СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое обустройство школьного двора

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект предназначен для ознакомления людей с одним из вариантов обустройства пришкольного участка. Продукт проекта может быть использован как опорный объект для обустройства школьного двора.

 

Просмотр содержимого документа
«Экологическое обустройство школьного двора»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа № № 8 им. А.С. Пушкина г. Черемхово »






Муниципальная научно-практическая конференция

«В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»









Экологическое обустройство школьного двора

(проектная работа)









Автор: Шлапакова Татьяна,

учащаяся 10 класса

Руководитель: Селянгина Анна Николаевна,

учитель биологии и химии











г. Черемхово

2023


СОДЕРЖАНИЕ


Паспорт проекта…………………………………………………….……3

Теоретические основы проекта……………………………………..……5

Анализ хода выполнения проекта…………………...…………..........15

Список использованных источников…………………………………19









































ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Актуальность и значимость темы: изношенность объектов школьного двора, а также отсутствие обустройства рассматриваемого участка – один из главных недостатков учреждения, основной целью которого является формирование культуры личности учеников, присвоение им трудолюбия, любви к окружающей природе и здоровому образу жизни. Материалы, разработанные в рамках выбранной темы, освещают вариант обустройства школьного участка с минимальными экологическими утратами.

Проблема, решаемая проектом, и ее обоснование:

Реальная ситуация: в настоящее время пришкольная территория, расположенная в близости от рощи, никак не обустроена. Это небезопасно и не играет роли в учебной жизни обучающихся.

Желаемая ситуация: пришкольная территория обустроена, установленные объекты не несут вреда окружающей среде, обучающиеся развиваются в области физической культуры и естественных наук.

Проблема: предложить вариант обустройства пришкольной территории с минимальным ущербом экологии и возможностью развития учащихся в разных сферах.

Цель проекта: создание брошюры по благоустройству школьного двора МОУ Школа № 8 г. Черемхово.

Задачи проекта:

  1. Найти общие сведения об обустройстве, дизайне, экологии.

  2. Подобрать информацию о проектировании, а также ознакомиться с примерами обустройства школьного двора.

  3. Структурировать найденный материал.

  4. Изучить возможности программы MediBang Paint (создание и редактирование изображений).

  5. Лично изучить пришкольную территорию, собрать необходимый медиаматериал.

  6. Создать чертеж.

  7. Создать визуальные подтверждения достоверности чертежа.

  8. Представить проект общественности.

Образ продукта проекта: продукт проекта представляет собой серию растровых изображений формата А5, среди которых есть обложка, схема обустройства школьного двора, 10 примеров расположения объектов (по одному на каждую зону). Каждое изображение (исключая фотографии) было создано в программе MediBang Paint. Фотографии были сделаны самостоятельно на камеру телефона. Изображения, при помощи программы Microsoft Word, были структурированы в информационную брошюру.

Практическая значимость проекта: проект предназначен для ознакомления людей с одним из вариантов обустройства пришкольного участка. Продукт проекта может быть использован как опорный объект для обустройства школьного двора.


План выполнения проекта:

1.этап. Начальный этап (октябрь 2021 г.)

1.Определение темы проекта, формулирование его основной мысли, уточнение цели исходного положения.

2.Начало сбора информации по теме «Экологическое обустройство школьного двора».

2 этап. Планирование деятельности по выполнению проекта.

(октябрь 2021 г.)

1.Формулирование и уточнение задач.

2.Продолжение сбора и систематизация информации.

3.Изучение собранной информации, выбор формы представления – брошюра.

3 этап. План действий по выполнению проекта (ноябрь 2021 г.–декабрь 2021 г.).

1. Анализ уже имеющихся и подбор необходимых ресурсов для выполнения проекта.

2. Составление и уточнение плана деятельности по реализации проекта.

