили птицы и они слетелись на деревья поклевать сладких плодов. Садовод разгневался и изгнал птиц из сада. И тогда в саду поселились бабочки. Они порхали, кружили и пленяли садовода своей красотой. Он счастливый ходил между деревьев и наблюдал, как прямо на глазах, растут плоды на ветках. В начале они были с горошину, потом сделались с орех, потом с яйцо, а потом зачервивели и стали опадать на землю. Опадали и сливы, и яблоки и груши. Садовод не понимал откуда такая напасть. Он удобрял землю, подрезал деревья, не жалел воды, но на следующий год повторилась та же история – сад не плодоносил.
И тогда он пошел за советом к мудрецу. И мудрец сказал: "Многие восхищаются красотой бабочек, пока они порхают в воздухе, и забывают о том, что, когда они опускаются на землю, то рождают гусениц, разорителей страны. Вот почему великие труды человека тратятся в пустую.
Верни в сад небесных птиц и заботься о них, и твой сад всегда будет плодоносным".
( обсуждение ситуации ,выводы)
Педагог: А ведь природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов и, конечно же, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности.
Слайд 7 Лев Николаевич Толстой в свое время писал: « Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с нею». Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.
2. Основная часть.
Педагог : А теперь вы пройдете несколько испытаний, чтобы доказать, что любите и знаете природу и готовы прийти к ней на помощь. Сегодня у нас состоится познавательная игра « Экологическое ассорти ».В ходе игры вам будут предложены конкурсные задания , в которых вы продемонстрируете свои знания о природе , а также умения рассуждать , доказывать , делать выводы .
Для проведения игры мы разделимся на две команды .
1 команда « Цветочки » , 2 команда – « Солнышко».
За каждый правильный ответ команда получает листочек и прикрепляет его к дереву .
Как будет выглядеть ваше дерево будет зависеть от ваших знаний о природе.
Ребята, наша игра будет состоять из разных тем : «Рыбы » ,« Животные », «Птицы » , « Растения » . Я желаю успеха обеим командам . Итак , начинаем игру .
Слайд 8 Девиз нашей игры.
« Все горы высокие будут исхожены ,все тайны природы будут раскрыты
Слайд 9 - 13 Тема « рыбы »
1 Самое большое животное на земле ? (кит )
2 Самые страшные или самые древние рыбы на Земле ? (акула)
3 У этой рыбы фантастическая жадность ,на ее зеленом теле есть полоски и пятна .Это речная хищница .( щука )
4 Это самая большая из пресноводных рыб ,обитающих в реках России . У нее нет чешуи ,предпочитает жить жить на дне водоема .( сом )
Конкурс художников » Нарисуй рыбу »
Педагог : «Ребята , каждой команде надо нарисовать рыбу с завязанными глазами ».
Молодцы , рыбы получились замечательные , как живые . Благодаря юным талантливым художникам у нас поднялось настроение и мы готовы к новому конкурсу.
Слайд 14 – 18
Тур 2 Тема «Животные»
1 У этого животного прекрасное зрение , тонкий слух ,удивительное чутье , а еще про него говорят , что его « ноги кормят». Кто он ? (волк)
2 Эти животные очень выносливы , могут обходиться без воды несколько недель . А когда есть вода, могут пить 100 литров за 5 минут .(верблюд )
3 Загадка Что за коняшки , на всех тельняшки ?(зебра)
4 Загадка Есть в лесу большая киска .
Но не есть она сосиски .
На ветвях она лежит.
Громко рыкает , мурчит .(рысь )
Конкурс « Пантомима »
Педагог : « Сейчас каждая команда покажет свое домашнее задание . Вы должны выбрать карточку с изображением животного . Нужно изобразить это животное без слов так , чтобы его узнала другая команда ».
Педагог :» Молодцы ребята . Ребята , а вы знаете , что животные играют большую роль в природе , без них многие растения не могли бы размножаться и расти . А какие животные водятся в лесах нгашего района?» (Ответы детей ).
Слайд 19- 23
Тур 3 « Птицы »
1 Самая крупная птица на Земле ? Что вы знаете об этой птице ? ( Страус . Достигает высоты 2,5 метра ,весит примерно 100 кг, развивает скорость до 50 км \час.)
2 Самая маленькая птичка на Земле? Что вы знаете об этой птице ? ( Колибри . Их насчитывают 400-500 видов. Самые маленькие – величиной со шмеля . Сьедают пищу в 2 раза больше своего веса .)
3 Загадка Я по дереву стучу
Червячка добыть хочу ,
Хоть и скрылся под корой
Все равно он будет мой ! (Дятел )
4 Загадка Весь день рыбак в воде стоял .
