МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ аХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Им. К.Х. ШОБОЕВА |
ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ПРАВЕ |
РЕФЕРАТ |
|
АВТОР: ПОПОВА ЕКАТЕРИНА УЧЕНИЦА 10 КЛАССА |
РУКОВОДИТЕЛЬ: КРИВОШЕИНА ЕЛЕНА ДЕМИДОВНА |
|
Оглавление
Введение
Основная часть
2.1. Общая характеристика экологического права
2.2. Право человека на благоприятную окружающую среду
2.3. Способы защиты экологических прав
3) Вывод (практические выводы)
4) Источники информации
Введение
Кому нравится жить на свалке? Можно ли защитить окружающую среду? Почему, защищая окружающую среду, человек защищает себя?
Активное воздействие человека на окружающую среду стало причиной возникновения и развития в большинстве стран мира, в том числе и у нас в России, новой отрасли права — права охраны окружающей среды. В России оно получило название экологического права. В отличие от многих известных нам отраслей, развитие которых длилось столетиями (например, уголовного права), экологическое право сформировалось стремительно, буквально за несколько десятилетий прошлого века и продолжает совершенствоваться ныне. Главная его задача — решение проблем охраны окружающей среды.
Из Экологической доктрины Российской Федерации (одобрена Правительством РФ в 2002 г.).
Стратегической целью государственной политики в области экологии являются сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Для этого необходимы сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества; обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей; обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.
Основная часть
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
Экологическое право представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды. Эту область (сферу) общественных отношений принято называть экологическими отношениями.
Понятно, что не любые отношения, которые складываются в обществе по поводу объектов окружающей среды, можно отнести к экологическим. Следовательно, что экологические отношения имеют свою специфику: это отношения по использованию, а также охране окружающей среды (как оборотной стороне ее использования).
Окружающая среда — главный объект экологического права. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002) определяет ее как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Условно эту совокупность можно представить в виде следующей схемы:
А — природные объекты.
Б — природно-антропогенные
В- антропогенные объекты
Компонентами природной среды являются земля, недра, почва, вода, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающее в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Природный объект трактуется в законе как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природно-антропогенный объект (от греч. anthropos — человек + genos — рождение) характеризуется как природный объект, измененный в результате воздействия человека, или же объект, созданный человеком, но обладающий свойствами природного (искусственные посадки, сады, лесополосы и т. д.). Антропогенный объект — это объект, созданный человеком и не обладающий свойствами природных объектов (здания, дороги, инженерные сети и т. д.).
Экологическое право имеет комплексную структуру — объединяет нормы природо-ресурсного и природоохранного права. Подчеркнем, что структурные компоненты экологического права нельзя рассматривать в отрыве друг от друга: нормы, регулирующие использование, и нормы, регулирующие охрану, действуют одновременно. Например, земля одновременно используется и охраняется.
К источникам экологического права относят все правовые акты, в которых содержатся нормы, регулирующие экологические отношения. Таких актов много. По юридической силе весь массив экологических нормативных актов (иначе говоря, экологического законодательства) можно разделить на конституции, законы и подзаконные акты. На уровне Федерации это, прежде всего, Конституция РФ — основа всего комплекса нормативных актов, регулирующих экологические отношения. Из конституции РФ (раздел первый, глава 2,статья 42): «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состояний и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением». На уровне субъектов РФ ведущую роль также играют конституции субъектов РФ, а далее — законы и нормативные акты исполнительной власти субъектов РФ. Из закона Иркутской области от 07.10.2008 N 75-оз (ред. от 24.12.2015) "О регулировании отдельных отношений недропользования в Иркутской области"(принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 17.09.2008 N 45/19-ЗС):
«Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует отдельные отношения недропользования в Иркутской области (далее - область), в том числе определяет порядок предоставления права пользования участками недр местного значения. …
Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ
В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
Статья 3. Полномочия Законодательного Собрания Иркутской области в сфере регулирования отношений недропользования
(в ред. Закона Иркутской области от 08.06.2009 N 32-оз)
К полномочиям Законодательного Собрания Иркутской области в сфере регулирования отношений недропользования относится следующее:
(в ред. Закона Иркутской области от 08.06.2009 N 32-оз)
1) осуществление законодательного регулирования отношений недропользования;
2) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов области в сфере регулирования отношений недропользования.
Статья 4. Полномочия Правительства Иркутской области в сфере регулирования отношений недропользования. К полномочиям Правительства Иркутской области в сфере регулирования отношений недропользования относится следующее:
(в ред. Закона Иркутской области от 08.06.2009 N 32-оз)
1) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
2) организация разработки и реализации территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы на территории области;
3) организация создания и ведения фонда геологической информации Иркутской области; ...