Таблица № 1 – Проведенные мероприятия и затраченные ресурсы

Мероприятия

Ресурсы

Ознакомление с основными принципами ландшафтного дизайна, поиск необходимых книжных источников и интернет-источников

Информационные ресурсы, временной ресурс 4 дня

Структурирование найденной информации, формирование более чёткого представления о проекте, окончательный выбор темы. Согласование полученных данных

Информационные ресурсы, человеческий ресурс, временной ресурс 5 дней

Создать чертёж и визуальные доказательства возможности расположения объектов на интересуемом участке при помощи программы MediBang Paint

Интеллектуальный ресурс, технические ресурсы, временной ресурс 7 дней

Объединить полученные изображения в брошюру при помощи программы MediBang Paint

Технические ресурсы, интеллектуальные ресурсы, временной ресурс 2 дня

Определить рекомендации, формы и способы работы с брошюрой

Информационные ресурсы, временной ресурс 1 день

Представить продукт проекта на классных часах, одноклассникам и друзьям

Человеческие ресурсы, временной ресурс 2 дня


3. Создание образа будущего продукта проекта – брошюры.

4 этап. Выполнение проекта (январь –февраль 2020 г.).

1.Разработка эскиза (макета) будущего продукта проекта - брошюры.

2.Создание продукта проекта - брошюры.

5 этап. Оценка результатов (март 2022 г.)

1.Самооценка достигнутых результатов.

2.Отзыв о проекте.

6 этап. Защита проекта (апрель 2022 г.)

1.Подготовка доклада для публичной защиты.

2. Подготовка электронной презентации для публичной защиты.

2.Защита проекта на школьной (городской) НПК.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТА


Суть понятия «Ландшафтный дизайн»


По материалам сайта https://realty.rbc.ru/news/60b0c6759a79473a595fc2af: «…ландшафтный дизайн – это комплекс мероприятий и решений по благоустройству территории. Главная его задача – создать красивое, гармоничное, а главное - комфортное пространство»1.

Опираясь на данные сайта https://m-strana.ru/articles/landshaftnyy-dizayn-dlya-dachnogo-uchastk/?utm_source=copy&utm_medium=direct&utm_campaig ite : «Все элементы оформления должны гармонично смотреться вместе. Композиция – это умение составлять единое целое из множества простых частей. Каждая деталь должна подходить по цвету, размеру и местоположению к остальным. Гигантское дерево смотрится неэстетично рядом с маленьким домом, большой фонтан не сочетается с маленькими клумбами»2.


Основной состав ландшафтного проекта


Далее мы изучили состав ландшафтного проекта при помощи сайта https://design43.ru/news/65/120/sostav-landshaftnogo-dizajn-proekta-chto-vklyuchaet-v-sebya-i-iz-chego-sostoit-landshaftnyj-proekt/3 (см. табл.2).

Таблица № 2 – Состав ландшафтного проекта

Состав

Содержание

Эскиз планировки участка

В ходе этого процесса осуществляется планировка участка, предварительно разбитого на функциональные зоны. На эскизе отмечается расположение дорожек, зон отдыха, площадок для игр и т.д.

Генеральный план участка

Осуществляется на основе уже созданного варианта эскиза. Представляет собой чертёж, отражающий общую идею благоустройства и содержащий обозначение имеющихся и планируемых объектов.

Дендроплан

план озеленения территории

Разбивочный чертёж

Обозначаются все элементы благоустройства с учетом их привязки к существующим объектам.

Посадочный чертёж

Создаётся план озеленения территории


Стили в ландшафтном дизайне


Мы также изучили стили в ландшафтном дизайне, опираясь на данные источника https://realty.rbc.ru/news/60b0c6759a79473a595fc2af#p34 (см. табл.3). Мы считаем, что при выборе стиля ландшафтного дизайна стоит опираться на местоположение интересуемой территории. Например, если участок расположен в лесу, то идеально ровный газон и аккуратно подстриженные кусты не будут сочетаться с общим настроением окружения.

Таблица № 3 – Основные стили ландшафтного дизайна

Стиль

Характеристика

Классический стиль

Строгая симметрия

Минимализм

Простота и лаконичность

Английский стиль

Полная естественность

Кантри

«Деревенская атмосфера»

Хай-тек

Оригинальные формы

Лесной стиль

Минимальное вторжение в природу

Так как школа находится практически на территории рощи, при создании продукта проекта мною был выбран уклон в лесной стиль. Мы думаем, что это бюджетно, практично и лаконично.