Мешок рыбешкой набивал.
Закончил лов , забрал улов ,
Поднялся ввысь – и был таков.( Пеликан)
Слайд 24 Брейн - ринг .
Беззаводной будильник (петух)
РАЗРУШИТЕЛЬ РОДНОГ ДОМА (цыпленок)
Разносчик младенцев .(аист)
Пернатый чемпион по бегу (страус)
Зубная щетка крокодила.(чибис)
Ныряльщик в ластах ,но без маски (гусь )
Птичий домик (гнездо)
Ребенок кошки (котенок )
Курица мужского рода (петух )
Нос птицы (клюв )
Какую траву даже слепые знают (крапиву )
Вертится ,стрекочет , весь день хлопочет? (сорока)
Колобок обросший иголками? (еж )
Из какого дерева делают спички ? (осина )
У кого уши на ногах ?( кузнечик )
Двоюродные братья зайцев? ( кролики )
Какая рыба на праздники надевает шубу ?( сельдь )
Кто может пить ногой ?(лягушка )
Чем больше колец тем больше жилец .(дерево )
У кого самый чуткий «нос » (бабочка)
Какая рыба на старости становиться горбатой ( горбуша )
Маленькая ,легонькая ,а за хвост не поднимешь (ящерица )
Слайд 25 – 29
Тур 3 Тема « Растения»
Загадки
Слайд 27. 2) ландыш
В рассветный час, сырой и сумрачный.
Когда роса во тьме блестит,
Горят фарфоровые люстрочки.
Да так, что глаз не отвести..
Слайд ( подснежник )
У занесенных снегом кочек ,
Под белой шапкой снеговой.
Нашли мы маленький цветочек ,
Полузамерзший ,чуть живой.
Слайд 30 ( ромашка )
Нарядные платьица. Желтые брошки.
Ни пятнышка нет на красивой одежке.
Слайд (одуванчик )
Когда идешь тропинкою ,Куда не бросишь взгляд - В полях белеют шарики на тонких стебельках. Сквозные , серебристые .они , как пух легки . Стоят чуть – чуть качаются от ветерка с реки .
Слайд 30 – 31 Домашняя работа « Экологическое буриме »
Педагог : Сейчас мы посмотрим , умеете ли вы ценить прекрасное в природе ,должным образом выразить свои чувства. Представители каждой команды прочитают свое стихотворение , которое они сочинили на заданные рифмы .
1команда 2 команда
лучи - ручьи птичка - невеличка
снега – луга летала - глотала
ель – трель зайка-стайка
Слайд 32 – 43 Конкурс « Жалобы природы»
Жалоба №1 (слайд 32) Жалоба №4(слайд 38 )
Жалоба №2 (слайд 34) Жалоба №5(слайд 40)
Жалоба №3( слайд 36) Жалоба № 6( слайд;2)
Итоговый этап (подведение итогов )
Педагог : Для подведения итогов посчитаем сколько листиков на деревьях каждой команды . Каждый листик - это 1 балл .
Вот и закончилась наша познавательная игра . Вы показали неплохие знания природы. Не важно ,кто победил . Главное , чтобы вы ,ребята , поняли , что нужно любить , ценить и охранять природу . Убедились в том ,что природа и человек – это одно целое. Человек живет на земле в постоянном окружении растений и животных , ведь не зря говорят , что природа - это наш дом .Необходимо не дать погибнуть тем представителям фауны и флоры , кто еще жив . Ибо , махнув рукой на одних , мы создаем неизбежную цепь потерь и , в конечном счете , можем остаться на планете в одиночестве .
Ученик : Но мы верим – настанет час ,когда люди будут гордиться свежими листьями , росой и ночной прохладой ,чистым небом и прозрачной водой . Ведь именно это – главное . Тогда человек с полным правом сможет считать себя хозяином на Земле .
Заключение :
Педагог: Я предлагаю вам , ребята , украсить нашу символическую планету цветами . Звучит музыка .Дети украшают планету (воздушный шар )цветами и фигурками белых голубей .
Ученик читает стихотворение.
«Берегите Землю ! Берегите !
Жаворонка в голубом зените ,
Бабочку на листьях повилики ,
На тропинке солнечные блики ,
Ястреба парящего на поле .
Полумесяц над речным простором ,
Ласточку ,мелькающую в жите ,
Берегите Землю ! Берегите !»
Рефлексия
Какой теме был посвящен наш классный час ?
Что нового вы узнали ?
Что нужно сделать, чтобы сохранить и преумножить природные богатства?
Как нужно относиться к природе?
Молодцы ! Классный час подошел к концу . Всем спасибо !