СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое право

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный архив содержит презентацию и конспект доклада на школьной НПК об экологическом праве.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по экологии 2017»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ аХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Им. К.Х. ШОБОЕВА

ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ПРАВЕ

РЕФЕРАТ


АВТОР: ПОПОВА ЕКАТЕРИНА УЧЕНИЦА 10 КЛАССА

РУКОВОДИТЕЛЬ: КРИВОШЕИНА ЕЛЕНА ДЕМИДОВНА



Оглавление

  1. Введение

  2. Основная часть

2.1. Общая характеристика экологического права

2.2. Право человека на благоприятную окружающую среду

2.3. Способы защиты экологических прав

3) Вывод (практические выводы)

4) Источники информации











Введение

Кому нравится жить на свалке? Можно ли защитить окру­жающую среду? Почему, защищая окружающую среду, че­ловек защищает себя?

Активное воздействие человека на окружающую сре­ду стало причиной возникновения и развития в большин­стве стран мира, в том числе и у нас в России, новой от­расли права — права охраны окружающей среды. В России оно получило название экологического права. В от­личие от многих известных нам отраслей, развитие кото­рых длилось столетиями (например, уголовного права), экологическое право сформировалось стремительно, бук­вально за несколько десятилетий прошлого века и продол­жает совершенствоваться ныне. Главная его задача — ре­шение проблем охраны окружающей среды.

Из Экологической доктрины Российской Федерации (одо­брена Правительством РФ в 2002 г.).

Стратегической целью государственной политики в области экологии являются сохранение природных сис­тем, поддержание их целостности и жизнеобеспечиваю­щих функций для устойчивого развития общества, повы­шения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Для этого необходимы сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуля­ции как необходимого условия существования человечес­кого общества; обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне жи­вущих и будущих поколений людей; обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.


Основная часть


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА


Экологическое право представляет собой совокупность пра­вовых норм, которые регулируют общественные отноше­ния, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды. Эту область (сферу) общественных отношений принято называть экологическими отноше­ниями.

Понятно, что не любые отношения, которые склады­ваются в обществе по поводу объектов окружающей сре­ды, можно отнести к экологическим. Следовательно, что эколо­гические отношения имеют свою специфику: это отноше­ния по использованию, а также охране окружающей среды (как оборотной стороне ее использования).

Окружающая среда — главный объект экологического права. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002) определяет ее как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Условно эту совокупность можно представить в виде следующей схемы:­



А — природные объекты.

Б — природно-антропогенные

В- антропогенные объекты

Компонентами природной среды явля­ются земля, недра, почва, вода, атмосферный воздух, рас­тительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое про­странство, обеспечивающее в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Природный объект трактуется в законе как естественная экологичес­кая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природ­но-антропогенный объект (от греч. anthropos — человек + genos — рождение) характеризуется как природный объ­ект, измененный в результате воздействия человека, или же объект, созданный человеком, но обладающий свойст­вами природного (искусственные посадки, сады, лесополо­сы и т. д.). Антропогенный объект — это объект, создан­ный человеком и не обладающий свойствами природных объектов (здания, дороги, инженерные сети и т. д.).

Экологическое право имеет комплексную структуру — объединяет нормы природо­-ресурсного и природоохранного права. Подчеркнем, что структурные компоненты экологического права нельзя рассматривать в отрыве друг от друга: нормы, регулирую­щие использование, и нормы, регулирующие охрану, дей­ствуют одновременно. Например, земля одновременно ис­пользуется и охраняется.

К источникам экологического права относят все пра­вовые акты, в которых содержатся нормы, регулирующие экологические отношения. Таких актов много. По юриди­ческой силе весь массив экологичес­ких нормативных актов (иначе говоря, экологического за­конодательства) можно разделить на конституции, зако­ны и подзаконные акты. На уровне Федерации это, прежде всего, Конституция РФ — основа всего комплекса нормативных актов, регулирующих экологические отно­шения. Из конституции РФ (раздел первый, глава 2,статья 42): «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состояний и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением». На уровне субъектов РФ ведущую роль также играют конституции субъектов РФ, а далее — законы и нормативные акты исполнительной власти субъектов РФ. Из закона Иркутской области от 07.10.2008 N 75-оз (ред. от 24.12.2015) "О регулировании отдельных отношений недропользования в Иркутской области"(принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 17.09.2008 N 45/19-ЗС):


«Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона


Настоящий Закон регулирует отдельные отношения недропользования в Иркутской области (далее - область), в том числе определяет порядок предоставления права пользования участками недр местного значения. …


Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ

В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ


Статья 3. Полномочия Законодательного Собрания Иркутской области в сфере регулирования отношений недропользования

(в ред. Закона Иркутской области от 08.06.2009 N 32-оз)


К полномочиям Законодательного Собрания Иркутской области в сфере регулирования отношений недропользования относится следующее:

(в ред. Закона Иркутской области от 08.06.2009 N 32-оз)

1) осуществление законодательного регулирования отношений недропользования;

2) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов области в сфере регулирования отношений недропользования.


Статья 4. Полномочия Правительства Иркутской области в сфере регулирования отношений недропользования. К полномочиям Правительства Иркутской области в сфере регулирования отношений недропользования относится следующее:

(в ред. Закона Иркутской области от 08.06.2009 N 32-оз)

1) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

2) организация разработки и реализации территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы на территории области;

3) организация создания и ведения фонда геологической информации Иркутской области; ...

17) установление для пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных производственных и технологических нужд в границах предоставленных им в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" горных отводов и (или) геологических отводов;

(п. 17(1) введен Законом Иркутской области от 08.06.2009 N 32-оз; в ред. Закона Иркутской области от 14.07.2011 N 68-ОЗ)

18) регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.

(п. 18 в ред. Закона Иркутской области от 08.06.2009 N 32-оз)» .

Следует отметить, что первые природоохранные мероприятия в России проводил ещё Петр I. Он был первым русским государем, постоянно занимавшимся природоохранной деятельностью, на­правленной на сохранение благополучия не только собственных, царских угодий, но и всего государства.

Одним из самых замечательных был указ царя об охране ле­са. Он велел разделить все леса на две категории: в од­них разрешил производить лесозаготовки, а в других категори­чески запретил и приказал строго охранять их. Предусматрива­лись также посадки новых лесов. По указу Петра I в 1706 г. в Москве был заложен так называемый Аптекарский огород. По преданию, царь собственноручно посадил в нем несколько де­ревьев. Теперь этот «огород» известен как Ботанический сад МГУ на проспекте Мира.

Позаботился царь и об охране животного мира. Его указы за­прещали отстрел лосей в Санкт-Петербургской губернии, а также хищнические способы ловли рыбы (такие, например, как уста­новка ловушек, перегораживавших реку). Предприняты были ме­ры по сохранению чистоты водоемов. Указом 1719 г. жителям Петербурга запрещалось сваливать мусор в Неву и другие реки города. Еще несколько указов предписывали укреплять берега и сохранять почвенный покров.


Но среди множества федеральных и обычных законов РФ, регулирующих экологические отношения, особую роль играет упомянутый Федеральный закон «Об охране окружающей среды», который отражает все основные принципы экологического права. Главный из них выража­ет смысл всего экологического законодательства: соблюде­ние права человека на благоприятную окружающую среду.



ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Это право принадлежит к числу общечеловеческих ценностей, естественных прав человека и гражданина, за­трагивающих самые основы его бытия, связанные с под­держанием материальных и духовных условий жизни.

Одним из основных международных документов по вопросам экологии является Декларация по окружающей среде и развитию, принятая на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992). В качестве принципа № 1 Декларация провозгласила: «Забота о людях занимает центральное ме­сто в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой».

В Законе «Об охране окружающей среды» благопри­ятная окружающая среда определяется как среда, «каче­ство которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов». Существует также научное определение этого понятия. Среда является благоприят­ной, если ее состояние соответствует установленным в эко­логическом законодательстве нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неисчерпа­емости), видового разнообразия и эстетического богат­ства.

Объективно человек не может не воздействовать на окружающую среду — не извлекать минеральных ресур­сов, не забирать воду, не выбрасывать загрязняющие ве­щества и т. д. Проблема заключается в том, чтобы были установлены научно обоснованные пределы (нормы) тако­го воздействия.