Распространённые ошибки при планировании ландшафтного дизайна


По материалам сайта https://realty.rbc.ru/news/60b0c6759a#p95 (см. табл.4):

Таблица № 4 –Основные ошибки при планировании ландшафтного дизайна

Ошибка

Характеристика

Отсутствие «каркаса» участка, за который отвечают большие деревья

При многообразии цветов, которые дают декоративные растения и отсутствии крупных деревьев, пропадает «ощущение леса», вследствие чего участок выглядит нелепо

Перебор в цветовой гамме

Считается, что на всем садовом пространстве в среднем должно быть три цвета, основной из которых – зелёный. Допустимо год от года менять цветовую гамму, не нарушая при этом гармонию пестротой


Отсутствие графика цветения

Важно изучать время цветения каждого растения и распределять их так, чтобы не образовывалось пустот на участке (например, если одновременно посадить тюльпаны и нарциссы, то они отцветут одновременно, из-за чего на клумбе останется пустое место)


Три главных принципа ландшафтного дизайна


Ознакомившись с сайтом 6https://m-strana.ru/articles/landshaftnyy-dizayn-dlya-dachnogo-uchastk/7, мы выделили три главных принципа ландшафтного дизайна (см. табл.5).

Таблица № 5 – Главные принципы ландшафтного дизайна

Принцип

Характеристика

Простота

Все элементы должны быть простыми для зрительного восприятия

Удобство

Каждое растение и строение должно иметь ценность для владельца: приносить плоды, создавать вдохновляющую атмосферу, успокаивать или побуждать к действиям

Красота

Все детали должны гармонично сочетаться друг с другом: растения со зданиями, открытый огонь с электрическим освещением


Основные этапы строительства


Изучив материалы сайта https://m-strana.ru/articles/landshaftnyy-dizayn-dlya-dachnogo-uchastk/?utm_source=copy&utm_medium=direct&utm_campaign=copy_from_site8, нами были выделены основные этапы строительства:

1) Составление проекта и планировка участка  

2) Земельные работы 

3) Мощение дорожек и обустройство дренажных систем 

4) Озеленение и газонное покрытие9


Экологическое обустройство школьного двора

МОУ Школа № 8 г. Черемхово


При нахождении на территории школы очень приковывают внимание такие детали, как изношенность одних сооружений (ограждения, плитка) и ненужность других.


Рисунок 1 – Изношенная плитка на пришкольном участке; рисунок 2 – Деформированное ограждение участка


Рисунок 3 – Лишний объект на пришкольном участке

Всё это наставляет на мысль о попытке изменить текущую обстановку. По материалам сайта https://edudesign.ru/landscape_design_part_1: «…есть вероятность не только реконструировать повреждённые объекты на участке, но и возвести новые, впоследствии влияющие на воспитание у обучающихся эстетических чувств, что способствует привлечению их к проблеме важности сохранения экологии, а также обеспечения пребывания на свежем воздухе, что можно совместить с образовательным процессом»10. В работе идёт упор на природный стиль (облагороженный лес).


1) Площадка для торжественных мероприятий, реконструкция имеющихся объектов и постройка новых

Рисунок 4 – Схема школьного участка с предложенными объектами

На чертеже представлено расположение необходимых объектов. Цифрой 1 отмечена зона для проведения торжественных мероприятий. Необходимо, чтобы она была хорошо просматриваемой и большой по размерам. Как мы видим на чертеже, площадка соответствует необходимым требованиям.

Цифрами 2,3,4,5 представлены уже существующие дорожки, которые необходимо реконструировать, а именно: восстановить бордюры, и заменить плитку на более экологичный вариант (плитняк для мощения дорожек в мягкой прямоугольной форме). Также необходимо восстановить ограждение.

Цифрами 6,7,8 отмечены места, где необходимо провести дорожки для удобства обучающихся и персонала, а также покрыть их специальной плиткой. Желательно выбирать прямоугольную форму с мягкими краями, так как именно такой настрой задаёт здание школы.

