СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое мероприятие "Вода мира"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экологическое мероприятие "Вода мира"»

Экологическое мероприятие

К занятию «Вода – источник жизни»

Разработала:Ефимова О.Н.

Цель: формирование навыков бережного отношения к использованию воды в условиях городской среды;



Задачи: - актуализировать знания о сохранении воды на Земле; способствовать воспитанию экологической культуры подрастающего поколения; развивать навыков исследовательской деятельности.

Оборудование: физическая карта России (5штук), карточки с названием морей, банка 1 литр, пипетка, стакан, емкость 973 мл, форма для льда, мензурка, бланки с вопросами викторины, справочный материал, секундомер, разноцветные бумажные капли, бумага А -3., клей

Ход занятия:

I. Введение: (рассказ учителя)

Всему живому на планете, очень нужна Вода! Это единственный минерал, который нельзя ничем заменить. Более 70% земной поверхности покрыто водой. Однако количество пресной воды, пригодной для людей и других существ, составляет менее 1% всего мирового объема. При таком ограниченном запасе очень важно беречь ее.

Чтобы оценить эти цифры, проведем наглядный опыт «Вода на планете Земля» (Демонстрация)

  • Наполним литровую банку водой. Она будет символизировать все земные запасы воды.

  • Наберем 0,5 пипетки воды из литровой банки и выжмем ее в воздух. Это вода, которая находится в атмосфере.

  • Две пипетки с водой выливаем в стакан – это пресная вода в реках и озерах

  • Из литровой банки переливаем в другую емкость 973 мл и добавляем соль – это соленая вода морей и соленых озер.

  • 21 мл переливаем в форму для льда – именно такое количество воды (в соответствии с нашим масштабом) находится на земле в замороженном состоянии.

  • Оставшуюся воду из литровой банки выливаем в почву. Это вода, находящаяся внутри земной поверхности.

  • Обсуждение. В каких емкостях находится вода, пригодная для человека?

(для использования пригодна вода в стакане, символизирующая воду в реках, озерах и почве)

Справочный материал

    • На каждого жителя планеты приходится 280 миллиардов литров воды. 97% составляет соленая вода и лишь 3% - пресная.

    • Даже самая маленькая утечка воды уносит до 80 литров воды в сутки.

    • Один москвич потребляет ежедневно приблизительно 380 л воды. Для сравнения: в Южной Калифорнии – 190 л, в Германии – всего 130, в среднем по Европе – 200 литров.

Творческое задание «Поток водных слов»

(идея Шпотовой Т.В. Программа Игровая экология, часть !)

Ребятам предлагается по очереди назвать слова, имеющие отношение к воде. (Если ребят много, то можно это сделать в группе). Затем каждому предлагается придумать к своему слову выразительное прилагательное. Далее каждый выбирает вырезанные из цветной бумаги капельки разного размера и написать на них наиболее понравившиеся из перечисленных «водные словосочетания». Потом наклеить бумажные капельки на общем листе, оформив «поток слов» -реку, ручей, водопад и т.п.

Примечание. Бумажные капли могут быть плоскими или объемными. Для этого надо взять 3 капли одинакового размера и соединить их между собой степлером по краям.

ИГРОВОЙ ПРИЕМ «Яблоко»

Возьмите в руку яблоко и скажите: «Все яблоко - это наша Земля. Три четверти поверхности суши занимает вода. (С этими словами разделите яблоко на четыре части и три из них уберите.) Одна четвертая поверхности Земли - суша. Если разделить четвертушку на две восьмушки, то одна восьмая поверхности Земли представляет ту сушу, на которой почва практически отсутствует. Это - Антарктида, высокие горы, пустыни и т.д. Оставшаяся одна восьмая покрыта почвой, но часть этой территории занята городами, поселками, дорогами и т.д. Если эту восьмушку разделить еще на четыре части, то только одна часть будет представлять собой ту поверхность суши, которая покрыта плодородными почвами. Но почва - это очень тонкий слой земной коры. Чтобы представить, сколько плодородной почвы на Земле, надо срезать тонкую кожуру яблока».