С этой целью экологическое право уста­навливает так называемое экологическое нормирование, т. е. закрепленные в правовых документах экологические критерии (нормативы) предельно допустимого воздействия на среду.

Основным документом, закрепившим требования по экологическому нормированию, является Закон «Об охра­не окружающей среды». В главе V «Нормирование в обла­сти охраны окружающей среды» определена система эко­логических нормативов, в которую входят: нормативы ка­чества окружающей среды, нормативы предельно допусти­мого вредного воздействия на состояние окружающей среды (ПДВ) и нормативы допустимого изъятия природ­ных ресурсов.

Коротко поясним, что нормативы качества — это нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ и предельно допустимых уровней вред­ных физических воздействий (например, ПДК двуокиси азота (N02) в атмосфере воздуха не должно превышать 0,085 мг/м3, соляной кислоты (НС1) — 0,2 мг/м3 и т. д.).

Нормативы ПДВ фактически помогают регулировать соблюдение нормативов качества окружающей среды, по­скольку устанавливают предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов для раз­личных источников воздействия на окружающую среду (ст. 23).

А нормативы допустимого изъятия природных ресур­сов (ископаемых, водных, земельных, лесных, животного мира и т. д.) устанавливаются с целью предупредить их истощение. Такие нормативы разрабатываются с учетом возможностей воспроизводства (ст. 26).

Следует отметить, что, по мнению правоведов, не все экологические нормативные акты приведены в соответ­ствие с требованиями Закона «Об охране окружающей среды». Так, в Федеральном законе «О недрах» все еще отсутствуют требования о нормировании допустимого изъ­ятия ресурсов недр. Ученые связывают такие правовые пробелы с отсутствием государственной воли на запрет безразмерной добычи ресурсов для продажи за рубеж.

Право на информацию также является основополага­ющим правом личности и провозглашается во Всеобщей декларации прав человека. Как уже отмечалось, Консти­туция РФ (ст. 42) закрепляет право граждан на достовер­ную информацию о состоянии окружающей среды. Оно за­креплено в ряде федеральных законов и прежде всего в Законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11).

Информация как юридическое понятие — это сведе­ния о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Досто­верной информацией о состоянии окружающей среды яв­ляются сведения, которые отражают реальное, неискажен­ное состояние окружающей среды. Такой информацией в первую очередь располагают государственные органы, име­ющие специальные полномочия в области охраны окружа­ющей среды и использования природных ресурсов.

Для тех, кто изучал отечественную историю, не сек­рет, что в нашей стране долгие годы процесс распрост­ранения информации был под тотальным контролем госу­дарства. Получение гражданами достоверной информации нередко полностью исключалось. К числу самых страш­ных примеров можно отнести сокрытие властями инфор­мации о крупнейшей в нашей истории аварии на складе радиоактивных веществ производственного объединения «Маяк» под Челябинском в 1957 г. Население своевремен­но не предупредили. Сегодня трудно подсчитать число по­гибших и пострадавших от радиации. Их тысячи. История повторилась в 1986 г. в Чернобыле, когда власти почти не­делю скрывали информацию о взрыве на одном из реакто­ров АЭС. Задержка привела к увеличению числа жертв ра­диоактивного излучения. Такова трагическая плата за нарушенные права человека.

Конституция РФ (ст. 41, п. 3) установила ответствен­ность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоя­тельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Из статьи 41: «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».





СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ


Закон «Об охране окружающей среды» закрепляет за гражданами возможность различными способами защи­щать свое право на здоровую окружающую среду (ст. 11). Мы имеем право создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружа­ющей среды; можем обращаться в органы власти с жалоба­ми, заявлениями и предложениями, принимать участие в собраниях, митингах и т. д. по охране окружающей сре­ды. Более того, каждый из нас имеет право предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Право граждан на судебный иск — это наиболее мощное, универсальное средство защиты. Причем если граждане не удовлетворены решением суда общей юрис­дикции, они могут подать жалобу в суд более высокой ин­станции. Исчерпав все законные средства защиты прав в России, ее граждане имеют право обращаться в Европей­ский суд по правам человека.