(Неподалёку от 6 объекта находится парковка, обеспечивающая безопасное нахождение машин на территории школы).


Рисунки 5, 6 – Один из вариантов установки дорожки

Рисунки 7, 8 – Один из вариантов установки дорожки

2) Школьная клумба


Рисунки 9,10 – Возможные цветы для клумбы (Фотографии подбирались в соответствии с «Иллюстрированный определитель растений Сибири» Федченко Б.А.) 11

По материалам сайта https://flowersfamily.ru/без-рубрики/mnogoletnie-cvety-dla-severnyh-: «…неплохими растениями для клумбы могут быть маргаритки. Это многолетники, которые могут насеиваться сами собой, а чтобы красиво оформить памятник Пушкину, за низкорослыми растениями можно расположить крупные многолетники – высотой до полуметра. - это нарциссы, которые неприхотливы к почве и погодным условиям. Также хорош ирис бородатый, который не теряет декоративности до поздней осени. Фон для клумбы могут создать растения с красивоцветущей листвой. Среди самых подходящих можно выделить астильбы, бадан и бузульник. Для наших условий также идеально подойдут хризантемы, рудбекия, флоксы, дороникум, а также клематис жгучий…»12.


Рисунки 11,12 – Примеры оформления школьных клумб

Все эти растения будут гармонировать между собой и добавлять настроения уже существующей зелёной среде.

3) Скамья у входа

Важной деталью для удобства людей является установка скамьи у входа школы, которая облегчит работу обслуживающего персонала. Также возможен вариант установки горшков для зелёных насаждений на скамью, что сделает её необычней. Также необходимо реконструировать урну.


Рисунки 13,14 – Вариант реконструкции с добавлением скамьи

4) Конструкция из пеньков

На пришкольной территории есть пустые места, на которых часто скапливается мусор, оставленный детьми, желающими заполнить пустое пространство. Эту проблему можно решить, установив небольшой комплекс из древесных пеньков, которые могли бы утилизировать как отход производства. Этот выбор не только решит экологическую проблему, но и станет причиной необычного дизайнерского шага: на пеньках также можно установить конструкции, позволяющие создать необычное место для растений.


Рисунки 15,16 – Возможная конструкция из пеньков

5)Зона отдыха

По материалам сайта https://dizlandshafta.ru/dizajn/obustrojstvo-uchastka/ozelenenie-i-blagoustrojstvo/: «Невероятно важно наличие пространства, позволяющего собраться с мыслями, присесть или раздумать о чём-то»13. Именно для этого необходима зона отдыха, главным атрибутом которой будет являться большая клумба с небольшим фонтаном. Неподалеку от этой установки можно соорудить небольшие скамейки и урну.


Рисунки 17,18 – Вариант дополнения из места с клумбой в зону отдыха

6)Зона занятий ИЗО

На этом участке учащиеся могут заниматься искусством. Место находится в самом выгодном положении: под кронами деревьев (что дает затемнение территории для проведения полноценных занятий), а также зона выходит на живописный вид школьного участка, который, по данным источника https://dizlandshafta.ru/dizajn/obustrojstvo-uchastka/ozelenenie-i-blagoustrojstvo/,: «…будет стимулировать развитие творческих навыков…»14. Обустроить территорию можно при помощи пеньков и скамеек со специальными ящиками, предназначенными для рассады.


Рисунки 19,20 – Возможная зона ИЗО

7)Пришкольный огород

Эта зона не только позволит необычным способом озеленить территорию, но и сыграет важную роль в приобретении практических знаний у учащихся школы в области естественных наук. Нескольких грядок и одой теплицы вполне достаточно: это не навредит экологии, и будет необычно смотреться на фоне саженцев.