17) установление для пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных производственных и технологических нужд в границах предоставленных им в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" горных отводов и (или) геологических отводов;
(п. 17(1) введен Законом Иркутской области от 08.06.2009 N 32-оз; в ред. Закона Иркутской области от 14.07.2011 N 68-ОЗ)
18) регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.
(п. 18 в ред. Закона Иркутской области от 08.06.2009 N 32-оз)» .
Следует отметить, что первые природоохранные мероприятия в России проводил ещё Петр I. Он был первым русским государем, постоянно занимавшимся природоохранной деятельностью, направленной на сохранение благополучия не только собственных, царских угодий, но и всего государства.
Одним из самых замечательных был указ царя об охране леса. Он велел разделить все леса на две категории: в одних разрешил производить лесозаготовки, а в других категорически запретил и приказал строго охранять их. Предусматривались также посадки новых лесов. По указу Петра I в 1706 г. в Москве был заложен так называемый Аптекарский огород. По преданию, царь собственноручно посадил в нем несколько деревьев. Теперь этот «огород» известен как Ботанический сад МГУ на проспекте Мира.
Позаботился царь и об охране животного мира. Его указы запрещали отстрел лосей в Санкт-Петербургской губернии, а также хищнические способы ловли рыбы (такие, например, как установка ловушек, перегораживавших реку). Предприняты были меры по сохранению чистоты водоемов. Указом 1719 г. жителям Петербурга запрещалось сваливать мусор в Неву и другие реки города. Еще несколько указов предписывали укреплять берега и сохранять почвенный покров.
Но среди множества федеральных и обычных законов РФ, регулирующих экологические отношения, особую роль играет упомянутый Федеральный закон «Об охране окружающей среды», который отражает все основные принципы экологического права. Главный из них выражает смысл всего экологического законодательства: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.
ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Это право принадлежит к числу общечеловеческих ценностей, естественных прав человека и гражданина, затрагивающих самые основы его бытия, связанные с поддержанием материальных и духовных условий жизни.
Одним из основных международных документов по вопросам экологии является Декларация по окружающей среде и развитию, принятая на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992). В качестве принципа № 1 Декларация провозгласила: «Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой».
В Законе «Об охране окружающей среды» благоприятная окружающая среда определяется как среда, «качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов». Существует также научное определение этого понятия. Среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неисчерпаемости), видового разнообразия и эстетического богатства.
Объективно человек не может не воздействовать на окружающую среду — не извлекать минеральных ресурсов, не забирать воду, не выбрасывать загрязняющие вещества и т. д. Проблема заключается в том, чтобы были установлены научно обоснованные пределы (нормы) такого воздействия.
С этой целью экологическое право устанавливает так называемое экологическое нормирование, т. е. закрепленные в правовых документах экологические критерии (нормативы) предельно допустимого воздействия на среду.
Основным документом, закрепившим требования по экологическому нормированию, является Закон «Об охране окружающей среды». В главе V «Нормирование в области охраны окружающей среды» определена система экологических нормативов, в которую входят: нормативы качества окружающей среды, нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды (ПДВ) и нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.
Коротко поясним, что нормативы качества — это нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий (например, ПДК двуокиси азота (N02) в атмосфере воздуха не должно превышать 0,085 мг/м3, соляной кислоты (НС1) — 0,2 мг/м3 и т. д.).
Нормативы ПДВ фактически помогают регулировать соблюдение нормативов качества окружающей среды, поскольку устанавливают предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов для различных источников воздействия на окружающую среду (ст. 23).
А нормативы допустимого изъятия природных ресурсов (ископаемых, водных, земельных, лесных, животного мира и т. д.) устанавливаются с целью предупредить их истощение. Такие нормативы разрабатываются с учетом возможностей воспроизводства (ст. 26).
Следует отметить, что, по мнению правоведов, не все экологические нормативные акты приведены в соответствие с требованиями Закона «Об охране окружающей среды». Так, в Федеральном законе «О недрах» все еще отсутствуют требования о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр. Ученые связывают такие правовые пробелы с отсутствием государственной воли на запрет безразмерной добычи ресурсов для продажи за рубеж.
Право на информацию также является основополагающим правом личности и провозглашается во Всеобщей декларации прав человека. Как уже отмечалось, Конституция РФ (ст. 42) закрепляет право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Оно закреплено в ряде федеральных законов и прежде всего в Законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11).