Благодаря активности граждан за последние годы со­здан целый ряд важных прецедентов. Вот яркий пример. В 1998 г. Верховный Суд РФ рассмотрел и удовлетворил коллективный иск граждан и общественных объединений многих регионов России о признании недействительными ряда распоряжений Правительства РФ о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы (т. е. лучших).

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, относит­ся к наиболее важным способам защиты права на благо­приятную окружающую среду. Порядок возмещения ущерба, причиненного экологическими правонарушения­ми, регулируется, прежде всего, Законом «Об охране окру­жающей среды». В отношении здоровья и имущества че­ловека в этом документе применяется понятие «вред». Под вредом понимается любое умаление (ущемление, наруше­ние) материального или нематериального блага, в том чис­ле жизни и здоровья. Ключевым принципом нашего зако­нодательства можно считать положение о том, что вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды (а также в результате хозяйственной и иной деятельности), подлежит возмеще­нию в полном объеме.

Вполне очевидно, что без определенных экологичес­ких обязанностей нельзя обеспечить экологические права. Конституция РФ (ст. 58) и весь комплекс нашего экологи­ческого законодательства обязывают каждого гражданина охранять природу, бережно использовать природные бо­гатства. Из статьи 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Если смотреть широко, эту обязанность можно определить и как правовую, и как моральную. Для циви­лизованного человека забота о природе — это проявление общей культуры. И вместе с тем — моральный долг перед живущими и будущими поколениями. Нарушение же ус­тановленных законодательством обязанностей влечет при­менение мер юридической ответственности.

Экологические правонарушения являются одной из главных причин деградации окружающей среды. Количе­ство таких правонарушений в нашей стране (как, впрочем, и по всему миру) настолько велико, что многими оцени­вается как угроза национальной безопасности. Органы прокуратуры ежегодно выявляют их уже не тысячами, а сотнями тысяч. Тем не менее качество среды постоянно снижается. Достаточно указать, что большая часть населе­ния России сегодня употребляет воду, не отвечающую стандартам. Морская вода загрязнена радиоактивными ве­ществами и отходами в результате незаконного сброса кон­тейнеров, аварийных или отработанных реакторов, слива нефтепродуктов и т. д. Все это в первую очередь резуль­тат техногенных правонарушений.

Не отстают и рядовые граждане. Так, число ежегод­ных лесных пожаров, возникающих по вине человека, до­ходит до 40 тысяч. Трудно представить, хотя бы на минуту, что испытывает живая природа, животные, птицы, тыся­чами погибающие в огне пожаров, учиненных людьми. Число нарушений правил охоты, охраны животного мира измеряется десятками тысяч, а правил рыболовства — сот­нями тысяч. И это только случаи, выявленные органами прокуратуры. На самом же деле, по мнению специалистов, экологических правонарушений значительно больше.

Что же такое экологическое правонарушение? Экологическое правонарушение является разно­видностью противоправного поведения, т. е. всегда пред­ставляет собой нарушение экологического законодатель­ства. Это и есть его основной признак.

Любое экологическое правонарушение обязательно приносит вред окружающей среде или здоровью человека и поэтому является общественно опасным. Таким обра­зом, экологическое правонарушение можно определить как общественно опасное вредное виновное деяние, нару­шающее нормы законодательства об охране окружающей среды. Есть и другие определения, но суть здесь отраже­на достаточно точно.

Экологическое законодательство, и прежде всего, Закон «Об охране окружающей среды» (статья 75) устанав­ливает несколько видов ответственности: имущественную (гражданско-правовую), дисциплинарную, административ­ную и уголовную.