Рисунки 21,22 – Вариант оформления пришкольного огорода

8)Лекционная зона

Лекционная зона представлена беседкой, защищённой от ветра, и необходима для проведения теоритических занятий на свежем воздухе. Это может вызвать интерес обучающихся к предмету, ведь внезапная смена обстановки невероятно приковывает внимание к новой информации. Установленные на беседке ящики способны стать местом для рассады цветов, что может превратить деревянную установку в цветущее подобие учебного кабинета. Ле-ван Т.Н., Филатова Б.А., Якшина А.Н в своей книге «Как спроектировать школьный двор» отмечают: «Люди, ежедневно находящиеся в одной и той же обстановке, увидят необходимость в необычных постройках, которые для незнающего человека покажутся лишними или неуместными»15.


Рисунки 23,24 – Лекционная зона

9) Игровые зоны и тренажёры

В книге «Проектирование детских игровых площадок « Агде Г., Нагель А., Рихтер Ю отмечают, что «…игровые зоны необходимы даже на территориях школ для физического развития обучающихся и отдыха…»16. Здесь также возможны проведения уроков физкультуры, вследствие которых дети приобретают практические навыки. Так как подросткам и детям нужны установки, соответствующие их возрасту, на чертеже представлено два участка. Для зонирования можно использовать живую изгородь, а для напольного покрытия – естественный газон, за которым потребуется уход. Это благополучно скажется на экологическом состоянии двора. (В качестве покрытия у младшеклассников можно использовать прорезиненную плитку, в связи с их расположенностью к травмам). На участках необходимо расположить урны, а вдоль них ящики с вертикальными цветочными насаждениями.

Рисунки 25,26 – Зона для младшеклассников


Рисунки 27,28 – Зона для старшеклассников


Заключение (актуально в случае следования предложенному чертежу)


1) Недостатки:

- Высокая стоимость и сложность работ;

- Вероятность гибели новых сортов растений;

- Нужда в защите новых сооружений и в уходе за ними.

2) Преимущества:

- Получение комфортного, функционального и безопасного пространства в природном стиле («облагороженный лес»), положительно отразившемся на качестве образования учеников и их эстетических представлениях.




















АНАЛИЗ ХОДА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА


Таблица № 6 - Анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы

Ситуации

Что делал

Планируемый результат

Полученный результат

Затруднения на данном этапе работы

Создание черновика паспорта проекта

Изучение различных источников, которые можно использовать для работы по теме проекта «Экологическое обустройство школьного двора».

Определение цели, задач проекта.

Определение содержания проекта





Сформированное представление о работе над проектом (примерные понятия о работе с ландшафтом)

Описана желаемая ситуация.

Описана реальная ситуация. Определены противоречия между желаемой и реальной ситуацией (выведена актуальная для школы проблема)


Изначально было сложно объединить понятие

«обустройство» с понятием «экология»

Сбор информации по данной проблеме



Выбор необходимой информации из изученных источников (из интернет-сайтов и книжных источников на тему экологии, ландшафтного дизайна и проектирования)

Найдена и изучена информация в интернет-источниках и в книжных источниках. Получено много необходимых знаний, которые пригодятся в работе по теме «Экологическое обустройство школьного двора»


Не было затруднений

Разработка собственного варианта решения проблемы



Составление плана работы. Первый обход школьной территории с ознакомительной целью, составление эскиза чертежа



Окончательный выбор информации, в соответствии с полученными данными на основе обхода школьного двора. Черновой вариант чертежа



Составлен план работы.

Систематизирован найденный теоретический материал, на основе которого были созданы первые варианты расположения объектов на интересуемой территории


Не было затруднений

Реализация рабочих действий, проведение плановых мероприятий






Составление чертежа и визуальных доказательств возможности расположения объектов

Освоение нового вида работы в программе MediBang Paint

Продукт проекта – брошюра


Расширение возможностей в программе MediBang Paint. Объединение созданных изображений по теме «Экологическое обустройство школьного двора» в одну брошюру – продукт проекта


Не было затруднений

Защита проекта

Составление сценария защиты. Более подробный отбор информации на тему «Экологическое обустройство школьного двора» для теоретической части

Письменный текст публичной защиты.