Психологический текст

Одно из правил использования активных форм обучения звучит :«Учитель имеет право сказать подряд не более 50 слов. Затем надо предоставить детям возможность участия в каком-то виде деятельности для усвоения и закрепления услышанного». Интерактивный подход к процессу обучения отводит учителю роль режиссера и дирижера: он комментирует многие виды деятельности, анализирует игровые ситуации и ответы детей, побуждает к такому анализу самих детей.

Единственный вид деятельности, на который не распространяется «правило 50 слов», - это «погружение» в психологические тексты. Здесь нет места диалогу. Ваш выразительный монолог – это способ заставить работать воображение детей. Эти тексты предназначены для того, чтобы дети глубоко прочувствовали их содержание, «слились» с тем природным объектом, о котором идет речь. Если вы сумеете найти верную интонацию, то дадите детям возможность ОЩУТИТЬ природные циклы и процессы, почувствовать не только энергию и величие природы, но и хрупкость существующих в ней связей. «Пожив» жизнью дерева или снежинки, ребенок не только станет более эмоционально относится к этому природному объекту, но и лучше усвоит ту информацию об объекте, которая дается в тексте.



Вода мира

Попытайтесь представить себе то, что услышите в моем рассказе. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Расслабьтесь и представляйте себе то, что я описываю... Ты сидишь на берегу ручья и болтаешь ногами в чистой, прозрачной воде. Вода приятная, но прохладная... Ты чувствуешь, как она омывает твои ноги, слегка подталкивая их. Представь, что вода, журчащая у твоих ног, вольется в ручей побольше. Эта вода соединяет тебя с другим потоком, более крупным. Похоже, что это река. Почувствуй ее более мощное течение. Представь себе зеленую полоску деревьев и другой растительности по берегам. Река несет свои воды мимо возделанных полей, мимо больших городов, мимо лесов пока, наконец, не доходит до моря...

Наслаждаясь ощущением прикосновения к твоим ногам постоянно текущей воды, ты можешь представить себе, что заходишь в море… А теперь мысленно окинь взором все вокруг и попытайся вообразить себе, что ты связан со всеми океанами мира. Ты прикасаешься к громадному организму воды, который простирается по всему земному шару. Твое собственное тело содержит воду, которая является частью этого организма... Твое прикосновение простирается до берегов Тихого океана, оно плывет сейчас под мостом Золотые Ворота в гавани Сан-Франциско, оно качается на волнах вместе с лодками рыбаков в Индийском океане... Оно пpоpывается с неба во вpемя гpозы - темное, свинцовое... Оно покалывает мелким вьюжным снегом жительницу Аляски, котоpая поеживается на далеком аpктическом побережье... Оно блестит на спине греческого мальчика, который усердно тянет рыболовные снасти из теплого Средиземного моря...

Вода соединяет твои ступни со всеми потоками, бегущими в океан. А поднимаясь по pекам вверх, ты можешь добраться до сердца любого материка. Ты можешь почувствовать дрожь бегемота, который только что погрузился в африканскую речку. Ты можешь почувствовать, как тихо скользит, подбираясь к цапле, аллигатор...

Ты способен наблюдать за усердными бобрами, строящими плотину на тихой европейской речке... Ты можешь увидеть воду, тысячи тонн воды в громадных, несомых ветром флотилиях тяжелых белых облаков... Ты оказываешься в объятиях всех китов, всех дельфинов. Ты прикасаешься и ко всем мифическим созданиям, которые жили в прошлом в сознании людей: русалкам, жителям Атлантиды, чудовищам, плавающим в озере Лох-Несс. Твои ступни ощущают течение широченного потока Амазонки в Южной Америке, древнего Hила, неторопливо несущего свои воды на север Африки, широкой и спокойной российской Волги...

Твои водные объятия пpостиpаются по всей Земле... И конечно, вода, омывающая твои ноги, соединяет тебя с каждым, кто сейчас также сидит, болтая ногами в воде, думая, куда же бежит эта вода.

Hо поpа возвращаться... Вернись из мира pек и океанов и вновь ощути прохладное прикосновение воды к твоим ногам. Вернись туда, откуда ты начал свое путешествие. Ты вернулся? Открывай глаза!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!