Информация как юридическое понятие — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Достоверной информацией о состоянии окружающей среды являются сведения, которые отражают реальное, неискаженное состояние окружающей среды. Такой информацией в первую очередь располагают государственные органы, имеющие специальные полномочия в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Для тех, кто изучал отечественную историю, не секрет, что в нашей стране долгие годы процесс распространения информации был под тотальным контролем государства. Получение гражданами достоверной информации нередко полностью исключалось. К числу самых страшных примеров можно отнести сокрытие властями информации о крупнейшей в нашей истории аварии на складе радиоактивных веществ производственного объединения «Маяк» под Челябинском в 1957 г. Население своевременно не предупредили. Сегодня трудно подсчитать число погибших и пострадавших от радиации. Их тысячи. История повторилась в 1986 г. в Чернобыле, когда власти почти неделю скрывали информацию о взрыве на одном из реакторов АЭС. Задержка привела к увеличению числа жертв радиоактивного излучения. Такова трагическая плата за нарушенные права человека.
Конституция РФ (ст. 41, п. 3) установила ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Из статьи 41: «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».
СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Закон «Об охране окружающей среды» закрепляет за гражданами возможность различными способами защищать свое право на здоровую окружающую среду (ст. 11). Мы имеем право создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; можем обращаться в органы власти с жалобами, заявлениями и предложениями, принимать участие в собраниях, митингах и т. д. по охране окружающей среды. Более того, каждый из нас имеет право предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.
Право граждан на судебный иск — это наиболее мощное, универсальное средство защиты. Причем если граждане не удовлетворены решением суда общей юрисдикции, они могут подать жалобу в суд более высокой инстанции. Исчерпав все законные средства защиты прав в России, ее граждане имеют право обращаться в Европейский суд по правам человека.
Благодаря активности граждан за последние годы создан целый ряд важных прецедентов. Вот яркий пример. В 1998 г. Верховный Суд РФ рассмотрел и удовлетворил коллективный иск граждан и общественных объединений многих регионов России о признании недействительными ряда распоряжений Правительства РФ о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы (т. е. лучших).
Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, относится к наиболее важным способам защиты права на благоприятную окружающую среду. Порядок возмещения ущерба, причиненного экологическими правонарушениями, регулируется, прежде всего, Законом «Об охране окружающей среды». В отношении здоровья и имущества человека в этом документе применяется понятие «вред». Под вредом понимается любое умаление (ущемление, нарушение) материального или нематериального блага, в том числе жизни и здоровья. Ключевым принципом нашего законодательства можно считать положение о том, что вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды (а также в результате хозяйственной и иной деятельности), подлежит возмещению в полном объеме.
Вполне очевидно, что без определенных экологических обязанностей нельзя обеспечить экологические права. Конституция РФ (ст. 58) и весь комплекс нашего экологического законодательства обязывают каждого гражданина охранять природу, бережно использовать природные богатства. Из статьи 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Если смотреть широко, эту обязанность можно определить и как правовую, и как моральную. Для цивилизованного человека забота о природе — это проявление общей культуры. И вместе с тем — моральный долг перед живущими и будущими поколениями. Нарушение же установленных законодательством обязанностей влечет применение мер юридической ответственности.
Экологические правонарушения являются одной из главных причин деградации окружающей среды. Количество таких правонарушений в нашей стране (как, впрочем, и по всему миру) настолько велико, что многими оценивается как угроза национальной безопасности. Органы прокуратуры ежегодно выявляют их уже не тысячами, а сотнями тысяч. Тем не менее качество среды постоянно снижается. Достаточно указать, что большая часть населения России сегодня употребляет воду, не отвечающую стандартам. Морская вода загрязнена радиоактивными веществами и отходами в результате незаконного сброса контейнеров, аварийных или отработанных реакторов, слива нефтепродуктов и т. д. Все это в первую очередь результат техногенных правонарушений.
Не отстают и рядовые граждане. Так, число ежегодных лесных пожаров, возникающих по вине человека, доходит до 40 тысяч. Трудно представить, хотя бы на минуту, что испытывает живая природа, животные, птицы, тысячами погибающие в огне пожаров, учиненных людьми. Число нарушений правил охоты, охраны животного мира измеряется десятками тысяч, а правил рыболовства — сотнями тысяч. И это только случаи, выявленные органами прокуратуры. На самом же деле, по мнению специалистов, экологических правонарушений значительно больше.
Что же такое экологическое правонарушение? Экологическое правонарушение является разновидностью противоправного поведения, т. е. всегда представляет собой нарушение экологического законодательства. Это и есть его основной признак.