Электронная презентация для публичной защиты

Подготовлена публичная защита и создана электронная презентация для публичной защиты на тему «Экологическое обустройство школьного двора»

Много времени затрачивается на обзор теоретического материала, так как основная информация по теме обустройства находится в книжных источниках и с ними нужно работать усерднее, чем с интернет-сайтами

Анализ результатов работы

Анализ и сравнение поставленной цели и достигнутых результатов в ходе работы по теме обустройства пришкольной территории


Заполнение дневника проектной деятельности.

Собеседование с руководителем проекта

Заполнен дневник проектной деятельности.

Руководитель дал рекомендации по усовершенствованию публичной защиты

Не было затруднений



Организация текущего контроля

Таблица № 7 – Организация текущего контроля

Деятельность, по завершении которой происходит контроль

Что я контролирую, корректирую

Как я контролирую

Создание паспорта проекта

Наличие всех элементов паспорта


Сверка с критериями оценки проекта

Сверка с эталоном, принятым в нашей школе

Теоретическое обоснование проекта

Количество использованных и запланированных источников информации.

Четкое и грамотное оформление данной части проекта в точном соответствии с установленными правилами.

Сверка со списком источников.

Проверка безошибочности оформления письменной части с помощью орфографического словаря.

Сверка с требованиями к оформлению проекта

Создание продукта проекта

Качество продукта (брошюра «Экологическое обустройство школьного двора»)

Демонстрация продукта родителям, руководителю проекта. Коррекция продукта в соответствии с замечаниями к качеству продукта (работа над видимостью текста в продукте)

Подготовка письменной части публичного выступления

Объем и время публичной защиты

Сверка с регламентом публичной защиты


Выводы


  1. Данный проект показывает важность грамотного обустройства пришкольной территории и доказывает, что возведение новых сооружений не во всех случаях ухудшает экологическую обстановку участка.

  2. В ходе проекта была создана брошюра, включающая в себя чертеж школьного двора и визуализацию объектов при помощи графического редактора MediBang Paint, на которые можно опираться при обустройстве пришкольной территории.

  3. При помощи продукта проекта осознаётся наличие возможности получения комфортного, безопасного и функционального пространства в стиле «Облагороженный лес», которое может положительно влиять на качество образования учеников и их эстетические представления.

  4. В ходе работы над проектом удалось улучшить свои навыки работы в программе MediBang Paint, а также более подробно ознакомиться с техникой ландшафтного дизайна.


Перспективы работы


В будущем планируется разработка более точного чертежа школьного двора, с подробными характеристиками каждого объекта, их свойствами и с возможными вариантами поставщиков.


Полезность и востребованность продукта


Таблица № 8 – Полезность и востребованность продукта проектной деятельности

Круг лиц, которыми может быть востребован продукт проекта

Потенциальные потребители

Области использования продукта


Люди, которые заинтересованы улучшением обустройства школьного двора; люди, интересующиеся экологией

Работники образовательных учреждений, учащиеся, родители

В школе на классных часах, на городских собраниях


Люди, занимающиеся строительными работами

Инженеры, строители, урбанисты

Строительство, проектирование


Рекомендации по использованию полученного продукта


1. Для того чтобы ознакомиться с темой брошюры, необходимо обратить внимание на её обложку с присутствующим на ней заголовком «Экологическое обустройство школьного двора (с визуальными примерами)».

2. Для просмотра схемы с предложенным расположением объектов, необходимо открыть 1 страницу брошюры, опираясь на цифру в правом верхнем углу (номер страницы) и на текст (заголовок страницы). При работе/ознакомлении со схемой важно опираться на условные обозначения, которые поясняют значение изображенных объектов, находящихся в правом нижнем углу самой схемы

3. Чтобы визуально соотнести предложенные объекты с реальным участком, необходимо рассмотреть материал на страницах 2-11 (номер страницы в правом верхнем углу). Под текстом «До» можно увидеть реальное состояние участка, а над текстом «После» - визуализацию объектов. В нижнем левом углу расположена сама схема, на которой красным кружочком обозначена рассматриваемая на странице область. В правом левом углу находится название предложенной зоны/мероприятия. Для наглядности и точности восприятия возможна сверка содержимого брошюры во время присутствия на территории МОУ Школы № 8 г. Черемхово


План действий по продвижению продукта проекта


Таблица №9 – Продвижение продукта проекта

Срок

Мероприятия

Март 2022

Рассылка брошюры одноклассникам и друзьям по электронной почте, а также в классные чаты с помощью приложений

Март – апрель 2022

Выступления на часах общения с представлением продукта по теме «Экологическое обустройство школьного двора»











СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 - Агде Г., Нагель А., Рихтер Ю. Проектирование детских игровых площадок. – М.: Стройиздат, 1988. – 88 с.