Административная ответственность за нарушения законодательства об охране окружающей среды предусмо­трена Кодексом РФ об административных правонарушени­ях (КоАП РФ). Например, в главе 8 указано, что наруше­ние правил охраны рыбных запасов влечет наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда (ст. 8.38). Меры дисциплинарной ответственности установлены в Трудовом кодексе РФ (так, в гл. 39 предусмотрена материальная ответственность ра­ботника за ущерб, причиненный имуществу работодателя). Меры уголовной ответственности — в Уголовном кодексе РФ (УК РФ). Здесь экологическим преступлениям полно­стью посвящена глава 26; указаны виды преступлений и виды наказаний. Например, за незаконную добычу рыбы (ст. 256) в определенных случаях предусмотрены штрафы (от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда), ли­бо исправительные работы (сроком до 2 лет), либо аресты (от 4 до 6 месяцев). В Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) сформулированы положения о возмещении вреда, причи­ненного имуществу юридического лица (ст. 15 и гл. 59). Здесь же (гл. 59, ст. 1074) указывается, что несовершен­нолетние от 14 до 18 лет несут ответственность за при­чиненный вред «на общих основаниях».

Общие нормы о возмещении вреда, установленные в ГК РФ, конкретизируются в Законе «Об охране окружаю­щей среды». Так, в статье 77 закреплен принцип полного возмещения вреда, причиненного экологическим правона­рушением (загрязнением, истощением, порчей, уничтоже­нием, нерациональным использованием природных ресур­сов и т. д.).


Экологические правонарушения по виду (форме) юри­дической ответственности, как и все правонарушения, под­разделяются на проступки и преступления. Разница, как вы хорошо понимаете, определяется степенью вреда, на­несенного окружающей среде и здоровью людей.

Между дву­мя видами правонарушения проходит тончайшая, порой трудноуловимая граница. Экологические правонаруше­ния — не исключение. Насколько порой трудно увидеть эту границу, можно заключить из простого сравнения со­ставов правонарушения. Так, согласно КоАП РФ, уничто­жение редких и находящихся под угрозой уничтожения животных (ст. 8.35) относится к числу административных правонарушений, т. е. проступков. А за незаконную охо­ту, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба, согласно статье 258 УК РФ предусмотрена уголов­ная ответственность.

Существует, конечно, возможность достаточно точно определить искомую границу — через суд. Но зачем же доводить дело до суда? Я считаю лучше всего не совершать экологические правонарушения и жить в гармонии с природой, беря от неё лишь только самое необходимое, не загрязняя и не истребляя её.



Практические выводы:

Я считаю, что

- современный молодой человек не может игнорировать экологические императивы (требования) эпохи и должен соблюдать три главных правила экологической морали:

1.Я лично несу ответственность за сохранение природы.

2. Я не причиню зла живому — цветку, дереву, птице, животному. И конечно, человеку.

3. Я помогу любой жизни, которой могу помочь, — цветку, дереву, птице, животному. И конечно, человеку.

- полезно научиться разбираться в экологической ситуа­ции, сложившейся в месте нашего проживания. Важ­но понять, откуда исходят угрозы окружающей среде и существует ли возможность беспрепятственно получать до­стоверную информацию о ее состоянии. И, конечно же, нуж­но овладевать правовыми нормами, с помощью которых можно добиваться достоверной информации, а также про­тивостоять этим угрозам.

- следует научиться критически оценивать свое собствен­ное отношение к окружающей среде. Необходимо честно проанализировать свое поведение с точки зрения своих экологических обязанностей и, если потребуется, найти в себе мужество что-то в нем изменить, от чего-то отказать­ся. В первую очередь от равнодушия, от грубого потреби­тельства.

- нужно хорошо понять, почему окружающей среде тре­буется наша защита. В сущности, речь идет о нашем естественном праве на здоровую окружающую среду. Но это право надо научиться защищать.





Источники:


  1. Конституция Российской Федерации

  2. http://irkobl.ru/sites/ecology/normativbaza/regionzakon/

  3. http://irkobl.ru/sites/ecology/working/woter/gosuslugi/Закон%20Иркутской%20области%20от%2007_10_2008%20N%2075-оз%20(ред_%20от%2024_12.rtf

  4. http://irkobl.ru/sites/ecology/Расп%20519-рп.pdf

  5. http://irkobl.ru/sites/ecology/Расп%20519-рп.pdf

  6. http://www.greenpatrol.ru/sites/default/files/doklad_o_sostoyanii_i_ohrane_okruzhayushchey_sredy_irkutskoy_oblasti_2014.pdf













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!