Любое экологическое правонарушение обязательно приносит вред окружающей среде или здоровью человека и поэтому является общественно опасным. Таким образом, экологическое правонарушение можно определить как общественно опасное вредное виновное деяние, нарушающее нормы законодательства об охране окружающей среды. Есть и другие определения, но суть здесь отражена достаточно точно.
Экологическое законодательство, и прежде всего, Закон «Об охране окружающей среды» (статья 75) устанавливает несколько видов ответственности: имущественную (гражданско-правовую), дисциплинарную, административную и уголовную.
Административная ответственность за нарушения законодательства об охране окружающей среды предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Например, в главе 8 указано, что нарушение правил охраны рыбных запасов влечет наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда (ст. 8.38). Меры дисциплинарной ответственности установлены в Трудовом кодексе РФ (так, в гл. 39 предусмотрена материальная ответственность работника за ущерб, причиненный имуществу работодателя). Меры уголовной ответственности — в Уголовном кодексе РФ (УК РФ). Здесь экологическим преступлениям полностью посвящена глава 26; указаны виды преступлений и виды наказаний. Например, за незаконную добычу рыбы (ст. 256) в определенных случаях предусмотрены штрафы (от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда), либо исправительные работы (сроком до 2 лет), либо аресты (от 4 до 6 месяцев). В Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) сформулированы положения о возмещении вреда, причиненного имуществу юридического лица (ст. 15 и гл. 59). Здесь же (гл. 59, ст. 1074) указывается, что несовершеннолетние от 14 до 18 лет несут ответственность за причиненный вред «на общих основаниях».
Общие нормы о возмещении вреда, установленные в ГК РФ, конкретизируются в Законе «Об охране окружающей среды». Так, в статье 77 закреплен принцип полного возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением (загрязнением, истощением, порчей, уничтожением, нерациональным использованием природных ресурсов и т. д.).
Экологические правонарушения по виду (форме) юридической ответственности, как и все правонарушения, подразделяются на проступки и преступления. Разница, как вы хорошо понимаете, определяется степенью вреда, нанесенного окружающей среде и здоровью людей.
Между двумя видами правонарушения проходит тончайшая, порой трудноуловимая граница. Экологические правонарушения — не исключение. Насколько порой трудно увидеть эту границу, можно заключить из простого сравнения составов правонарушения. Так, согласно КоАП РФ, уничтожение редких и находящихся под угрозой уничтожения животных (ст. 8.35) относится к числу административных правонарушений, т. е. проступков. А за незаконную охоту, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба, согласно статье 258 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность.
Существует, конечно, возможность достаточно точно определить искомую границу — через суд. Но зачем же доводить дело до суда? Я считаю лучше всего не совершать экологические правонарушения и жить в гармонии с природой, беря от неё лишь только самое необходимое, не загрязняя и не истребляя её.
Практические выводы:
Я считаю, что
- современный молодой человек не может игнорировать экологические императивы (требования) эпохи и должен соблюдать три главных правила экологической морали:
1.Я лично несу ответственность за сохранение природы.
2. Я не причиню зла живому — цветку, дереву, птице, животному. И конечно, человеку.
3. Я помогу любой жизни, которой могу помочь, — цветку, дереву, птице, животному. И конечно, человеку.
- полезно научиться разбираться в экологической ситуации, сложившейся в месте нашего проживания. Важно понять, откуда исходят угрозы окружающей среде и существует ли возможность беспрепятственно получать достоверную информацию о ее состоянии. И, конечно же, нужно овладевать правовыми нормами, с помощью которых можно добиваться достоверной информации, а также противостоять этим угрозам.
- следует научиться критически оценивать свое собственное отношение к окружающей среде. Необходимо честно проанализировать свое поведение с точки зрения своих экологических обязанностей и, если потребуется, найти в себе мужество что-то в нем изменить, от чего-то отказаться. В первую очередь от равнодушия, от грубого потребительства.
- нужно хорошо понять, почему окружающей среде требуется наша защита. В сущности, речь идет о нашем естественном праве на здоровую окружающую среду. Но это право надо научиться защищать.
Источники:
Конституция Российской Федерации
http://irkobl.ru/sites/ecology/normativbaza/regionzakon/
http://irkobl.ru/sites/ecology/working/woter/gosuslugi/Закон%20Иркутской%20области%20от%2007_10_2008%20N%2075-оз%20(ред_%20от%2024_12.rtf
http://irkobl.ru/sites/ecology/Расп%20519-рп.pdf
http://irkobl.ru/sites/ecology/Расп%20519-рп.pdf
http://www.greenpatrol.ru/sites/default/files/doklad_o_sostoyanii_i_ohrane_okruzhayushchey_sredy_irkutskoy_oblasti_2014.pdf