2 - Василенко Т.А., Свергузова С.В. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза инженерных проектов. – М.: Инфра-Инженерия, 2019. - 264 с.

3 – Ле-ван Т.Н., Филатова Б.А., Якшина А.Н. Как спроектировать школьный двор. — М.: «Экон-Информ», 2021. — 58 с.

4. - Федченко Б.А. Иллюстрированный определитель растений Сибири. – С.-Петербург: Типо-лит. "Герольд", 1909. – 86 с.

5 - Янес М.Д., Домингез Э.Р. Рисунок для архитекторов. – М.: Арт-Родник, 2005. — 191 с.

6 - https://realty.rbc.ru/news/60b0c6759a79473a595fc2af

7 - https://dizlandshafta.ru/dizajn/obustrojstvo-uchastka/ozelenenie-i-blagoustrojstvo/

8 - https://flowersfamily.ru/без-рубрики/mnogoletnie-cvety-dla-severnyh-regionov.html#:~:text=К%20среднерослым%20и%20высокорослым%20многолетним,Клематис%20Монарда%20Котовник%20Подмаренник%20Лилейник

9 - https://edudesign.ru/landscape_design_part_1

10 - https://design43.ru/news/65/120/sostav-landshaftnogo-dizajn-proekta-chto-vklyuchaet-v-sebya-i-iz-chego-sostoit-landshaftnyj-proekt/

11 - https://m-strana.ru/articles/landshaftnyy-dizayn-dlya-dachnogo-uchastk/





















1 https://realty.rbc.ru/news/60b0c6759a79473a595fc2af

2 https://m-strana.ru/articles/landshaftnyy-dizayn-dlya-dachnogo-uchastk/?utm_source=copy&utm_medium=direct&utm_campaign=copy_from_site

3 https://design43.ru/news/65/120/sostav-landshaftnogo-dizajn-proekta-chto-vklyuchaet-v-sebya-i-iz-chego-sostoit-landshaftnyj-proekt/

4 https://realty.rbc.ru/news/60b0c6759a79473a595fc2af#p3

5 https://realty.rbc.ru/news/60b0c6759a79473a595fc2af#p9

6https://m-strana.ru/articles/landshaftnyy-dizayn-dlya-dachnogo-uchastk/

7 https://m-strana.ru/articles/landshaftnyy-dizayn-dlya-dachnogo-uchastk/

8 https://m-strana.ru/articles/landshaftnyy-dizayn-dlya-dachnogo-uchastk/?utm_source=copy&utm_medium=direct&utm_campaign=copy_from_site

9

10 https://edudesign.ru/landscape_design_part_1

11 Федченко Б.А. Иллюстрированный определитель растений Сибири. – С.-Петербург: Типо-лит. "Герольд", 1909. – 86 с.

12 https://flowersfamily.ru/без-рубрики/mnogoletnie-cvety-dla-severnyh-


13 https://dizlandshafta.ru/dizajn/obustrojstvo-uchastka/ozelenenie-i-blagoustrojstvo/

14 https://dizlandshafta.ru/dizajn/obustrojstvo-uchastka/ozelenenie-i-blagoustrojstvo/

15 Ле-ван Т.Н., Филатова Б.А., Якшина А.Н. Как спроектировать школьный двор. — М.: «Экон-Информ», 2021. — 58 с.

16 Агде Г., Нагель А., Рихтер Ю. Проектирование детских игровых площадок. – М.: Стройиздат, 1988. – 88 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!